Предметная неделя русского языка и литературы
учебно-методический материал по литературе (5 класс)

Кабиева Айгерим Бейсембаевна

Игра-викторина: «Тропою сказок»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл predmetnaya_nedelya.docx26.29 КБ

Предварительный просмотр:

Игра-викторина: «Тропою сказок»

Форма проведения: игра-викторина.

Цель: создание условий для развития интереса обучающихся к произведениям русского литературного и художественного творчества

Задачи:

  • обобщить знания учащихся о русских авторских и народных сказках;
  • развивать речь, творческое мышление, ассоциативную память, внимание, сообразительность, скорость реакции, мелкую моторику, умение работать в команде;
  • способствовать формированию познавательного интереса к народному творчеству;
  • формировать интерес к предмету, побудить к чтению.

Участники: ученики 5 «А» и 5 «Б» классов

Оборудование: иллюстрации к сказкам, интерактивное оборудование (интерактивная доска, проектор), предметы для незрячих (тур «Волшебные предметы»), карточки, дипломы для участников и победителей.

Время проведения: 45 мин.

План мероприятия:

Этапы

Содержание

Время

1.

Подготовительный

Создание эмоционального настроя, объяснение правил и условий викторины

5-6 мин.

2.

Основной

1 тур «Знатоки сказок»

10-12 мин.

2 тур «Волшебные предметы» («Угадай!»)

7-10 мин.

3 тур «Ушки на макушке»

12-15 мин.

3.

Заключительный

Подведение итогов

5-7 мин.

  1. ОРГМОМЕНТ.

Слово учителя:

Сказка по лесу идет,

Сказка за руку ведет,

Из реки выходит сказка!

Из трамвая! Из ворот!

Это что за хоровод?

Это сказок хоровод!

Сказка – умница и прелесть

С нами рядышком живет

Чтобы, чтобы, чтобы, чтобы

Добрый злого победил,

Чтобы добрый, чтобы злого

Стать хорошим убедил

Сказка – умница и прелесть

Ей повсюду путь открыт!

Здравствуйте, уважаемые гости нашего творческого мероприятия «Тропою сказок».

Ребята, любите сказки? Много сказок знаете? Сегодня мы встретились с вами, чтобы выявить знатоков сказок.

ПРАВИЛА ИГРЫ. Ведущий знакомит с правилами игры.

· В игре участвуют 2 команды по 6 человек

· Ведущий читает вопросы по очереди каждой команде, играющие внимательно слушают его до конца, потом отвечают.

· Команде не засчитывается очко, если она дала неправильный ответ. Право передается соперникам.

· Выигрывает команда, которая набрала большее количество очков.

В нашей литературной игре вы должны проявить свою эрудицию, показать свои знания, умение работать в коллективе, показать лидерские качества. Состязание будет состоять из 3 туров, в которых команда получает очки за правильные ответы. В результате – определим, кто же станет победителем!

1 тур «Знатоки сказок»

Группы выбирают по очереди рубрику и вопрос. В каждой рубрике по 4 вопроса разной степени сложности, чем сложнее вопрос, тем больше очков за правильный ответ. Рубрики: «Телеграмма», «Герои сказок», «Магические заклинания», «Сказочный концерт». Таблица с названиями рубрик и вопросов на интерактивной доске. Такую же таблицу, продублированную на листочке, получают команды. (На интерактивной доске в виде слайдов демонстрируется общая таблица с рубриками и вопросы к ним. Однако так как мероприятие проводится для детей с нарушением зрения, таблица и вопросы, напечатанные соответствующим шрифтом, продублированы на листочке)

Рубрика «Телеграмма». Необходимо назвать героя сказки, который мог бы написать это письмо, и саму сказку.

«Телеграмма» 10: «Спасите, нас съел серый волк!» (Козлята из сказки «Серый волк и 7 козлят»)

«Телеграмма» 20: «Очень расстроена. Нечаянно разбила яичко»(Мышка, «Курочка-Ряба»)

«Телеграмма» 30: «Все закончилось благополучно, только мой хвост остался в проруби»(Волк, «Лиса и волк»)

«Телеграмма» 40:»Сижу под Калиновым мостом, у реки Смородины, жду чудище о шести головах.» («Иван Крестьянский сын и Чудо-юдо»)

Рубрика « Герои сказок». Представьте себе, что мы с вами находимся в сказочной портретной галерее. Но портреты в ней нарисованы не красками, а описаны словесно. Попробуем узнать наших любимых героев и вспомнить сказки, в которых мы с ними встречались Необходимо по описанию назвать героя сказки.

