Пейзаж в рассказе И.С. Тургенева «Бежин луг»
материал по литературе

Цели и задачи урока:

показать взаимосвязь человека и природы в рассказе;

выявить роль пейзажа в произведении;

развитие навыков выразительного чтения, анализа текста;

развитие литературоведческого понятия «пейзаж», знакомство с понятием «экспозиция»;

воспитание трепетного отношения к природе.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok.docx856.11 КБ

Предварительный просмотр:

 Открытый урок  по теме «Пейзаж в рассказе И.С. Тургенева «Бежин луг».

Цели и задачи урока:

показать взаимосвязь человека и природы в рассказе;

выявить роль пейзажа в произведении;

развитие навыков выразительного чтения, анализа текста;

развитие литературоведческого понятия «пейзаж», знакомство с понятием «экспозиция»;

воспитание трепетного отношения к природе.

Оборудование урока: Презентация, портрет писателя.

Теория литературы: пейзаж, экспозиция.

Методические приёмы: беседа, выразительное чтение, комментирование чтение, анализ текста.

Ход урока

1. Организация начала урока.

Приветствие гостей. Настрой на рабочий лад: нам предстоит на уроке большая работа. Настраиваемся на рабочий лад. Вы все знаете и все умеете, и у вас все обязательно получится, хотя будет и не совсем легко. Но все вместе мы преодолеем любые трудности.

2. Вступительное слово учителя

Ребята, тема нашего сегодняшнего урока «Пейзаж в рассказе И.С. Тургенева «Бежин луг».

Запишите тему урока «Пейзаж в рассказе И.С. Тургенева «Бежин луг». (Слайд 1)Цель урока:

показать взаимосвязь человека и природы в рассказе;

выявить роль пейзажа в произведении;

развитие навыков выразительного чтения, анализа текста;

развитие литературоведческого понятия «пейзаж», знакомство с понятием «экспозиция»;

воспитание трепетного отношения к природе. (Слайд 2)

На прошлом уроке мы говорили о главной теме рассказа – это крестьянские дети; они – центральный образ произведения. Их мироощущение заинтересовало писателя. Мы с вами узнали о жизни подростков в 19 веке. Но это изображение крестьянских детей Тургенев пронизывает изображением русской природы. Об этом мы с вами и будем сегодня говорить. Ключевыми словами станут слова «пейзаж», «природа».

3. Изучение нового материала.

- Что называется пейзажем?

Пейзаж – это художественное описание картины природы. Описывая природу, писатель показывает ее особенности, красоту и величие. Но он не просто описывает природу. При этом он выражает свое отношение к ней, передает свое настроение, раскрывает мысли и чувства, помогает понять настроение своего героя.

Рассказ «Бежин луг» начинается лирическим пейзажем, проникнутым чувством радости жизни, - описанием «прекрасного июльского дня».

А) - Каким предстает пейзаж пред охотником в самом начале рассказа? Находим это место в тексте, прочитаем выразительно, чтобы легче представить июльский день. (Чтение эпизода) (Слайд)

- Какие же они, краски июльского дня? (небо ясное; румянец, солнце – не огнистое, не тускло – багровое, приветно – лучезарное, лиловое)

- Кто нашел в рассказе, чем пахнет день в июле? (Полынью, сжатой рожью, гречихой.)

Вывод: Июльский день создает впечатление радостное и спокойное. Пейзаж «Бежина луга» намечает тему рассказа – тему красоты природы – и создает светлое настроение.

- Эта первая часть рассказа создает живой образ русской летней природы

Б) - А сейчас давайте попытаемся представить себе тихую росистую ночь; неподалеку горит костер, рядом река, чуть поодаль щиплют траву кони. Тихо, уютно. У костра несколько ребят. Ребят незнакомых нам с вами. Это крестьянские дети позапрошлого столетия. Они пасут коней и коротают время, рассказывая разные небылицы. Они для нас необычны. Они другие.

- А теперь понаблюдаем, что они видят, наблюдают ночью, что видит автор рассказа? (Учащиеся читают эпизод описания летней ночи.) (Слайд)

(Между тем ночь приближалась и росла, как грозовая туча…)

Как создается тревожное настроение прочитанного фрагмента?

Найдите слова и выражения, которые передают чувства человека? (Выражения, подчеркнутые).

Внутренний монолог героя, риторические вопросы, лексика, символизирующая что-то жуткое, темное, зловещее, тревожное.

- Какую роль играют многоточия? (Обилие многоточий подчеркивают растерянность героя.)

Вывод: Под влиянием темноты нарастает настроение таинственности и неопределенной тревоги, подготавливающее читателя к основной части рассказа – к беседе мальчиков о домовых и леших.

Чем пахнет летняя ночь? («У костра: запах русской летней ночи… Стр. 137, слайд 6)

Ночная природа живет своей жизнью. У нее свои звуки, необъяснимые, таинственные. Для  мальчиков, которых встретил охотник у ночного костра, природы с одной стороны – их жизнь, даже праздник. С другой стороны, природы для них полна загадок, непонятных явлений, которые они объясняют действием потусторонних сил: в историях о домовом, русалке, лешем, водяном.

- Ребята, вы ведь тоже, наверное, замечали, что днем вы себя чувствуете по-другому, не так, как ночью? А как?

- Действительно, ночная природа создает настроение грустное, таинственное.

- А теперь рассмотрим картину глубокой ночи перед самым рассветом. Прочитаем эпизод описания глубокой ночи. (Уч-ся читают эпизод.)

- Какие звуки мы здесь слышим?

