КОНСПЕКТ УРОКА Тема: Работа над музыкально - поэтическим образом в вокальных произведениях.
план-конспект урока

Демина Лариса Ивановна

Цель урока : Добиваться  эмоциональной взаимосвязи между поэтическим текстом и музыкальным оформлением его композитором.

Задача урока :                                                                                                                                    

 -  развить у каждого ребенка чувство музыкального  воображения ;

- внимательное прочтение поэтического текста как стихотворение, чуткое , бережное отношение к слову;

- добиться выразительности, эмоционального и личного понимания учащегося каждого поэтического текста;

- связать музыку и текст в раскрытии музыкально-поэтического образа в исполняемом произведении;                                                                                                                                                                   

-его (ребенка) собственное восприятие этого произведения, его видение.

Были представлены три сольных выступления и ансамбль.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_2022.docx27.67 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

                                             КОНСПЕКТ УРОКА

Тема: Работа над  музыкально - поэтическим  образом в вокальных произведениях.

Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования «Детская школа искусств №1» Министерства образования г. Братска.

Преподаватель: Демина Лариса Ивановна.

Предмет : Вокал эстрадный - соло, вокальный ансамбль, отделение эстрадно-джазового искусства.

Тип занятия : Смешанный, урок применения знаний и умений, закрепление изученного, создание условий для самореализации

Класс: 2 -5.

Дата проведения: 21.04. 2022

Цель урока : Добиваться  эмоциональной взаимосвязи между поэтическим текстом и музыкальным оформлением его композитором.

Задача урока :                                                                                                                                      -  развить у каждого ребенка чувство музыкального  воображения ;

- внимательное прочтение поэтического текста как стихотворение, чуткое , бережное отношение к слову;

- добиться выразительности, эмоционального и личного понимания учащегося каждого поэтического текста;

- связать музыку и текст в раскрытии музыкально-поэтического образа в исполняемом произведении;                                                                                                                                                                    -его (ребенка) собственное восприятие этого произведения, его видение.

Были представлены три сольных выступления и ансамбль.

Образовательная технология : развивающая, информационно – коммуникационная, здоровье сберегающая.

Материалы и оборудование : цифровое фортепиано, микшерский пульт, акустическая система, микрофоны, ноутбук, аудио система.

План урока :

  1. Вступительная часть : краткий анализ взаимосвязи текста и музыкального сопровождения для эмоционально-выразительного раскрытия образа каждого вокального произведения;
  2. Основная часть урока :создание эмоционального настроя и введение голосового аппарата  в работу с постепенной нагрузкой -  распевание учеников, работа над образом в произведениях, в его эмоционально-выразительная подача;
  3. Заключение:  домашнее задание.

Вступительная часть : тема сегодняшнего урока  - это прежде всего работа над образом. Задача педагога  научить ученика  самого  мыслить в отношении, как он понимает  произведение, не навязывая свое мнение, не   забывая работать над интонацией, правильным певческим дыханием, нюансами, соответствующими поэтическому тексту.  Раскрытие музыкального образа отталкивается  от поэтического текста. Сначала пишутся стихи, в который вкладывается  определенный смысл. Потом на них накладывается музыка, если эти стихи вдохновили композитора.  Дальше уже ложится ответственность  на исполнителя, как он воплотит в жизнь задумку авторов. Начинается работа певца, его видение  поэтического и музыкального текста.  В основном мы поем куплетную форму. Жанр песни –это в основе запев и повторяющийся припев. Задача певца найти  свои приемы  и  исполнить песню так, что бы она заполнилась  слушателю. Эта наша основная задача.                                                                                                                                                              Ход урока :  

- распевание одновременно всех учеников – 10 минут, поют стоя. Разогревание голосовых связок и настройка голосового аппарата. Нагрузка постепенная. , снимаем физическую и психологическую нагрузку, для того что бы ученик ощутил раскованность и доверие к педагогу.  Начинаем с разминки и упражнений.  Используются фонопедические упражнения: расслабление нижней челюсти, активности губ, ощущения корня языка, четкое, активное проговаривание согласных букв.

