План – конспект занятия по вокалу Дикция и артикуляция в музыкально-тренировочном материале и вокальных произведениях
план-конспект
Цель: развитие артикуляционного аппарата вокалиста по средствам отработки правильного произношения слова во время исполнения музыкального произведения.
Задачи:
Образовательные:
- Обучить правильному произношению скороговорок.
- Обучить пропеванию дикционных оборотов в музыкально-тренировочном материале и при исполнении музыкальных произведений.
Развивающие:
- Развивать певческий и артикуляционный аппарат.
- Формировать навык фразировки музыкально-вокального произведения с опорой на дикционный оборот.
Воспитательные:
- Формировать речевую культуру.
- Воспитывать внимательность и добросовестное отношения к труду.
Скачать:
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
ГБОУ «Школа «Содружество»
План – конспект занятия
по вокалу
Дикция и артикуляция в музыкально-тренировочном материале и вокальных произведениях
Автор: педагог дополнительного образования
Шмырова А.А.
Москва
2016
Цель: развитие артикуляционного аппарата вокалиста по средствам отработки правильного произношения слова во время исполнения музыкального произведения.
Задачи:
Образовательные:
- Обучить правильному произношению скороговорок.
- Обучить пропеванию дикционных оборотов в музыкально-тренировочном материале и при исполнении музыкальных произведений.
Развивающие:
- Развивать певческий и артикуляционный аппарат.
- Формировать навык фразировки музыкально-вокального произведения с опорой на дикционный оборот.
Воспитательные:
- Формировать речевую культуру.
- Воспитывать внимательность и добросовестное отношения к труду.
Оздоравливающая: способствовать профилактики и коррекции здоровья учащихся путём обучения методиками: дыхательная гимнастика по методу А.Н. Стрельниковой, вокальные упражнения, логопедические упражнения (скороговорки), артикуляционная гимнастика, игра.
Форма занятия: практикум
Методы:
- наглядные – наглядно - иллюстративный, личностный показ;
- словесные – комментарии, объяснения (пояснения практического действия), беседа;
- практические – упражнения, практические задания;
Оборудование: фортепиано, зеркало, пробка, носовой платок, аудиоаппаратура, музыкальные произведения современного направления.
План занятия:
I. Организационный момент.
Объявление темы, цели и задач урока через беседу-диалог с учениками: - 3 мин.
II. Актуализация знаний. Совершенствование и закрепление вокальных навыков.
1. Элементы дыхательной гимнастики А.Н. Стрельниковой: – 3 мин
2. Распевание. Использование вокальных упражнений – скороговорок: - 9 мин.
3. Элементы артикуляционной гимнастики В. В. Емельянова: - 5 минут.
4. Работа над исполнением песни: - контрастные эмоции, аккомпанемент, - 5 мин.
5. «- прочтение вокальной фразы, мысленное пропевание мелодии с активной, хотя и беззвучной артикуляцией, исполнение песни под фонограмму «-»: - 6 мин.
6. «Простая песенка», муз.и сл. К. Ситник - пропевание мелодии a kap.,исполнение под фонограмму «-»: - 5 мин.
III. Подведение итогов, выводы. Рефлексия: – 4 мин.
Ход занятия:
- Объявление темы, цели и задач урока через беседу - диалог с учениками.
Друзья мои, вы заметили как много существует в мире музыкальных инструментов? И каждый из них сделан руками человека. А чтобы они звучали чисто и красиво, за ними нужно ухаживать: настраивать, мыть, чистить, лелеять. Но самый удивительный инструмент, оказывается, находится внутри нас.
Вопрос ученику: Что же это за инструмент?
Человеческий голос.
Это самый древний инструмент, возникший в результате появления самого человека. Голос – это не игрушка. А сколько труда, здоровья, психологического настроя нужно, чтобы он зазвучал.
Интересный момент. Чтобы спортсмен стал чемпионом, ему нужно много и упорно трудиться. Но прежде чем он начнёт свой цикл упражнений ему требуется хорошо разогреть свои мышцы. Иначе, он может получить физическую травму. То же самое происходит и с человеческим голосом. Прежде, чем мы запоём, нам нужно разогреть голосовые связки. Нам нужна зарядка! Нам нужна распевка! Нам нужна скороговорка! Чтобы включились в работу все органы, из которых состоит наш голосовой аппарат.
Вопрос ученику: А какие это органы? – ротовая полость (щёки, губы, зубы, язык, челюсти и нёбо), глотка, гортань, трахея, лёгкие. (см. рисунок).
