Юмористические средства в рассказе А.П.Чехова "Хамелеон"
методическая разработка по французскому языку (6 класс) по теме

урок предназначен для 6 класса по УМК  Т.Ф. Курдюмовой

Скачать:


Предварительный просмотр:

Фаткуллина Е.И.,

 учитель русского языка и литературы,

МКОУ «Целинная СОШ имени Н.Д.Томина»

Тема :

 Юмористические средства в рассказе А.П.Чехова «Хамелеон»

Цели урока:

-углубить представление учеников о комическом  в литературе;

- развивать творческие способности учеников, навыки анализа текста, описания картин;

-  развитие умения читать по ролям и инсценировать эпизоды.

Оборудование: портрет А.П.Чехова; иллюстрации к его рассказам; презентация

Методические рекомендации: рассказ учителя, беседа по вопросам, описание иллюстраций, литературоведческая разминка, выразительное чтение.

ХОД УРОКА

  1. Литературоведческая разминка.

Задание.

 В  этом магическом квадрате зашифрованы названия рассказов. Читаться названия могут слева направо, справа налево, по горизонтали и вертикали, могут «ломаться» под прямым углом. Найдите их. Одно слово будет лишним. Объясните смысл его нахождения в данном задании?

Х

к

и

ч

ь

л

а

М

а

и

К

а

ш

т

а

н

м

е

л

е

Х

и

а

к

Ч

е

х

о

Н

р

у

р

к

в

о

н

а

е

р

г

и

н

м

и

л

с

е

и

е

н

л

и

л

о

П

я

л

ш

ы

м

у

о

л

З

   Названия рассказов запишите,  прочитайте в группе все рассказы к следующему уроку.

  1. Переход к изучению рассказа «Хамелеон»  (СЛАЙД № 1,2) 

      Будучи студентом университета, молодой Чехов, который учился

    на врача, сочинял короткие юмористические рассказы и писал

    под псевдонимом  «Антоша Чехонте».

Псевдоним - (от греч. pseudos–ложь,вымысел) вымышленное имя, под которым автор публикует свои произведения. (СЛАЙД № 3)

Чехов стремился сделать и себя, и мир вокруг лучше, добрее, нравственнее. (СЛАЙД № 4)

  1. Антон Чехов в своих рассказах рисует правдивые картины современной ему жизни, создаёт типические характеры.
  1. «Умею коротко говорить о длинных вещах», - так определил сам писатель эту особенность своего мастерства.
  1. В рассказе «Хамелеон» (1884) он показывает русскую действительность 80-х годов.

Чтение учителем рассказа.

  1. Слово  учителя о художественных особенностях рассказа.

В основе сюжета рассказа «Хамелеон», как и  многих других чеховских рассказов, лежит анекдот, короткая занимательная история. Значительную часть рассказа занимает диалог, описание сокращено до минимума, похоже на ремарки. Рассказ можно представить как драматургическое произведение- сценку. (СЛАЙД № 5)

Действия в рассказе мало, рассказ статичен, внешних событий не происходит: полицейский надзиратель выясняет, кто хозяин собаки, укусившей «золотых дел мастера» Хрюкина,- от этого звисит его решение. Вот, собственно, и всё. Чехов делает из этого обыденного в общем-то сюжета блестящий сатирический этюд нравов обывателей провинциального городка. Н первом плане не внешние, а внутренние события- колебания психологического состояния людей.

Речь не только о наиболее ярком «хамелеоне» Очумелове. Настроение толпы тоже постоянно меняется. Смешное, комическое в сюжете заключается именно в амплитуде колебания мнений.

(СЛАЙД № 6)

1.Простое,короткое заглавие

2.Традиционная композиция

3.Предельно короткая экспозиция

4.Диалоговое построение рассказа

5.Речь героев- основа их характеристики

6.Говорящая деталь

  1. Проверка  усвоения содержания текста.

– Где происходят события рассказа?

     –  Что  мы знаем о герое рассказа в экспозиции?

(Слайд №7)

Какова завязка происходящего?