Пейзаж меняется, когда автор переходит к характеристике мальчиков и к их «страшным историям». Тургенев, с одной стороны, любуется природой, красотой ночи, с большим интересом их таинственные рассказы, а с другой – как бы вместе с ними переживает непонятные явления природы «Торжественно и царственно стояла ночь…» и «странный, резкий болезненный крик раздался вдруг два раза сряду над рекой и, спустя несколько мгновений, повторился уже далее…» Слайд стр.149)

- Найдите эпизод « Недолгие летние ночи!..» (Слайд стр.155)

- Весь рассказ заканчивается изображением летнего утра. С особым чувством нарисована картина пробуждения и оживления природы. Давайте найдем это место в рассказе. (Чтение эпизода.)

«Утро зачиналось…» (Слайд стр.155)

В этом описании слышится шум пробуждающейся жизни: «…Полились сперва алые, потом красные, золотые потоки молодого, горячего света... Все зашевелилось, проснулось, запело, зашумело, заговорило. Всюду лучистыми алмазами зарделись крупные капли росы; мне навстречу, чистые и ясные, словно тоже обмытые утренней прохладой, принеслись звуки колокола, и вдруг мимо меня, погоняемый знакомыми мальчиками, промчался отдохнувший табун».

Природа в рассказе, словно живое существо, ей нужно просыпаться, двигаться, встречать новый день.

- Какие краски мы видим в картине пробуждающего утра?

- А какие звуки слышны ранним утром на лугу?

- Автор всматривается, наблюдает, не только замечает, но и открывает тайны привычно знакомо.

С любовью и нежностью рисует Тургенев в рассказе крестьянских детей, их богатый духовный мир, их умение тонко чувствовать красоту природы.

Мы с вами увидели, что автор стремится не только пробудить в нас чувство любви и уважения к деревенским ребятишкам, но и заставляет задуматься над их дальнейшей судьбой.

Поэтому, может быть, рассказ заканчивается праздничной картиной наступающего утра.

- Попробуйте из рассказа убрать картины природы. Что останется?

Учитель: Да, без картин природы, без этих пейзажных зарисовок исчезнет обаяние и вся прелесть этого коротенького, но такого красивого рассказа. Картины природы помогли нам глубже понять и характеры действующих лиц рассказа

4. Работа со словарем.

Пейзаж – картина природы в художественном произведении. Описание природы помогает лучше понять героев и их поступки, представить место действия. (Слайды 11–12)

5. Какие художественные изобразительные средства использовал писатель?

Эпитеты: «Солнце – не огнистое, не раскаленное… Светлое и лучезарное», «играющие лучи», «бесконечно разлившееся река», «могучее светило».

Сравнения: «блеск подобен блеску кованого серебра», «сами они… лазурны, как небо», «последние из них, черноватые и неопределенные, как дым», «как бережно несомая свечка»…

Метафоры: она разливается кротким румянцем», «солнце – мирно всплывает», «хлынули играющие лучи»…

Олицетворения: «ветер разгоняет, раздвигает накопившийся зной», «вихри… гуляют по дорогам…», «облака исчезают…, ложатся розовыми клубами»…. (Слайд 13)

6. - А что-нибудь сказочное вы не заметили в этом рассказе?

Автор использует сказочный прием: охотник заблудился и неожиданно для себя открыл особый мир природы, детский мир, полный тайн, фантастики, поверий, сказок, мир искренний и добрый.

7. Проблемный вопрос (Слайд)

- Как на протяжении рассказа писатель показывает связь между человеком и окружающей его природой?

Анализ эпизодов.

Чтение первого отрывка «Прекрасный июльский день»: начало рассказа до слов «Подобной погоды желает земледелец для уборки урожая» и ответы на вопрос: связана ли эта часть рассказа с основным сюжетом?

Эта часть композиции рассказа называется экспозиция. (Слайд)

Экспозиция - это изображения положения действующих лиц, обстоятельств и обстановки, в которых они находятся до начала действия.

- Какую функцию она выполняет в данном рассказе? (Пейзаж июльского дня выполняет эстетическую функцию.)

- Какое настроение создает это описание? (Радостное, бодрое, ясное.)

Выводы урока. (Слайд)

Какую роль играет пейзаж в рассказе И.С.Тургенева «Бежин луг»?

Тургенев в описании природы создает атмосферу таинственности, показывает, что такой фантастической ночью неизбежно должно произойти нечто таинственное

Он всматривается, наблюдает, не только замечает, но и открывает тайны привычно знакомого мира.

Автор использует поэтический, сказочный прием: охотник заблудился. Заблудился …. И неожиданно для себя открыл особый мир природы, детский мир, мир полных фантастических тайн, поверий, сказок, мир искрений и добрый.

Картины природы в рассказе отражают настроения человека, человек – часть природы.

Пейзаж у Тургенева живет одной жизнью с героями, словно природа понимает людей.

Можно смело утверждать, что Тургенев – мастер пейзажа.

6. Домашнее задание: выучить наизусть отрывок - одно из описаний природы - по выбор

Урок «Мир детства в  рассказе И.С.Тургенева «Бежин луг»

Сегодня у нас необычный урок – это урок-образ. Что такое образ? А помогут нам выяснить лексическое значение слова ребята, которые в течение урока будут работать с толковым словарем (задание для учащихся воспроизводящего уровня)

 В словаре Ожегова дано такое определение…. (Ученик прикрепляет на доску табличку с лексическим значением слова ОБРАЗ.)

 - Ознакомьтесь с рабочей картой, в которой вы будет выполнять предложенные задания.

 - Мы заглянем в мир детства рассказа И.С.Тургенева «Бежин луг», с содержанием которого вы познакомились на прошлом уроке.

^ Звучит музыка. Презентация. На фоне ее учитель читает:

 Летний вечер. За лесами солнышко уж село;

 На краю далеком неба  Зорька заалела;

 Но и та потухла. Топот в поле раздается.

 То табун коней в ночное по лугам несется.

 Ухватя коней за гриву, Скачут дети в поле.

