Литературно-музыкальная композиция "Три поэта – три женщины – три судьбы"
методическая разработка по литературе (9, 10, 11 класс)

Черкасова Лариса Александровна

Литературно-музыкальная композиция о судьбе трех женщин-поэтесс 20 века: Марине Цветаевой, Анне Ахматовой, Бэлле Ахмадулиной. Возможно использование на уроках литературы в 11 классе или во внеурочной деятельности среди учащихся 9-11 классов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lit-muz_kompozitsiya.docx25.67 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Литературно-музыкальная композиция

Три поэта – три женщины – три судьбы

(Марина Цветаева, Анна Ахматова, Бэлла Ахмадулина)

  1. Моим стихам, написанным так рано,
    Что и не знала я, что я - поэт,
    Сорвавшимся, как брызги из фонтана,
    Как искры из ракет,

    Ворвавшимся, как маленькие черти,
    В святилище, где сон и фимиам,
    Моим стихам о юности и смерти,
    - Нечитанным стихам! -

    Разбросанным в пыли по магазинам
    (Где их никто не брал и не берет!),
    Моим стихам, как драгоценным винам,
    Настанет свой черед.

  1. Так о своей поэзии сказала однажды, когда ей было 20 лет, Марина Цветаева.  Свой черед настал стихам и Марины Цветаевой, и Анны Ахматовой, и Беллы Ахмадулиной, трех женщин, трех поэтов.

  1. Мне дали имя при крещенье - Анна,
    Сладчайшее для губ людских и слуха.
    Так дивно знала я земную радость
    И праздников считала не двенадцать,
    А столько, сколько дней в году…

  1. 11 (23) июня 1889 года в Одессе родилась Анна Андреевна Горенко (Ахматова). Кто-то из российских остроумцев, пройдя сквозь горнило войн XX века, сталинских лагерей, шутливо заметил в годы, когда чуть-чуть отпустило: «В России нужно жить долго». Ахматова, как оказалось, родилась в рубашке. Человек удивительной судьбы, она дожила до седых волос и умерла в своей постели, обладая опасным для жизни даром - даром поэта. Многие говорили, что Ахматова – баловень судьбы. Кажется, какой-то ангел хранитель задался целью пронести сквозь опалённые годы России эту «реликвию» почти легендарной культуры. И Ахматова постоянно ощущала эту «жизнь взаймы», жизнь «за кого-то». Она пережила многих своих близких, друзей, даже врагов.  Жизнь её с лихвой была насыщена событиями, пережить которые удавалось не всем.

  1. Подруга Ахматовой В.С. Срезневская вспоминала: «...характерный рот с резко вырезанной верхней губой тонкая и гибкая, как ивовый прутик, с очень белой кожей она прекрасно плавала и ныряла, выучившись этому на Чёрном море... Она казалась русалкой, случайно заплывшей в тёмные недвижные воды Царскосельских прудов. Немудрено, что Николай Степанович Гумилёв сразу влюбился в неё». Целых семь лет Ахматова отвергала его ухаживания, но в итоге всё же решилась на брак.
  2. Николай Гумилев был не только мужем, но и единомышленником. Под его непосредственным руководством был собран первый сборник поэтессы «Вечер», состоящий из 46 стихотворений. Имя автора: "Анна Ахматова" - псевдоним, который Анна Горенко взяла по имени своего татарского предка, хана Ахмата.
  3. «Слабок запах синих виноградин» (песня)

  1. В 1913 году Ахматова живет бурной жизнью: выступает перед многолюдной аудиторией на Высших женских (Бестужевских) курсах, ее портреты пишут художники, к ней обращают стихотворные послания поэты.  В 1913 же году появляется стихотворение «Вечером».  (исп.)

  1. Но два поэта в семье, видимо, слишком много. И в год развода Ахматова напишет:

Так беспомощно грудь холодела,
Но шаги мои были легки.
Я на правую руку надела
Перчатку с левой руки.

Показалось, что много ступеней,
А я знала – их только три!
Между кленов шепот осенний
Попросил: “Со мною умри!

