Возможно ли духовное прозрение героини А.П. Чехова "Анна на шее"? (Метод аналитического чтения)
план-конспект урока по литературе (9 класс)

Каравдина Гульнара Файзрахмановна

Возможно ли духовное прозрение героини А.П. Чехова "Анна на шее"? (Метод аналитического чтения)

Разделы: Литература


Цели:

Обучающие:

  • формировать коммуникативные (речевые) умения учащихся – умения, необходимые для построения текста, умения правильно выражать свои мысли, совершенствовать свои высказывания;
  • формировать умения создавать устное публичное и монологическое выступление;
  • формировать умения анализировать текст;
  • раскрыть сложность, противоречивость, пошлость мира чеховской героини во всей его широте и целостности.

Развивающие:

  • совершенствование речи учащихся для их успешного обучения и адаптации в обществе;
  • продолжение работы по развитию культуры речи.

Воспитательные:

  • воспитание у учащихся бережного отношения к близким;
  • создание необходимого эмоционального настроя, пробуждение интереса к творчеству Чехова;
  • способствовать созданию поисково-творческой атмосферы

Проектные:

создать проблемную ситуацию и побудить учащихся к высказыванию собственной точки зрения;

  • достичь осознания возможности прозрения человека, оступившегося в жизни.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Возможно ли духовное прозрение героини А.П. Чехова "Анна на шее"? (Метод аналитического чтения)

Разделы: Литература


Цели:

Обучающие:

  • формировать коммуникативные (речевые) умения учащихся – умения, необходимые для построения текста, умения правильно выражать свои мысли, совершенствовать свои высказывания;
  • формировать умения создавать устное публичное и монологическое выступление;
  • формировать умения анализировать текст;
  • раскрыть сложность, противоречивость, пошлость мира чеховской героини во всей его широте и целостности.

Развивающие:

  • совершенствование речи учащихся для их успешного обучения и адаптации в обществе;
  • продолжение работы по развитию культуры речи.

Воспитательные:

  • воспитание у учащихся бережного отношения к близким;
  • создание необходимого эмоционального настроя, пробуждение интереса к творчеству Чехова;
  • способствовать созданию поисково-творческой атмосферы

Проектные:

создать проблемную ситуацию и побудить учащихся к высказыванию собственной точки зрения;

  • достичь осознания возможности прозрения человека, оступившегося в жизни.

Цели для учителя:

  • организовать работу по теме урока, используя метод индивидуального и дифференцированного подхода;
  • способствовать созданию поисково-творческой атмосферы, творческой, доброжелательной обстановки на уроке.

Задачи:

  • обсудить проблему;
  • в процессе дискуссии проанализировать выдвинутые аспекты проблемы;
  • способствовать формированию активной жизненной позиции; собственной уверенности, созданию образа “Я”.

Методы и приемы: исследовательский, эвристический, творческое чтение:

анализ текста; аналитическая беседа; дискуссия; задание исследовательского характера; рефлексия деятельности.

Оформление доски:

  • портрет А.П. Чехова;
  • картина В.В.Пукирева “Неравный брак”;
  • иллюстрация к повести А.С. Пушкина “Станционный смотритель”;
  • тема урока, эпиграф;
  • схема;
  • словарная статья из словаря Ожегова.

Домашнее задание

В) Сочинение-размышление.

Какие сходные нравственные вопросы поставил Пушкин в повести “Станционный смотритель”? Почему эти вопросы относятся к числу “вечных”, которые должно для себя решать каждое новое поколение?

А) Ответ на вопрос.

Какие ошибки в поведении героини рассказа А.П. Чехова вам бы хотелось исправить?

Предварительная подготовка учащихся:

1.Прочитать рассказ Чехова “Анна на шее”

2. Сообщение “История создания картины В.В. Пукирева “Неравный брак”

 Ход урока

Жизнь дается человеку один раз, и нужно прожить ее … (осмысленно, красиво.)

А.П.Чехов.

I. Мотивация

Учитель:

Звучит русская народная песня “У церкви стояла карета…”. Репродукция картины В.В. Пукирева “Неравный брак”

- Вы прослушали фрагмент русской народной песни “У церкви стояла карета”, а перед вами репродукция картины В.В. Пукирева. Ребята, что объединяет эти два произведения? (общая тема)

- Попробуйте придумать название данной картине. (Предположительно: неравный брак.)

- Объясните значение словосочетания “неравный брак”. Какой брак называют неравным?

