Методическая разработка внеучебного мероприятия по литературе среди обучающихся 1-го курса ТК ВСГУТУ в рамках Предметной недели русского языка и литературы
методическая разработка по литературе (8, 9, 10 класс)
Литературное внеучебное мероприятие "По страницам книг любимых..." проводится в рамках ежегодной Предметной недели русского языка и литературы. Целью данного мероприятия является популяризация у обучающихся интереса к чтению художественной литературы. В рамках данного мероприятиия реализуются следующие задачи: 1) закрепить знания в области русской художественной литературы; 2) развить у обучающихся мотивацию к чтению на основе непосредственного восприятия ими художественного текста; 3) воспитать у обучающихся интерес к чтению художественной литературы. В заданиях Литературной викторины использованы материалы произведений художественной литературы школьной программы 7- 9 классов.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Методическая разработка внеучебного мероприятия
«По страницам книг любимых…».
- Положение мероприятия:
Тип мероприятия: внеучебное мероприятие в рамках Предметной недели русского языка и литературы, проводимой в Технологическом колледже ВСГУТУ.
Форма мероприятия: литературная викторина.
Тема мероприятия: «По страницам книг любимых…».
Участники: преподаватели русского языка и литературы и обучающиеся Технологического колледжа ВСГУТУ.
Цель: популяризация у обучающихся интереса к чтению художественной книги.
Задачи:
1) закрепить знания в области русской художественной литературы;
2) развить у обучающихся мотивацию к чтению на основе непосредственного восприятия ими художественного текста.
3) воспитать у обучающихся интерес к чтению художественной литературы.
Подготовительные мероприятия: в заданиях литературной викторины использованы материалы художественных произведений школьной образовательной программы 7-9 классов, в связи с этим необходимо повторить список основных литературных произведений.
Оборудование и материалы: матрицы к заданиям, раздаточный материал с текстами из художественных произведений; портреты поэтов и писателей, портреты художественных героев в бумажном или электронном вариантах; таблица ответов для членов жюри; бумага и ручки.
Ход мероприятия:
- Организационный момент: вступительное слово преподавателя; приветствие участников; определение состава команд (5 сборных команд) и состава жюри (3 преподавателя).
- Литературная викторина состоит из 4-х туров. Каждый тур содержит задания, к которым предлагаются матрицы с вариантами ответов и количеством баллов. Участникам команд дается время на коллективное обдумывание (10 минут) и заполнение матрицы. Заполненные матрицы сдаются членам жюри.
I тур «Что в имени тебе моем…».
Командам раздается таблица с именами русских поэтов или писателей и названиями художественных произведений (7 вариантов), необходимо письменно соотнести варианты ответов. Каждый правильный ответ оценивается в 1 балл. Максимальное количество за тур - 7 баллов.
II тур «Внимательный читатель».
Командам раздаются отрывки из художественных произведений с описанием каких-либо событий (по 3 разных отрывка); необходимо прочитать и вспомнить имя главного литературного героя (1 балл), автора (1 балл) и название (1 балл) художественного произведения. Максимальное количество за тур - 9 баллов.
III тур «А автор кто?». По представленным произведениям необходимо назвать авторов. Максимальное количество тура - 3 балла.
IV тур «Картинная галерея».
Командам раздаются портреты русских поэтов или писателей (3 шт.), отрывки из текстов с описанием литературных героев (3 шт.); необходимо узнать портреты авторов (3 балла), литературных героев по описанию (3 балла) и вспомнить названия произведений (3 балла). Каждый правильный ответ оценивается в 1 балл. Максимальное количество за тур - 9 баллов.
Максимальное суммарное количество баллов за четыре тура – 28 баллов.
- Подведение итогов, оглашение результатов викторины, награждение команд.
Приложение 1. Таблица с именами русских поэтов или писателей и названиями художественных произведений.
Приложение 2. Отрывки из художественных произведений с описанием художественного события (по 3 разных отрывка).
Приложение 3. Назовите авторов произведений по названиям произведений.
