А.С.Пушкин
план-конспект занятия по литературе (5 класс)

Велюханова Наталья Алексеевна

Открытый урок в 5 классе по литературе по теме: "А.С.Пушкин. Стизотворение "Няне"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл aspushkin.docx91.49 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: А.С. Пушкин. Стихотворение «Няне» – поэтизация образа Арины Родионовны

Цель: учить определять учебную задачу урока, планировать ее выполнение, осуществлять самоконтроль; учить выразительно читать стихотворение и анализировать его.

Планируемые результаты:

Личностные УУД:

  • понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
  • высказывать свое отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам.

Регулятивные УУД:

  • определять и формировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
  • составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;

Познавательные УУД:

  • делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

Коммуникативные УУД:

  • оформлять свои мысли в устной и письменной форме;
  • слушать и понимать речь других;
  • учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли.

Ход урока

I. Мотивация к учебной деятельности.

Звучит спокойная мелодия

-Здравствуйте! Присаживайтесь.  

-Посмотрите, какой чудесный день за окном, чем он чудесен? Где и когда мы встречаемся с чудесами?

-А для кого из поэтов осень была самым любимым временем года? (А.С.Пушкин)

-А кем для вас является А.С.Пушкин.

Дополните фразу: «Для меня А. С. Пушкин – это….» слайд 1.

II. Целеполагание.

-Каждая встреча с творчеством А. С. Пушкина – это “чудное мгновение”, которое длится всю жизнь. Имя Пушкина, черты его лица входят в наше сознание в самом раннем детстве, а первые услышанные или прочитанные нами стихи его мы принимаем как подарок, ценность которого узнаешь только с годами.

-Вы уже знакомы со сказками поэта, с некоторыми его стихотворениями. И вот – новая встреча. Сегодня мы вновь погружаемся в мир поэзии  А.С. Пушкина.

 Слайд 2

 -Прочитайте внимательно письмо А. С. Пушкина. Как вы думаете, кому оно адресовано? Предположите, посвящал ли поэт этому человеку свои стихотворения, и аргументируйте свой ответ.

«Любезный мой друг!

Александр Сергеевич, я получила ваше письмо и деньги, которые вы мне прислали. За все ваши милости я вам всем сердцем благодарна – вы у меня беспрестанно в сердце и на уме, и только, когда засну, то забуду вас и ваши милости ко мне... Ваше обещание к нам побывать летом меня очень радует. Приезжай, мой ангел, к нам в Михайловское, всех лошадей на дорогу выставлю... Я вас буду ожидать и молить бога, чтоб он дал нам свидеться... Прощайте, мой батюшка, Александр Сергеевич. За ваше здоровье я просвиру вынула и молебен отслужила, поживи, дружочек, хорошенько, самому слюбится. Я, слава богу, здорова, целую ваши ручки и остаюсь вас многолюбящая _______ваша _______________________ ».

(Это письмо посвящено няне Пушкина, Арине Родионовне. А.С. посвящал ей свои стихотворения, например «Буря мглою небо кроет..»)

-Так как же будет звучать тема нашего урока? (А.С. Пушкин. Стихотворение «Няне» – поэтизация образа Арины Родионовны.) Слайд 3

-Какие цели вы поставите перед собой для ее реализации? (Повторить биографию А.С. Пушкина , проанализировать стихотворение «Няне», тренировать навык выразительного чтения.)

III. Актуализация знаний. Координация выполнения коллективного проекта.

        -Сегодня мы не просто повторим биографию Пушкина. Мы с вами создадим книгу памяти знаменитого поэта.

       -Но для начала нам необходимо потянуть жребий и определить кто и кем будет в этом нелегком занятии. (Тянут жребий и определяют кто будет биографом, литературоведом, историком)

1 группа у нас группа биографов. Она заполнит пропуски на листе, где излагаются краткие сведения о жизни и творчестве знаменитого поэта и писателя, используя статью в учебнике.

2 группа- группа литературоведов, поработав в сети интернет, даст определения терминам, составив тем самым литературоведческий словарик к этому стихотворению.

3 группа- группа историков, используя толковый словарь, даст определения историческим реалиям поэта.

Физминутка. (Видео)

IV.Работа по изучению нового материала.