Я обманут моей унылой,
Переменчивой, злой судьбой”.
Я ответила: “ Милый, Милый!
И я тоже. Умру с тобой…”

Это песня последней встречи.
Я взглянула на темный дом.
Только в спальне горели свечи
Равнодушно-желтым огнем.

  1. Марина Ивановна Цветаева родилась в Москве 26 сентября 1892 года, с субботы на воскресенье, на Иоанна Богослова, в уютном особняке одного из старинных московских переулков в семье, где мир был пронизан постоянным интересом к искусству.

  1. Красною кистью
    Рябина зажглась.
    Падали листья.
    Я родилась.

    Спорили сотни
    Колоколов.
    День был субботний:
    Иоанн Богослов.

    Мне и доныне
    Хочется грызть
    Жаркой рябины
    Горькую кисть.

  1. Из воспоминаний Марины Цветаевой. «Когда вместо желанного, предрешенного, почти приказанного сына Александра родилась всего только я, мать сказала: «По крайней мере, будет музыкантша». Когда же первым, явно бессмысленным словом…  оказалось слово «гамма», мать только подтвердила: «Я так и знала», - и тут же принялась учить меня музыке…». Однако после смерти матери интерес к музыке у Муси (так звали ее в семье) постепенно угасает, но появляется новое увлечение – книги и стихи.

  1. Кто создан из камня, кто создан из глины, -

А я серебрюсь и сверкаю!

              Мне дело – измена, мне имя – Марина,

Я – бренная пена морская.

Кто создан из глины, кто создан из плоти –

Тем гроб и надгробные плиты…

- В купели морской крещена – и в полете

Своем – непрестанно разбита!

Сквозь каждое сердце, сквозь каждые сети

Пробьется мое своеволье.

Меня  - видишь кудри беспутные эти? –

Земною не сделаешь солью.

Дробясь о гранитные ваши колена,

Я с каждой волной – воскресаю!

Да здравствует пена – веселая пена –

Высокая пена морская!

  1. Марина Цветаева и Сергей Эфрон… 5 мая 1911 года на пустынном коктебельском берегу произошла их встреча. Заглянув в его глаза и все прочтя наперед, Марина загадала: если он найдет и подарит ей сердолик, то она выйдет за него замуж. Конечно же, сердолик он нашел тотчас же, на ощупь, ибо не отрывал своих серых глаз от ее зеленых.   27 января 1912 года они обвенчались. Эфрон подарил любимой кольцо, на внутренней стороне которого Марина прочитала дату свадьбы и свое имя.

  1. Стихи Марины Цветаевой мелодичны, задушевны и чарующи, часто отмечены энергией чувства, к ним постоянно обращаются композиторы, и тогда они превращаются в удивительные по красоте романсы.

  1. «Я тебя отвоюю…» (в исп. Аллегровой).

  1. В фильме Эльдара Рязанова «Жестокий романс» по произведению А.Н.Островского «Бесприданница» звучит романс на стихи Марины Цветаевой «Под лаской плюшевого пледа». Почему режиссер обратился к стихам Цветаевой, чтобы передать характер героини, жившей в 60-х годах XIX века? Вот что об этом пишет сам Э.Рязанов: «Вначале я, обожающий старинные романсы, буквально начинил ими сценарий. Потом я понял, что вставленные мною романсы столь часто исполняются по радио и телевидению, что хоть они и не стали от этого хуже, в какой-то степени все же поднадоели. Тогда я принялся за штудирование русской женской поэзии… Однако ни у одной из талантливых поэтесс XIX столетия я не смог отыскать, что хотел… И тогда я прибег к помощи моей любимой Беллы Ахмадулиной». Так в одном фильме встретилась поэзия Марины Цветаевой и Бэллы Ахмадулиной.

  1. А напоследок я скажу…» (исп. В. Пономарева)

  1. Белла Ахмадулина родилась 10 апреля 1937 года в Москве. Её отец — татарин, заместитель министра, а мать — русская итальянского происхождения, работавшая переводчицей в КГБ. Писать стихи Бэлла начала ещё в школьные годы.