То-то радость и веселье, То-то детям воля!

 По траве высокой кони на просторе бродят;

Собралися дети в кучку, Разговор заводят.

Слайд. У костра.

 - Представьте себе тихую росистую ночь, неподалеку река, горит костер, чуть поодаль щиплют траву кони. Тихо, уютно.

 У костра несколько ребят. Ребят, незнакомых нам с вами. Это крестьянские дети позапрошлого столетия. Они пасут коней и коротают время, рассказывая друг другу страшные истории. Присоединимся к ним и мы с вами. Всмотримся в эти лица.

 2. Беседа (по реализации домашнего задания)

 - К сегодняшнему уроку вы готовили задания по выбору. Выбирали героев по своему интересу.

 - Сколько ребят сегодня в ночном и как их зовут?

Слайд. Портрет Феди. Художник Пахомов.

 - Давайте познакомимся с Федей (группа детей о Феде). Найдите и прочтите отрывок из рассказа о том, как Тургенев описывает этого героя.

 - На что (какие детали) обращает наше внимание автор во внешности этого мальчика? (на лицо, на одежду).

Армячок (знакомство с лексическим значением). ^ Ученик прикрепляет на доску табличку с лексическим значением слова АРМЯК.

- Как в литературе называется описание лица, одежды? (внешний вид). Запись первого пункта плана к раскрытию образа. Запись в рабочей карте.

Слайд. Портрет Павлуши. Художник Пахомов.

 - Найдите и прочтите описание Павлуши (группа детей о Павлуше).

 - Какая деталь привлекла внимание автора в этом образе? (глядел он очень умно и прямо, в голосе звучала сила).

 - Почему на глаза обращает внимание писатель? Добавляем запись к 1 пункту плана.

О Павлуше (сравнить портрет Павлуши, созданный художником Пахомовым, с описанием мальчика в рассказе. Он деловит, заботлив, смел, рассудителен, мужествен. Какие из этих качеств смог передать художник? Найдите в рассказе эпизод, в котором проявляются эти качества.)

Учитель Павлуша – единственный мальчик, которого Тургенев называет полным именем – Павел. Почему?

^ 4. Работа с иллюстрацией.

Слайд. Портрет Илюши. Художник Пахомов.

 - Здесь изображен Илюша. Докажите тургеневскими словами, что это он (стр. 178). «Тупая, болезненная заботливость…»

 - Что же заботит 12-летнего мальчика? (он вместе с братом Авдюшкой и другими ребятами работает на бумажной фабрике. Писатель очень хорошо знал, каков труд на старой бумажной фабрике: ведь примечания к словам рольня, лисовщики принадлежит Тургеневу. Бумажная масса варилась в чанах, над ними поднимались едкие испарения, в рольне было жарко и влажно. Представим себе, что значит проработать в такой атмосфере день-деньской, допоздна. Немудрено, что мальчик как будто чем-то придавлен; по силам ли подростку такая жизнь?

^ Вот вам одна из составляющих мира детства крестьянских ребятишек 19 века.

Узнай литературного героя. (Задание учащихся воспроизводящего уровня)

 - Ребята одной из групп подготовили для вас задание «Узнай героя»:

 «У него был печальный и задумчивый взор. Лицо было невелико. Губы едва можно было различить».

- Чем же возбуждал любопытство Тургенева четвертый мальчик Костя? (у него задумчивый и печальный взор: глаза его хотели что-то высказать. Почему печальный взор?

- Как нас знакомит с пятым мальчиком Тургенев? (стр. 179).

 Художественная викторина.

Учитель - В каждом портрете есть загадка. Мы чувствуем, что Тургенев словно бы зовет нас вглядываться и вдумываться, не останавливаясь на первом впечатлении.

 И хотя он и показывает какие-то недостатки их внешности, но писатель с симпатией относится к детям.

 7. Мастерство Тургенева в изображении пейзажа.

Учитель

 - Вы не удивились, что рассказ о крестьянских детях насыщен пейзажными зарисовками, в том числе и описанием ночи?

^ Выразительное чтение описания ночи (стр. 173). (Ученица читает наизусть)

 - Что чувствует охотник?

- Если бы вы были музыкантами, какую музыку вы подобрали бы к данному фрагменту?

Задание:

 - Послушайте музыкальную композицию П.И. Чайковского. Что почувствовали вы? Соответствует ли она вашему представлению ночного пейзажа?

- Меняется ли дальше психологическое состояние охотника?

 8. Слайд. Ночное небо. Млечный Путь.

Учитель - Будет ли другое описание ночи в рассказе?

Выразительное чтение описания ночи (стр.190)

 - Благодаря чему автору удалось показать торжественность, величие ночного пейзажа?

Задание:

 - Выпишите понравившиеся вам средства выразительности в рабочую карту. Запись в рабочей карте.

 Анализ ночного пейзажа с позиции фонетики (стр. 176)

 - А вы знаете, какой интересный материал подготовили для нас творческая группа «Языковеды»?

Вывод: ту же самую ночь охотник видит теперь совсем иной. В чем же секрет превращения? Теперь он не одинок, ему спокойно и радостно вместе с мальчиками у костра.

Слово учителя

 - Итак, мальчики сидят у костра и рассказывают страшные истории.

 9. Инсценирование «У костра. Рассказ Кости о русалке». (Макет костра)

 - Удалось ли ребятам передать историю о русалке?

Рецензия на инсценирование ( ученики конструктивного уровня).

- Можно ли по речи узнать и раскрыть образ героя? Что же вы узнали?

 (Рассказы детей красочны, ярки, свидетельствуют о богатстве их воображения, об умении передать свои впечатления, но вместе с тем в большей степени они говорят о другом: о темноте детей, о том, что дети находятся в плену самых диких суеверий.) Вот перед вами еще одна сторона мира детства в изображении Тургенева.