« Герои сказок» 10: К семейству каких домашних птиц принадлежит героиня русской народной сказки, которая несла для хозяев изделия из драгоценных металлов? Как её звали?

(Курочка Ряба)

« Герои сказок» 20: На лазоревом платье - частые звезды. На голове месяц ясный, такая красавица – не вздумать, не взгадать, только в сказке сказать.

(Василиса Премудрая – русская народная сказка «Царевна – лягушка»)

« Герои сказок» 30: Княгиня – диво:

Под косой луна блестит,

А во лбу звезда горит,

А сама-то величава,

Выступает, будто пава.

(Царевна Лебедь – А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане»)

« Герои сказок» 40: Назовите героя известной сказки русского поэта, который в конце получает черепно-мозговую травму, теряет дар речи и сходит с ума

(Поп в сказке «Сказка о попе и о работнике его Балде» А.С.Пушкина)

С первого щелка

Прыгнул поп до потолка,

Со второго щелка

Лишился поп языка,

А с третьего щелка

Вышибло ум у старика

Рубрика «Сказочный концерт». Необходимо узнать по песенке героя сказки, её название.

«Сказочный концерт» 10: Я от бабушки ушёл,

Я от дедушки ушёл,

Я от зайца ушёл,

Я от волка ушёл,

От медведя ушёл,

И от тебя, лиса,

Нехитро, уйти.

(Колобок – русская народная сказа «Колобок»)

«Сказочный концерт» 20: «Здравствуй, зеркальце! Скажи

Да всю правду доложи;

Я ль на свете всех милее

Всех румяней и белее?»

(«Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» А.С. Пушкин)

«Сказочный концерт» 30: Несет меня Лиса

За темные леса

За быстрые реки

За высокие горы

Кот и дрозд, спасите меня.

(Петушок Золотой Гребешок)

«Сказочный концерт» 40: Кто и в какой сказке «при честном при всём народе» поёт песню «Во саду ли в огороде»?

(Белка. А.С. Пушкин. «Сказка о царе Салтане».)

Рубрика «Магические заклинания». Необходимо назвать из какой сказки заклинание.

«Магические заклинания» 10: «По щучьему велению, по моему хотению…»

(Емеля из сказки «По щучьему велению»)

«Магические заклинания» 20: «Рыбка, клюнь – попади, меня за хвост потяни!»

(Лиса и волк)

«Магические заклинания» 30: «Катись, катись, яблочко, по серебряному блюдечку, покажи ты мне на блюдечке города и поля, и леса, и моря, и гор высоту, и небес красоту»

(Сказка о серебряном блюдечке и наливном яблочке)

«Магические заклинания» 40: «Лети-лети лепесток, через запад на восток, через север, через юг, возвращайся, сделав круг. Лишь коснешься ты земли – быть по-моему вели!»

(«Цвети-Семицветик» Валентин Катаев)

2 тур «Волшебные предметы»

В этом туре участвуют незрячие учащиеся из каждой команды. В мешке будут лежать предметы, ученик их по одному вытаскивает и наощупь определяет, что это за предмет и из какой сказки. Выигрывает тот ученик, который угадает наибольшее количество предметов.

Зеркало – «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»

Яйцо – «Курочка-ряба»

Орехи - «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди»

Яблоко – «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»

Клубок ниток – «Царевна-лягушка»

Меч – «Меч-кладенец из сказки «Иван коровий сын»

В это время остальные участники команды (слабовидящие) собирают пазлы иллюстрацию к сказке.

3 тур «Ушки на макушке»

Участвуют капитаны команд. Они должны ответить на блиц-вопросы. За определенный отрезок времени (2 минуты) должны ответить на максимальное количество вопросов.

