Урок литературы в 6 классе на тему "Роль пейзажа в рассказе И.С. Тургенева "Бежин луг"
план-конспект урока по литературе (6 класс) на тему

Гришина Ирина Егоровна

Урок построен в соответствии с требованиями ФГОС 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Урок литературы 6 класс428.63 КБ

Предварительный просмотр:

Урок литературы  6 класс

Учитель русского языка и литературы   МОУ «СОШ №11 с углубленным изучением отдельных предметов»     г. Железногорска Курской области

                                   Гришина Ирина Егоровна

Тема урока « Роль пейзажа  в рассказе И.С.Тургенева « Бежин луг»

Тип урока  - урок – исследование

Цели урока: формировать навыки углубленного прочтения и  интерпретации художественного текста, развивать воображение и эстетические качества учащихся, умение сравнивать, анализировать, обобщать; воспитывать культуру навыков самообразования

   Прогнозируемые результаты:

Личностные: воспитывать  нравственные , эстетические качества учащихся , умение выслушивать мнения одноклассников, развивать навыки общения при работе в группах, в коллективном обсуждении;

Предметные: продолжить работу по  анализу текста ,  развивать умения и навыки самостоятельной работы с текстом; учить связно, грамотно, культурно излагать своё мнение по заданной теме;

Метапредметные: формировать мотивацию к чтению,  бережному и уважительному отношению к природе, к самовоспитанию.

 Оборудование: экран, мультимедийный проектор, словарь С.И.Ожегова, репродукции картин художников- пейзажистов

Ход урока

1.Мотивация:  Сегодня у нас  не совсем обычный урок. Поэтому нам понадобится хорошее настроение и готовность активно работать. Я предлагаю нам быть сегодня на уроке не учениками и учителем, а коллегами. Согласны? Тогда, уважаемые коллеги, давайте улыбнемся друг другу и начнем работу.

2.Актуализация знаний

Учитель: Сегодня мы продолжим работу над рассказом И.С.Тургенева «Бежин луг».

-Давайте вспомним , как мы назвали автора рассказа после работы над образами мальчиков. ( мастером создания портрета)

- Почему?

Учитель: Но Тургенев не только мастер создания портрета

-Чем еще помимо прекрасных образов крестьянских мальчиков наполнено это произведении? (картинами природы)

-Как называют в литературе картины природы? ( пейзаж)

-Что означает это слово? Давайте познакомимся с этим понятием.

СЛАЙД 1  («пейзаж»)

(подготовленный ученик читает словарную статью из словаря Ожегова)

Учитель: С понятием « пейзаж» мы встречаемся не только в литературе.

- А еще где ? (в живописи, в музыке)

1ученик  кратко рассказывает о самых известных художниках- пейзажистах

2 учение- о пейзаже в музыке, называет самых известных композиторов

СЛАЙДЫ (картины , звучит фрагмент из композиции Чайковского «Времена года»)

Учитель:  Прекрасные картины природы и прекрасная музыка, создающая настроение.

Но не менее  значим и прекрасен пейзаж и в литературе

 3. Целеполагание.

Давайте, ребята, обратимся к рассказу и в связи  со всем сказанным и услышанным  сформулируем тему сегодняшнего урока

              Темы урока : Роль пейзажа в рассказе И.С.Тургенева

                                     « Бежин луг»

-Какие задачи мы поставим перед собой , чтобы раскрыть эту тему?

Задачи: -проанализировать отрывки-картины природы в рассказе,

              -понять, какую роль они играют в рассказе,

              -доказать, что Тургенев- мастер пейзажа

СЛАЙД (тема урока и задачи)

4.Выявление места и причины затруднения.

Учитель: -  Много ли картин природы в рассказе?

                -Почему Тургенев так много своего писательского внимания уделяет природе?              ( Проблемный вопрос)

                -Может быть можно было бы и без них обойтись и просто рассказать о мальчиках в ночном , их страшных историях?

( Гипотеза)

5.Поиск выхода из затруднений и деятельность по реализации поставленных задач.

Итак,

 - Какие пейзажные зарисовки вы встретили в рассказе?

 (дети называют отрывки: пейзаж летнего дня; сцена блуждания охотника по лесу; ночь на лугу; утро)

-Работа в группах: озаглавьте их  (напишите на листках ) ( каждая группа- 1 отрывок)

           Назовите их

Учитель: Салтыков-Щедрин утверждал, что после прочтения произведений Тургенева «легко дышится, легко верится, тепло чувствуется».

Что же  хотел сказать этими словами писатель?

Давайте прочитаем первый отрывок, который вы озаглавили …..?

Во время чтения вы  можете на листках написать опорные слова, с помощью которых автор рисует свою словесную картину

Чтение  1отрывка--   СЛАЙД-анимация

-Что вы увидели?  (небо, заря. солнце, облака, ветер)

-Согласны ли вы, что легко дышится на фоне такой природы? Почему?

