Сюжет и герои рассказа А.П.Чехова "Хамелеон", 7 кл.
план-конспект урока литературы (7 класс) по теме

Первый урок по рассказу А.П.Чехова "Хамелеон", построенный по технологии РКМ (развитие критического мышления).

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sbornik_-__2012_hameleon.doc32.5 КБ

Предварительный просмотр:

Севидова Елена Владимировна,

учитель русск. яз. и  лит-ры,

г. Новокузнецк Кемеровской обл.

А.П.Чехов. Сюжет и герои рассказа «Хамелеон».

        Цель: познакомить обучающихся с рассказом А.П.Чехова «Хамелеон», выявить черты главного героя произведения.

        Методические приёмы: работа со статьёй учебника о жизни и творчестве А.П.Чехова, подготовленное чтение по ролям рассказа «Хамелеон», мини-исследование, приёмы РКМ (технологии развития критического мыщления).

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания: вопрос однокласснику.

        По статье учебника об А.П.Чехове обучающиеся составляли дома вопросы. На уроке они поочерёдно задают вопросы друг другу таким образом: первый желающий называет имя одноклассника и задаёт вопрос. Если названный отвечает на вопрос правильно, он называет имя следующего одноклассника и задаёт ему свой вопрос. В случае, если ученик, которому был адресован вопрос, не знает ответа, задававший вопрос спрашивает желающего ответить, и тогда право задать вопрос переходит к тому, кто дал правильный ответ. Вопросы не должны повторяться. Через пять минут подводятся итоги, самые активные получают оценки.

III. Стадия вызова.

Приём «До – После»: в таблице из двух столбцов заполняется часть "До", в которой учащиеся записывают ответ на вопрос: «Кто главный герой рассказа А.П.Чехова «Хамелеон»? Какой он?»

IV. Стадия осмысления.

  1. Чтение по ролям рассказа подготовленными учениками.
  2. Приём «Фишбоун» (рыбий скелет» :  в голове помещаем основной вопрос рассказа «Чья собака?». На верхних «косточках» скелета мнения героев произведения по данному вопросу, на нижних – решение Очумелова. Записи должны быть краткими, представлять собой ключевые слова и фразы, отражающие суть. Это мини-исследовательская работа по тексту.

Вывод

Чья собака?

  

        В процессе работы обучающиеся отмечают шесть мнений-ответов на центральный вопрос («Чья собака?»), зафиксированный «в голове», и столько же решений Очумелова (например, 1 :  «Я покажу вам, как собак распускать!» - «…истребить надо! Немедля!» - и так далее). Вследствие чего они легко приходят к выводу, что главный герой рассказа – человек лицемерный, так как он менял своё мнение много раз, и угодливый, потому что менял его  в зависимости от чина хозяина собаки.

V. Смысл названия рассказа «Хамелеон».

- Как вы считаете, почему так назван рассказ? (высказывания учащихся)

VI. Стадия рефлексии.

        1.  Приём «До – После» (заполняется колонка «После», ученики сравнивают свои ответы «До» и «После», делают вывод).

        2. Приём «Хайку».  Цель этого приёма – осмыслить свою деятельность на уроке и дать личностную оценку.

1. «Я был» кем-то или чем-то / «Я видел» кого-то или что-то

2. Где и что делал (место и действие)

3. Как мне было? (образное определение моих чувств, ощущений)

Пример:

        Я был зрителем,

        Наблюдавшим за Очумеловым.

        Противно!

        Я был исследователем,

        Выяснявшим, каков главный герой.

        Интересно.

        Я видел Очумелова,

        Менявшего часто своё мнение.

        Ужасно!

(Это хайку, которые написали мои ученики).

Домашнее задание: выявить художественные приёмы и средства, использованные А.П.Чеховым в рассказе «Хамелеон». Ответить на вопрос: «Что сближает этот рассказ с прочитанными в 6 классе («Толстый и тонкий», «Смерть чиновника»).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роман М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита» в 11 классе. История создания, сюжет, композиция, герои

Работа ставит своей целью познакомить с особенностями композиции, жанровым своеобразием и проблематикой романа  М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита»....

Вн.чт. №2. Повесть А.С. Пушкина «Барышня-крестьянка»: сюжет и герои.

Цели урока: формировать представление о композиции, сюжете, литературном герое художественного произведения, роли эпиграфа; совершенствовать умение анализировать художественный текст, формировать умен...

Исторический сюжет и герои «Песни про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»

Исторический сюжет  и герои «Песни про царя  Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»...

Тема урока: М. А. Шолохов рассказ «Судьба человека». Особенности сюжета и композиция рассказа. Трагедия народа в годы войны и судьба Андрея Соколова.

Тема урока: М. А. Шолохов рассказ «Судьба человека». Особенности сюжета и композиция рассказа. Трагедия народа в годы войны и судьба Андрея Соколова. Цели. 1. Продолжить изучение рассказа ...

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА "Особенности сюжета, композиции и характеров героев рассказа И.С.Тургенева «Бежин луг» 6 "А" класс

Технологическая карта урока по литературе (6"А") класс. "Особенности сюжета, композиции и характеров героев рассказа И.С.Тургенева "Бежин луг" -...