(неравный по материальному положению, духовное различие)

Сообщение “История создания картины “Неравный брак”

Картина В. В. Пукирева (,Неравный брак,) (1862), рассказывает о печальной судьбе одной из “бесприданниц”. На картине изображена сцена венчания молоденькой девушки и пресыщенного жизнью старого сановника, который годится ей в деды. Противоестественность происходящего заставляет зрителя внимательно всмотреться в полотно, на котором группировка персонажей со всей ясностью говорит об их взаимоотношениях. Невеста, одетая в атлас и кружева, стоит перед священником с печально склоненной головой. Зажженная свечка поникла в ее безвольно опущенной руке. А другую руку, потупив глаза, она нерешительно протягивает священнику. Отчаяние, охватившее невесту, сопоставляется с холодностью, бездушием и чопорностью жениха, который выражает явное недовольство смятением своей будущей жены. Фигурами второго плана являются родственники и знакомые жениха и невесты. На одних лицах написано угодничество, на других - возмущение происходящим. Особенно выразительно охарактеризованы художником друзья невесты, среди которых выделяется шафер со скрещенными на груди руками. Он явно осуждает жениха. В основу замысла картины легла личная драма художника. Этот старый важный сановник - живое лицо. Невеста рядом с ним - портрет невесты В. В. Пукирева, а стоящий со скрещенными руками – это сам В. В. Пукирев.

-А как вы считаете, к каким последствиям может привести неравный брак?

Выход на тему.

- Почему наш сегодняшний урок мы начинаем с разговора о неравном браке?

(т.к. сегодня на уроке мы будем анализировать рассказ А.П. Чехова “Анна на шее”, в котором тема неравного брака звучит особенно остро)

- Каковы последствия неравного брака в рассказе А.П. Чехова?

(Анна забыла родных, ведет…

Задачи урока

- Сегодня на уроке мы с вами попробуем выяснить, почему Анна так поступила и возможно ли, что она изменит свое поведение

- Тема урока: Возможно ли духовное прозрение героини рассказа А.П. Чехова “Анна на шее”?

- Определите лексическое значение слова прозрение

На доске.

стать зрячим;

начать понимать, отдавать себе отчет в чем-нибудь (перен)

Значит, прозреть – это…

- Возможно ли прозрение человека, и что может этому способствовать?

Предполагаемые варианты:

Возрождение зависит от самого человека.

От характера.

От взглядов и мировоззрения.

От случая, везения, среды, окружения.

От собственного выбора.

На доске по ходу высказывания детей появляется схема

На доске Схема

ОТ ЧЕГО ЗАВИСИТ ПРОЗРЕНИЕ?

ХАРАКТЕР

ОКРУЖЕНИЕ

СОБСТВЕННЫЙ ВЫБОР

- В чем смысл названия рассказа “Анна на шее”?

Анекдотический его характер раскрывается уже в начале произведения, когда Модест Алексеевич рассказывает молодой жене о шутке его сиятельства при получении сослуживцем ордена святой Анны. Эта шутка повторяется, хотя с несколько иным смыслом, в конце произведения.

- В чём особенность композиции чеховского рассказа “Анна на шее”?

Рассказ разделён автором на две части. В первой — “обыкновенная”, “скучная история” о молодой бедной девушке, которая выходит замуж за богатого старика, в том числе и для того чтобы помочь своей семье, о её несчастной, погубленной жизни.

Во второй части рассказа происходит неожиданный поворот сюжета, и главные, “понятные” герои, да и вся ситуация раскрываются по-иному: бал, успех Анны, изменение её положения, и теперь уже она постепенно забывает об отце и братьях

- В чём проявилось мастерство Чехова в создании начала рассказа?

Первый абзац сразу вводит в действие рассказа и характеризует его главного героя (Модеста Алексеевича) и ситуацию. “После венчания не было даже лёгкой закуски; молодые выпили по бокалу, переоделись и поехали на вокзал”.

- Сравните первый и окончательный варианты текста рассказа. Что изменяет Чехов в рассказе при его доработке? Что и как выделяет писатель как главную особенность характера мужа Анны?

Раздаточный материал.

первый вариант рассказа

окончательный вариант рассказа

“Это был чиновник среднего роста, довольно полный, с длинными бакенами и без усов…”

“Это был чиновник среднего роста, довольно пухлый, очень сытый, с длинными бакенами и без усов…”

Портрет Модеста Алексеевича даётся в начале рассказа очень подробно, причём при подготовке рассказа для собрания сочинений Чехов внёс детали, усиливающие его сатирическое звучание (выделены курсивом): “Это был чиновник среднего роста, довольно полный, пухлый, очень сытый, с длинными бакенами и без усов, и его бритый, круглый, резко очерченный подбородок походил на пятку

- Что, кроме физических качеств и скупости, вызывает у нее отвращение к мужу?

Подсказка.

- Почему “Аня кланялась, и голова у нее действительно не отваливалась, но было мучительно.”

Характер

- Какие обстоятельства вынуждают Анну выйти замуж за нелюбимого немолодого и неприятного ей Модеста Алексеича?

