Статья "Развитие творческих способностей детей".
статья по литературе (11 класс)

   Статья "Развитие творческих способностей детей" опубликована в научно-методическом журнале "Литература в школе". Автор делится опытом, методическими находками, предлагает вниманию коллег творческие работы детей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                       Развитие творческих способностей детей

                       на уроках литературы.

       Классическая литература помогает ученикам расти, обогащаться духовно, нравственно, постепенно поднимает на тот уровень, когда человек способен понимать.

       Способствуют этому росту и различные творческие работы. Так, активному восприятию и осмыслению творчества того или иного поэта способствует такой вид работы, как «Словесно-изобразительное сочинение»: ученики получают возможность выразить себя в рисунках и монологе.

       Познакомившись с творчеством С.А.Есенина, мои ученики увлечённо работали над созданием «Поэтического герба Есенина», получив установку в рисунке и развёрнутом пояснении к нему передать своё понимание смысла произведений великого мастера, своеобразие и глубину его поэзии, проанализировав весь творческий путь поэта.

       Интересна работа «Поэтический герб Есенина» Романа Языкова. Своё понимание творчества поэта он выразил в символах. В словесном комментарии Роман пишет: «Шестигранник в центре моей композиции символизирует личность Есенина, многогранную, богатую, талантливую.

       Цветовая гамма выражает истоки есенинской поэзии: зелёный цвет – символ природы; синий – символ Родины, глубина синего цвета подчёркивает глубину любви Есенина к Родине; красный цвет выражает любовь к женщине; розовый – любовь в широком смысле этого слова: любовь к матери, к окружающему миру, к жизни; чёрный овал в центре шестигранника символизирует сложную, мятущуюся, ищущую, сквозь ошибки и падения стремящуюся к свету личность Есенина.

       Четыре овала вокруг шестигранника символизируют творчество поэта. Овалы я выбрал потому, что темы в творчестве Есенина не имеют чётких границ, плавно проникая друг в друга, дополняя друг друга.

       Цветовая гамма символизирует темы поэзии Есенина: тему Родины (синий цвет), природы (зелёный), тему любви (красный и розовый цвета).

       Серый цвет фона также подобран мною не случайно. Он символизирует окружающий мир. В жизни Есенина было много трудностей, страданий; но было немало и радостного: поэт был счастлив, общаясь с дорогими его сердцу людьми (матерью, любимыми женщинами), создавая свои лучшие произведения. Есенин любил жизнь. Поэтому я не стал использовать чёрный цвет, но и не оставил фон белым».

       Однако далеко не все ученики проникли в самую суть есенинского мира. Многие нарисовали красивые пейзажи, написав о любви поэта к Родине, природе, но не сумели передать всего богатства и своеобразия поэтического мира мастера слова. «Мой анализ творчества Есенина довольно поверхностен, - пишет Роман Языков. – Мне не удалось представить во всей полноте удивительно богатую личность поэта, его искания, эволюцию темы Родины в его творчестве».

       Конечно, на качестве работ отразилась разная подготовка детей к занятиям на протяжении ряда лет, разный уровень общего развития. Но радует то, что все без исключения работали заинтересованно, каждый пытался выложиться по максимуму. И когда в начале изучения поэзии Б.Л.Пастернака я сказала, что мы будем работать над словесно-изобразительным сочинением «Поэтический герб Пастернака», все оживились, выразили искреннюю радость. Дети стали внимательнее слушать учителя и друг друга на уроках, делать необходимые записи в рабочих тетрадях, многие испытали желание обратиться к дополнительной литературе. Все были довольны, что появилась возможность заранее собрать необходимый материал к словесно-изобразительной творческой работе, продумать тему и средства её отражения в композиции рисунка. Это дало свои плоды.