  1. Юмористические средства  в рассказе.

Слово учителя.

Наша задача- выяснить, как проявляется комическое в композиции, в характерах героев, в деталях, в изобразительно- выразительных средствах.

Для композиции чеховских рассказов характерна лаконичность, динамика, быстрая смена событий.

Комический эффект достигается, с помощью композиции.

Композиция (от лат. compositio - составление, сочинение), 1) построение художественного произведения, обусловленное его содержанием, характером и назначением и во многом определяющее его восприятие (СЛАЙД № 8)

Основной композиционный прием  - повторение.

Другие важные средства – речевая характеристика, прием «говорящих фамилий», изобразительно- выразительные средства, художественная деталь.

Чехова называют мастером художественной детали. Попробуем найти выразительные средства в тексте и определить их роль обратимся к началу рассказа. Вот через базарную площадь шагают полицейский надзиратель Очумелов в сопровождении «рыжего» городового.(СЛАЙД № 9,10,11)

Обсуждение вопросов.

(СЛАЙД№ 12)

  1. Сколько раз меняет Очумелов своё решение относительно собаки? От чего это зависит?
  1. Понаблюдаем за тем, как изменяется в репликах Очумелова и в изображении самого автора образ собаки?
  1. Кто выглядит в этой истории более смешным: Очумелов или Хрюкин? Против кого направлена сатира автора?
  1. Как меняется голос и поведение Очумелова в зависимости от того, к кому он обращается: вышестоящего или нижестоящего по чину?
  1. Посчитайте, сколько раз в речи Хрюкина встречаются слова с корнем  «закон». А в речи Очумелова и Елдырина?  О чём это говорит?
  1. Слова «хамелеон» нет в рассказе. Почему возник такой заголовок? Оправдан ли он?

       Кого из героев рассказа можно назвать «хамелеоном»?

   Речевая характеристика героев. (СЛАЙД № 13-14)

- Как характеризует героев их речь?

                    — Это, кажись, генерала Жигалова! — кричит кто-то из толпы.

— Генерала Жигалова? Гм!.. Сними-ка, Елдырин, с меня пальто... Ужас как жарко! Должно полагать, перед дождём... Одного только я не понимаю: как она могла тебя укусить? — обращается Очумелов к Хрюкину.— Нешто она достанет до пальца? Она маленькая, а ты ведь вон какой здоровила! Ты, должно быть, расковырял палец гвоздиком, а потом и пришла в твою голову идея, чтоб сорвать. Ты ведь... известный народ! Знаю вас, чертей!

— Он, ваше благородие, цыгаркой ей в харю для смеха, а она — не будь дура и тяпни... Вздорный человек, ваше благородие!

— Врёшь кривой! Не видал, так, стало быть, зачем врать? Их благородие умный господин и понимают, ежели кто врёт, а кто по совести, как перед богом... А ежели я вру, так пущай мировой рассудит. У него в законе сказано... Нынче все равны... У меня у самого брат в жандармах... ежели хотите знать...

— Не рассуждать!

— Нет, это не генеральская...— глубокомысленно замечает городовой.— У генерала таких нет. У него всё больше легавые...

Заглавие-смысловой стержень произведения (СЛАЙД № 15-16)

ХАМЕЛЕОН м.

 род ящерицы теплых стран.

 Одно из южных созвездий.

 *Человек изменчивый, двуличный.

 Толковый словарь живого великорусского языка Владимира Даля

6.Итоги урока

 Рассказ «Хамелеон» служит образцом социальной сатиры     времён произвола властей, усиления зависимости «маленького человека» от тех, в чьих руках власть. (СЛАЙД № 17)

  1. Антон Чехов  обличал деспотизм, самодурство, лицемерие.
  1. Имя героя  давно стало нарицательным, понятие «хамелеонство» вошло в русский язык.
  1. Хамелеоном называют человека, готового постоянно  и моментально, в угоду обстоятельствам, менять свои взгляды на прямо противоположные. 
  1. Рассказ уморительно смешон, хотя за смешным просматривается невесёлый порядок вещей.
  1. Юмористический отпечаток носит и заголовок рассказа («Хамелеон»), и безобразные, «оглупленные» фамилии действующих лиц (Очумелов, Хрюкин, Елдырин), подчёркивающие дикость и косность, мещанскую тупость и пошлость их.