(Бедность)

- Каковы отношения между супругами в начале рассказа? Почему Аня стала еще беднее, выйдя замуж?

- Почему она поначалу часто обедала со своими отцом и братьями?

(т.к. боялась своего мужа и не могла есть в его присутствии)

- Какой изображена героиня в начале рассказа? А в конце? Какой художественный прием использует автор?

(напугана, переживает за братьев – радость, счастье, уверенность, чувство свободы) антитеза или контраст

- Найдите в первой части рассказа причины, объясняющие такую резкую перемену героини во второй части.

Первый эпизод, когда Анна сидит в поезде после венчания и чувствует себя несчастной, но ведь “ещё утром сегодня она была в восторге, что всё так хорошо устроилось”: она богата, и не надо краснеть за “дешёвую шляпку и дырочки на ботинках, замазанные чернилами”, да и её семья не будет бедствовать. До венчания, то есть до того момента, когда уже ничего нельзя изменить, Анна не отдавала себе отчёта, чего от неё потребует этот брак (а не что он даст ей).

Другой эпизод, когда поезд остановился на полустанке и Анна, выйдя на платформу, встретила знакомых молодых людей среди отдыхающих. “У Ани ещё блестели на глазах слёзы, но она уже не помнила ни о матери, ни о деньгах, ни о своей свадьбе”, “стала так, чтобы видели её всю в новом великолепном платье”. “Заметив, что на неё смотрит Артынов, она кокетливо прищурила глаза и заговорила громко по-французски”.

- Характерно следующее изменение, внесённое Чеховым: “она уже напевала польку (было: вальс), звуки которой посылал ей вдогонку военный оркестр”.

Как вы думаете, почему автор внес это изменение?

- Эта деталь, так удачно найденная Чеховым, намечает настроение всего рассказа. Звуки польки, весёлого, задорного танца, резко отличного от вальса, плавного, часто грустного, меланхоличного, — это тот ключ, в котором пойдёт развитие образа Ани

- Анна изменилась, или эти качества были, но пока не проявлялись?

- В какой связи вспоминает автор о матери Анны? Что именно переняла от нее дочь?

(…щурить глаза, картавить, принимать красивые позы, приходить, когда нужно, в восторг, глядеть печально, загадочно)

- Как относится к ней автор и как выражает свое отношение?

Единственный персонаж, чья внешность не описывается, это сама Анна, говорится только о “тёмном цвете её волос и глаз”. Зато подробно говорится о впечатлении, которое она производила на окружающих, её манере поведения.

- Авторская позиция в рассказах Чехова, как правило, не акцентирована. Создается иллюзия “объективности”, видимого “нейтралитета” автора-повествователя. Чехов не допускает прямых оценочных характеристик персонажей, но это не значит, что он полностью уклоняется от выражения своей точки зрения.

- Итак, вернемся к схеме. Вы сказали, что от характера человека зависит, изменится ли он. Так возможно ли прозрение Анны?

ВЫВОД. Таким образом, рассуждая над проблемой прозрения человека, мы пришли к заключению: характер влияет на прозрение, но это должна быть личность с твердыми убеждениями, правильными жизненными принципами, владеющая понятием совесть, чувство долга, сострадание.

( Записать кратко в тетрадь)

Окружение (среда)

- А сейчас более подробно рассмотрим окружение Анны

Кому больше других сочувствует автор? Какими приемами подчеркнуто это отношение?

Лейтмотив описания мальчиков, братьев Анны, — “несчастные”: они “шептали сконфуженно”, “худенькие, бледные мальчики с большими глазами”, “в рваных сапогах и поношенных брюках”, “говорили умоляюще”, но наиболее пронзительное впечатление оставляет их повторяющаяся фраза: “Не надо, папочка...”

Описание внешности героев содержит либо какой-нибудь лейтмотив, либо повторяющуюся деталь. Так, у Петра Леонтьича, отца Анны, “жалкое, доброе, виноватое лицо”. Таким видишь его в любом эпизоде (и когда он просит в долг, и когда встречает Анну на балу, и в финале рассказа). Часто описываются детали его костюма, тоже порой жалкие (“помятый фрак, от которого пахло бензином”), манера прихорашиваться, выражающая стремление выглядеть прилично, достойно, несмотря на то, что он опускается всё ниже и ниже.

- Как проявляется мастерство Чехова в создании портретов персонажей рассказа? Отметьте повторы (помните, у Чехова они не случайны).