первая команда

  1. Как звали сына царя Салтана в известной сказке А.С.Пушкина? (Гвидон)
  2. Где спрятался седьмой козленок? (В печке)
  3. Жилище Бабы Яги? (избушка на курьих ножках) 
  4. Кто из обитателей болот стал женой царевича? (Лягушка) 
  5. Аппарат, на котором Баба Яга совершает полёт? (Ступа) 
  6. Что потеряла Золушка? (Хрустальную туфельку) 
  7. Сколько лет рыбачил старик из сказки о золотой рыбке? (33)
  8.  Как звали маму медведицу в сказке «Три медведя»? (Настасья Петровна)
  9. Герой русской народной сказки, путешествующий на печи? (Емеля) 
  10. Сколько желаний старика исполнила золотая рыбка? (Три).
  11. Сестрица братца Иванушки? (Аленушка)
  12. Кто поймал необыкновенную щуку? (Емеля) 
  13. Кто потерял хрустальную туфельку? (Золушка) 
  14. В кого превратилось чудище из сказки Аленький цветочек? (в принца) 
  15. Кто нашёл золотой ключик? (Буратино) 
  16. Какая избушка была у лисы в сказке «Заюшкина избушка»? (Ледяная)
  17. Второе название скатерти (Самобранка) 
  18. Кто помог Ивану-царевичу добыть Жар-птицу? (Серый волк)
  19. С чем осталась в конце сказки Старуха? (Со старым корытом)


вторая команда

  1. Кто был верным сторожем царя Додона? (Золотой петушок)
  2. У кого смерть на конце иглы? ( У Кощея Бессмертного).
  3. Имя мальчика, который стал козлёночком?(Иванушка).
  4. Какой корнеплод собирали кошка, внучка, Мышь, ещё собака Жучка, Дед и бабка? (Репка).
  5. Как начинается «Сказка о золотой рыбке»? (« Жили-были старик со старухой у самого синего моря»)
  6. Как звали жениха царевны молодой из «Сказки о мёртвой царевне и семи богатырях» А.Пушкина? (Королевич Елисей)
  7. Время года, когда происходит действие в сказке «Снегурочка»? (Зима)
  8. Чем ловили золотую рыбку? (Неводом)
  9. Назовите имя девочки, которая растаяла, перепрыгивая через костер (Снегурочка)
  10. Из чего была сделана избушка у лисы в сказке «Лиса и заяц» (изо льда)
  11. Сказочный долгожитель (Кощей Бессмертный)
  12. Назовите единственную героиню сказки «Репка», имя которой нам известно. (Жучка)
  13. Какой сказочный головной убор нельзя нарисовать? (шапку-невидимку)
  14. Как называется сказка, главный герой которой едет на печке к царю?

(«По щучьему велению»)

  1. Какие цветы собирала падчерица в сказке «Двенадцать месяцев»? (Подснежники) 
  2. Царь из сказки А.С.Пушкина? (Салтан или Додон) 
  3. Кто поет? Козлятушки, ребятушки,

Отопритесь, отворитесь,

А, я, коза, во бору была

Ела траву шёлковую,

Пила воду студеную

(Коза – русская народная сказка «Волк и семеро козлят»)

  1. Итоги урока.

Подсчет баллов. Награждение победителей и участников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

внеклассное мероприятие, посвященное предметной неделе русского языка и литературы брейн -ринг "Что? Где? Когда?"

Брейн-ринг «ЧТО? ГДЕ? КОГДА?» (7-11 кл)Участники: по двое уч-ся из каждого классаВопросы задают родители, учителя, школьники. На обдумывание дается 1 минута.1 раунд1.Назовите автора данного афори...

план проведения предметной недели русского языка и литературы

план проведения недели русского языка и литературы с 18.11. по 23.11.2013г....

Предметная неделя русского языка и литературы.

Планирование недели за 3 учебных года...

Предметная неделя русского языка и литературы

Предметная неделя русского языка и литературы...

ПРЕДМЕТНАЯ НЕДЕЛЯ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ КАК СРЕДСТВО ИЗУЧЕНИЯ И СОХРАНЕНИЯ РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ

Приобщение подрастающего поколения к духовным ценностям народа является сегодня одной из важнейших задач школы. При этом основным средством трансляции культуры выступает русский язык, который является...

Методическая разработка внеучебного мероприятия по литературе среди обучающихся 1-го курса ТК ВСГУТУ в рамках Предметной недели русского языка и литературы

Литературное внеучебное мероприятие "По страницам книг любимых..." проводится в рамках ежегодной Предметной недели русского языка и литературы. Целью данного мероприятия является популяризац...