Санкт-Петербург – мой город
материал по литературе (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс)

Матвеева Анастасия Юрьевна

Сценарий литературного мероприятия, посвященного городу

Санкт-Петербург

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Санкт-Петербург-мой город. 19.35 КБ

Предварительный просмотр:

 Специальная общеобразовательная школа № 2(открытого типа)

Санкт-Петербурга

Сценарий литературного мероприятия, посвященного городу

 Санкт-Петербург

«Санкт-Петербург – мой город»

Разработчик:

учитель русского языка

и литературы  Матвеева А. Ю.

        

                                                     

Санкт-Петербург

2020

           

Ведущий 1 Добрый день! Мы рады приветствовать вас на первом  уроке  этого учебного года, который пройдет под лозунгом «Санкт-Петербург- мой город». И мне, как человеку приезжему, вдвойне приятно проводить его. Вы даже не можете себе представить, сколько людей со всей России завидует вам, истинным петербуржцам!

Ведущий 2:   Петроград, Северная Пальмира, Ленинград, Санкт-Петербург, культурная столица…… сколько еще названий у тебя, мой любимый город! Не секрет, что ни один город России не может похвастаться своей многогранностью так, как наш! Это город со своей историей, один из самых мистических городов, это самый творческий город, ведь множество талантливых людей со всех уголков нашей необъятной страны съезжаются в Петербург, и, наконец, это город-герой!

        Часть 1. Исторический Петербург.

Ведущий 1 А знаете ли вы историю своего города? Когда он был основан? Кто его основатель? В честь кого он назван? Я знаю определенно точно, что в зале есть ребята, которые точно смогут рассказать о первой грандиозной постройке нашего города. О чем же идет речь?

                   Видеоэкскурсия по Петропавловской крепости.

Ваня А теперь представьте ситуацию: прогуливаетесь вы по Невскому, и подходит к вам незнакомый человек с подобными расспросами.

Выходит двоечник

-А почему Казанский собор называется «Казанский», туда пускают только жителей Казани?

-Что происходит на Марсовом поле, там что, всем шоколадные батончики раздают?

-Почему это здание называется «Спас на крови», там что сдают кровь для спасения жизней?

-А….это…где тут ваш Митраж?  

Ведущий 2:  ( с возмущением) Какой еще метраж? Метраж чего?

-Ни чего, а кого, большой Митраж, где цари жили, а сейчас там музей.

Ведущий 1 Бесспорно, в наше время в Петербурге жить комфортней и прелестней , но, увы, нынче не даются в Эрмитаже те фантастические, чудесные, роскошные балы, на которые слеталось все блистательное общество.

Музыка из «Войны и мир».

                                        Сценка «Бал».

 Ведущий 2:  ак какое же важное дело было у этого молодого человека 14 декабря 1825 года на Сенатской площади?

 Часть 2. Мистический Петербург

Ведущий 1  Как любой уважающий себя старинный европейский город Петербург прямо таки пронизан и окутан всяческой мистикой и фантасмагорией.

Ведущий 2:   Из поколения в поколение петербуржцы передают друг другу невероятные истории о грозных призраках, загадочных явлениях и прочих потусторонних тайнах. (музыка из Мастера и Маргариты трамвайная).

Ведущий 1  То в бурную ночь Медный всадник скакал по пустынным улицам, неумолимо преследуя беднягу-безумца.

Ведущий 2:  То студеной зимой на Васильевском мертвый чиновник срывал с богачей дорогие шинели, мстя за свою украденную.

 Ведущий 1 То молодому офицеру, жертве картежного азарта явился призрак убиенной  старухи-графини и открыл ему три магических карты: тройка, семерка, туз.

Ведущий 2:   А почему так часто меняются работники Михайловского замка, особенно ночные дежурные? Многие утверждают, что в мрачных лабиринтах замка видели призрачного императора в парадном мундире, несчастного государя Павла Петровича, убитого вероломными друзьями.