 (СЛАЙД № 18)

  1. Домашнее задание.

  1. Прочитать рассказы  А.П.Чехова ( к уроку внеклассного чтения)
  2. Подготовить выразительное чтение рассказа по ролям ( в группе)
  3. Ответить на вопросы и выполнить задния первого уровня сложности (с. 232)



Предварительный просмотр:

Простое, предельно краткое заглавие.

Традиционная композиция(экспозиция – завязка - кульминация – развязка).

Предельно короткая экспозиция (место, время действия, действующие лица)

 Диалоговое построение рассказа.

Речь героев- основа их характеристики.

Говорящая деталь

Простота и лаконизм  (краткость ) фразы, простые предложения, глагол – любимая часть речи.

Стилевые особенности рассказа «Хамелеон»



Предварительный просмотр:

1.Кого из героев рассказа А.П.Чехова «Хамелеон» можно назвать главным?

а)Очумелова;                         б)Хрюкина

в)щенка                                  г)генерала.

2. Каково авторское отношение к героям рассказа?

А)сочувствие     Б)негодование

В)высмеивание     Г)безразличие.

3.Какой художественный прием наиболее характерен для рассказов Чехова?

А) внутренний монолог        Б) бытописание

В)психологизм                        Г) художественная деталь

4.Рассказ А.П.Чехова называется «Хамелеон»  потому, что:

А) это было прозвище главного героя                       Б) это была кличка борзого щенка

В) в нем повествуется о повадках хамелеонов        Г) имеется в виду переносное  значение слова  «хамелеон».

5. Какой художественный прием отсутствует в предложении из рассказа А.П.Чехова  «Хамелеон»: «открытые двери лавок и кабаков глядят н божий свет уныло, как голодные пасти»?

А) олицетворение                  Б) литота

В) эпитет                                    Г)сравнение.

6. Чем являются следующие предметы : «шинель», «лукошко, доверху наполненное крыжовником», «поднятый вверх палец  Хрюкина»,  « узелок в руке»?

А) бытописанием      Б) художественной деталью     В) символом

1.Кого из героев рассказа А.П.Чехова «Хамелеон» можно назвать главным?

а)Очумелова;                        б)Хрюкина

в)щенка                               г)генерала.

2. Каково авторское отношение к героям рассказа?

А)сочувствие         Б)негодование

В)высмеивание       Г)безразличие.

3.Какой художественный прием наиболее характерен для рассказов Чехова?

А) внутренний монолог          Б) бытописание

В)психологизм                        Г) художественная деталь

4.Рассказ А.П.Чехова называется «Хамелеон»  потому, что:

А) это было прозвище главного героя                             Б) это была кличка борзого щенка

В) в нем повествуется о повадках хамелеонов              Г) имеется в виду переносное  значение слова  «хамелеон».

5. Какой художественный прием отсутствует в предложении из рассказа А.П.Чехова  «Хамелеон»: «открытые двери лавок и кабаков глядят н божий свет уныло, как голодные пасти»?

А) олицетворение                            Б) литота

В) эпитет                                         Г)сравнение.

6. Чем являются следующие предметы : «шинель», «лукошко, доверху наполненное крыжовником», «поднятый вверх палец  Хрюкина»,  « узелок в руке»?

А) бытописанием                   Б) художественной деталью                           В) символом


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Антон Павлович Чехов 1860-1904 Чехов умеет писать так, чтобы словам было тесно, мыслям –просторно… М.Горький

Слайд 2

Антон Павлович Чехов « Х а м е л е о н » К раткость – сестра таланта. А.П.Чехов

Слайд 3

Антоша Чехонте Будучи студентом университета, молодой Чехов, который учился на врача, сочинял короткие юмористические рассказы и писал под псевдонимом «Антоша Чехонте ». Псевдоним - (от греч. pseudos – ложь,вымысел ) вымышленное имя, под которым автор публикует свои произведения. Чехов стремился сделать и себя, и мир вокруг лучше, добрее, нравственнее.

