технологическая карта урока литературы "Победа добра, любви и дружбы в сказке Х.К.Андерсена «Снежная королева».
план-конспект урока по литературе (5 класс)

Тимошенко Ольга Васильевна

технологическая карта урока литературы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_literatury_snezhnaya.docx23.36 КБ

Предварительный просмотр:

 

ФИО:  

Предмет:

Тимошенко Ольга Васильевна

Литература

Класс:

5 В

УМК

В.Я. Коровиной

Тип урока:    открытие новых знаний

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Тема

Победа добра,  любви и дружбы в сказке Х.К.Андерсена «Снежная королева».

Цель

Воспитывать уважение к великой силе любви, верности и дружбы, учить ценить и беречь эти чувства.

Формируемые УУД

 Личностные : понимание и признание для себя морально-этических понятий  «добро», «дружба», «верность», «любовь»  при работе с художественным текстом; положительное отношение к познавательной деятельности.

Познавательные: умение выделять главное в произведении, обобщать, делать выводы и изображать образы с учетом их внутреннего мира и внешнего описания, предлагаемого автором с учетом собственных впечатлений.

Регулятивные: умение анализировать прочитанное, логически мыслить, обобщать и оценивать литературный материал; способствовать развитию речи, памяти, логического мышления, воображения, творческой фантазии, навыков самоутверждения и самооценки; развивать у детей чувство радости, успеха в учении, интереса к предмету через игровую форму.

Коммуникативные:  умение полно и точно выражать свои мысли, внимательно выслушивать мнение других, уважительно относиться к ответам одноклассников, работать в группах, сотрудничать с учащимися и учителем.

Основные понятия

Дружба, верность, любовь, доброта, терпение, отзывчивость

Ресурсы

Учебник, словарь, мультимедийный проектор,  компьютерная презентация,  дидактический материал

Организация пространства

Обычная; некоторые учащиеся пересажены в целях создания групп одного уровня

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

УУД

I.  Самоопределение к деятельности

Цель.

Включение детей в деятельность на личностно-значимом уровне.

Сегодня я хочу обратиться к вам словами самого знаменитого в мире сказочника, отгадайте какого:

 

Мир прекрасен! Радуйтесь жизни! Будьте оптимистами! Боритесь за  человека, сердце которого покрыто льдом! Будьте терпеливы в достижении цели! Не жалейте  времени                                                                                                                                                                                                   и сил, чтобы воспитать в себе человечность, отзывчивость и доброту!

Правильно, это слова Г. Х. Андерсена.                                                                                                                                                                                                                                                        

Настраиваются на понимание сказок Г.Х. Андерсена

Регулятивные

Познавательные

Личностные

II. Актуализация знаний

Цель.

Повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания»

Считаете ли вы сказку чисто детским, несерьезным произведением?

А что такое сказка, дайте определение. (Сказка – занимательный рассказ о необыкновенных событиях и приключениях)

Какие бывают сказки? (народные, авторские; волшебные, бытовые, о животных)

Какое задание вы выполняли дома?

  1. выражают личную точку зрения
  2. дают определение теоретико-литературного понятия

Познавательные

Регулятивные

Коммуникативные

III. Постановка учебной задачи

Цель.

Формулирование темы урока.

Сегодня у нас в гостях начинающие «ученые-литературоведы». Им слово.

Сообщение «биографа» о жизни и творчестве Г.Х. Андерсена (ученица)

Сообщение «исследователя»: 10 самых популярных сказок Андерсена (ученица).

Может ли сказка чему-либо нас учить?

Чему учат сказки Андерсена?

Можно ли сформулировать тему нашего урока так: Победа добра, любви и дружбы в сказке Х.К.Андерсена «Снежная королева».?

  1. индивидуальные сообщения детей – воспринимают информацию
  2. анализируют, выражают личную точку зрения

Познавательные

Коммуникативные

Регулятивные

Личностные

IV. «Открытие» учащимися новых знаний

Цель: узнать сюжет сказки, главных героев, их качества

У меня в руках некий предмет. Скажите, как этот предмет связан со сказкой «Снежная королева»? (зеркало)

Кто главные герои сказки?

Каков ее сюжет?

Почему Герде удалось спасти Кая? Какие качества она проявила?

  1. анализируют, решают проблему, показывая знание текста
  2. строят монологическую речь

Регулятивные

Познавательные

Коммуникативные

V. Первичное закрепление

Цель.

Закрепить полученные знания, развивать умение работать с морально-этическими понятиями

Работа в группах.