-Связан ли этот отрывок со всем сюжетом рассказа? Как? (он создает настроение читателя, подготавливает нас к тому, что будет дальше)

Учитель: это называется «экспозиция»  -СЛАЙД

Ф-и-з-к-у-л-ь-т-м-и-н-у-т-к-а

Учитель:

-В каком отрывке природа вдруг перестает быть дружественной?

(сцена блуждания охотника по лесу) Как вы его озаглавили?....

Чтение  2 отрывка –СЛАЙД-анимация

- Как вы  почувствовали, что природа изменилась?

- Что произошло с охотником?

-Случалось ли вам заблудиться в лесу? Какие чувства может испытывать человек, оказавшись в лесу в незнакомом месте? (тревога, страх, растерянность, паника)

-Как же отзывается природа на эти чувства охотника?

Давайте составим табличку ( на листах), из опорных слов:

Работа в группах (листки – на столах)

           Охотник               I                Природа

                                         I

-Какой вывод можно сделать из этих наблюдений?     (природа словно зеркало отражает настроение героя, т. е. живет с ним одной жизнью)    

Учитель: Но все окончилось благополучно, и охотник вышел к людям. И мы читаем еще один отрывок, о котором вы сказали в начале урока и озаглавили его…….

Чтение  3 отрывка –СЛАЙД-анимация

- Как чувствует охотник себя у костра?

-Почему он успокоился?

-Что этому способствует? (окружающая обстановка)

-Какими словами вы это подтвердите?

 Учитель: И чтобы завершить нашу работ по теме урока, нам еще нужно обратиться к одному отрывку, без которого картина была бы нами недорисована.

-Какой это  отрывок? Как вы его озаглавили?.....

Чтение 4 отрывка—СЛАЙД-анимация

-Какие изменения произошли с охотником? (отдохнул, успокоился, пообщался с мальчиками)

-А как природа отзывается на его настроение? Изменилась ли она?

- А на настроение мальчиков? ( ночь прошла, страхи улеглись)

Мы увидели с вами великолепные пейзажи.

 Скажите, ребята, а без чего  в каждом из этих отрывков не мог обойтись писатель? Как удалось ему создать такие чудесные пейзажи? ( без средств выразительности) Это была домашняя работа к сегодняшнему уроку

-Какие средства выразительности вы знаете? (эпитеты, метафоры, олицетворения , сравнения)

Работа в группах: объедините свои результаты, а эксперт от каждой группы о них расскажет.

Какую роль они играют  в тексте?

Итак, давайте вернемся к нашему вопросу, прозвучавшему в начале урока: почему так много картин природы в этом рассказе? И можно ли было без них обойтись?

Значит, природа- это действующее лицо в рассказе? Почему мы так можем сказать? -  В чем же заключается мастерство писателя? Какой он нам показывает природу?

                  -она всегда рядом с героями, живет с ними одной жизнью

                  -она отзывается на их настроение и создает его

                  - она помогает героям

                 - автор любит природу

Как мы назовем Тургенева еще, кроме « мастер создания портрета»? ( Мастер пейзажа)

Рефлексия:  посмотрите на тему урока и те задачи, которые мы поставили перед собой. СЛАЙД

–Решили мы эти задачи?

- что было трудным на уроке?

-какая работа больше понравилась?

-Оцените работу друг друга , какие оценки вы бы поставили сегодня на уроке?

Домашнее задание: СЛАЙД : выучить наизусть любой отрывок, который вам сегодня больше понравился или написать сочинение ,в котором будет нарисован любимый вами пейзаж

                   

F:\Открытый урок\DSC02321.JPG


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Приложение к уроку литературы к анализу лирических стихотворений "Пейзаж".

Материал помогает шире понять, что собой представляет понятие "пейзаж". Каковы разновидности пейзажа....

Приложение к уроку литературы к анализу лирических стихотворений "Пейзаж".

Материал помогает шире понять, что собой представляет понятие "пейзаж". Каковы разновидности пейзажа....

Приложение к уроку литературы к анализу лирических стихотворений "Пейзаж".

Материал помогает шире понять, что собой представляет понятие "пейзаж". Каковы разновидности пейзажа....

Урок литературы. 6 класс. Законы доброты По рассказу В. Распутина «Уроки французского

В методической разработке приводится попытка раскрыть на примере героини рассказа Лидии Михайловны понятия, «духовные ценности», «духовная память»; вдуматься и попытаться раскрыть смысл названия расск...

Урок литературы 6 класс. Тема урока: Сатирические и юмористические рассказы А.П. Чехова. "Толстый и тонкий": социальное неравенство, чинопочитание, угодливость в рассказе. Приемы создания характеров персонажей

Урок литературы 6 класс. Тема урока: Сатирические и юмористические рассказы А.П. Чехова. "Толстый и тонкий": социальное неравенство, чинопочитание,  угодливость в рассказе. На данном уроке: ...

Презентация к уроку литературы 6 класс "Роль пейзажа в рассказе И.С. Тургенева "Бежин луг"

Презентация к уроку по литературе в 6 классе «Роль пейзажа в рассказе И.С.Тургенева «Бежин луг»...