Урок-путешествие по сказке Х.К. Андерсена "Снежная королева"
методическая разработка по литературе (6 класс) по теме

Тимошенко Елена Анатольевна

      Конспект интегрированного урока по литературе и математике в 6 классе

учителей школы Шурчковой Людмилы Васильевны и

Тимошенко Елены Анатольевны

ГБС (К) ОУ  № 487 Выборгского района СПб

 

Дата урока: 08.02.2013 год

Место урока в системе уроков: заключительный

Цель урока: формирование представления о единстве школьных дисциплин в понимании целостности окружающего мира

Задачи урока:

Образовательные:

- систематизировать и обобщить знания по теме;                                                                                                                                                                                                                                                                                              - повторить и закрепить формулу пути на решение задач нестандартного вида.

Развивающие (коррекционные):                                                                                                                                                                                                                                                                                                                              - развивать способность внимательно читать текст произведения; пополнять активный словарный запас;                                                                                                                                                                                   тренировать память, логику, мышление; уметь правильно, последовательно излагать свои мысли.

Воспитательные:

- прививать интерес к чтению; решению задач;                                                                                                                                                                                                                                                                                                   - воспитывать доброе отношение к людям.

 Тип урока: комбинированный, повторительно-обобщающий.

Форма урока: путешествие.

Методы урока: словесные, наглядные, творческая деятельность, объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый.

Форма организации учебной деятельности: индивидуальная, групповая, коллективная.

Возрастная категория: 6 класс

Вид урока: урок-путешествие.

УМК:

- Литература. 5 класс. Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений. В 2 ч.  /Авт.-сост. В.Я. Коровина и др. – М.: Просвещение, 2002

- Поурочное планирование по литературе. 5 класс: Методическое пособие к учебнику-хрестоматии Коровиной В.Я. и др. «Литература. 5 кл.» /О.А.Еремина. – М.: Издательство «Экзамен», 2003

-математика 6 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений под редакцией Виленкина Н.Я. - М.: Издательство «Мнемозина»,2007

- раздаточный материал;

- технические средства обучения

 

Технология:

- вопросы репродуктивного характера;

- коллективная;

- игровая;

- компьютерные средства обучения.

 

Оборудование урока: портрет сказочника, выставка книг, рисунков учащихся,  видеофильм, компьютер, презентация

 

      

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект  интегрированного урока по литературе и математике  в 6а  классе учителей школы Шурчковой Л.В, Тимошенко Е.А.

ГБС (К) ОУ  № 487 Выборгского района С-Пб

Конспект открытого урока по литературе и математике в 6 классе

учителей школы Шурчковой Людмилы Васильевны и

Тимошенко Елены Анатольевны

ГБС (К) ОУ  № 487 Выборгского района СПб

Дата урока: 08.02.2013 года

Тема урока: Урок-путешествие Герды в страну Снежной королевы по сказке                              Х.К. Андерсена "Снежная королева"

Место урока в системе уроков: заключительный

Цель урока: формирование представления о единстве школьных дисциплин в понимании целостности окружающего мира

Задачи урока:

Образовательные:

- систематизировать и обобщить знания по теме;                                                                                                                      - повторить и закрепить формулу пути на решение задач нестандартного вида.

Развивающие (коррекционные):                                                                                                                                        - развивать способность внимательно читать текст произведения; пополнять активный словарный запас; тренировать память, логику, мышление; уметь правильно, последовательно излагать свои мысли.

Воспитательные:

- прививать интерес к чтению; решению задач;                                                                                  - воспитывать доброе отношение к людям.

 Тип урока: комбинированный, повторительно-обобщающий.

Форма урока: путешествие.

Методы урока: словесные, наглядные, творческая деятельность, объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый.

Форма организации учебной деятельности: индивидуальная, групповая, коллективная.

Возрастная категория: 6 класс

Вид урока: урок-путешествие.

УМК:

- Литература. 5 класс. Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений. В 2 ч.  /Авт.-сост. В.Я. Коровина и др. – М.: Просвещение, 2002

- Поурочное планирование по литературе. 5 класс: Методическое пособие к учебнику-хрестоматии Коровиной В.Я. и др. «Литература. 5 кл.» /О.А.Еремина. – М.: Издательство «Экзамен», 2003

-математика 6 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений под редакцией Виленкина Н.Я. - М.: Издательство «Мнемозина»,2007

- раздаточный материал;

- технические средства обучения

Технология:

- вопросы репродуктивного характера;

- коллективная;

- игровая;

- компьютерные средства обучения.