       Какие же образные ассоциации вызывает поэзия Пастернака у одиннадцатиклассников? Яркие зрительные образы представлены в композиции Татьяны Погониной. «В центре герба – четырёхконечная звезда, - пишет Татьяна в пояснении к рисунку. – Она имеет жёлтую окантовку. Жёлтый цвет – цвет добра и тепла. Мой выбор не случаен: поэзия Б.Пастернака притягивает к себе, излучает свет, рождает положительные эмоции. Яркая цветовая гамма звезды выражает неповторимый поэтический мир: красный цвет – символ богатства, красоты языка стихотворений, их метафорической насыщенности, выразительности; голубой цвет – чистота и свобода в выражении мысли; фиолетовый – творческая фантазия; зелёный – грандиозность замыслов. Сама же звезда символизирует загадку, тайну, которая всегда имеет место в творчестве Пастернака. Уловить всё в точности, что хочет донести до нас поэт, нелегко, как и непросто долететь до далёкой звезды.

      В левом верхнем углу – берёза. Это то, что всегда близко нам. Это символ России, Родины, природы. Пастернак любил свою Родину, восхищался её природой и стремился своею радостью, своими находками, удивлением перед окружающим миром поделиться со всеми живущими на земле:

                               …Это поистине новое чудо,

                                   Это, как прежде, снова весна.

                                   Это она, это она,

                                   Это её чародейство и диво,

                                   Это её телогрейка за ивой,

                                   Плечи, косынка, стан и спина. («Опять весна»)

       Увлечение Бориса Пастернака философией не могло не отразиться на его поэзии. На моём гербе философскую насыщенность лирики поэта выражает головной убор профессора. Во всём – и в жизни, и в творчестве – поэт стремился «дойти до самой сути»:

                                   Во всём мне хочется дойти

                                   До самой сути.

                                   В работе, в поисках пути,

                                   В сердечной смуте.

                                   До сущности протекших дней,

                                   До их причины,

                                   До оснований, до корней,

                                   До сердцевины.

                                   Всё время схватывая нить

                                   Судеб, событий,

                                   Жить, думать, чувствовать, любить,

                                   Свершать открытья.

       В левом нижнем углу герба – целая композиция. Тёмное чернильное пятно на листе бумаги – это отпечаток, который наложило нелёгкое время на поэзию Пастернака. Это отражение в его творчестве темы войны, а также  жестокости людей в обыденной жизни:

                                    Всё переменится вокруг.

                                    Отстроится столица.

                                    Детей разбуженных испуг

                                    Вовеки не простится.

                                    Не сможет позабыться страх,

                                    Изборождавший лица.

                                    Сторицей должен будет враг

                                    За это поплатиться.

                                     Настанет новый, лучший век.

                                     Исчезнут очевидцы.

                                     Мученья маленьких калек

                                     Не смогут позабыться.

                                                                     «Страшная сказка»

                   ……………………………………………………………………………..

                                     Я пропал, как зверь в загоне.

                                     Где-то люди, воля, свет,

                                     А за мною шум погони,

                                     Мне наружу хода нет.

                                     Тёмный лес и берег пруда,

                                     Ели сваленной бревно.

                                     Путь отрезан отовсюду…

                                                                    «Нобелевская премия»

       Вода, льющаяся из кувшина, символизирует быстротечность времени: одни события сменяются другими, рождая всё новые и новые замыслы.

       Восходящее солнце символизирует нечто новое, а поэзия Пастернака всегда будет жить: она содержит в себе всё самое важное, что должен знать и помнить каждый:

                                     Быть знаменитым некрасиво.

                                     Не это подымает ввысь.

                                     Не надо заводить архива,

                                     Над рукописями трястись.

                                     Цель творчества – самоотдача,

                                     А не шумиха, не успех.

                                     Позорно, ничего не знача,

                                     Быть притчей на устах у всех.

                                     Но надо жить без самозванства,

                                     Так жить, чтобы в конце концов

                                     Привлечь к себе любовь пространства,

                                     Услышать будущего зов.