Кратко и точно, иногда даже хлёстко описывается внешность эпизодических персонажей: “громадный офицер”, который ходил “важно и тяжело, словно туша в мундире”; “его сиятельство, во фраке с двумя звёздами”, “слащаво улыбался и при этом жевал губами”; его жена, “пожилая дама, у которой нижняя часть лица была несоразмерно велика, так что казалось, будто она во рту держала большой камень”; “Артынов, этот известный донжуан и баловник”, “богач, с выпуклыми глазами, страдающий одышкой”. Причём при повторном появлении персонажа деталь его внешности в немного сокращённом виде повторяется (например, “сдали выручку пожилой даме с камнем во рту”), благодаря чему два эпизода с этими персонажами как бы наслаиваются друг на друга.

- Способно ли такое окружение повлиять на Анну и подтолкнуть ее нравственному прозрению Почему?

ВЫВОД. Окружение, среда являются важным фактором для прозрения личности. Но Анну окружают люди пошлые, низкие.

( Записать кратко в тетрадь)

Свободный выбор.

- На мировоззрение человека, его поступки влияет характер, люди, окружающие его. Все это взаимосвязано, но доминирующим все же является выбор человека.

- Был ли у Анны выбор? Какой?

- Можем ли мы с вами представить, как сложится судьба Анны в будущем?

Будет жить весело;

Останется одна;

Раскается, но будет поздно

- Вспомните героиню русской литературы, забывшую своего престарелого отца. А когда, раскаявшись, она приехала его навестить, тот уже покоился в могиле.

Подсказка.

А.С. Пушкин: “Вот летом приезжала барыня, и как ей сказали, что старый смотритель умер, так она заплакала… Дуня легла здесь (на могильном холмике) и лежала долго…”

(А.С. Пушкин “Станционный смотритель”)

На доске: иллюстрация Шмаринова к повести А.С. Пушкина “Станционный смотритель” и рисунки детей, иллюстрирующие эпизод на кладбище.

- Да, Дуня раскаялась, и. наверно, муки совести гораздо важнее любого наказания.

Организация домашнего задания.

На доске:

В) Сочинение-размышление.

Какие сходные нравственные вопросы поставил Пушкин в повести “Станционный смотритель”? Почему эти вопросы относятся к числу “вечных”, которые должно для себя решать каждое новое поколение?

А) Ответ на вопрос.

Какие ошибки в поведении героини рассказа А.П. Чехова вам бы хотелось исправить?

Рефлексия.

Закончите высказывание:

Закончите слова эпиграфа.

А чтобы после не пришлось раскаиваться, нужно…

Для себя я сегодня решил, что выбираю…

ВЫВОД. Искупить вину помогает раскаяние, нравственная чистота и собственный выбор – то есть желание прозреть.

- И закончить наш сегодняшний урок я хочу стихотворением Юрия Давидовича Левитанского

Каждый выбирает для себя

Каждый выбирает для себя
Женщину, религию, дорогу.
Дьяволу служить или пророку -
Каждый выбирает для себя.
Каждый выбирает по себе
Слово для любви и для молитвы.
Шпагу для дуэли, меч для битвы
Каждый выбирает по себе.
Каждый выбирает по себе
Щит и латы, посох и заплаты.
Меру окончательной расплаты
Каждый выбирает по себе.
Каждый выбирает для себя...
Выбираю тоже, как умею,
Ни к кому претензий не имею -
Каждый выбирает для себя.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие речевой компетенции учащихся на уроках английского языка на основе аналитического чтения

Презентация содержит в себе цели и задачи моей темы самообразования. Текст на английском языке и упражнения к нему....

статья «Развитие филологического мышления школьников через обучение аналитическому чтению художественных текстов английском языке в рамках элективного курса»

Как важно современному человеку уметь выражать свои мысли, читать вдумчиво, а если это ещё и на английском языке? Научите своих учеников думать и мир станет лучше! В этом Вам поможет элективный курс п...

Аналитическое чтение рассказа А.П. Чехова «Хамелеон»

Урок разработан для учащихся 7 класса, еще не имеющих достаточно большого опыта выявления авторской идеи. По творчеству А.Чехова это второй урок в 7 классе....

Методическое пособие для аспирантов и соискателей Развитие навыка аналитического чтения научного оригинального текста для соискателей и аспирантов

Цель пособия –научить эффективно использовать английский язык как инструмент для решения задач информационного обеспечения научных исследований и потребностей производства, из чего вытекает необходимо...

"Русь изначальная" в творчестве А.Блока (цикл стихотворений "На поле Куликовом"). Метод аналитического чтения

Данный урок предназначен для учащихся 9 класса основной школы. В классе обучаются учащиеся, имеющие разные учебные возможности. Содержание учебного материала соответствует цели урока, требованиям учеб...

Аналитическое чтение стихотворений В. Т. Шаламова

Анализ стихотворений В. Т. Шаламова "Камея", "Ледоход", "Не дождусь тепла-погоды", "Но разве мёртвым холодна постель?"...