- Дети интересны охотнику?

 Несмотря на разницу в возрасте, образование, воспитание, социальный статус, дети интересны Тургеневу. Он забывает об усталости и внимательно слушает все эти истории. Охотник не уснул у костра, а с нескрываемым любопытством наблюдал за ребятами.

Вывод: значит, вторым элементом раскрытия образа является речь. Запись 2 пункта плана. Запись в рабочей карте.

 10. Слово учителя

 - Исследователи творчества Тургенева ввели следующие термины для обозначения таких рассказов – историй. Это россказни, поверья, предания. Знакомство с определениями (учащиеся воспроизводящего уровня). Прикрепляют таблички на доску.

 - Как вы считаете, какое из этих определений можно применить к рассказам детей?

 11. Реализация индивидуального домашнего задания

Учитель - А вам, современным детям, живущим в 21 веке, интересны истории, рассказанные крестьянскими детьми 19 века?

 - Представим себе, что мы с вами тоже находимся рядом с этими детьми. Какую бы быличку вы рассказали? (Звучат1-2 былички). Удалось ли рассказчикам донести до нас истории? Оцените их рассказы. Чья история показалась вам более интересной?

^ 12. Истории, рассказанные мальчиками.

Учитель - Какие истории вам запомнились?

 - А сколько их звучит в рассказе? Вы не задумывались?

 - Прояснят нам этот вопрос ребята, которые внимательно читали текст и посчитали количество историй (учащиеся воспроизводящего уровня).

Слайд. Таблица «Истории, рассказанные мальчиками»

 - Автор распределяет «страшные истории» между несколькими мальчиками. - Назовите их. (Верно, это Ильюша, Костя и Павлуша. Тургенев искусно показывает, что и выбор поверья, и освещение его тем или иным рассказчиком каждый раз зависит от особенностей его характера.)

 - Кто является главным знатоком поверий? (Ильюша передает наиболее страшные истории. Все это вполне соответствует его характеру: напуганность, моральная подавленность.)

 - А Костя? Он выбирает поверья о русалке, и в рассказе проявляет чувствительность и жалость. Это соответствует его характеру.

 - А Павлуша? (Он не рассказывает никаких поверий. Он рассказывает о действительном случае – о «предвидении», т.е. о солнечном затмении. Он хотя и иронизирует над суеверными людьми, но делает это после того, как «предвидение» не осуществилось. Его ум все еще остается бессильным перед страхами, внушенными с детства.) - В призме какого цвета (цветов) вы представляете рассказанные истории?

На доску прикрепляются иллюстрации, на которых изображены герои «страшных историй», выполненные детьми.

- Вот мы и познакомились с детьми. Но о них хочется знать еще больше. В чем еще раскрывается их характер? (в поступках – это еще один способ раскрытия характера). Запись 3 пункта плана.

Задание:

Советский художник Пахомов Алексей Фёдорович

– – Ребята, назовите место, с которого начинается путешествие рассказчика? (Чернский уезд, Тульской губернии (С.125.)

– Как вы понимаете слово “уезд”? А как слова “губерния”? Подберите синонимы к этим словам. (“Уезд” – район, “губерния” – область.)

– Ребята, откройте читательские дневники. Давайте обратимся в карте литературного краеведения Липецкой области и попытаемся проследить творческий путь И.С.Тургенева.

И наши места не остались не замеченными Тургеневым. Первая запись, которая фиксировала замысел писателя о создании рассказа, была сделана в августе 1850 года: “Бежин луг. Описать, как мальчишки гоняют лошадей в пустыри на ночь”.

Герой-рассказчик охотится в Чернском уезд, Тульской губернии. В настоящее время – это место на карте находится в Тульской области между сёлами Кытино и Ступино.

Рассказ о мальчиках в ночном – не просто очерк о представлениях детей одной из деревенек средней полосы России о мире вокруг них. Это и поэтическая картина родной природы, и описание уже определившихся характеров подростков и их взглядов, и раздумье писателя о связи природы и судьбы человека, о будущем своей России. На доске спроецирована иллюстрация художника В.Е.Маковского “Ночное”Давайте попытаемся представить себе тихую росистую летнюю ночь, неподалеку реку, горит костер, чуть поодаль щиплют траву кони.

Тихо, уютно. У костра несколько ребят. Ребят, не знакомых нам с вами. Это крестьянские дети позапрошлого столетия. Они пасут коней и коротают время, рассказывая разного рода былички, бывальщины. Для нас они интересны, необычны. Они – другие. Наверное, не меньший интерес испытывал герой-рассказчик “Бежина луга”.

– Кто из мальчиков, по мнению рассказчика, был из богатой семьи? Какие особенности его поведения подметил рассказчик?

Мы наблюдаем за подростками на фоне летней ночи и видим, как сложились характеры и определились взгляды. О бедности и ранней работе крестьянских детей в 19 веке писали много и сочувственно.

- Что еще, самое важное кроме бедности удалось показать автору?

(Тургеневу удалось показать не только их обездоленность, но и одаренность, духовную красоту ребят.)

– Кто из мальчиков вызвал наибольший интерес и симпатию у рассказчика? Попробуйте объяснить, почему. Зачитайте из учебника этот фрагмент.

(Павлуша, отношение автора видно в последнем абзаце рассказа.)

Какую роль в рассказе играет фольклор? С какими фольклорными жанрами мы сталкиваемся?

(Ребята рассказывают разного рода былички, бывальщины. Фольклорные жанры: былины, сказки, пословицы, поговорки, загадки, анекдоты, песни, частушки, заклички, приговорки, дразнилки и другие.)

– Как вы понимаете слово быличка? А что означает слово бывальщина? А что такое поверье?

(Быличка – небольшой рассказ о действительном происшествии, случившемся с героем рассказа и его близкими.