Музыка 10 вальс Шопена

Ведущий 1 А в чудесном Гатчинском замке в полнолуние с портрета сходит девочка-княжна и танцует в лунном луче. Несколько раз это пытались снять на камеру, но в кадре никого не оказалось.

Ведущий 2:   Можно верить этим легендам, можно не верить, но они, несомненно, придают Петербургу особое очарование и таинственность.

Ведущий 1   А теперь о петербургских предсказаниях……Еще более упоительными, чем в наше время были вечера в России 200 лет назад. У золотой питерской молодежи модно было ездить покутить и повеселиться к цыганам (тихая музыка цыганская №1 )  на Крестовский остров . Однажды небольшая, но дружная компания блестящих молодых людей отправились туда, как говорили они потешить душеньку. (музыка Цыганская №1 громче)

Выходят цыганки 30 сек крутятся, выходит Пушкин, сначала с ними кружится с ними, заигрывает, потом уходит в другую сторону. И тут старшая цыганка подбегает к Пушкину и говорит:  

-Эй, молодой барин, постой-ка, чего сказать тебе хочу.

-Чего тебе, чавэлла?

-А дай-ка мне ручку свою левую, я судьбу твою гляну!

-На, гляди!

-Ой, серьезная твоя судьба, вижу, прогремит твоя слава по всему миру, ой знаменитый будешь, сильно любимый будешь, но только скажу тебе, бойся белого человека на белом коне. Ой, погубит он тебя.

-Да пОлно тебе!! Никого я не боюсь! А славу я и сам за хвост ухвачу! На-ка вот тебе на удачу (дает монетки).

-Ну, благодарствую!  Что ж, Господь с тобою, прощевай!(музыка цыганская №2)

Ведущий 2:  Так кому же предсказали такую судьбу?


Часть  3 Творческий Петербург.

 Ведущий 2:  Да, атмосфера и история Петербурга уникальны. Столица России, построенная на болотах, словно вызов природе. Недостаток солнца и тепла. Сочетание величественных дворцов и мрачных кварталов, широких проспектов и узких улочек. Обеспеченность и сытость, соседствующие с бедностью и голодом. Красота и величие рядом с неприглядными сторонами жизни человеческого общества.

Ведущий 1  В этом городе концентрировались величайшие умы своего времени: писатели, композиторы, художники, поэты, мыслители и политические деятели. Атмосфера города наводила их на мысли о преобразованиях в жизни общества, об улучшении жизни народа и зачастую,  выводила на опасный путь борьбы за свои идеи и их переосмысления.

Ведущий 2:  Так, петербургский писатель, Федор Михайлович Достоевский, несмотря на первые литературные успехи, в надежде переменить ситуацию в стране к лучшему, принял решение вступить в тайное общество, настоящей целью которого, было создание нелегальной типографии и осуществление переворота в России.

Ведущий 1 . За что, ранним утром 23 апреля 1849 года писатель в числе многих деятелей этого общества был арестован и приговорен к смертной казни. 22 декакбря того же года Достоевский вместе с другими ожидал на Семёновском плацу исполнения смертного приговора.

Сценка «Достоевский на казни».

Звук волнующейся толпы. Выводят Достоевского со связанными руками за спиной. Зачитывается приговор. Приговоренного ставят на колени.

 Приказчик: Отставного инженер-поручика Достоевского, за недонесение о распространении преступного письма литератора Белинского - лишить чинов, всех прав состояния и подвергнуть смертной казни расстрелянием.

Шум недовольной толпы. Над головой писателя ломают шпагу. Звучит напряженная музыка.  Исполнитель готовится к расстрелу. Вдруг, выходит приказчик.

Приказчик: Остановить казнь. Смертный приговор отставному инженер-поручику Достоевскому отменить, по заключению генерал-аудиториата ввиду несоответствия его вине осужденного и приговорить к 8-летней каторге  с разжалованием в рядовые .

