Методическая разработка внеучебного мероприятия по литературе среди обучающихся 1-го курса ТК ВСГУТУ в рамках Предметной недели русского языка и литературы
методическая разработка по литературе (8, 9, 10 класс)

Литературное внеучебное мероприятие "По страницам книг любимых..." проводится в рамках ежегодной Предметной недели русского языка и литературы. Целью данного мероприятия является популяризация у обучающихся интереса к чтению художественной литературы. В рамках данного мероприятиия реализуются следующие задачи: 1) закрепить знания в области русской художественной литературы; 2) развить у обучающихся мотивацию к чтению на основе непосредственного восприятия ими художественного текста; 3) воспитать у обучающихся интерес к чтению художественной литературы. В заданиях Литературной викторины использованы материалы произведений  художественной литературы школьной программы 7- 9 классов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методическая разработка внеучебного мероприятия

«По страницам книг любимых…».

  1. Положение мероприятия:

Тип мероприятия: внеучебное мероприятие в рамках Предметной недели русского языка и литературы, проводимой в Технологическом колледже ВСГУТУ.

Форма мероприятия: литературная викторина.

Тема мероприятия: «По страницам книг любимых…».

Участники: преподаватели русского языка и литературы и обучающиеся Технологического колледжа ВСГУТУ.

Цель: популяризация у обучающихся интереса к чтению художественной книги.

Задачи:

1) закрепить знания в области русской художественной литературы;

2) развить у обучающихся мотивацию к чтению на основе непосредственного восприятия ими художественного текста.

3) воспитать у обучающихся интерес к чтению художественной литературы.

Подготовительные мероприятия: в заданиях литературной викторины использованы материалы художественных произведений школьной образовательной программы 7-9 классов, в связи с этим необходимо повторить список основных литературных произведений.

Оборудование и материалы: матрицы к заданиям,  раздаточный материал с текстами из художественных произведений; портреты поэтов и писателей, портреты художественных героев в бумажном или электронном вариантах; таблица ответов для членов жюри; бумага и ручки.

Ход мероприятия:

  1. Организационный момент: вступительное слово преподавателя; приветствие участников; определение состава команд  (5 сборных команд) и состава жюри (3 преподавателя).
  2. Литературная викторина состоит из 4-х туров. Каждый тур содержит задания, к которым предлагаются матрицы с вариантами ответов и количеством баллов.  Участникам команд дается время на коллективное обдумывание (10 минут) и заполнение матрицы. Заполненные матрицы сдаются членам жюри.

I тур «Что в имени тебе моем…».

Командам раздается таблица с именами русских поэтов или писателей и названиями художественных произведений (7 вариантов), необходимо письменно соотнести варианты ответов. Каждый правильный ответ оценивается в 1 балл. Максимальное количество за тур - 7 баллов.

II тур «Внимательный читатель».

Командам раздаются отрывки из художественных произведений с описанием каких-либо событий (по 3 разных отрывка); необходимо прочитать и вспомнить имя главного литературного героя (1 балл), автора (1 балл) и название (1 балл) художественного произведения.  Максимальное количество за тур - 9 баллов.

III тур «А автор кто?».  По представленным произведениям необходимо назвать авторов. Максимальное количество тура - 3 балла.

IV тур «Картинная галерея».

Командам раздаются портреты русских поэтов или писателей (3 шт.), отрывки из текстов с описанием литературных героев (3 шт.); необходимо узнать портреты авторов (3 балла), литературных героев по описанию (3 балла) и вспомнить названия произведений (3 балла). Каждый правильный ответ оценивается в 1 балл. Максимальное количество за тур - 9 баллов.

Максимальное суммарное количество баллов за четыре тура – 28 баллов.

  1. Подведение итогов, оглашение результатов викторины, награждение команд.

Приложение 1. Таблица с именами русских поэтов или писателей и названиями художественных произведений.

Приложение 2. Отрывки из художественных произведений с описанием художественного события (по 3 разных отрывка).

Приложение 3. Назовите авторов произведений по названиям произведений.

Приложение 4. Портреты русских поэтов или писателей (3 шт.), отрывки из текстов с описанием  литературных героев (3 шт.).

