Урок-игра по творчеству А.С. Пушкина
план-конспект урока по литературе (6 класс)

Башмакова Валентина Анатольевна

Активная форма учебного занятия. Знания, полученные на уроке, помогают учащимся лучше понять, "прочувствовать" материал.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok-igra.docx24.77 КБ

Предварительный просмотр:

Башмакова В.А.

Урок-игра по творчеству А.С. Пушкина

Цели:

  1. Познавательная:
    – закрепить и углубить представления учеников о личности и творчестве А.С.Пушкина;
    – учить видеть литературу как искусство слова, проникновение литературы в другие виды искусства;
  2. Развивающая:
    – развить умение аргументировать свой ответ; развить мышление, логику, сообразительность и творческий потенциал;
  3. Воспитательная:
    – воспитать эстетику и нравственность;
    – привить любовь к чтению.

Оформление:

  1. портрет А.С. Пушкина,
  2. детали старинного интерьера (свечи, гусиные перья, выставка книг),
  3. выставка рисунков.

Материалы:

  1. иллюстрации известных художников к произведениям Пушкина,
  2. кубик-шестигранник с цветными гранями,
  3. карточки того же цвета и шесть полей,
  4. мешочек с пронумерованными бочонками,
  5. черный ящик, яблоко, монета, рыбка,
  6. оценочные листы для жюри.

Задания: участники (3 команды) должны предварительно прочитать сказки Пушкина, “Повести Белкина”, изучить тщательно биографию поэта.

Ход урока

Учитель: Здравствуйте, дети! Сегодня предстоит жаркая битва 3-х команд. Выиграют сильнейшие. А мы узнаем, кто лучше всех знает биографию и творчество великого русского писателя и поэта А.С. Пушкина.

Правила игры: поочередно команды бросают кубик. Цвет выпавшей грани определяет игровое поле, а номер вопроса можете выбрать сами. Право первого хода зарабатывается считалкой: “Назови злодеев” – кто последний скажет, тот и начинает. Нужно назвать всех злодеев из сказок Пушкина. (Поп, Бес, Ткачиха, Повариха, Коршун, Царица-Мачеха, Царь Дадон, Шамаханская царица, Черномор, Баба-Яга, кощей)

1-й тур. По ступеням жизни.

А) Красное игровое поле-вопросы по биографии поэта

  1. Назовите годы жизни А.С. Пушкина
  2. Любимое время года поэта. Процитировать какое-либо произведение поэта
  3. Как звали няню Пушкина? Как он к ней обращался в известном стихотворении?
  4. Незабываемые следы оставили годы учения. Где он учился?
  5. Какие сказки Пушкина вы знаете? Какая была написана первой? (1831 “Сказка о царе Салтане”)
  6. При каких обстоятельствах погиб поэт?
  7. Как звали жену Пушкина и его детей?
  8. Какое отношение имеет поэт к царю Петру 1?
  9. Кого из его друзей вы знаете? Кто они?
  10.  Пушкин поэт или писатель? Почему?
  11.  Какие памятники Пушкину вы знаете и где?

Б) Синее игровое поле-Пушкин и искусство.

  1. Назовите художников, которые писали портрет Пушкина. Попробуйте определить авторов этих портретов.
  2. Определите, к какому произведению иллюстрация? (“Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях.)
  3. Прослушайте музыкальный отрывок. Как вы думаете, к какому произведению написана музыка? А автор?
  4. С кем из композиторов был дружен Пушкин? (Глинка и т.д.)
  5. К какому произведению иллюстрация? Какой эпизод? Автор?
  6. Кто написал музыку к поэме “Руслан и Людмила”? (Глинка.)