  1. В 1957 г. подверглась критике в «Комсомольской правде». Окончила Литературный институт в 1960 г. Исключалась из института за отказ поддержать травлю Бориса Пастернака, потом была восстановлена.

  1. Вместе с А. Вознесенским, Е. Евтушенко и Р. Рождественским ее называли «поэтом эстрады», обозначая таким образом не столько поэтический строй, сколько способ общения с читателем.

  1. Поразительно, сколько написано Ахмадулиной о дружбе! Нет для Ахмадулиной горшей беды, чем в этом мире остаться одной, не защищённой надёжным покровом дружества и любви.

  1. «О, мой застенчивый герой…» (чит. С. Немоляева)

  1. Владимир Высоцкий писал о ней:
    И если вам что-то под горло подкатит,
    У Беллы и боли, и нежности хватит...

  1. И снова встреча поэзии Цветаевой и Ахмадулиной. Уже в фильме «Ирония судьбы, или С легким паром!». Эльдар Рязанов включил в фильм песни на стихи «По улице моей" Б.А. Ахмадулиной и «Мне нравится, что вы больны не мной…» Марины Цветаевой. («Мне нравится, что вы больны не мной…», исп. А. Пугачева). 

  1. В 1922 году Марина Цветаева уезжает вместе с дочерью за границу к мужу, оказавшемуся в белой эмиграции. Все 17 лет, проведенные за границей, она постоянно думала о родине.

Тоска по родине! Давно

Разоблачённая морока!

Мне совершенно все равно –

Где совершенно одинокой

Быть, по каким камням домой

Брести с кошелкою базарной

В дом, и не знающий, что – мой,

Как госпиталь или казарма…

  1. В 1939 году Марина Цветаева вернулась домой. Однако надежды, связанные с возвращением, не оправдались.

Тяжелые удары судьбы. Начало войны. Постоянная тревога за жизнь близких. Высылка в Елабугу. Под гнетом личных несчастий, в одиночестве, в состоянии депрессии, она покончила с собой 31 августа 1941 года.

  1. Личные испытания были уготованы и Анне Ахматовой. В 1921 году по обвинению в контрреволюционном заговоре был казнён Николай Гумилёв. В тридцатые годы во время непрерывных арестов её сына, студента Ленинградского университета, сама она тоже жила в постоянном ожидании «чёрного воронка». Из длинных и горестных тюремных очередей, в которых она провела семнадцать месяцев, родилась её знаменитая поэма «Реквием», опубликованная впервые спустя пятьдесят лет после её создания. А в те годы Ахматова даже не доверяла текст бумаге, только немногим избранным она в собственной квартире записывала обрывки стиха и тут же по прочтении сжигала листок. «Это был обряд: руки, спичка, пепельница – обряд прекрасный и горестный...», -  вспоминала Лидия Чуковская о знакомстве с «Реквиемом».


Нет, и не под чуждым небосводом,

И не под защитой чуждых крыл,-

Я была тогда с моим народом,

Там, где мой народ, к несчастью, был.

  1. Говорят, Сталин звал её «Эта монахыня». Как-то уже в конце жизни при Ахматовой зашёл разговор о женщинах, дескать, куда девались нежные, неумелые, притягательные своей беспомощностью женщины, те самые слабый пол. Ахматова достаточно грубо перебила светскую беседу. «А слабые все погибли. Выжили только крепкие».

  1. Однажды Ахматова прочла в книге одного американца, что в 1937 году она жила в Париже. Анна Андреевна быстро нашла отгадку этому заблуждению. «Кто-то рассказал ему про Цветаеву, которая действительно была тогда в Париже. А чтобы американец предположил, что на свете в одно время могут существовать две русских женщины, пишущие стихи... слишком много хотите от человека».