Слайд 4-6

         -Арина Родионовна Яковлева…«Это была старушка чрезвычайно почтенная, лицом полная, вся седая, страстно любящая своего питомца». Так говорили друзья поэта.

(Идет показ фотографий с изображение няни )

     Арина Родионовна Яковлева родилась 10 апреля 1758г в деревне Суйда Петербургской губернии в семье крепостных крестьян. Через год деревня отошла новому владельцу Абраму Петровичу Ганнибалу, прадеду Пушкина.
         -20 декабря 1797 года в семье Сергея Львовича Пушкина (отца Александра Сергеевича) родилась дочь Ольга, и Арину Родионову взяли к ней няней. Няня сразу привязалась к Ольге. Она даже отказалась от вольной, когда бабушка А.С. Пушкина предложила освободить ее семью от крепостной зависимости. Когда в 1799 году родился Александр Сергеевич Пушкин, Арина Родионовна стала и его няней.
      -Благодаря Арине Родионовне Александр Сергеевич окунулся в мир волшебных сказок, старинных былей и небылиц, которые она замечательно рассказывала. А как она пела колыбельные песни…

        -Стихотворение, о котором мы будем сегодня говорить на уроке, относятся к михайловскому периоду в жизни поэта. Село Михайловское – псковское имение семьи Пушкиных. Именно сюда ссылает царь Пушкина. Это была его вторая ссылка за свободолюбивые стихи.. СЛАЙД 7.

          -Оторванный от друзей, от общества, отданный под унизительный надзор местных полицейских Пушкин чувствовал себя вначале как в тюрьме. Именно няня Арина Родионовна становится в этот период  самым близким другом для Александра Сергеевича.  Долгими вечерами, при свете луны, рассказывала она удивительные сказки. Пушкин писал одному из друзей:… вечерами слушаю сказки моей няни, …она единственная моя подруга – и с ней мне не скучно”. 

Звучит музыка  вьюга.

-Представьте себе. Зима, морозная стужа, огромные сугробы, а няня, Арина Родионовна, сидит у окна и вяжет своему любимцу тёплый свитер. 

V. Чтение стихотворения “Няне”.

Выразительное чтение учителем.

VI. Анализ стихотворения.

- Каким настроением пронизано это стихотворение? (Настроение стихотворения грустное, печальное, тоскливое).

- Как вы думаете, какие чувства владели поэтом, когда он писал это стихотворение? (В произведении передано чувство вины перед няней за долгое отсутствие, страдание от разлуки, выражены нежность, забота, признательность за дружеское участие в дни ссылки, проведенные вместе.)

 — Как вы понимаете следующие слова и выражения...? Слайд 11

«Подруга дней моих суровых...» 

 «Давно, давно ты ждешь меня...» 

«Горюешь, будто на часах...»       

«Глядишь в забытые вороты...» 

 «Тоска, предчувствия, заботы, // Теснят твою всечасно грудь...» 
      

-Поэт побуждает нас вдумываться в каждое выражение.
      «Подруга дней моих суровых...» — в самые трудные времена няня была рядом со своим питомцем, утешала его, давала ему силы, дарила свои рассказы, песни и сказки.
      «Давно, давно ты ждешь меня...» — воспитанник вырос, трудные времена прошли, и он давно не приезжал к няне, которая ждет его в своей светлице.
      «Горюешь, будто на часах...» — выражение «стоять на часах» означает «быть часовым, охранять что-то, не уходя со своего места». Няня горюет, тоскует по своему воспитаннику, она, словно часовой, думает о нем беспрестанно, словно оберегает, охраняет его душу.
      «Глядишь в забытые вороты...» — ворота забыты, т. е. давно не отворялись тем человеком, которого в этом доме так ждут. Няня глядит на них, словно ждет, что ее любимый воспитанник вот-вот приедет. В вороты — устаревшая форма предложного падежа существительного ворота.
      «Тоска, предчувствия, заботы, // Теснят твою всечасно грудь...» — переживания за дорогого человека вызывают волнение, сердце начинает сильнее биться, возникает ощущение, что ему тесно в груди, что оно будто бы хочет вырваться на свободу.

- В чем он уверен, думая о ней? Почему вы так думаете? (Он говорит о том, что она всегда переживала за него, с раннего детства)

Наша задача – рассмотреть, как в стихотворении выражено настроение няни и поэта.