В) Зеленое игровое поле– по сказкам Пушкина

  1. Кого послал старый бес соревноваться с Балдой в хитрости? (“Вышлю к тебе внука…”)
  2. От чего умерла мачеха из “Сказки о мертвой царевне и о семи богатырях”? (“Тут ее тоска взяла..”)
  3. Сколько просьб старика выполнила золотая рыбка? (Четыре – изба, корыто, дворянка, царица.)
  4. Какие слова Пушкина, которыми он закончил одну из сказок, стали крылатыми? (“Сказка – ложь, да в ней намек! Добрым молодцам урок!”)
  5. Сколько времени рыбачил старик в сказке “Золотая рыбка”? (Тридцать лет и три года.)
  6. В кого превращался царь Гвидон, чтобы повидать отца Салтана? (В комара, муху, шмеля.)
  7. За какую плату Балда согласился работать у попа? (“В год три щелчка тебе по лбу”.)
  8. Кто дал царевне отравленное яблоко? (Чернавка.)
  9. Как звали собаку семи богатырей? (Соколко.)
  10. “Царь скликает третью рать…” Что такое рать? (Войско.)

Г) Желтое игровое поле – вопросы по роману “Дубровский”.

  1. В каком году написан роман “Дубровский”?
  2. Как звали отца Владимира Дубровского?
  3. Что должен был сделать Саша с кольцом, которое передала ему сестра Маша?
  4. Как называлось имение отца Дубровского?
  5. Что ответила Маша Дубровскому, когда он остановил ее с мужем Верейским после венчания в церкви?
  6. В качестве кого Дубровский попал в дом Троекурова?
  7. Какая любимая забава была у Троекурова, кроме охоты?
  8. Назовите полностью инициалы главной героини романа “Дубровский”

Д) Коричневое игровое поле – шуточные объявления.

Назвать сказку или героя.

1. Работаю за семерых, могу:

  • Запрягать лошадь
  • Топить печи
  • Закупать продукты
  • Печь яйца, варить кашу
  • Нянчить детей

Предлагаю всем свои услуги

(Ответ: “Сказка о попе и работнике его Балде”.)

2. На работу требуются:

  • Повар
  • Конюх
  • Плотник

По результатам работы выплачиваются премиальные вознаграждения.

(Ответ: “Сказка о попе и работнике его Балде”.)

3. Торговая фирма предлагает импортные товары по доступным ценам:

  • Соболя – 10 рублей
  • Черно-бурые лисы – 5 рублей
  • Донские жеребцы – 20 рублей
  • Чистое серебро – 15 рублей
  • Злато – 30 рублей

(Ответ: “Сказка о царе Салтане”.)

4. Тем, кто интересуется жилплощадью!

Всего за 5 рублей сдаю на лето горницу в аренду. В горнице имеются:

Кругом лавки, крытые ковром
Под святыми стол дубовый
Печь с лежанкой изразцовой

(Ответ: “Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях”.)

5. Школа целителей и экстрасенсов проводит ежемесячные платные курсы.

Излечиваются:

  • Укусы правого и левого глаза
  • Волдыри на носу

(Ответ: “Сказка о царе Салтане”.)

6. Преподаю уроки долголетия. Без особых усилий и дорогостоящих лекарств доживете до глубокой старости. (Ответ: Кощей, поэма “Руслан и Людмила”.)

7. Срочно требуется сторож, способный на спать ни днем ни ночью, сидеть на большой высоте в дозоре, предупреждать об опасности

(Ответ: “Сказка о золотом петушке.”)

Е) Оранжевое игровое поле – вопросы для болельщиков.

1. Нарисовать словесный портрет царевны-лебедь. (Наизусть, если помнят.)

2. Узнать героя:

“Белолица, черноброва, нраву кроткого такого…” (Ответ: царевна из “Сказки о мертвой царевне и семи богатырях”

3. Узнать героя:
“Высока, стройна, бела, И умом и всем взяла; Но зато горда, ломлива, Своенравна и ревнива” (Ответ: царица-мачеха “Сказка о мертвой царевне…”)

4. Внимание ! Черный ящик!
Причина долговременного сна одной из героинь пушкинской сказки. (Ответ: яблоко.)

5. Прочитать отрывок из сказки Пушкина наизусть

6. Узнать героя:
“В дорогой собольей душегрейке, Парчовая на маковке кичка, Жемчуга огрузили шею, На руках золотые перстни, На ногах красные сапожки” (Ответ: старуха – столбовая дворянка.)