Бывальщина – в русском народном творчестве – это короткие устные рассказы о будто бы имевших место невероятных происшествиях.

Поверье – предание, основанное на суеверных представлениях.)

– Чем бывальщина отличается от былички? (Таблица 1)

– Рассказ какого мальчика вам показался более интересным и почему? (Слушаются варианты ответов.)

(Мнения разделились: некоторым понравилась манера повествования Ильюши. Они утверждают, что он больше знает разных историй, и их привлекла обилие информации. Другим нравится Павлуша. Он – лидер.)

8. Речевая характеристика мальчишек.

– Давайте рассмотрим один из фрагментов более детально. Итак, перед нами 2 рассказа об одном и том же таинственном Тришке.

(Чтение рассказов учителем или хорошо читающими учениками.)

Вопросы для сравнения фрагментов.

Что вы можете сказать об объеме высказывания?

А что о знаках препинания в каждом рассказе?

Как относится Павлуша к своему рассказу?

А как Ильюша?

Чем насыщена речь Ильюши и чего нет у Павлуши?

– Итак, сравните фрагменты. Что отличает их друг от друга?

(Отличия:

1) Объем высказывания: Павлуша кратко (лаконично) излагает свою речь, без повторов, которые у Ильюши идут не от неумения построить текст, а, скорее, от желания утвердить слушателей. Применяет ораторский прием.

2)Знаки препинания:

У Павлуши нет ни одного вопросительного предложения, ни одного восклицания, ни одного многоточия.

Но все это есть в речи у Ильюши: знаки, которые передают эмоциональный накал речи, налицо, вплоть до многоточий – они предполагают, что в это время речь, очевидно, прерывалась многозначительной паузой.

Павлуше смешон собственный страх, который уже давно остался в прошлом.

Илюша же в современном восторге от возможности испугать своих слушателей, да и сам не против того, чтобы еще раз пережить страшное воспоминание.

9. Беседа по вопросам.

Подумайте, каковы причины повтора в речи Ильюши: “Сидни же у вас в деревне сидят, вот уж точно сидни!” (Убеждение в реальности этого события.)

- Что еще присутствует в речи ребят? Какие это слова?

(Диалектные и просторечные слова.)

-Приведите примеры диалектов.

(“Откентелеева” (откуда), “на-поди, напредки (наперёд, сначала), “боча” (бондарь, ремесленник, изготовляющий бочки).

– Приведите примеры просторечий.

(“Хоша” (хоть), “перетрусился”

(испугался), “эфто” (это), “слышь” (слышишь), “шти” (щи), “хрестьяне” (христиане – крестьяне”, “испить” (выпить, напиться), “зачнётся” (начнётся), “куды” (куда), “запужала” (напугала), “авось” (всё равно).

- Итак, какой мы можем сделать вывод в речи ребят?

(Речь Павлуши лаконична, спокойна, стремительна, чуть иронична.

Речь Ильюши эмоциональна, он не только повествует – он вновь и вновь переживает рассказанное, и это качество, конечно, вызывает сочувствие его слушателей.)

11. Домашнее задание.

– Откройте тетради и запишите домашнее задание. Напишите сочинение-миниатюру “Характеристика литературного героя”. На эту тему мы продолжим работу на уроках русского языка в 7классе и на уроках литературы с в 9-11 классах. А пока, согласно плану, дайте характеристику одного героя.

12. Выставление оценок.

Какой персонаж вам понравился больше всех? Кто из мальчиков, как вам кажется, больше всего нравится автору? Попробуйте доказать это текстом.

Когда обсуждают тех мальчиков, которых мы видим у костра, симпатии большинства оказываются на стороне Павлуши. И его преимущества легко доказать: он смел, решителен, менее своих товари­щей суеверен. Поэтому каждый его рассказ о таинственных событиях отличает стремление понять причины того, что происходит, а не желание искать в этих событиях страшную тайну. Но Павлуша нравится не только большинству читателей, сам И. С. Тургенев говорит о своей симпатии к нему на страницах рассказа: «Малый был неказистый, — что и говорить! — а все-таки он мне понравился: глядел он очень умно и прямо, да и в голосе у него звучала сила».

Тургенев назвал истории, рассказанные мальчиками, сначала россказнями, затем преданиями, потом поверьями. Современные ученые называют их быличками. Объясните, что обозначает каждое из этих слов. Какое из них точнее передает особенности рассказов детей?

  1. Россказнями обычно называют недостоверные рассказы людей, которые пытаются обмануть своих слушателей. Чаще всего это слово используют, пренебрежительно оценивая чей-то неправдивый рассказ о событиях. Преданием чаще всего называют устный рассказ об исторических событиях или деятелях, который передается из поколения в поколение. Этот жанр фольклора часто заменяют словом легенда, которая также повествует о давно прошедших событиях. Близкое значение имеет и слово поверье. Слово былинка было создано недавно и используется при характеристике произведений фольклора, в которых речь идет о событиях, где участвовали сами рассказчики или близкие им люди. Перескажите близко к тексту одну из быличек. Попробуйте объяснить, как она могла появиться.

Можно использовать самую первую быличку, которую охотник услышал от Ильюши. Это рассказ о том, что произошло на рольне — крохотной бумажной фабрике, на которой работали мальчики. Оставшись ночевать на своем рабочем месте, они только начали рассказывать всякие страшные истории и вспомнили о домовом, как сразу же услышали чьи-то шаги. Они испугались прежде всего потому, что были уверены: домового можно услышать, но нельзя увидеть. А шаги и возня над их головами были отчетливо слышны, да еще кто-то стал спускаться по лестнице… И хотя дверь в ту комнату, где все они лежали, распахнулась и никого там они не увидели, это их не успокоило. Потом вдруг кто-то «как закашляет, как заперхает, словно овца какая…».