Всё, что мы с вами перечислили это называется?
Артикуляционный аппарат.
Наши песни состоят из слов, а слова из гласных и согласных звуков. Работа органов артикуляционного аппарата называется артикуляцией. Но эти звуки речи должны быть понятны при общении людей или пении всем окружающим. Для этого существует дикция – это чёткое, ясное, разборчивое произношение звуков.
Вопрос ученику: - А из чего может состоять зарядка вокалиста? Из вокальных упражнений и скороговорок. Нам нужно подготовить свой музыкальный инструмент, точнее – настроить его.
Распеваться на каждом занятии обязательно, так как голосовые связки крепнут, растут. Мы приобретаем навык правильного произношения слова в песне. Голос как любой музыкальный инструмент требует правильной настройки.
II. Актуализация знаний. Совершенствование и закрепление вокальных навыков.
1. Элементы дыхательной гимнастики А.Н. Стрельниковой (Приложение № 1).
Мы начинаем наш урок с дыхательной гимнастики А.Н. Стрельниковой. Сделаем несколько упражнений, необходимых именно для пения, настройки нашего дыхательного аппарата для вокальной работы. Это упражнения «Обними плечи», «Насос».
Вопрос ученику: - Объясните, а зачем мы выполняем этот вид работы? – Мы настраиваем дыхательный аппарат, потому что знаем, что дыхание – это основа пения.
2. Распевание. Использование вокальных упражнений:
А теперь наш класс превращается в луг. Время года – лето. Друзья по школе, Руслан и Маришка, пошли в лес за ягодами. Замечательная погода. Светит солнце. И вдруг ваше внимание привлекает странный звук (закрытым ртом низко «мм»). Кто это? – корова, теленок (рука на груди - ощущение грудногорезонирования – поем в 3-4 тональностях). По дороге проехала машина («пр-р», в высокой тесситуре - «машина едет в горку и с горки»). Сколько цветов! Летают бабочки, стрекочут кузнечики. Вот пролетел жук (в низкой тесситуре «ж-ж» - рука на груди, ощущение тканевых вибраций грудного резонирования, звук хорошо помогает при кашле. Чистка интонации. Опевание ступеней).
Вот и лес. Уже на опушке девочки услышали, как по лесу разносится «ау» (упражнение на широкий интервал октаву – от грудного резонирования к головному - поем в нескольких тональностях). В лесу звенят комары («з-з» - «большой комар»- смешанное резонирование, «зь-зь» - «маленький комар » - головное резонирование, рука при этом на шее - звук помогает при болезненных ощущениях в горле). Но налетел ветерок, и комары исчезли («вв»- головное резонирование - поем в нескольких тональностях поступенное восходящее и нисходящее движение I-Y-I ступени в очень быстром темпе). Как интересно в лесу! Где-то поет свою песню кукушка («ку-ку» - поем в нескольких тональностях). Вот пробежал ёжик («фу-фу-фу» маркатированное движение по терциям Y-III-I, рука ощущает, как двигается животик). Он так смешно бегает (« дук-дик-дак-дик» - упражнение с ощущением смеха – стаккато, поступенное восходящее и нисходящее движение, с опорой на тонику)! Смешной ёжик вызвал смех. (Упр. «Ха-ха-ха», активная работа диафрагмы). Друзья решили его погладить и укололись («о-о-ой» - легато - Y-III-I ст.) Но они быстро успокоились, поели ягод и пошли домой. (Упр. «Там-тики-тики»).
- На одной ноте поём ма-э-и-о-у (восходящее движение по хроматизму)
- Поём по слогам «Я пою» по звукам T53 при нисходящем движении.
- По восходящему и нисходящему хроматическому движению поём да-да-да-да-да-да-да-да.
- Поём по слогам «Сияла ночь» по звукам T53 при нисходящем движении.
- Поем «Вот иду я вверх, вот иду я вниз»
- До-ре-до; до-ре-ми-ре-до; до-ре-ми-фа-соль-фа-ми-ре-до. Распевка поётся вверх по хроматизму.
- Поём по слогам «Мы идём» по звукам T53 при нисходящем движении.
- По звукам T53 при восходящим движении поём да-дэ-ди-до-ду; бра-брэ-бри-бро-бру; за-зэ-зи-зо-зу.
Педагог: Завершаем блок распевок мы всегда скороговорками. А для чего нам нужны скороговорки? (ответы воспитанников). Совершенно верно. Скороговорки раскрепощают речевой аппарат.