7. Внимание! Черный ящик!
Героиня одной из сказок поэта, работающая в качестве волшебной палочки или цветика-самоцветика, но определенно золотого цвета. (Ответ: золотая рыбка.)

8. Прочитать наизусть отрывок из поэмы Пушкина “Руслан и Людмила”.

9. Черный ящик!
Изделие из бывших золотых скорлупок, которым мы пользуемся до сих пор. (Ответ: монета
.)

2-й тур. Кто быстрей?

Вопросы по книге “Повести Белкина”.

Гейм выигрывает команда, ответившая за 1 минуту на наибольшее количество вопросов.

  1. Сколько раз Белкин приезжал в дом станционного смотрителя? (Три.)
  2. Кто такая мисс Жаксон? (Гувернантка Лизы.)
  3. Что изображали картинки на стене в доме у Самсона Вырина? (Историю блудного сына.)
  4. Кого называли англоманом? (Муромского)
  5. Как звали отца Маши? (Гаврила Гаврилович.)
  6. Имя главного героя из повести “Выстрел”
  7. Кто по званию был Бурмин? (Полковник.)
  8. Что такое сюртук? (Верхняя мужская одежда.)
  9. Сколько произведений входит в “Повести Белкина”? (Пять.)
  10.  Какой эпиграф у повести “Барышня-крестьянка”? (“Во всех ты, душенька, нарядах хороша”.)
  11.  Кто такая Бетси? (Лиза Муромская.)
  12.  Где написаны были “Повести Белкина”? (В Болдине.)
  13.  Кто такой Минский? (Ротмистр, который увез Дуню.)

3-й тур. Заморочки из бочки – конкурс капитанов.

Каждому вытаскивать только один бочонок и один раз.

1. Составить из данных букв имена героев “Повестей Белкина”.

НАИЛАУК –
ОНСМАС –
ВИРМИЛДА –

 Акулина
 Самсон
 Владимир

2. В каком порядке создавались “Повести Белкина”?

  1. “Метель”
  2. “Станционный смотритель”
  3.  “Барышня-крестьянка”
  4. “Выстрел”
  5. “Гробовщик”

(Ответ: 5, 2, 3, 4, 1)

3. В каком селе венчались герои повести “Метель”? (Жадрино.)

4. Сколько лет было Бурмину, когда он узнал, что Марья Гавриловна его жена? (26)

Учитель: Уважаемое жюри, просим рассказать о достигнутых результатах.

Жюри подводит итоги по баллам. Учитель объявляет оценки (или награждение).

Учитель: Всем спасибо, кто сделал наш урок интересным!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-игра «Умники и умницы» по творчеству А. С. Пушкина (9 класс)

Урок-игра  «Умники и умницы»по творчеству А. С. Пушкина(9 класс)...

Урок-игра "Знаете ли вы А.С.Пушкина?"

Урок в виде игры по биографии и творчеству поэта А.С.Пушкина. Проводятся конкурсы между командами по текстам автора....

Урок-игра по "Повестям Белкина" А.С.Пушкина

Урок организован в форме игры, состоящей из нескольких раундов. Урок проводится как заключительный в системе уроков, посвященных теме "Повести Белкина" в 6 классе...

Урок литературы в 6 классе «У лукоморья…» (Обобщающий урок-игра по творчеству А.С.Пушкина)

Обобщить и систематизировать знания учащихся о творчестве А.С.Пушкина;  стимулировать познавательный интерес учащихся к творчеству поэта....

Урок-игра "Сокровища народного творчества" в 5 классе.

Обобщающий урок по осетинскому языку для невладеющей группы в 5 классе....

Презентация к уроку-игре "Устное народное творчество"

Урок проводится в форме игры при повторении темы "Устное народное творчество". Представлены 5 категорий вопросов, каждая из которых делится на 10 ячеек. Каждая ячейка содержит вопрос и количество очко...