Слайд 4

Антон Чехов в своих рассказах рисует правдивые картины современной ему жизни, создаёт типические характеры. « Умею коротко говорить о длинных вещах», - так определил сам писатель эту особенность своего мастерства. В рассказе «Хамелеон» (1884) он показывает русскую действительность 80-х годов.

Слайд 5

Особая манера письма писателя, единство творческих особенностей, присущих данному писателю Стиль писателя

Слайд 6

1.Простое,короткое заглавие 2.Традиционная композиция 3.Предельно короткая экспозиция 4.Диалоговое построение рассказа 5.Речь героев- основа их характеристики 6.Говорящая деталь Особенности стиля

Слайд 7

Место действия время действия действующие лица базарная площадь полдень Очумелов Елдырин Что мы узнаём из экспозиции?

Слайд 8

Композиция Композиция (от лат. compositio - составление, сочинение), 1) построение художественного произведения, обусловленное его содержанием, характером и назначением и во многом определяющее его восприятие экспозиция завязка кульминация развязка

Слайд 9

Событие Собачий визг и крик человека в ситцевой рубахе,падающего на землю и хватающего собаку за задние лапы. Главные участники события : золотых дел мастер Хрюкин с окровавленным пальцем и «виновник скандала» борзой щенок.

Слайд 10

Художественная деталь- изобразительная и выразительная подробность, несущая определенную эмоциональную и содержательную нагрузку, одно из средств создания автором картины природы, предмета, характера, интерьера, портрета и т.д..

Слайд 11

Базарная площадь Полицейский надзиратель Очумелов и «рыжий» городовой. Меткие детали : узелок в руке надзирателя и решето «с конфискованным крыжовником» - ясно свидетельствуют о «деятельности» того и другого.

Слайд 12

Б е с е д а п о р а с с к а з у Сколько раз меняет Очумелов своё решение относительно собаки? От чего это зависит? Понаблюдаем за тем, как изменяется в репликах Очумелова и в изображении самого автора образ собаки? Кто выглядит в этой истории более смешным: Очумелов или Хрюкин ? Против кого направлена сатира автора? Как меняется голос и поведение Очумелова в зависимости от того, к кому он обращается: вышестоящего или нижестоящего по чину? Посчитайте, сколько раз в речи Хрюкина встречаются слова с корнем «закон». А в речи Очумелова и Елдырина ? О чём это говорит? Слова «хамелеон» нет в рассказе. Почему возник такой заголовок? Оправдан ли он? Кого из героев рассказа можно назвать «хамелеоном» ?

Слайд 13

— Это, кажись, генерала Жигалова! — кричит кто-то из толпы. — Генерала Жигалова? Гм!.. Сними-ка, Елдырин , с меня пальто... Ужас как жарко! Должно полагать, перед дождём... Одного только я не понимаю: как она могла тебя укусить? — обращается Очумелов к Хрюкину .— Нешто она достанет до пальца? Она маленькая, а ты ведь вон какой здоровила! Ты, должно быть, расковырял палец гвоздиком, а потом и пришла в твою голову идея, чтоб сорвать. Ты ведь... известный народ! Знаю вас, чертей! — Он, ваше благородие, цыгаркой ей в харю для смеха, а она — не будь дура и тяпни... Вздорный человек, ваше благородие! — Врёшь кривой! Не видал, так, стало быть, зачем врать? Их благородие умный господин и понимают, ежели кто врёт, а кто по совести, как перед богом... А ежели я вру, так пущай мировой рассудит. У него в законе сказано... Нынче все равны... У меня у самого брат в жандармах... ежели хотите знать... — Не рассуждать! — Нет, это не генеральская...— глубокомысленно замечает городовой.— У генерала таких нет. У него всё больше легавые... Как характеризует героев их речь?