Оборудование урока: портрет сказочника, выставка книг, рисунков учащихся,  видеофильм, компьютер, презентация

       

Добро побеждает зло

Ход урока:

I. Организационный момент. Здравствуйте, ребята! Попробуйте отгадать, в гости, к какому автору мы сегодня пришли?

Родился в Дании, в Копенгагене. Сын прачки и сапожника. Учился на казённый счёт в гимназии, работал ткачом, служил в театре, стал знаменитостью. А теперь его называют великим сказочником. Кто это? (Ханс Кристиан Андерсен).

П. Повторение пройденного материала.                                                                                                                      Учитель: Да, ребята, и сегодня нам предстоит вспомнить и закрепить полученные знания по сказке Х.К.Андерсена «Снежная королева».

- Что такое сказка? (Это жанр устного народного творчества, основанный на выдумке, фантазии);

- Чем отличается сказка народная от литературной?

- Какие сказки вы знаете и читали Х.К.Андерсена?

- Так, как же будет звучать тема нашего урока?

Учитель: Да, ребята, путешествуя Герда, проходила путь, то есть расстояние, а какая формула существует для нахождения пути, с какими еще величинами она связана? Кто может мне ее назвать? А какие еще величины входят в формулу и как их можно найти?

Ш. Урок-путешествие.

Учитель: Ребята, сегодня мы с вами совершим путешествие по сказке                             Г.Х. Андерсена “Снежная королева”.

В мире много сказок
Грустных и смешных.
И прожить на свете
Нам нельзя без них.

Пусть герои сказок                                                                                                                               дарят нам тепло.
Пусть добро навеки
побеждает зло.

(Ю. Энтин)

“Пусть добро навеки побеждает зло”– к этому стремятся авторы сказок, этого ждут те, кто читает сказки.

Эпиграфом к уроку будут слова “Добро побеждает зло”:

Учитель: Что же требуется от вас:
Отвечать активно,
Хорошо себя вести,
Чтобы гости дорогие,
Захотели вновь прийти.

Итак, друзья, начинаем наше путешествие.

(В класс входит Герда)

Герда: Здравствуйте, ребята!

Я – Герда. Вы узнали меня? (Да). Уже выпал снег, приближается зима, а я всё ищу своего друга Кая. Мне сказали, что его увезла Снежная королева. Это так, ребята? (Да). Вот отдохну немного и пойду дальше.

Учитель: Подожди, Герда, не спеши. Мы не оставим тебя одну. Мы с ребятами поможем тебе дойти до чертогов Снежной королевы.

Ребята, для того, чтобы помочь Герде попасть в замок Снежной королевы, нам предстоит пройти трудный и долгий путь. На пути нам встретятся преграды, которые мы с вами должны будем преодолеть.

– Как вы думаете, сможем мы помочь Герде? (Да)

Учитель: А каким образом мы можем  помочь Герде? (надо решить задачи)

Слайд №1(отрывок из сказки)

Задача№1

Герда села в лодку и та, покачнувшись, понесла её по течению реки. Через 8часов Герда оказалась у чудесного домика, в котором жила колдунья. Какой путь проделала Герда, если собственная скорость лодки 12,4 км/ч, а скорость течения реки 2,6 км/ч?

Ответ: 120 км путь до домика колдуньи.

Решение:

1) 12,4 + 2,6 = 15 (км/ч)

2) 15 ∙ 8 = 120 (км)

Первая преграда: И так, ребята, Герда оказалась в волшебном саду старушки-колдуньи, а почему она решила убежать оттуда?

Слайд №2(отрывок из сказки)

Задача№2

Выбежав из сада колдуньи, Герда пустилась бежать по дороге. 0,5часа бежала со скоростью 8км/ч, но затем устала, и 5 часов шла со скоростью 3,2  км/ч, пока не подошла к воротам красивого дворца. Какое расстояние от домика колдуньи до замка?

Ответ: 20 км путь до дворца

Решение:

1) 8 ∙ 0,5 = 4 (км)

2) 3,2 ∙ 5 = 16 (км)

3) 4 + 16 = 20 (км)

Вторая преграда: И так, ребята, Герда оказалась в королевстве принцессы. Почему ей пришлось покинуть красивый дворец и продолжить свое путешествие?

Слайд №3(отрывок из сказки)

Задача №3

Попрощавшись  с принцем и принцессой, Герда в золотой карете отправилась дальше. Одновременно с ней навстречу из леса выехали разбойники. Скорость золотой кареты 14,2км/ч, зато скорость разбойников 30,8 км/ч. Через 2часа разбойники напали на свою добычу. Чему равно расстояние между дворцом и логовом разбойников?  