- разогрев голосовых связок (пение закрытым ртом в примарной зоне), пение по полутонам от звука «ми» в диапазоне терции, в дальнейшем расширением до квинты.

- преподаватель просит следить за диафрагмальным дыханием ( рука на животе), не поднимать при вдохе плечи.

- пение в унисон и в терцию по полутонам на слоги «лё», «ли», «зи», «ре», «ри» в диапазоне октавы в восходящем и нисходящем движении.

Гончаров Тимофей , 2 класс.

Репертуар :

  1. Муз. Е. Осина «Качка»
  2. Муз. Сюткина «Конечно Вася»
  3. Муз. О. Газманова «Офицеры»
  4. Муз. Ваенги «Тайга»
  5. Муз. В. Тюльканова «Кони-птицы»

Произведения довольно разнообразны по жанрам. Были выделены 3 жанра. Преподаватель предложила посмотреть видео песен в различных жанрах и                                                                                   попросила определить близкие по жанру  песни к исполняемым  и иные. С помощью педагога с задачей справились на отлично.                                        «Качка», «Конечно  Вася» -  танцевального  характера                                                                             «Офицеры» - патриотического                                                                                                                                               «Тайга»,  «Кони-птицы»- лирико–повествовательного  характера.                                                       Согласно   этим определениям  велась и музыкально –поэтическая работа .  Тимофей очень умело справлялся с различными требованиями по исполнению песен в различных жанрах и показал свое умение и владение своим голосом, от глубокого  legato , плотного non legato ,до облегченного  stakkato. Мальчик обладает красивым поставленным голосом, чисто интонирует. Диапазон достаточно широкий. Настройка в каждую исполняемую песню, помимо основных, велась с помощью компьютерной программы  «Winamp» «Pacemaker»,                                                                                                                                                     где были предложены варианты исполнения песен в различных тональностях и подборка нужного темпа, для бережного отношения и сохранения здоровья голосового аппарата , особенно в пред. мутационный период. Справились на отлично. Тимофей пел легко ,без напряжения. Мальчик хорошо ориентируется в предложенных тональностях. Было много образных сравнений, в ученике будилось творческое воображение, его личное эмоциональное отношение к каждому произведению.

Кабакова София, 15 лет

Репертуар:

  1. Муз. И. Корнелюк «Город, которого нет»

С помощью видео были просмотрены отдельные  места в одноименном фильме , где исполнялась песня  « Город, которого нет». Девочка немного окунулась в тот период , в год создания фильма и написания песни, очень прониклась этим. Был продемонстрирован поэтический текст, найдены кульминационные моменты, эмоциональная окраска каждого куплета. Выяснили, что такое куплетная форма и ее отличительные особенности от других вокальных форм (например баллада). Уже в просмотре видео этой песни в исполнении  И. Корнилюка , определили вместе с ребенком  характер  песни, ее особенности. Нашли основную кульминацию.  Найдена с помощью программы «Winamp» «Pacemaker» нужная тональность, удобная для ребенка,  для ее спокойного, качественного и красивого исполнения.                                                                                                                                                   София исполнила песню с новыми красками в голосе, прочувствовала ее ближе и глубже.                                                                                                                                                            Девчонка умная , вдумчивая ,сообразительная .Работа с ней была интересной, насыщенной, разнообразной и  с вокально-технической стороны.                                                                                                                                   София справилась успешно!

Тихонова Алиса 12 лет.