                                     И надо оставлять пробелы

                                     В судьбе, а не среди бумаг,

                                     Места и главы жизни целой

                                     Отчёркивая на полях.

                                     И окунаться в неизвестность,

                                     И прятать в ней свои шаги,

                                     Как прячется в тумане местность,

                                     Когда в ней не видать ни зги.

                                     Другие по живому следу

                                     Пройдут твой путь за пядью пядь,

                                     Но пораженья от победы

                                     Ты сам не должен отличать.

                                     И должен ни единой долькой

                                     Не отступаться от лица,

                                     Но быть живым, живым и только,

                                     Живым и только до конца.

       Яркая звезда литературного небосклона, Пастернак всегда будет освещать мой жизненный путь. Стремясь дотянуться до её высоты, чувствую себя счастливой от сопричастности светлому источнику красоты, мудрости».

       Композиция рисунка, ассоциативный ряд, цветовая гамма, которую выбирает Татьяна, обнаруживают глубину постижения ею творчества Пастернака и особенности его восприятия. Этот выбор достаточно подробно обоснован в словесном комментарии к композиции.

       А вот рисунок Романа Языкова: в центре – звезда. Он пояснил, что поэзия Пастернака, как свет яркой, огромной звезды, не обжигая, освещает путь каждого человека, не даёт заплутать в непростой жизни. Символы, расположенные полукругом – темы лирики поэта: любви (символ – сердце), поэта и поэзии (свиток), природы (лист), искусства (книга); философское начало лирики Пастернака символизирует древний знак мудрости, в котором слились Тёмные и Светлые начала. Дополняя друг друга, они образуют гармонию, ибо нет абсолютных света и тьмы.

          «По словам Пастернака, - пишет Роман Языков, - искусство подобно губке, оно вбирает в себя окружающий мир, и лишь потом, по капле отдаёт себя. Так и Пастернак вбирает в себя окружающий мир, а лучи его творчества льются на читателей, которых олицетворяет сфера внизу рисунка».

       Попытался Роман Языков отобразить на рисунке и своё понимание лирического героя: «Лирический герой в стихотворениях Пастернака растворяется в окружающем мире подобно тому, как незаметна одна звезда на фоне сотен тысяч звёзд. И всё же он – здесь, он везде, с высоты своего понимания светит всем».

       Такое видение лирического героя поэзии Пастернака перекликается с видением лирического героя Олегом Бодриковым: «Лирический герой – как ночной ветер, тихий, примиряющий всё в пространстве, которое освещает рождественская звезда, и вселяет надежду на возрождение и победу доброго».

       Вячеслав Белоусов нарисовал орудие труда поэта – чернильницу и лист бумаги, от которых во все стороны в виде различных символов расходятся темы его поэзии:  природы (еловая и липовая ветви);  любви (сердце); «святые, нравственные проблемы, которые поднимает поэт в своих стихотворениях» (Вячеслав Б.), символизирует крест; на музыкальность стихов, их звучание указывает изображённый на рисунке скрипичный ключ. И над всем – рождественская звезда как «символ надежды».

       Один из учеников изобразил большой треугольник, сложенный из трёх цветных.

       Когда я показала классу этот рисунок, попросила рассмотреть внимательно и подумать, что этот рисунок символизирует, один из учащихся поделился своими мыслями: «В первую очередь меня поражает цветовая гамма: несмотря на присутствие тёплых тонов (жёлтый, оранжевый), кажется, что пространством владеет холод: такой эффект, на первый взгляд, создают чёрный, коричневый и синий цвета. Но, вспоминая жизненный и творческий путь поэта, невольно «принимаешь» эти холодные тона: творческие открытия поэта рождались и росли в мрачной духовной атмосфере времени. Однако, взглянув ещё раз на этот рисунок, понимаю, что холодные тона, олицетворяющие, на мой взгляд, и трудности пути незаурядной, талантливой личности, не затмевают теплоты и света, разлитого вокруг в пространстве (доброе не кричит о себе, поэтому не так ярко заметно, как дурное). Подпитываясь этой теплотой (окантовка треугольника – оранжевая), одухотворённая поэзия устремлена «сквозь тернии – к звёздам», ввысь. Этот трудный путь будет преодолён, голос вечной красоты и правды будет услышан: надежду на это автор показал выбором формы фигуры – треугольник, мне напоминающий пирамиду».