Скороговорка "Буду бить я в барабан" (сидя )
"Буду бить я в барабан, буду бить я в бубен". Обратить внимание ребенка на сонорные согласные, вспомнить как их правильно произносить.
Отмечать хлопком доли. Четко произносим текст на улыбке в заданном ритме. Сначала медленно, затем увеличивая темп.
Поём скороговорку «Шла Саша по шоссе и сосала сушку».
Проговариваем скороговорку «Мышка мыла мишке шишке»
Проговариваем скороговорку « Тигрёнок громко рыкнул р-р-р-р.
3.Элементы артикуляционной гимнастики В. В. Емельянова.
Идти было скучно. Дорогой друзья придумывали разные игры. «Поцокали» языком (высоко - низко), изображая лошадку, играли в «Зеркало», показывая друг другу разные выражения лица (грустное - нижняя губа вперед, обиженное - верхняя губа вверх, веселое - верхняя губа растянулась в улыбке, обнажив верхние зубы).
Обращение к ученикам: - Ребята, а зачем мы сейчас делаем эти упражнения? – Развиваем мышцы лица, артикуляционный аппарат.
А потом друзья стали давать друг другу различные задания на основе скороговорки «Из-за леса, из-за гор едет дедушка Егор» с разным эмоциональным подтекстом: радость, грусть, восхищение, удивление и т.д.
Сегодня наше распевание проходило нетрадиционно. Оно вплеталось в музыкальную историю. Вы молодцы! Замечательно справились с поставленной задачей. А теперь, давайте вспомним наши главные правила вокалиста (прочтение – памятка «Наказ вокалисту»).
Трактат о пении (XVI в. архимандрит Матфей)
Чтоб красиво петь до гроба
Купол сделайте из нёба,
Станьте полым, как труба,
И начните петь со лба.
Ощутите точки две:
В животе и в голове.
Чтобы петь и не давиться,
Не забудьте удивиться.
Вдох короткий, как испуг,
И струной тяните звук.
Если вы наверх идете,
Надо глубже опираться.
Всех тогда перепоете,
Хоть и нечем заорать.
Если ж вниз идете вы,
Не теряйте «головы».
Не рычите, словно зверь,
«Открывайте» мягко дверь.
Что такое звук прикрыть,
Очень трудно объяснить.
Чтоб прикрытие найти,
Надо к «е» прибавить «и»,
«А», где «о», а «о», где «у»,
Но не в глотке, а во лбу.
И со лба до живота
Лишь провал и пустота.
Пойте мягко, не кричите, молча партии учите.
И не слушать никого, кроме Бога одного!
4. Работа над исполнением песни «Людоед» - муз. В. Чистякова, сл. М. Яснова - контрастные эмоции, аккомпанемент.
Друзья мои, а сейчас, на примере данной песни, мы попробуем закрепить то, что делали на зарядке, в скороговорках.
5. «Маленький кораблик», муз. и сл. В. Колесникова:
- ученик вокально выразительно читает текст первого куплета, используя музыкальную фразу;
- мысленно пропевает мелодию с активной, хотя и беззвучной артикуляцией;
- исполняет песню под фонограмму «-».
6. «Простая песенка», муз. и сл. К. Ситник:
- ученица показывает мелодию песни a kap.;
- исполняет песню под фонограмму «-».
III. Подведение итогов, выводы. Рефлексия.
Подведём итоги нашего занятия. Вопрос ученику: Что мы делали на уроке?... Сегодня мы уделили много внимания развитию речевого и голосового аппарата, работали над согласными звуками в скороговорках и распевках. Повторили вокальные правила. Вопрос ученику: Получилось – ли у нас приблизиться к образцу? В чём были трудности? Как вы оцениваете свою работу на уроке?
Мы сегодня хорошо потрудились! Спасибо за плодотворную работу!
Список используемой литературы:
- Дубровская С. В. Знаменитая дыхательная гимнастика Стрельниковой. – М.: РИПОЛ классик, 2008.
- Емельянов В.В. Развитие голоса. Координация и тренинг/ В.В Емельянов.– 3-е изд., испр. – СПб: Лань, 2010 – 192с.
3. Жавинина О., Зац Л. Музыкальное воспитание: поиски и находки // Искусство в школе. – 2003. – № 5.
4. Морозов В. П. Искусство резонансного пения. Основы резонансной теории и техники. – М., 2002.
5. Психотерапевтическая энциклопедия. — СПб: ПИТЕР, 2000.