В каждом классе находятся ученики, которые тут же говорят об овце, которая, наверное, случайно забрела на бумажную фабричку и стала бродить по ее лестницам, а перепуганные ребята приняли звуки, которые слышали, за проделки домового.

Так, бытовыми наблюдениями можно объяснить каждую из рассказанных у костра историй. При этом важно не то, что страхи чаще всего оказывались плодом выдумки, а то, как изобретательны были рассказчики и как они стремились разобраться в причинах самых разных происшествий.

Сравните рассказы Павлуши и Ильюши о светопреставлении. Чем отличаются представления мальчиков? Выберите для пересказа одно повествование и объясните свой выбор.

Рассказы об одном и том же эпизоде — о   солнечном затмении (светопреставлении) — у Павлуши и Ильюши резко отличаются друг от друга. Павлуша рассказывает очень лаконично, коротко, он видит в событиях, которые вызвали светопреставление, смешную сторону: трусость своих односельчан, неумение понять, что же происходит. Ильюша же, напротив, полон восторга перед необычным событием, и ему не приходят в голову никакие шутки. Он даже склонен немного попугать слушателей и утверждает, что «придет он (Тришка), когда наступят последние времена».

Выбирая одно повествование для своего пересказа, нужно объяснить, почему сделан выбор. Обычно мальчики выбирают рассказ Павлуши за лаконизм речи, за веселую усмешку над тем, что пугает других. Девочки же часто сочувствуют Ильюше, а некоторые даже склонны сопереживать его страхам.

Как вы можете объяснить финал рассказа «Бежин луг»?

Финал рассказа «Бежин луг» прост и естествен. Охотник проснулся раньше мальчиков, которые спали у костра, и отправился к своему дому. Таков финал многих рассказов сборника «Записки охотника» И. С. Тургенева, в который входит и «Бежин луг». В каждом из них охотник покидает то место, где с ним произошли какие-то события, и отправляется домой. Но в финале рассказа «Бежин луг» есть примечание, которое сделал автор: «Я, к сожалению, должен прибавить, что в том же году Павла не стало. Он не утонул: он убился, упал с лошади. Жаль, славный был парень!» Так, в повествование о судьбе героя, который вызвал у автора симпатию, добавлено трагическое завершение.

Проследите за приемами, которыми пользуется автор, создавая портрет Павлуши: «Его некрасивое лицо, оживленное быстрой ездой, горело смелой удалью и твердой решимостью». Какие художественные приемы использует автор?

Создавая портрет Павлуши, автор использует эпитеты и метафоры, которые помогают заметить самые главные достоинства Павлуши — стремительность и решительность его характера и поступков.

Перескажите близко к тексту фрагмент рассказа, где автор дает описание природы.

Готовя пересказ, нужно поработать с художественным текстом: разметить логические ударения, паузы. Вот так может выглядеть разметка части текста.

«Не успел я отойти двух верст,| как уже полились кругом меня по широкому мокрому лугу,| и спереди, по зазеленевшимся холмам,| от лесу до лесу,| и сзади по длинной пыльной дороге,| по сверкающим, обагренным кустам,| и по реке,| стыдливо синевшей из-под рдеющего тумана, — Годились сперва алые,| потом красные, золотые потоки молодого горячего света…»

Подготовьте речевые характеристики мальчиков из рассказа «Бежин луг».

Мальчиков у костра было пятеро, и каждый из них отличается голосом, манерой общения, речью. Ильюша говорит «сиплым и слабым голосом», он очень многословен и склонен к повторениям. У Павлуши «в голосе звучала сила», он четок и убедителен. Костя говорил «тонким голоском» и при этом умел описать события. Федя «с покровительствующим видом» поддерживал беседу, но сам до рассказов историй не снисходил. Не сразу услышали мы и «детский голос» Вани, которому было еще рано быть рассказчиком.

Можно очень подробно рассказывать о манере говорить Павлуши и Ильюши, которые сильно отличаются друг от друга своими речевыми характеристиками.

Павлуша говорит четко, мыслит логично, при рассказе стремится обосновать свои суждения. Он, пожалуй, один наделен чувством юмора, умением видеть комическую сторону событий, которые наблюдает.

Ильюша многословен и склонен к повторениям, он эмоционально переживает то, о чем рассказывает, и даже не пытается организовать свою речь или найти сколько-нибудь убедительные доказательства правдивости своих рассказов.

Там, где Павлуша смеется, Ильюша пугается, там, где Павлуше ясны бытовые причины событий, Ильюша все рисует в мрачном тумане таинственности.

Можно сделать вывод, что речевая характеристика помогает понять характер человека.

Как удается автору показать различное отношение к каждому из мальчиков в рассказе «Бежин луг»? Найдите слова, которые показывают это отношение.

Сначала И. С. Тургенев собирается просто познакомить читателя с мальчиками. Описывая каждого из них, он об одном сказал — «а все-таки он мне понравился…», а о Косте — он «возбуждал мое любопытство своим задумчивым и печальным взором». Но после первого знакомства автор не раз добавляет попутные уточнения. Ильюша отвечает «…сиплым и слабым голосом, звук которого как нельзя более соответствовал выражению его лица…», немного спустя слышим мы и «детский голос Вани».

Однако самое убедительное доказательство отношения автора к каждому из своих героев звучит в описании самих историй, рассказанных мальчиками, в словах автора, которые сопровождают эти истории. Стоит вспомнить, как об одном и том же событии рассказывали Павлуша и Ильюша, и мы сразу же скажем, что симпатии автора на стороне Павлуши.

 

1)      Организационный момент.

Приветствие детей, проверка готовности к уроку, разделение класса на четыре группы.

2)      Целеполагание и мотивация, подготовка учащихся к работе с текстом.

(На экране проецируется портрет писателя)

а) Вступительное слово.