       Интересно, не правда ли? А вот что написал в пояснении к рисунку автор этой работы: «Своим рисунком я хотел выразить необычность поэзии Пастернака, для меня ещё не открытой».

       Работы разного характера могут быть полезны на последующих уроках литературы, в том числе и не очень удачные, так называемые «слабые». Можно, например, предложить учащимся рассмотреть отдельные из композиций, познакомить с несколькими словесными комментариями и попросить поразмышлять, обосновав своё мнение, над вопросами: «Какая из данных работ наиболее полно представляет творчество поэта? Чья композиция представляет наиболее точный, удачный ассоциативный ряд, связанный с лирикой поэта? Какой словесный комментарий наиболее глубоко исследует творческий мир поэта? Как можно дополнить композицию данного автора, чтобы она отражала глубину и своеобразие творчества поэта?»

       Осмысление творчества поэта и в рисунках, и в словесном пояснении помогает многое узнать о самом авторе работы: о его способности чувствовать, понимать, проникать в суть читаемого, чувствовать и понимать рядом живущего.  Всё взаимосвязано. И поэтому учителю, стремящемуся с помощью классической литературы пробудить у ребят чувства высокие, человечные, лишённые эгоистического и мелочного, работы подобного рода помогают скорректировать последующие уроки таким образом,  чтобы как можно больше детей заинтересованно и глубоко проникали в смысловую ткань классических произведений, извлекая из них «разумное, доброе, вечное», овладевая культурой речи и письма, культурой человеческого поведения.

       Чередование разнообразных творческих работ позволяет избежать скуки и нежелания учащихся трудиться, вызывает удивление перед новым, интересным, не наскучившим видом деятельности.  При серьёзной подготовке и организации этих занятий дети преодолевают страх перед чистым листом бумаги, страх, который убивает,  растут духовно и нравственно, пополняют собственные внутренние закрома, обогащают память, развивают воображение и мышление, речь, вырабатывая благородную привычку к нелёгкому труду понимания других. Человек, способный понимать, всегда найдёт в тайниках «великого и могучего» нужные, заветные слова, чтобы «выразить себя» и помочь другому.      

                                                Аксенова Лилия Алексеевна, учитель русского языка и литературы, Липецкая область, Чаплыгинский район.

Опубликовано: журнал «Литература в школе», 2006 г., № 7, с. 37 – 38.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коллективное творческое дело как метод развития творческих способностей детей

Коллективное творческое дело как метод развития творческих способностей детей...

Развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста путём вовлечения в коллективно - творческие дела и творческие конкурсы - выступление на МО

Статья "Развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста путём вовлечения в коллективно - творческие дела и творческие конкурсы"...

Обобщение опыта работы по теме: «Развитие творческих способностей детей через художественно-творческую деятельность на уроках музыки

Делюсь опытом своей работы, каких результатов я достигла применяя в совей работе данную технологию...

Развитие творческих способностей детей в системе дополнительного образования через занятия в творческом объединении изостудия "Природа и фантазия".

Как помочь современному ребенку развить свои творческие способности, реализовать себя как уникальную личность и развить устойчивый интерес к выбранному виду деятельности? Такую возможность дают заняти...

Адаптированная программа «Использование нетрадиционных техник рисования для развития творческих способностей детей «Все дети умеют рисовать»

Проблема развития детского творчества всегда была одной из актуальных. Творчество, развитие творчества - одна из главных задач воспитания. Творческое начало — это всегда стремление вперед, к луч...