Приложение 5. Таблица ответов для членов жюри.                                                                                        

II. Задания:

1 тур «Что в имени тебе моем…». Необходимо соотнести  автора и название художественного произведения. Максимальное количество 7 баллов.

1. «Ася. Первая любовь»                                                              

  А)   А. С. Пушкин

2. «После бала»    

  Б)   М. Ю. Лермонтов

3. «Капитанская дочка»

  В)   И. С. Тургенев

4. «Арап Петра Великого»                                

  Г)   Н. В. Гоголь

5. «Мцыри»                                                                                    

  Д)   Л. Н. Толстой

6. «Ревизор»

  Е)  М. Горький

7. «Сказки об Италии»

  Ж)  К. Г. Паустовский

2  Тур «Внимательный читатель». По отрывкам из произведений необходимо вспомнить имя литературного героя (1 балл), автора (1 б) и название (1 б) художественного произведения.  Максимальное количество 9 баллов.

А.  «А судьи кто? — За древностию лет

К свободной жизни их вражда непримирима,

Сужденья черпают из забытых газет

Времен Очаковских и покоренья Крыма

Всегда готовые к журьбе,

Поют все песнь одну и ту же,

Не замечая об себе:

Что старее, то хуже.

Где? укажите нам, отечества отцы,

Которых мы должны принять за образцы?»

Б. «На дороге обчистил меня кругом  пехотный  капитан,  так что трактирщик  хотел  уже  было   посадить   в  тюрьму;  как  вдруг,  по   моей петербургской  физиономии   и  по  костюму,  весь   город   принял  меня  за генерал-губернатора.  И  я  теперь  живу  у  городничего,  жуирую,  волочусь напропалую за  его женой и дочкой; не  решился  только, с  которой начать, - думаю, прежде  с матушки, потому что, кажется, готова  сейчас на все услуги».

В. «Стыдно тебе, старый пес, что ты, невзирая на мои строгие приказания, мне не донес о сыне моем Петре Андреевиче и что посторонние принуждены уведомлять меня о его проказах. Так ли исполняешь ты свою должность и господскую волю? Я тебя, старого пса! пошлю свиней пасти за утайку правды и потворство к молодому человеку. С получением сего приказываю тебе немедленно отписать ко мне, каково теперь его здоровье, о котором пишут мне, что поправилось; да в какое именно место он ранен и хорошо ли его залечили».

3  Тур - назовите авторов произведений. Максимальное количество баллов – 3 балла.

А. «Властителям и судиям», «Фелица», «Памятник».

Б. «Бедная Лиза», «Наталья, боярская дочь», «История Государства Российского».

В. «На холмах Грузии», «Вольность», «Деревня», «К морю», «Полтава».

4 тур «Картинная галерея».

Командам раздаются портреты русских поэтов или писателей (3 шт.), отрывки из текстов с описанием литературных героев (3 шт.); необходимо узнать портреты авторов (3 балла), литературных героев по описанию (3 балла) и вспомнить названия произведений (3 балла). Каждый правильный ответ оценивается в 1 балл. Максимальное количество 9 баллов.

А.  «В бричке сидел господин, не красавец, но и не дурной наружности, ни слишком толст, ни слишком тонок; нельзя сказать, чтобы стар, однако ж и не так, чтобы слишком молод. Въезд его не произвел в городе совершенно никакого шума и не был сопровожден ничем особенным; только два русские мужика, стоявшие у дверей кабака против гостиницы, сделали кое-какие замечания, относившиеся, впрочем, более к экипажу, чем к сидевшему в нем. «Вишь ты, — сказал один другому, — вон какое колесо! что ты думаешь, доедет то колесо, если б случилось, в Москву или не доедет?» — «Доедет», — отвечал другой. «А в Казань-то, я думаю, не доедет?» — «В Казань не доедет», — отвечал другой. Этим разговор и кончился».

Б.Как рано мог уж он тревожить
Сердца кокеток записных!
Когда ж хотелось уничтожить
Ему соперников своих,
Как он язвительно злословил!
Какие сети им готовил!