6. Разумов А. Н., Пономаренко В. А., Пискунов В. А. Здоровье здорового человека. – М., 1996.
7.В. Федонюк . Детский голос. Изд. Союз художников. С-П, 2003 г.
8. Рыжкова–Гришина Л. В. «Волшебный букварь», «Гармония», тверская обл.типография, 2004 г.
Интернет источники:
- http://ped-kopilka.ru/vospitateljam/zanjatija-s-detmi/konspekt-otkrytogo-zanjatija-po-vokalu-s-detmi-5-7-let.htm
- http://infourok.ru/konspekt-zanyatiya-po-vokalu-264735.html
Используемая нотная литература:
1. Сборник песен на Детской эстрадной танцевальной волне. В. Чистяков. Изд-во «Композитор», С-П, 1999.
Приложение №1.
Элементы дыхательной гимнастики А.Н. Стрельниковой.
Предлагаемая методика была разработана педагогом-вокалистом Александрой Николаевной Стрельниковой.
Упражнения этой лечебной дыхательной гимнастики не только восстанавливают дыхание и голос, но и чрезвычайно благотворно воздействует на организм в целом:
• восстанавливают нарушенное носовое дыхание,
• улучшают дренажную функцию бронхов,
• положительно влияют на обменные процессы, играющие важную роль в кровоснабжении, в том числе и лёгочной ткани,
• повышают общую сопротивляемость организма, его тонус,
• улучшают нервно - психическое состояние организма.
Упражнения выполняются количество раз, кратное 8, лучше всего “стрельниковская сотня” - 96 раз, но поскольку эта гимнастика - один из видов работы на уроке, то количество движений регламентируется отведённым на этот вид деятельности временем. Мы делаем по 32 движений дыхательных упражнения из раздела «Постановка голоса», готовящих голосовой аппарат к дальнейшей работе. Это упражнения:
Упражнение «Обними плечи» (Вдох на сжатии грудной клетки).
Исходное положение: встаньте прямо. Руки согнуты в локтях и подняты на уровень плеч кистями друг к другу. В момент короткого шумного вдоха носом бросаем руки навстречу друг другу, как бы обнимая себя за плечи. Важно, чтобы руки двигались параллельно друг другу, а не крест-накрест. Руки должны двигаться параллельно, их положение в течение всего упражнения менять нельзя.
Упражнение «Насос». Исходное положение: встать прямо, руки опущены.
Слегка наклонитесь вниз, к полу: спина круглая (а не прямая), голова опущена (смотрит вниз, в пол, шею не тянуть и не напрягать, руки опущены вниз). Сделайте короткий шумный вдох в конечной точке поклона («понюхайте пол»). Слегка приподнимитесь, но не выпрямляйтесь полностью – в этот момент абсолютно пассивно уходит через нос или рот.
Снова наклонитесь и одновременно с поклоном сделайте короткий шумный вдох. Затем, выдыхая, слегка выпрямитесь, выпуская воздух через рот или нос. «Шину накачивайте» легко и просто в ритме строевого шага.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок по предмету "Вокал": "Дикция и артикуляция в музыкально-тренировочном материале и вокальных произведениях"
Основная цель открытого урока: Постановка и развитие артикуляционного аппарата вокалиста по средствам отработки правильного произношения слова в пении в музыкально-тренирово...
Артикуляция, как важнейшее условие работы над вокальным произведением.
Развитие артикуляционного аппарата....
План-конспект занятия по вокалу
Раздел программы: Музыкальная грамотаТема: Пение по нотам...
План – конспект занятия по вокалу Пение вокальных упражнений, работа над музыкальным произведением "Лев - Брадобрей"
Цель занятия: Работа над вокальными упражнениями и музыкальным произведением «Лев и Брадобрей».Задачи занятия:Демонстрация упражнений на «постановку вокального дыхания»...
План – конспект занятия по вокалу Формирование у обучающихся исполнительских вокальных умений и навыков
Цели занятия: 1.формирование у учащихся исполнительских вокальных умений и навыков. 2. создание условий, в которых учащийся испытывает радость ...
Конспект занятия "Работа над дикцией"
Работа над дикцией в классе эстрадного вокала....
План-конспект занятия по эстрадному вокалу «Вокально-исполнительская работа в условиях инклюзивного образования»
Педагогическая поддержка обучения и развития творческих способностей детей через вокально-хоровую и музыкально-игровую деятельность в условиях инклюзивного образования....