Слайд 14

В начале рассказа Очумелов идет в распахнутой шинели, в финале он инстинктивно запахивается, потому что, во-первых, ему, должно быть, стало очень зябко в летнюю жару от пережитого потрясения, ведь его, поистине, бросало то в жар, то в холод; во-вторых, «праздник» новой шинели для него был частично испорчен, шинель его предстала несколько в невыгодном свете (напомнив ему, что вообще-то не такой уж он важный чин). Запахнутая шинель уменьшается в объеме — уменьшается и величие местного самодура. И тем не менее чинопочитание, власть торжествуют. Мир остался непоколебленным, шинель осталась шинелью! Запахиваясь в шинель, Очумелов становится еще официальнее, он еще более закрыт для всяких душевных движений, кроме, конечно, самой сердечной (и ведь действительно!) любви к начальству, к тем, кто выше его по чину. Какова роль шинели в рассказе?

Слайд 15

Что общего? Название «Хамелеон», конечно, метафорично: Очумелов меняет свое отношение к щенку в зависимости от того, чей щенок. Но сняв шинель-пальто, Очумелов остался в кителе, который хотя бы немного должен был отличаться от шинели по цвету. Таким образом, Очумелов оказывается хамелеоном и в прямом смысле слова, меняя свой цвет.

Слайд 16

«Хамелеон» Заглавие-смысловой стержень произведения ХАМЕЛЕОН м. род ящерицы теплых стран. Одно из южных созвездий . * Человек изменчивый, двуличный . Толковый словарь живого великорусского языка Владимира Даля

Слайд 17

«Хамелеон»- сатира времён Александра III Рассказ «Хамелеон» служит образцом социальной сатиры времён произвола властей, усиления зависимости «маленького человека» от тех, в чьих руках власть.

Слайд 18

Х а м е л е о н Антон Чехов обличал деспотизм, самодурство, лицемерие. Имя героя давно стало нарицательным, понятие «хамелеонство» вошло в русский язык. Хамелеоном называют человека, готового постоянно и моментально, в угоду обстоятельствам, менять свои взгляды на прямо противоположные. Рассказ уморительно смешон, хотя за смешным просматривается невесёлый порядок вещей. Юмористический отпечаток носит и заголовок рассказа («Хамелеон»), и безобразные, «оглупленные» фамилии действующих лиц (Очумелов, Хрюкин , Елдырин ), подчёркивающие дикость и косность, мещанскую тупость и пошлость их.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 10б классе по теме: "Анализ изобразительно-выразительных средств языка рассказа И.А. Бунина "Косцы"

Цель: Совершенствовать навык анализа текста, умение различать тропы и стилистические фигуры, закрепить теоретические и практические навыки по теме. Задачи: 1) проанализировать прозаический текст ...

Урок русского языка в 10б классе по теме: "Анализ изобразительно-выразительных средств языка рассказа И.А. Бунина "Косцы"

Цель: Совершенствовать навык анализа текста, умение различать тропы и стилистические фигуры, закрепить теоретические и практические навыки по теме. Задачи: 1) проанализировать прозаический текст ...

А.П. Чехов. «Хамелеон». Картина нравов в рассказе. Средства юмористической характеристики

Урок по литературе для 7 класса на тему: " А.П. Чехов. «Хамелеон». Картина нравов в рассказе. Средства юмористической характеристики". Цели: - углубление знаний учеников о личной и творческой био...

Урок внеклассного чтения по юмористическим и сатирическим рассказам М. Зощенко, Н. Тэффи, А. Аверченко). Особенности моноспектакля. Требования выразительного чтения.

Урок внеклассного чтения по юмористическим и сатирическим рассказам М. Зощенко, Н. Тэффи,  А. Аверченко). Особенности моноспектакля. Требования выразительного чтения.Цель: приобщение ученико...

Презентация "Использование изобразительно - выразительных средств в рассказе В.Г. Распутина «На реке Ангаре» ".

Презентация к уроку по теме "Использование изобразительно -  выразительных  средств в рассказе В.Г. Распутина «На реке Ангаре» "....