  1. Муз. А. Удовенко «Вальс»
  2. Муз. Д. Юрков «Вернись»

Произведения разные по музыкально-поэтической подаче. Выясняем в  чем их разница.   Девочка очень тонко  прочувствовала разницу в легком полетном «Вальсе»  от   глубокого поэтического текста и мелодии «Вернись».  Поговорили об этом , решили как будем исполнять .Сейчас главное-создание эмоционального настроя  ребенка, снятие психологической нагрузки, раскрепощение .Голосовой аппарат разогрет, подготовлен к нагрузке.  Справились! Прослушав и просмотрев   еще раз видео песни «Вернись» , над которой работаем , решили что концовка несколько затянута и  с  помощью онлайн приложения Vocal Remover нашли и   «вырезали» повторение мелодии ,которое не несет в себе какого либо  смысла, а просто повторением затягивает и удлиняет  песню. Понравилось. Алиса  хорошо, качественно исполнила песню. Девочка умело пользуется различными приемами звукоизвлечения, где надо замедляет, где надо делает паузы. В припеве « Вернись» решили сделать  sforzando, это очень уместно в этой песне. Глубину всей песни помогают раскрыть   эмоции и движения, которыми Алиса  стала пользоваться после нашей  беседы. Наше то общее , что мы нашли с ребенком  вместе безусловно поможет в качественном исполнении песни, в донесении до зрителя глубины и эмоциональный настрой  этой песни, все что  задумали авторы.

Вокальный ансамбль «Ассорти», 7 чел.

Муз. И. Нужиной и Н. Нужиной    « И снова мы на сцене»                                                                                                                                                                                                   Муз 

Музыкально - поэтический   образ песни  ансамбль уловил сразу. Это песня про них, про любовь к сцене, зрителю.  Девочки предложили новые  движения, которые помогли бы раскрытию образа. Хорошо. Были добавлены и  движения, которые заранее отработаны с педагогом. Вместе получилось яркое , эмоциональное, качественное интересное исполнение номера. Это все подчеркивалось еще и чистотой интонацией, « выстроенными» аккордами по горизонтали и вертикали, балансом между партиями,  хорошей дикцией, артикуляцией. Чувствуется, что детям очень нравится это произведение. С вокально – технической стороной дети справились успешно. Образ и задумку авторов ансамбль воплотил в жизнь.                                                                                                                                                                                  

Заключение:  урок прошел на высоком профессиональном уровне .Все поставленные на уроке цели и задачи были выполнены . Учащиеся почерпнули для себя много навыков в плане понимания глубокой взаимосвязи  поэзии и  музыки. Познали жанровые особенности того или иного произведения, научились глубже прочувствовать  и проживать  исполняемые песни. В домашней подготовке все закрепить и доработать


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности работы над аккомпанементом в вокально-инструментальных произведениях на уроках общего фортепиано

Важнейшим видом практической деятельности музыканта является концертмейстерское исполнительство. В основе исполнительской деятельности лежит принцип интерпретации музыкального произведения. Интерпрета...

музыкально-сценическая работа над образом вокального произведения

В презентации рассматривается понятие "образ": художественный и музыкальный.Представлена схема муз.-сценической работы над образом вокального произведения.Как начать работу над образом?И в заключении,...

Конспект проведения открытого занятия по теме "Пение вокальных произведений"

Цель урока – приобщение детей к миру певческого искусства, заключающейся в проявлении себя через звучание певческого голоса...

Конспект учебного занятия вокальной группы «Жемчужины» «Совершенствование приемов вокально-хоровой работы, работа над интонацией в исполняемом произведении» (3-й год обучения)

Представленный мной конспект занятия по вокалу рассчитан для работы с ансамблем среднего звена (9-11лет).Тема занятия: «Совершенствование приемов вокально-хоровой работы, работа над интонацией в...

План – конспект занятия по вокалу Дикция и артикуляция в музыкально-тренировочном материале и вокальных произведениях

Цель: развитие артикуляционного аппарата вокалиста по средствам отработки правильного произношения слова во время исполнения музыкального произведения.Задачи:Образовательные:Обучить правильному произн...

Вокально-хоровой комплекс, подготавливающий певческий аппарат к работе над вокальным произведением.

Представлен вокально-хоровой комплекс, подготавливающий певческий аппарат к дальнейшей работе над вокальным произведением. Все упражнения выстроены по принципу от простого к сложному, имеют одну сюж...