Аналитическое чтение рассказа А.П. Чехова «Хамелеон»
план-конспект урока по литературе (7 класс) по теме
Урок разработан для учащихся 7 класса, еще не имеющих достаточно большого опыта выявления авторской идеи. По творчеству А.Чехова это второй урок в 7 классе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 16.88 КБ |
Предварительный просмотр:
Учитель: Ступина И.М.
Тема: Аналитическое чтение рассказа А.П. Чехова «Хамелеон»
Урок разработан для учащихся 7 класса, еще не имеющих достаточно большого опыта выявления авторской идеи. По творчеству А.Чехова это второй урок в 7 классе.
В течение урока формируются следующие универсальные учебные действия:
регулятивные – самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, организация деятельности на уроке;
познавательные – умение находить необходимую информацию в предложенном тексте, анализировать с целью выделения существенных признаков и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую; работа с текстом: смысловое чтение, преобразование и интерпретация информации;
коммуникативные – учебное сотрудничество, умение общаться и взаимодействовать друг с другом, работать самостоятельно и в группе;
личностные – умение самостоятельно делать выбор, аргументировать позицию, приводить примеры.
Цель: развитие навыков анализа повествовательного текста,
выявление авторской позиции.
Задачи урока:1)актуализация знаний обучающихся по анализу текста (особенности жанра, сюжета, соотношения героев);
2)углубление знаний обучающихся об особенностях художественного стиля;
3) формирование навыков построения монологической речи;
4) формирование у обучающихся способности к рефлексии (фиксирование собственных затруднений, выявление их причин, создание проекта выхода из затруднения).
Ход урока
Домашнее задание к этому уроку было следующим: прочесть рассказ и выполнить задания по группам.
1 группа: проследить по тексту, как автор меняет направление сюжета; какие слова в тексте эти изменения передают (вдруг; резкое изменение чего-либо);
2 группа:
выписать из текста «городские» слова (названия учреждений, заведений, горожан),
подумать, какие ещё учреждения могли бы войти в «реестр» данного города;
3 группа: повторить термины, обозначающие роды произведений литературы;
Индивидуальное задание: растолковать значение слова «сорвать».
Общее задание: составить и записать план событий текста.
- Мотивация к деятельности.
Учитель: ребята, вы прочитали рассказ Антона Павловича Чехова «Хамелеон». Понравилось ли вам это произведение? Что показалось странным и даже не очень смешным в поведении персонажей? Какой герой вызвал ваше сочувствие и почему?
Действительно, очень скоро ученики называют щенка как существо, вызвавшее больше всего эмоций, потому что он выглядит в рассказе на первый взгляд самым незащищенным.
Демонстрация слайда №2.
Но если обратиться к финальной сцене рассказа, то мы убеждаемся, что в поединке Хрюкина и щенка побеждает …щенок.
2. Целеполагание
Таким образом, какой вопрос, проблема будет решаться на сегодняшнем уроке? Конечно, какой мир рисует Чехов. Чтобы это понять по рассказу, обратимся к заданиям по группам.
3. Актуализация знаний и пробное учебное действие
Какое произведение называют рассказом? Какие события прошли перед глазами читателя? В ходе беседы выясняется, что действительно событие одно - спор между Хрюкиным и щенком.
Далее демонстрируется слайд №3 с фотографией города 19 века. Каким вам кажется этот город?
А каков мир, который рисует Чехов? Какие черты чеховского города вы можете назвать? Есть ли в его деталях черты абсурда? Ученики назовут «пасти, которые глядят», «конфискованный крыжовник», «у меня у самого брат в жандармах» как главный аргумент в споре и т.д.
4. Анализ текста
Какое определение жителей города вы могли бы назвать? Деловые. Именно таков Хрюкин. Он собирается «сорвать» с хозяев щенка деньги за укушенный палец, хотя причиной агрессивности щенка был сам.
Составим таблицу:
Деловой мир | Свет Божий |
Проанализируем, что в наших выводах совпало с предложенным в таблице материалом.
Работа в парах. Подумаем над значением слов: золотых дел мастер - кто он, кроме того что ювелир?
5.Этап обобщения и систематизации материала. Рефлексия
Прочтем выводы об образе города, нарисованном Чеховым.
Какая черта жизни людей в этом городе вам показалась главной? Кого жалеет Чехов?
Были ли сложности для вас на сегодняшнем уроке? Чем они были вызваны?
Домашнее задание:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Портретные и речевые детали в рассказе А.П.Чехова "Хамелеон"
Урок-закрепление...
План – конспект открытого урока по теме: «Развитие навыков самостоятельной работы на уроках литературы при изучении рассказа А.П.Чехова «Хамелеон» в 7 классе КО вечерней школы
Тема урока: Рассказ А.П.Чехова «Хамелеон»Цель урока:1. Познакомить учащихся с живой картиной нравов в рассказе А.П.Чехова «Хамелеон»2. Попытаться ...
![](/sites/default/files/pictures/2012/03/11/picture-66104.jpg)
тест по рассказам А.П.Чехова "Хамелеон", "Унтер Пришибеев","Студент", "Ионыч", "Человек в футляре"
тестовые вопросы направлены на понимание учащимися идейного содержания рассказов и особенности поэтики А.П.Чехова...
Картина нравов в рассказе А.П.Чехова «Хамелеон»
Открытый урок - исследование "Картина нравов в рассказе А.П.Чехова "Хамелеон" с применением программы "Mouse Mischief "...
Юмористические средства в рассказе А.П.Чехова "Хамелеон"
урок предназначен для 6 класса по УМК Т.Ф. Курдюмовой...
Сюжет и герои рассказа А.П.Чехова "Хамелеон", 7 кл.
Первый урок по рассказу А.П.Чехова "Хамелеон", построенный по технологии РКМ (развитие критического мышления)....
Урок-исследовавние с использованием стратегий «чтение с остановками» и «совместная дискуссия» по рассказу А.П.Чехова «ХАМЕЛЕОН»
Данный урок разработан с целью организовать исследовательскую работу учащихся, научить их самостоятельно анализировать текст, видеть в нем личность автора, понять идею произведения. Длительнос...