Сегодня наш урок посвящён творчеству И.С.Тургенева. Мы познакомимся с его рассказом «Бежин луг», сопоставим  портреты мальчиков и их рассказы, будем учиться составлять характеристику героя.

-Скажите, что вы знаете о жизни И.С.Тургенева? Какие произведения его вы помните?

-Молодцы. А теперь послушайте меня.

Писатель родился  28 октября (9 ноября) 1818 года в городе Орле. Через 3 года будущий писатель вместе с родителями переезжает в Спасское–Лутовиново. Это место находится на древней, веками обжитой русской земле, близ города Мценска.

Детские годы Тургенева прошли именно в этом месте. Маленький Иван любил общаться с простыми людьми, он учился у охотников распознавать птиц по голосу, различать породы деревьев, узнавать цветы и травы.  Он любил много времени проводить на природе, потому что только здесь он чувствовал себя на воле. В доме и усадьбе управляла его мать, властная и жестокая женщина.

Прошли годы,  и  он вместе с родителями переезжает в Москву, чтобы там учиться. Но он не забывает того места, где прошло его детство. Молодой Тургенев с радостью приезжает летом в имение. С каждым приездом всё шире открывается ему деревенская крестьянская Россия. Он рано полюбил охоту, часто отправлялся в дальние охотничьи путешествия. Каждая деревня, каждое охотничье угодье были ему хороши известны. Он ночевал на сеновалах, в крестьянских избах, его не боялись простые люди, ему доверяли.

Детские и юношеские воспоминания о жизни в Спасском глубоко запали в душу Тургенева и нашли отражение в его рассказах.

Сегодня мы будем изучать один из его рассказов, это «Бежин луг». Он  вошёл в цикл рассказов и очерков «Записки охотника». Тургенев писал его с 1847 года по 1852 , т.е. несколько лет.

 -Кто может объяснить, почему рассказ называется « Бежин луг»?

-Место, которое описывает писатель, действительно существовало,  есть и сейчас , этот Бежин луг находится на небольшой речке Снежеди в Тульской области. Он входил в число земель ,  принадлежавших отцу писателя и был знаком Тургеневу с детских лет.

-Кто может сказать, почему луг носит такое имя?

-Возможно, луг получил название по фамилии помещиков Бежиных, которые в 18 веке проживали неподалёку…Есть и такое предположение: Бежиным луг назвали потому, что на нём собирались табором люди, бежавшие от притеснений царских властей на юг, на вольный Дон.

-А на ваш взгляд, какое предположение более достоверно?

-Вы прочитали дома рассказ « Бежин луг». Каково ваше впечатление от него?

Что вам особенно понравилось в нём: мальчики, их рассказы, пейзаж?

-С чего начинается рассказ? Какое время года описывается в рассказе?

-Что произошло с героем в начале рассказа?

- С кем повстречался в степи он?

-Опишите встречу охотника с крестьянскими ребятишками из соседних деревень.

в) Словарная работа.

-Читая произведение дома, вы встречались с незнакомыми словами, вы их должны были выписать в тетрадь, назовите их (уч-ся называют).

(На экране проецируются незнакомые слова)

(Учитель вместе с учениками работает с незнакомыми словами по плану)

1. Правильное произношение слов (постановка ударения).

2. С помощью словарей найти лексическое значение слов. (Каждая группа ищет определённые слова).

3. Нахождение в тексте произведения этих слов.

4. Составление с ними словосочетаний.

5. Составление своего предложения со словами.

 

1 группа: осинник, межа.

2 группа: околоток, жбан.

3 группа: онучи, клячонка.

4 группа:  лозняк, шти (щи).

 

3)Чтение и анализ текста в единстве формы и содержания.

Тема нашего урока «Портреты и рассказы мальчиков, их духовный мир». Цель нашего урока – найти связь между портретами и рассказами мальчиков.

      -Давайте  вспомним значение литературного понятия «портрет»?

-Портрет-это изображение внешности героя в произведении (его лица, фигуры, одежды).

      - По каким признакам можно характеризовать внешность человека? (Ответы учащихся)

     а) Составление плана ( работа в группах).

Задание для групп:  составьте план  описания внешности каждого мальчика и докажите примерами из текста (групповая работа).

(Все группы составляют план описания портрета)

1группа - план портрета Феди, 2 группа - Павлуши, 3 группа - Илюши, 4 группа - Кости, портрет последнего мальчика Вани  опишем вместе.

 План описания внешности:

1.Возраст мальчика.

2.Внешний  вид.

3. Выражение лица.

4. Одежда.

(Уч-ся в группах зачитывают свои планы и подтверждают примерами из текста).

  б) Сопоставление портретов мальчиков

-А теперь скажите, что даёт нам описание внешности, о чём мы можем судить?

- О том, какой достаток в семье мальчика.

- Об их характерах.

(Уч-ся приводят доказательства).

-Федя из богатой крестьянской семьи, автор отмечает в описании его портрета   богатую одежду, а одежда Павлуши состояла … из простой замашной рубахи да из заплатанных портов …, что говорило о его и его семье, как о бедной. Также бедным  показан мальчик Костя.

-Что общего у этих детей?

- Мальчики  очень дружны, не избалованы, все умеют хорошо рассказывать.

 -Они деревенские дети, многие из них бедны, учиться они не могут, потому что они дети крепостных крестьян и для них не существует школ.

- В чём отличие этих мальчиков?

-  У них разные характеры.

-Что мы можем сказать о характерах мальчиков?

( Уч-ся высказываются и приводят примеры, если затрудняются, то учитель обращает внимание на выражение лица мальчиков)

- Обратите внимание, что И.С.Тургенев особое внимание уделяет выражению  лиц мальчиков (уч-ся зачитывают примеры).

