Аналитическое чтение рассказа А.П. Чехова «Хамелеон»
план-конспект урока по литературе (7 класс) по теме

Ступина Ираида Михайловна

Урок разработан для учащихся 7 класса, еще не имеющих достаточно большого опыта выявления авторской идеи. По творчеству А.Чехова это второй урок в 7 классе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл hammillion.docx16.88 КБ

Предварительный просмотр:

Учитель:        Ступина И.М.

Тема:        Аналитическое чтение рассказа А.П. Чехова «Хамелеон»

Урок разработан для учащихся 7 класса, еще не имеющих достаточно большого опыта выявления авторской идеи. По творчеству А.Чехова это второй урок в 7 классе.

В течение урока формируются следующие универсальные учебные действия:

регулятивные – самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, организация деятельности на уроке;

познавательные – умение находить необходимую информацию в предложенном тексте, анализировать с целью выделения существенных признаков и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую; работа с текстом: смысловое чтение, преобразование и интерпретация информации;

коммуникативные – учебное сотрудничество, умение общаться и взаимодействовать друг с другом, работать самостоятельно и в группе;

личностные – умение самостоятельно делать выбор, аргументировать позицию, приводить примеры.

Цель:        развитие навыков анализа повествовательного текста,

выявление авторской позиции.

Задачи урока:1)актуализация знаний обучающихся по анализу текста (особенности жанра, сюжета, соотношения героев);

2)углубление знаний обучающихся об особенностях художественного стиля;

3) формирование навыков построения монологической речи;

4) формирование у обучающихся способности к рефлексии (фиксирование собственных затруднений, выявление их причин, создание проекта выхода из затруднения).

Ход урока

Домашнее задание к этому уроку было следующим: прочесть рассказ и выполнить задания по группам.

1 группа: проследить по тексту, как автор меняет направление сюжета; какие слова в тексте эти изменения передают (вдруг; резкое изменение чего-либо);

2 группа:

выписать из текста «городские» слова (названия учреждений, заведений, горожан),

подумать, какие ещё учреждения могли бы войти в «реестр» данного города;

3 группа: повторить термины, обозначающие роды произведений литературы;

 Индивидуальное задание: растолковать значение слова «сорвать».

Общее задание: составить и записать план событий текста.

  1. Мотивация к деятельности.

Учитель: ребята, вы прочитали рассказ Антона Павловича Чехова «Хамелеон». Понравилось ли вам это произведение? Что показалось странным и даже не очень смешным в поведении персонажей? Какой герой вызвал ваше сочувствие и почему?

Действительно, очень скоро ученики называют щенка как существо, вызвавшее больше всего эмоций, потому что он выглядит в рассказе на первый взгляд самым незащищенным.

Демонстрация слайда №2.

Но если обратиться к финальной сцене рассказа, то мы убеждаемся, что в поединке Хрюкина и щенка побеждает …щенок.

   2. Целеполагание

Таким образом, какой вопрос, проблема будет решаться на сегодняшнем уроке? Конечно, какой мир рисует Чехов. Чтобы это понять по рассказу, обратимся к заданиям по группам.

   3. Актуализация знаний и пробное учебное действие

Какое произведение называют рассказом? Какие события прошли перед глазами читателя? В ходе беседы выясняется, что действительно событие одно - спор между Хрюкиным и щенком.

Далее демонстрируется слайд №3 с фотографией города 19 века. Каким вам кажется этот город?

А каков мир, который рисует Чехов? Какие черты чеховского города вы можете назвать? Есть ли в его деталях черты абсурда? Ученики назовут «пасти, которые глядят», «конфискованный крыжовник», «у меня у самого брат в жандармах» как главный аргумент в споре и т.д.

4. Анализ текста

Какое определение жителей города вы могли бы назвать? Деловые. Именно таков Хрюкин. Он собирается «сорвать» с хозяев щенка деньги за укушенный палец, хотя причиной агрессивности щенка был сам.

Составим таблицу:

Деловой мир

Свет Божий

Проанализируем, что в наших выводах совпало с предложенным в таблице материалом.

 Работа в парах. Подумаем над значением слов: золотых дел мастер - кто он, кроме того что ювелир?

5.Этап обобщения и систематизации материала. Рефлексия

Прочтем выводы об образе города, нарисованном Чеховым.

Какая черта жизни людей в этом городе вам показалась главной? Кого жалеет Чехов?

Были ли сложности для вас на сегодняшнем уроке? Чем они были вызваны?

Домашнее задание:

  1. Письменный ответ на вопрос: что из изображенного Чеховым актуально и сегодня?
  2. Выразительное чтение текста вслух, по ролям.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План – конспект открытого урока по теме: «Развитие навыков самостоятельной работы на уроках литературы при изучении рассказа А.П.Чехова «Хамелеон» в 7 классе КО вечерней школы

Тема урока: Рассказ А.П.Чехова «Хамелеон»Цель урока:1.     Познакомить учащихся с живой картиной нравов в рассказе А.П.Чехова «Хамелеон»2.     Попытаться ...

тест по рассказам А.П.Чехова "Хамелеон", "Унтер Пришибеев","Студент", "Ионыч", "Человек в футляре"

тестовые вопросы направлены на понимание  учащимися идейного содержания рассказов  и особенности поэтики А.П.Чехова...

Картина нравов в рассказе А.П.Чехова «Хамелеон»

Открытый урок -  исследование  "Картина нравов в рассказе А.П.Чехова "Хамелеон" с применением программы  "Mouse Mischief "...

Юмористические средства в рассказе А.П.Чехова "Хамелеон"

урок предназначен для 6 класса по УМК  Т.Ф. Курдюмовой...

Сюжет и герои рассказа А.П.Чехова "Хамелеон", 7 кл.

Первый урок по рассказу А.П.Чехова "Хамелеон", построенный по технологии РКМ (развитие критического мышления)....

Урок-исследовавние с использованием стратегий «чтение с остановками» и «совместная дискуссия» по рассказу А.П.Чехова «ХАМЕЛЕОН»

Данный урок разработан с целью организовать исследовательскую работу учащихся, научить их самостоятельно анализировать текст, видеть в нем личность автора, понять идею произведения.   Длительнос...