VII. Работа с текстом.

Работа в группах

1 группа (историки)

1. Словарная работа. Выписать слова, объяснить их значение

Кровля здания, сооружения – верхнее ограждение (оболочка) крыши.

Ветхая - старый, близкий к разрушению, обветшалый.

Лачужка - небольшая, плохо построенная или разваливающаяся изба, хижина.

Обветшалой - пришедший в ветхость, разрушающийся от ветхости.

Суровые дни – очень тяжёлые, трудные, тяжкие (“Словарь русского языка” С.И. Ожегова,

Голубка – ласковое обращение к женщине ().

Дряхлая (моя) – слабая, немощная от старости (стр. ).

Светлица – светлая парадная комната в доме (стр. ).

Воро'ты - устаревшая форма существительного “ворота”.

Теснят (заботы грудь) – недомогание, при котором трудно дышать.

Всечасно (теснят грудь) – постоянно.

Проверка по эталону Слайд 12-13

- 2 группа

 Анализ построения художественного произведения.

Композиция – это построение художественного произведения.

Как построено стихотворение?

На какие части можно его разделить? 

1 часть - обращение поэта  к няне.

Строки 2 части рисуют забытый домик в глуши сосновых лесов

В 3 части, мысленно возвращаясь туда, поэт словно видит няню внутренним взором, угадывая ее переживания и душевные движения: она горюет под окном своей светлицы, подходит к воротам, вслушивается, не звучит ли колокольчик, не едет ли кто-нибудь…вглядывается вдаль…

4 часть стихотворения. В душе ее беспокойство о нем, о воспитаннике, горестные предчувствия – об этом.

 -3 группа - «Литературные исследователи» ,Вам нужно будет исследовать текст, и найти в нем с помощью, каких средств художественной выразительности переданы чувства лирического героя и няни? 

( Творческий метод А. С. Пушкина характеризуется наличием следующих изобразительно-художественных средств  (дней суровых, вороты забытые, голубка дряхлая), … (будто на часах), … (черный отдаленный путь), … (тоска, предчувствия, заботы теснят твою всечасно грудь)

Повторное чтение стихотворения обучающимися

VIII. Рефлексия. Обобщение, выставление оценок.

 -Это  стихотворение не завершено. Оно обрывается на щемящей душу ноте – «то чудится тебе…»        

       -Что же могло почудится Арине Родионовне?
Может быть, новая встреча со своим любимцем. В послании «Няне» всего 12 строк, я бы назвала её хвалебной песнью всем  няням, бабушкам, мамам. В ней любовь к тем, кто дал нам жизнь и вынянчил нас.

         -У вас у каждого на парте лежит лист самооценки оформите его. Выставьте оценку и  проаргументируйте ее выставление.

Отвечал на вопросы учителя

Представлял результат работы в группе

Работал с литературой

Дополнял или исправлял ответ одноклассника

Выразительно читал или рассказывал наизусть

IX. Домашнее задание

- выучить стихотворение наизусть А.С.Пушкина «Няне…» наизусть.

Приложение

Книга памяти А. С. Пушкина

http://literatura5.narod.ru/pushkin5.jpg

Биография поэта

А. С .Пушкин родился ___июня по новому стилю _______года. В детстве он много читал, в доме его отца была большая ________.

Практически все его родственники были талантливы по- своему. Сергей Львович, _______________, был актером, дядя, _______________, писал стихи, старшие сестра ____________ и младший брат________также увлекались стихосложением.

Будующий поэт проявлял неординарные способности уже с раннего детства, так на одиннадцатом году он уже знал наизусть всю________________________________.Благотворное влияние на него оказала  его няня ________________________, которая познакомила Александра Сергеевича с устным народным творчеством.

Исторические реалии поэта.

Дьячок -________________________________

_______________________________________________________________________________

Метрика-________________________________

________________________________________________________________________________

______________________________________

Старый стиль-_______________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

     

       Литературоведческий словарик

  Пьеса-______________________________

________________________________________________________________________

 Поэзия-_____________________________

________________________________________________________________________

 Устное народное творчество-___________

________________________________________________________________________

 Сказка-_____________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

План анализа стихотворения

1. Автор и название стихотворения

2. Тема стихотворения (о чем стихотворение?)