…Павлуша глядел умно и прямо …

…лицо Илюши выражало какую-то тихую, болезненную заботливость…

…Костя возбуждал любопытство своим задумчивым и печальным видом…

(На доске прикрепляются таблички с именами мальчиков,  под ними будут помещены  таблички «Черты характера.)

-Павлуша – смелый, уверенный, умный.

-Костя –  задумчивый, печальный, любопытный.

- Федя - гордый, любопытный.

-Илюша - смирный, спокойный, пугливый, заботливый.

- Ваня  - тихий.

( Под портретами появляются таблички с чертами характеров мальчиков)

в) Сопоставление портретов и рассказов мальчиков.

    -Как можно назвать истории, которые рассказывают мальчики?

    -Тургенев сначала называл их россказнями, затем преданиями, потом поверьями.

    (На экране проецируются  понятия «россказни», «предание», «поверье»).

-Объясните, что обозначает каждое слово.

(Уч-ся называют лексические значения слов)

-Россказни- измышления, выдумки.

-Предание - устный рассказ, который содержит сведения, передающиеся из поколения в поколение, об исторических событиях, о событиях прошлых лет.

- Поверье - суеверное предание, а также убеждение, основанное на таком предании или приметах.

-Современные учёные называют их быличками.

(На экране проецируется лексическое значение слова «былички»)

-Былички - народные произведения суеверного характера, повествующие о встречах со сверхъестественными существами.

     - Какое из этих понятий точнее передаёт особенности рассказов мальчиков?

- Обратите внимание в этом определении на словосочетание «суеверного характера»,

особенно на   слово «суеверного».

- Что такое суверие?

- Кто такой суеверный человек?

       -Давайте сопоставим рассказы мальчиков. Какие из них особенно интересны?

    -  Для сравнения возьмём рассказы Павлуши и Илюши о светопреставлении.

    - О каком светопреставлении идёт речь?

    -Прочитаем рассказ Павлуши и Илюши о светопреставлении. Перед чтением я задам вам вопрос: «Чем отличаются рассказы этих мальчиков?»

   -Павлуша был умным мальчиком и поэтому он не поддался общему страху, когда началось солнечное затмение. Он смеялся над тем, как суеверные люди приняли бочара Вавилу за Тришку. Поэтому его рассказ ироничный.

   - Когда рассказывает Илюша, то он сам верит в эти истории, потому что он суеверный человек. Он не может объяснить этого природного явления.

  - А теперь постарайтесь найти связь между портретами этих мальчиков и их рассказами.

 - В начале урока мы говорили о том, что Павлуша умный, уверенный, смелый, сильный. Поэтому его рассказ отличается от всех других рассказов.

 - Илюша же смирный, пугливый, поэтому, рассказывая свои былички, он в них верит, как и все дети у костра.

  -Как вы думаете, чем дети, которых встретил ночью в степи рассказчик, отличаются от вас современных детей?

в) Составление устной характеристики Павлуши по плану.

-Какой из мальчиков вам понравился больше всего?

-Скажите, как вам кажется, а кто из них понравился автору рассказа?

-Как рассказчик показывает своё отношение к Павлуше?

- Рассказчик говорит о наружности, одежде, о его отличительных качествах: уме, ироническом отношении к нелепым суевериям, смелости, решительности.

(На экране проецируется «План характеристики Павлуши»)

1. Внешность.

2. Одежда.

3. Суеверие.

4. Ум, ироническое отношение к нелепым рассказам суеверных людей.

5. Смелость, решительность.

6. Отношение автора к Павлуше.

Задание: уч-ся работают по плану, в тексте находят цитаты, записывают их в таблицу.

Собрав материал, учащиеся переходят к составлению связной устной характеристики.

(1-2  уч-ся дают устную характеристику Павлуши).

4)Подведение итогов.

 -Итак, ребята, пришла пора подвести итоги нашей работы.

- Что вы можете сказать о портретах мальчиков и их рассказах?

- В каждом рассказе мальчика проявился его характер, его отношение к жизни.

 -Павлушу в рассказе « Бежин луг»  мы видим  решительным, смелым, умным, он иронично относится к нелепым суевериям.

- Ильюша,  рассказывая свои былички, верит в них, как , впрочем, и все остальные дети у костра. Они не имели возможности учиться, их знания были минимальны.

 Но они привлекают нас тем, что они интересно могут рассказывать, что  они дружны и не избалованы.

- Что вам понравилось на уроке?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок литературы в 6 классе "Роль пейзажа в рассказе И. С. Тургенева "Бежин луг".

Урок - исследование предназначен для учащихся 6 класса. Урок составлен в соответствии с требованиями ФГОС.Учащиеся повторяют средства выразительности, работают в группах, заполняют таблицы, составляют...

Пейзаж и его роль в рассказе И. С. Тургенева «Бежин луг

Конспект урока по творчеству И.С. Тургенева....

Презентация к уроку по литературе "Пейзаж в рассказе И.С.Тургенева "Бежин луг"

Презентация к уроку по литературе в 6 классе  на тему "Картины природы в рассказе И.С.Тургенева "Бежин луг"...

Конспект урока по литературе в 6 классе «Роль пейзажа в рассказе И.С.Тургенева «Бежин луг»

Конспект урока по литературе в 6 классе «Роль пейзажа в рассказе И.С.Тургенева «Бежин луг»...

Презентация к уроку литературы 6 класс "Роль пейзажа в рассказе И.С. Тургенева "Бежин луг"

Презентация к уроку по литературе в 6 классе «Роль пейзажа в рассказе И.С.Тургенева «Бежин луг»...

Пейзаж в рассказе И.С. Тургенева «Бежин луг»

Урок литературы в 6 классе по рассказу И.С. Тургенева "Бежин луг". Первый урок из трёх, которые запланированы для изучения данного произведения....