В. "...Он был такой тоненький, беленький, на нем мундир был такой новенький..."  "...он был вообще очень недурен и имел одну из тех оригинальных физиономий, которые особенно нравятся женщинам светским..."  "...Он был среднего роста; стройный, тонкий стан его и широкие плечи доказывали крепкое сложение..."  "...карие глаза <...> они не смеялись, когда он смеялся!.."  "...белокурые волосы, вьющиеся от природы..."  "... усы его и брови были черные...""...немного вздернутый нос, зубы ослепительной белизны..."



 C:\Users\Алтана\Desktop\pushkin_03.jpg C:\Users\Алтана\Desktop\lermontov.png C:\Users\Алтана\Desktop\Без названия.jpg

III. Ответы:

1 тур

1. «Ася. Первая любовь»                                                              

  А)   И. С. Тургенев

2. «После бала»    

  Б)   Л. Н. Толстой

3. «Капитанская дочка»

  В)   А. С. Пушкин

4.  «Арап Петра Великого»                                

  Г)   А.С.  Пушкин

5.  «Мцыри»                                                                                    

  Д)  М. Ю. Лермонтов  

6.  «Ревизор»

  Е)  Н. В. Гоголь

7.  «Сказки об Италии»

  Ж)  М.Горький

2 тур

А. Александр Чацкий, «Горе от ума», А.Грибоедов

Б. Иван Александрович Хлестаков,  «Ревизор», Н.В. Гоголь    

В. Андрей Петрович Гринев, «Капитанская дочка», А.С. Пушкин          

3 тур

А. Г.Р.Державин

Б. Н.М.Карамзин

В. А.С.Пушкин

 4 тур  

А. Павел Иванович Чичиков из «Мертвые души» Н.В. Гоголя

Б. Евгений Онегин из «Евгений Онегин» А.С. Пушкина

В.Григорий Печорин из «Герой нашего времени» М.Ю. Лермонтова


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

внеклассное мероприятие, посвященное предметной неделе русского языка и литературы брейн -ринг "Что? Где? Когда?"

Брейн-ринг «ЧТО? ГДЕ? КОГДА?» (7-11 кл)Участники: по двое уч-ся из каждого классаВопросы задают родители, учителя, школьники. На обдумывание дается 1 минута.1 раунд1.Назовите автора данного афори...

Внеклассное мероприятие по расширению кругозора обучающихся и развитию их интереса к в рамках предметной недели. Биологический калейдоскоп для 6 классов.

Цель: создать условия для развития интереса к предмету, окружающему миру, личностных качеств обучающихся, расширения их кругозора;воспитание бережного отношения к  окружающей природе, животным....

Система подготовки к школьному мероприятию в рамках проведения недели русского языка и литературы, посвященной юбилею великого донского писателя М.А.Шолохова.

«Много славных рек проложили свой путь по нашей земле.Но не всем им выпала счастливая доля навечно породниться с именами лучших выразителей дум и чаяний народных:Нева - Пушкин, Днипро - Шевченко...

ПРЕДМЕТНАЯ НЕДЕЛЯ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ КАК СРЕДСТВО ИЗУЧЕНИЯ И СОХРАНЕНИЯ РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ

Приобщение подрастающего поколения к духовным ценностям народа является сегодня одной из важнейших задач школы. При этом основным средством трансляции культуры выступает русский язык, который является...

План мероприятий предметной недели "Русский язык и литература"

Предложенный план мероприятий предметной недели по учебной дисциплине "Русский язык и литература" предлагается для обмена опытом между преподавателями и в качестве примерного образца для нач...

Положение о проведении олимпиады по русскому языку среди обучающихся 1-го курса ТК ВСГУТУ в рамках Предметной недели русского языка и литературы

Олимпиада по русскому языку среди обучающихся 1-го курса ТК ВСГУТУ, проводимая в рамках Предметной недели русского языка и литературы, - это образовательное пространство, создаваемое с целью популяриз...

Внеклассное мероприятие в рамках недели русского языка и литературы для обучающихся 5-9 классов «Мудрые басни Ивана Андреевича Крылова»

Цель: формирование читательской компетентности учащихся в процессе изучения литературы, постижение общечеловеческого смысла басен.Задачи:1.Образовательные: осмысление жанра басни,обощение  с...