Ведущий 2:   Состояние между жизнью и смертью, которое испытал писатель в те мучительные минуты оказало сильнейшее влияние на его жизнь и творчество.

А как вы думаете, зачем ломали шпагу над головой осуждённого перед казнью?

Ведущий 1 А события, пережитые им в то время, нашли отражение в самых значительных его произведениях.

Ведущий 2:  . Петербург – город великих свершений и мужественных поступков. Город, сохраняющий человеческое в человеке, несмотря ни на какие испытания.

Часть 4. Героический Петербург.

Ведущий 1  Какие же  нечеловеческие испытания выпали на долю ленинградцев в годы Великой Отечественной войны.  Враг окружил Ленинград со всех сторон.  Фюрер принял решение стереть город с лица земли.

Ведущий 2:    Опасаясь больших потерь при штурме, Гитлер приказал начать долговременную осаду. Он сказал: «Этот город надо уморить голодом. Перерезать все пути подвоза, чтобы туда мышь не могла проскочить. Нещадно бомбить, и тогда город рухнет, как переспелый плод».

Ведущий 1   Враг рассчитывал, что голодные, мерзнущие люди вцепятся друг другу в горло из-за куска хлеба, из-за глотка воды, возненавидят друг друга и сами сдадут оккупантам город.

Ведущий 2:   Но враг просчитался. На защиту Ленинграда поднялись все его жители.

Ведущий 1   В условиях блокады самым сложным оказалось снабжение населения и войск продовольствием и водой. Жители стали употреблять в пищу все, что могло заглушить чувство голода. За водой приходилось ходить на набережную Невы.

Ведущий 2:  Истощенные голодом, обессилившие ленинградцы жили в неотапливаемых комнатах. Замёрзли водопровод и канализация.
                                              Да, мы не скроем: в эти дни

мы ели землю, клей, ремни;

но, съев похлебку из ремней,

вставал к станку упрямый мастер,

чтобы точить орудий части,

необходимые войне.

Ведущий 1 : Связь с городом поддерживалась по Ладожскому озеру. С первых дней блокады своё опасное и героическое дело начала Дорога Жизни. 22 ноября 1941 на еще неокрепший лёд вышли первые грузовики, вёзшие муку.

Стихотворение О. Берггольц.

Ведущий 1: Целый год враг душил город железной блокадой, осыпал бомбами и снарядами, умертвлял голодом и холодом. И стал готовиться к последнему штурму.

Ведущий 2: Уже напечатаны были во вражеской типографии билеты на торжественный банкет в лучшей гостинице города  на 9 августа 1942 года. Но враг не знал, что несколько месяцев назад в осаждённом городе появилось новое "секретное оружие".

   Что же это за секретное оружие?.

Ведущий 1: Это была Седьмая симфония Шостаковича! Её доставили на военном самолёте. Это были четыре больших объёмистых тетради, исписанными нотами.

Ведущий 2: Когда дирижёр Карл Ильич Элиасберг  взял в руки заветные тетради и, радость на его лице сменилась огорчением. Чтобы эта грандиозная музыка зазвучала по-настоящему,  нужно было 80 музыкантов!

Но где взять такое количество музыкантов?

Ведущий 1:  Дирижер, шатаясь от слабости, обходил госпитали в поисках музыкантов. Ударника Жаудата Айдарова он отыскал в мертвецкой, где и заметил, что пальцы музыканта слегка шевельнулись. "Да он же живой!" - воскликнул дирижер, и это мгновение было вторым рождением Жаудата. Без него исполнение Седьмой было бы невозможным - ведь он должен был выбивать барабанную дробь в "теме нашествия".

Ведущий 2 Музыканты  потянулись с фронта. Руки одних огрубели от оружия, у других тряслись от истощения, но все старались изо всех сил держать инструменты, словно от этого зависела их жизнь. Но на первую репетицию они все же собрались.

Ведущий 2: Это была самая короткая в мире репетиция, всего пятнадцать минут, - на большее у них не было сил.