  1. В 1945-46 Ахматова навлекает на себя гнев Сталина, узнавшего о визите к ней английского историка И. Берлина. Кремлевские власти делают Ахматову наряду с М. М. Зощенко главным объектом партийной критики. Направленное против них постановление ЦК ВКП(б) "О журналах "Звезда" и "Ленинград" (1946) ужесточало идеологический диктат и контроль над советской интеллигенцией. Снова возник запрет на публикации.

  1. В последнее десятилетие жизни Ахматовой ее стихи постепенно, преодолевая сопротивление партийных бюрократов, боязливость редакторов, приходят к новому поколению читателей. В 1965 издан итоговый сборник "Бег времени". На закате дней Ахматовой было позволено принять итальянскую литературную премию Этна-Таормина (1964) и звание почетного доктора Оксфордского университета (1965). 5 марта 1966 года в Домодедово (под Москвой) Анна Андреевна Ахматова скончалась.

  1. Иногда Беллу Ахатовну Ахмадулину называли Белла Ахматовна. Она шутила, что их просто путают. А еще ее называли Сокровищем, Ангелом, Богиней, Черным бриллиантом русской поэзии. Она умерла 29 ноября 2010 года. Евгений Евтушенко сказал о ней однажды: «Уж не знаю, как Бог расположил места, но она будет где-то рядом с Цветаевой и Ахматовой, безусловно...».

Информация об Анне Ахматовой

  1. http://www.rosskom.ru/freeman/ilr/page7445.php 
  2. Павловский А. И. Анна Ахматова: Жизнь и творчество – М.: Просвещение, 1991.
  3. https://librebook.me/stihi_2/vol1/1

Информация о Марине Цветаевой

  1. Саакянц А. А.Марина Цветаева. Жизнь и творчество — М.: Эллис Лак, 1997
  2. Цветаева, А. И. Воспоминания. — М., 1971
  3. http://lib.ru/POEZIQ/CWETAEWA/stihi.txt

Информация о Белле Ахмадулиной

  1. https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%90%D1%85%D0%BC%D0%B0%D0%B4%D1%83%D0%BB%D0%B8%D0%BD%D0%B0,_%D0%91%D0%B5%D0%BB%D0%BB%D0%B0_%D0%90%D1%85%D0%B0%D1%82%D0%BE%D0%B2%D0%BD%D0%B0 
  2. http://www.abella.in/ 
  3. http://lib.ru/POEZIQ/ahmadulina.txt


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Литературно - музыкальная композиция "У войны не женское лицо?!" (судьба женщин в годы Великой Отечественной войны)

Мероприятие посвящено женщинам, которые воевали на земле и в небе в годы Второй мировой войны, солдатским матерям. Есть информация о Прасковье Еремеевне Володичкиной, потерявшей на фронте 9 сыновей, о...

ЛИТЕРАТУРНО-МУЗЫКАЛЬНЫЙ ВЕЧЕР "САМАЯ ПРЕКРАСНАЯ ИЗ ЖЕНЩИН"

Внеклассное мероприятие, посвященное празднику "День Матери"....

Литературно-музыкальная композиция "Доля ты! - русская долюшка женская!" (судьба русской женщины в лирике Н.А. Некрасова)

В центре многих произведений Н.А. Некрасова судьба русской женщины. С болью  и горечью пишет он о попранном достоинстве, нелёгкой жизни простых тружениц, но свято верит в то, что "ключи от счасть...

Литературно-музыкальная композиция "В мир приходит женщина, чтобы мир спасти"

В материале представлен сценарий литуратурно-музыкальной композиции "В мир приходит женщина, чтобы мир спасти" о неоценимой роли прекрасной половины человечества во время Великой Отечественной войны....

Литературно-музыкальная композиция "Самая прекрасная из Женщин..."

Сценарий литературно-музыкальной композиции, посвящённой Дню Матери...

Литературно-музыкальная композиция "Самая прекрасная из женщин - женщина с ребенком на руках"

Данное внеклассное мероприятие посвящено прекрасному прзднику - дню Матери, которое отмечается в России в последнее воскресение ноября. Целевая аудитория - учащиеся и их мамы....