Приложение 4. Портреты русских поэтов или писателей (3 шт.), отрывки из текстов с описанием литературных героев (3 шт.).
Приложение 5. Таблица ответов для членов жюри.
II. Задания:
1 тур «Что в имени тебе моем…». Необходимо соотнести автора и название художественного произведения. Максимальное количество 7 баллов.
1. «Ася. Первая любовь» | А) А. С. Пушкин |
2. «После бала» | Б) М. Ю. Лермонтов |
3. «Капитанская дочка» | В) И. С. Тургенев |
4. «Арап Петра Великого» | Г) Н. В. Гоголь |
5. «Мцыри» | Д) Л. Н. Толстой |
6. «Ревизор» | Е) М. Горький |
7. «Сказки об Италии» | Ж) К. Г. Паустовский |
2 Тур «Внимательный читатель». По отрывкам из произведений необходимо вспомнить имя литературного героя (1 балл), автора (1 б) и название (1 б) художественного произведения. Максимальное количество 9 баллов.
А. «А судьи кто? — За древностию лет
К свободной жизни их вражда непримирима,
Сужденья черпают из забытых газет
Времен Очаковских и покоренья Крыма
Всегда готовые к журьбе,
Поют все песнь одну и ту же,
Не замечая об себе:
Что старее, то хуже.
Где? укажите нам, отечества отцы,
Которых мы должны принять за образцы?»
Б. «На дороге обчистил меня кругом пехотный капитан, так что трактирщик хотел уже было посадить в тюрьму; как вдруг, по моей петербургской физиономии и по костюму, весь город принял меня за генерал-губернатора. И я теперь живу у городничего, жуирую, волочусь напропалую за его женой и дочкой; не решился только, с которой начать, - думаю, прежде с матушки, потому что, кажется, готова сейчас на все услуги».
В. «Стыдно тебе, старый пес, что ты, невзирая на мои строгие приказания, мне не донес о сыне моем Петре Андреевиче и что посторонние принуждены уведомлять меня о его проказах. Так ли исполняешь ты свою должность и господскую волю? Я тебя, старого пса! пошлю свиней пасти за утайку правды и потворство к молодому человеку. С получением сего приказываю тебе немедленно отписать ко мне, каково теперь его здоровье, о котором пишут мне, что поправилось; да в какое именно место он ранен и хорошо ли его залечили».
3 Тур - назовите авторов произведений. Максимальное количество баллов – 3 балла.
А. «Властителям и судиям», «Фелица», «Памятник».
Б. «Бедная Лиза», «Наталья, боярская дочь», «История Государства Российского».
В. «На холмах Грузии», «Вольность», «Деревня», «К морю», «Полтава».
4 тур «Картинная галерея».
Командам раздаются портреты русских поэтов или писателей (3 шт.), отрывки из текстов с описанием литературных героев (3 шт.); необходимо узнать портреты авторов (3 балла), литературных героев по описанию (3 балла) и вспомнить названия произведений (3 балла). Каждый правильный ответ оценивается в 1 балл. Максимальное количество 9 баллов.
А. «В бричке сидел господин, не красавец, но и не дурной наружности, ни слишком толст, ни слишком тонок; нельзя сказать, чтобы стар, однако ж и не так, чтобы слишком молод. Въезд его не произвел в городе совершенно никакого шума и не был сопровожден ничем особенным; только два русские мужика, стоявшие у дверей кабака против гостиницы, сделали кое-какие замечания, относившиеся, впрочем, более к экипажу, чем к сидевшему в нем. «Вишь ты, — сказал один другому, — вон какое колесо! что ты думаешь, доедет то колесо, если б случилось, в Москву или не доедет?» — «Доедет», — отвечал другой. «А в Казань-то, я думаю, не доедет?» — «В Казань не доедет», — отвечал другой. Этим разговор и кончился».
Б.Как рано мог уж он тревожить
Сердца кокеток записных!
Когда ж хотелось уничтожить
Ему соперников своих,
Как он язвительно злословил!
Какие сети им готовил!