Ответ: 90 км расстояние до разбойничьего логова.

Решение:

1) 14,2 + 30,8 = 45 (км/ч)

2) 45 ∙ 2 = 90 (км)

Третья преграда: Покинув дворец принца и принцессы, Герда оказалась в логове разбойников, у маленькой разбойницы.

Герда: Мне маленькая разбойница пообещала дать оленя, чтобы он отвез меня к владениям Снежной королевы, но при условии, если я выполню её каприз.

Ребята, вы мне поможете? (Поможем)

Учитель (учащиеся класса по очереди выразительно читают текст и узнают героя по описанию)

                                                                                                                                                                                                           Слайд №4. Угадай героя по описанию:

1. Знает все четыре действия арифметики, да ещё с дробями, знает, сколько в каждой стране квадратных километров и жителей.

а) Кай;       б) Герда;      в) маленькая разбойница

2. В большом городе жили двое бедных детей. Мальчик и девочка ходили друг к другу по крыше в гости и сидели на скамеечке под розами. Там они весело играли.

а) Герда и Кай;             б) Маша и Миша

3. Они рассказывали о зеркале, как о каком-то чуде. Они бегали с зеркалом повсюду. Скоро не осталось ни одной страны, ни одного человека, которые бы отразились в нем в  искаженном виде. Напоследок им захотелось добраться до неба.

а) снежинки;                б) ученики злого тролля

4. Кай взглянул на неё. Она была так хороша! Более умного, прелестного лица он себе представить не мог. Теперь она не казалась ему ледяною, как в тот раз, когда сидела за окном и кивала ему головой. Это была высокая, стройная, ослепительно белая женщина; шуба и шапка на ней были из снега.

а) Снежная фея;           б) Снежная королева

5. Снежная королева улетела, а он остался один, смотрел на льдины и все думал, думал, так что в голове у него трещало. Он сидел на одном месте – такой бледный, неподвижный, словно неживой. Можно было подумать, что он замерз.

а) Ганс;                        б) Кай;

6. Она была ужасно избалованна и упряма. Ростом с Герду, но сильнее. Глаза у нее были совсем черные, но печальные. Она обняла Герду и сказала:

– Они тебя не убьют, пока я не рассержусь на тебя.

а) маленькая разбойница; б) принцесса; в) Герда

7. Он смастерил такое зеркало, в котором все доброе и прекрасное уменьшалось донельзя, все негодное и безобразное, напротив, так и бросалось в глаза и казалось еще хуже.

а) злой тролль;    б) Кай;     в) Ганс

8. Она прочла все газеты на свете и позабыла все, что прочла, – вот какая умница! Раз как-то сидела она на троне, а веселья-то в этом не слишком много, – и напевала песенку: “Отчего бы мне не выйти замуж?” “А ведь, в самом деле!” – подумала она, и ей захотелось выйти замуж.

а) принцесса;      б) маленькая разбойница;     в) Герда

Учитель: Молодцы, ребята, вы успешно справились с заданием. Теперь нам будет легче и быстрее справиться со следующим заданием, потому что с нами в пути будет Северный олень.

Четвёртая преграда: И так, ребята, Герда отправилась в чертоги Снежной королевы.

Слайд №5 (отрывок из сказки)

Задача№4

Маленькая разбойница посадила Герду на оленя. Путь их лежал в Лапландию, в чертоги Снежной Королевы. Четыре дня мчались они без отдыха, проезжая по 190,5 км/ч ежедневно. Затем 8 км бедной девочке пришлось идти одной. Какое расстояние между логовом разбойников и замком Снежной Королевы?

Ответ: 770 км  путь до замка Снежной Королевы.

Решение:

1) 190,5 ∙ 4 = 762 (км)

2) 762 + 8 = 770 (км)

Здоровьесберегающая пауза:                                                                                                                                                                        - А теперь все встаем и делаем зарядку для бодрости. Все повторяют за мной движения.

Мы – снежинки, мы снежинки,
Мы – лучистые снежинки,
Мы на облаке сидим,
Ветер дунул – полетим.
Мы летали, мы летали!
А потом летать устали!
Перестал дуть ветерок –
Мы присели все в кружок.
Ветер снова вдруг подул
И снежинки быстро сдул.
Все снежинки полетели
И за парты тихо сели.