И был назначен день концерта - 9 августа 1942 года.

Ведущий 1: Но враг по-прежнему стоял под стенами города и собирал силы для последнего штурма. Вражеские орудия взяли прицел, приказ на вылет ждали сотни вражеских самолётов.

 Ведущий 2: А тем временем очередь за билетами в филармонию была больше, чем в булочную.

Ведущий 1: Немецкие офицеры ещё раз взглянули на пригласительные билеты на банкет, который должен был состояться после падения осаждённого города, 9 августа.

Ведущий 2:  И вот наступило 9 августа 1942 года.  День, когда Гитлер планировал парадным шествием пройти по сломленному на Неве городу.

Ведущий 1: Великолепный белоколонный зал был полон и встретил появление дирижёра овацией. Дирижёр поднял палочку, и мгновенно наступила тишина. Долго ли она продлится? Или враг обрушит сейчас шквал огня, чтобы помешать нам?

Ведущий 2:  Но палочка пришла в движение - и в зал ворвалась неслыханная прежде музыка. Когда музыка кончилась и вновь наступила тишина, дирижёр подумал: "Почему они сегодня не стреляли?" Отзвучал последний аккорд, и в зале на несколько секунд повисла тишина. И вдруг все люди встали в едином порыве - по их щекам катились слезы радости и гордости, а ладони раскалились от грома аплодисментов.

Ведущий 1:  Почему же фашисты не стреляли?

Ведущий 2:  Нет, стреляли, вернее, пытались стрелять. Они целились в белоколонный зал, они хотели расстрелять музыку. Но 14-й артиллерийский полк ленинградцев обрушил за час до концерта на фашистские батареи лавину огня, обеспечив семьдесят минут тишины, необходимой для исполнения симфонии.

Ведущий 1: Ни один вражеский снаряд не упал рядом с филармонией, ни что не мешало музыке звучать над городом и над миром, и мир, услышав её, поверил: этот город не сдастся, этот народ непобедим!

                                        Музыка Чайковского.

(Выходит грустная Ассоль).

 Ведущий 2:  В маленькой прибрежной деревушке все дразнили ее.

Жители : Смотрите, опять она.

                  Сумасшедшая Ассоль, опять потащилась к морю.

                  Держи карман шире, так и спешит к тебе твой принц. Да еще под                                    алыми парусами!

Ведущий 1 Но в один прекрасный день……

Видео «Алые паруса»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Основатель Санкт-Петербурга и строительство города в изображении А.С. Пушкина и А.Н. Толстого

Интерес к теме возник в связи с изучением романа «Петр Первый» А.Н.Толстого, рассказа «День Петра», пьесы «На дыбе», ранее прочитанных произведений А.С. Пушкина....

Виртуальная экскурсия "Санкт-Петербург - город-музей и город музеев"

Представлено занятие с использование ИКТ (сопровождение: презентация, разработанная учащимися школы-интерната и представленная на ученических чтениях...

Урок-игра для 5-х классов по истории и культуре Санкт-Петербурга на тему:«Город в котором мы живем».

Урок для закрепления материала, изучаемого в 5 классе. (Прилогается презентация)...

Презентация к классному часу по теме "Санкт - Петербург - открытый европейский город"

Идея развития Санкт-Петербурга как "открытого европейского города". Многочисленные традиционные международные  культурные мероприятия, которые проводятся в Северной столице....

Конспект урока по Истории и культуре Санкт-Петербурга по теме: "Санкт-Петербург - город светской культуры"

Урок-исследование с постановкой проблемного вопроса. Учащиеся опираются на знания, полученные на предыдущих уроках, знакомятся с новым материалом, анализируют, дают собственную оценку. В конце урока ч...

Методические разработки урока по теме: «Санкт-Петербург – это мой город, город молодежи»

Методические разработки урока по теме: «Санкт-Петербург – это мой город,  город молодежи»...