Задание: дать по словарю определение слов  дружба, верность, любовь, терпение, отзывчивость, доброта (по 1 каждой группе), в подобрать эпитеты к этому понятию, синонимы.

-отчеты о работе групп; запись морально-этических понятий на доске и в тетради.

Так как у нас основное время года сказки – зима, то я предлагаю физминутку для глаз «Лови снежинку». (Выполняю движения со снежинкой в руке – дети следят глазами)

  1. групповая лексическая работа
  2. монологическая речь
  3. восприятие информации других учащихся

Личностные

Коммуникативные

Познавательные

Регулятивные  

VI.Самостоятельная групповая творческая работа по тексту и групповая самопрезентация

Цель.

Проверить уровень знания текста и умения анализировать, сравнивать, отбирать нужную информацию.

Работа в группах. Задания (разноуровневые):

1. Заполнить сравнительную таблицу «Герда и Снежная королева» (высокий);

2. Составить кластер «Главные герои сказки, их качества» (высокий);

3. Составить карту маршрута Герды (средний);

4. Заполнить таблицу «Помощники Герды» (средний);

5. Составить викторину по сказке «Снежная королева» (низкий);

6. Разгадать кроссворд по сказке «Снежная королева» (низкий).

- отчеты о работе групп.

1) творческая работа в группах, интерпретация знаний на определенном уровне

2) монологическая речь

3) восприятие информации других учащихся

Познавательные Регулятивные

Коммуникативные  

VII. Включение новых знаний в систему знаний и повторение изученного

Цель.

Обобщение знаний по тексту

Задание. Самостоятельно составьте вывод, используя морально-этические понятия, записанные на доске: о чем заставляет нас задуматься Г.Х. Андерсен?

- проверка выводов.

самостоятельное обобщение изученного, выражение в письменной речи в соответствии с нормами литературного языка

Регулятивные

Познавательные

Личностные

VIII. Рефлексия

Цель.

Осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности

Оценим свое состояние. Нарисуйте в тетради знак, соответствующий вашему состоянию:

«Сердце» – мне было комфортно на уроке, все удалось;

«Роза» – на уроке было не очень комфортно, я испытывал затруднения;

«Снежинка» – на уроке было некомфортно, я не справился с заданиями.

 Поднимите руки, у кого сердце, роза, снежинка.

Спасибо за урок, мне тоже было с вами комфортно.

1)        выполняют самоконтроль состояния усвоения знаний;

2)        формулируют собственную точку зрения.

Регулятивные

Коммуникативные

Личностные  

IX. Д/з.

Сказка «Снежная королева» Андерсена учит нас не только добру, любви, дружбе. Она написана прекрасным литературным языком. Попробуйте дома поработать с ним.

Д/З: выписать из сказки «Снежная королева» ИВС (метафоры, олицетворения, сравнения, эпитеты, гиперболы)

настраиваются на выполнение интересного домашнего задания

Познавательные

Личностные  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок ИЗО/литература 5 класс "Художественный образ в сказке Х.К.Андерсена "Снежная королева"

Урок представляет интеграцию таких дисциплин как изобразительное искусство и литература. Дети работают над одной целью, но решают задачи по двум направлениям одновременно....

Конспект урока внеклассного чтения по сказке Г.К.Андерсена « Снежная королева». В гостях у великого сказочника.

Конспект урока внеклассного чтения по сказке Г.К.Андерсена « Снежная королева». В гостях у великого сказочника....

Урок-путешествие по сказке Х.К. Андерсена "Снежная королева"

Конспект интегрированного урока по литературе и математике в 6 классеучителей школы Шурчковой Людмилы Васильевны иТимошенко Елены АнатольевныГБС (К) ОУ  № 487 Выбор...

Открытый урок по литературе и математике в 6 классе "Урок-путешествие Герды в страну Снежной королевы по сказке Х.К. Андерсена "Снежная королева".

Конспект  интегрированного урока по литературе и математике  в 6а  классе учителей школы Шурчковой Л.В, Тимошенко Е.А.ГБС (К) ОУ  № 487 Выборгского района С-Пб  Конспект ...

Викторина по сказке Г.Х. Андерсена "Снежная королева". Технологический приём "Анимированная сорбонка".

Викторина по сказке Г.Х. Андерсена "Снежная королева". Работа выполнена при помощи технологического приёма "Анимированная сорбонка". Можно использовать на уроке литературы и во внеклассной работе по п...

Конспект урока чтения и развития речи в 6 классе. Обобщающий урок по сказке Г.К.Андерсена "Снежная королева"

Конспект урока чтения и развития речи в 6 классе. Обобщающий урок по сказке Г.Х.Андерсена "Снежная королева"...