Учитель. Снежная королева узнала, что мы помогаем Герде и послала навстречу нам вихри и метели. (Звучит музыка Антонио Вивальди из цикла “Времена года”)

Герда. Я знаю, что нужно сделать, чтобы метель стихла. Нужно определить, кому из героев сказки принадлежат эти предметы:

Учитель: Ребята, поможем Герде? (Да)

( зеркало, монетки, ключ, сани, санки, нож, розы, корзина со спелыми вишнями, олень. Ребята показывают картинку и называют героя, которому принадлежит вещь)

Учитель. Ребята, вы отлично справились с заданием, и метель утихла. Вдали виднеются владения Снежной королевы.

Почему же они так нечетко видны? Присмотритесь, ведь их окружают ледяные горы. Как же нам попасть туда? (Герда плачет)

Учитель. Не плачь, Герда, мы с ребятами поможем тебе добраться до дворца.

Учитель: А для этого надо приступить к созданию синквейна. 

- Что такое синквейн и как его написать?

Слово «синквейн» происходит от французского слова «пять» и означает «стихотворение, состоящее из пяти строк».

Синквейн – короткое литературное произведение, характеризующее предмет (тему), состоящее из пяти строк, которое пишется по определенному плану.                                                              Правила написания Синквейна:

  1. 1 строка – одно слово – тема, название стихотворения, обычно существительное.
  2. 2 строка – два слова – описание темы, как правило, имена прилагательные.
  3. 3 строка – три слова (глаголы). Действия, относящиеся к теме.
  4. 4 строка – четыре слова – предложение. Фраза, которая показывает отношение автора к теме.
  5. 5 строка – одно слово – ассоциация, которая повторяет суть темы, обычно существительное.

- А сейчас попробуем сами составить СИНКВЕЙН на тему:

1 группа: Герда

2 группа: Снежная королева

Каждый работает в своих тетрадях.

Представление выполненной работы групп:

После проведения Синквейна вопрос первой команде:

- Что заставило вас так думать о героине?

Вопрос второй команде:

- Почему подобрали такую характеристику?

Учитель: Молодцы, ребята, вы отлично справились с этим заданием. Горы расступились! Теперь четко видны владения Снежной королевы.

Задача№5. А теперь, ребята, посчитайте весь путь, пройденный Гердой в поисках Кая?

Ответ: 1000 км весь путь.

Решение:

1) 120 + 20 + 90 + 770 = 1000 (км)

VI. Итоги урока:

Герда.                                                                                                                                                        Спасибо вам, ребята, вы настоящие друзья. Ваша доброта помогла мне победить зло.                   Я искала Кая, и, благодаря вам, я его нашла.                                                                                       Учитель. Ребята, благодаря хорошим знаниям, терпению и трудолюбию мы с вами помогли героям сказки встретиться.                                                                                                             - Вы все сегодня были молодцы! На уроке работали все отлично.                                                    Скажите, понравился вам урок? А что вам понравилось? Проведем еще такой урок?                                                                      

Спасибо вам за приятное путешествие.

V. Домашнее задание:

1) Придумать задачи на движение.

2) Написать сочинение-миниатюру на тему:                                                                                                                  Роль сказки в моей жизни.                                                                                                                                                      


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок - путешествие "В мире сказки и реальности"

Методическая разработка в области ИСКУССТВО. Ориентирована на разновозрастную аудиторию. Занятие построено на знакомстве с оперой Н.А. Римского-Корсакова "Садко", творчестве М. Врубеля, В.Васнецо...

Открытый урок по литературе и математике в 6 классе "Урок-путешествие Герды в страну Снежной королевы по сказке Х.К. Андерсена "Снежная королева".

Конспект  интегрированного урока по литературе и математике  в 6а  классе учителей школы Шурчковой Л.В, Тимошенко Е.А.ГБС (К) ОУ  № 487 Выборгского района С-Пб  Конспект ...

урок-путешествие по лингвистическим сказкам

папка  сматериалами к уроку по русскому языку в 5 -ом классе по теме " Спряжение глаголов ". папка содержит резентацию , конспект урока , дидактические материалы к уроку , музкальные произведения...

урок-путешествие по лингвистическим сказкам

Презентация  к уроку по русскому языку в 5 классе по теме "Спряжение глаголов "  с использованием игровых технологий....

Урок-путешествие по авторским сказкам

Разработка урока с презентацией...

Урок-путешествие «МУЗЫКА В СКАЗКЕ»

Задачи: 1. Познакомить детей с оперой Н.А.Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане».         2. Расширить понятие регистра.3. Вызвать интерес к кла...