В. "...Он был такой тоненький, беленький, на нем мундир был такой новенький..." "...он был вообще очень недурен и имел одну из тех оригинальных физиономий, которые особенно нравятся женщинам светским..." "...Он был среднего роста; стройный, тонкий стан его и широкие плечи доказывали крепкое сложение..." "...карие глаза <...> они не смеялись, когда он смеялся!.." "...белокурые волосы, вьющиеся от природы..." "... усы его и брови были черные...""...немного вздернутый нос, зубы ослепительной белизны..."
III. Ответы:
1 тур
1. «Ася. Первая любовь» | А) И. С. Тургенев |
2. «После бала» | Б) Л. Н. Толстой |
3. «Капитанская дочка» | В) А. С. Пушкин |
4. «Арап Петра Великого» | Г) А.С. Пушкин |
5. «Мцыри» | Д) М. Ю. Лермонтов |
6. «Ревизор» | Е) Н. В. Гоголь |
7. «Сказки об Италии» | Ж) М.Горький |
2 тур
А. Александр Чацкий, «Горе от ума», А.Грибоедов
Б. Иван Александрович Хлестаков, «Ревизор», Н.В. Гоголь
В. Андрей Петрович Гринев, «Капитанская дочка», А.С. Пушкин
3 тур
А. Г.Р.Державин
Б. Н.М.Карамзин
В. А.С.Пушкин
4 тур
А. Павел Иванович Чичиков из «Мертвые души» Н.В. Гоголя
Б. Евгений Онегин из «Евгений Онегин» А.С. Пушкина
В.Григорий Печорин из «Герой нашего времени» М.Ю. Лермонтова
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
внеклассное мероприятие, посвященное предметной неделе русского языка и литературы брейн -ринг "Что? Где? Когда?"
Брейн-ринг «ЧТО? ГДЕ? КОГДА?» (7-11 кл)Участники: по двое уч-ся из каждого классаВопросы задают родители, учителя, школьники. На обдумывание дается 1 минута.1 раунд1.Назовите автора данного афори...
Внеклассное мероприятие по расширению кругозора обучающихся и развитию их интереса к в рамках предметной недели. Биологический калейдоскоп для 6 классов.
Цель: создать условия для развития интереса к предмету, окружающему миру, личностных качеств обучающихся, расширения их кругозора;воспитание бережного отношения к окружающей природе, животным....
Система подготовки к школьному мероприятию в рамках проведения недели русского языка и литературы, посвященной юбилею великого донского писателя М.А.Шолохова.
«Много славных рек проложили свой путь по нашей земле.Но не всем им выпала счастливая доля навечно породниться с именами лучших выразителей дум и чаяний народных:Нева - Пушкин, Днипро - Шевченко...
ПРЕДМЕТНАЯ НЕДЕЛЯ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ КАК СРЕДСТВО ИЗУЧЕНИЯ И СОХРАНЕНИЯ РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ
Приобщение подрастающего поколения к духовным ценностям народа является сегодня одной из важнейших задач школы. При этом основным средством трансляции культуры выступает русский язык, который является...
План мероприятий предметной недели "Русский язык и литература"
Предложенный план мероприятий предметной недели по учебной дисциплине "Русский язык и литература" предлагается для обмена опытом между преподавателями и в качестве примерного образца для нач...
Положение о проведении олимпиады по русскому языку среди обучающихся 1-го курса ТК ВСГУТУ в рамках Предметной недели русского языка и литературы
Олимпиада по русскому языку среди обучающихся 1-го курса ТК ВСГУТУ, проводимая в рамках Предметной недели русского языка и литературы, - это образовательное пространство, создаваемое с целью популяриз...
Внеклассное мероприятие в рамках недели русского языка и литературы для обучающихся 5-9 классов «Мудрые басни Ивана Андреевича Крылова»
Цель: формирование читательской компетентности учащихся в процессе изучения литературы, постижение общечеловеческого смысла басен.Задачи:1.Образовательные: осмысление жанра басни,обощение с...