3. Настроение стихотворения

4. Композиция

( Как построено  стихотворение? На какие  части можно его разделить? О чем каждая часть?)

5. Какие картины вам представляются?

6. Какие приемы использует автор?

( метафора, эпитет, олицетворение, лексические повторы, употребление слов определенной части речи  и др.)

7. Каким мне представляется лирический герой этого стихотворения?  

8. Какие мысли и чувства автор хотел донести до читателя?( идея стихотворения)

9. Личные впечатления от стихотворения.

Примерные речевые конструкции

Стихотворение посвящено…

Тема стихотворения-… В стихотворении …( автор , название стихотворения) описывается…

…поэт изображает…

…перед читателем возникает образ…

…переданы размышления

( чувства, переживания и т.п.)…

автор выражает…

…с первых строк…

В стихотворении… царит …настроение…

…пронизано настроением…

настроение этого стихотворения…

Настроение меняется на протяжении стихотворения…

Стихотворение можно разделить на ..части…

Композиционно стихотворение делится на…части, потому что…

Строки рисуют…

Мне видится…

Для создания настроения автор использует…

С помощью … поэт дает нам возможность увидеть…

…создают образ…

…помогают представить…

Лирический герой этого стихотворения представляется мне…

В стихотворении автор выражает мысль о…

Основная мысль стихотворения…

Идея произведения…

Читая стихотворение, я восхищался…

…я откликался…

Меня взволновало…

Александр Пушкин

А. С. Пушкин

«Няне»

Подруга дней моих суровых,
Голубка дряхлая моя!
Одна в глуши лесов сосновых
Давно, давно ты ждешь меня.
Ты под окном своей светлицы
Горюешь, будто на часах,
И медлят поминутно спицы
В твоих наморщенных руках.
Глядишь в забытые вороты
На черный отдаленный путь:
Тоска, предчувствия, заботы
Теснят твою всечасно грудь.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Элективный курс "Дон в творчестве А.С. Пушкина и А.С. Пушкин в творчестве донских писателей"

Донской край богат своей историей. Самобытный и прекрасный, он манил к себе многих известнейших людей. Восхищался им и А.С. Пушкин. Настоящая программа элективного курса призвана осветить периоды преб...

Урок внеклассного чтения по сказкам А. С. Пушкина в 5 классе по теме “Мои любимые сказки А. С. Пушкина”

Обобщение и дополнение знаний учащихся, которые пятиклассники получили на уроках литературы по творчеству А.С. Пушкина....

Презентация внеклассного урока "Наш Пушкин"(к 175 - летию со дня смерти А.С.Пушкина)

Методическая разработка внеклассного урока "Наш Пушкин" (к 175-летию со дня смерти А.С.Пушкина) предназначена для учащихся 9 классов.Александр Сергеевич Пушкин занимает особое место в культуре России....

Виртуальная экскурсия "Музей одной картины"ПОРТРЕТ НАТАЛЬИ НИКОЛАЕВНЫ ПУШКИНОЙ работы современника А.С. Пушкина - А.П. Брюллова

Цель Научно-исследовательского  проекта:«Наталья Николаевна Пушкина. Письма. Факты. Предположения. Раздумья» обучение выполнению индивидуальных заданий при работе в группе; подбор и системат...

Урок по литературе в 9 классе. Любовная лирика А. С. Пушкина. А.С. Пушкин и Анна Оленина.

Задачи  урока:изучение  творчества  поэта  в  историческом  движении , создание   целостного  представления  об  историко – литерату...

Пушкин-историк. (Интеллектуальная игра по историческим произведениям А.С. Пушкина, 8 класс)

Данная игра проводилась в рамках декады русского языка и литературы среди учащихся 8-х классов.        Для его проведения ...

Анализ стихотворения А.С. Пушкина "Зимняя дорога. Анализ стихотворения Есенина «Пороша».Сопоставительный анализ стихотворения С.А. Есенина «Пороша» с приведённым стихотворением А.С. Пушкина «Зимняя дорога».

Стихотворение А. С. Пушкина « Зимняя дорога» — одно из замечательных произведений русского поэта. Когда читаешь это стихотворение, невольно представляются унылые и в то же время таинственные рус...