Урок-путешествие «МУЗЫКА В СКАЗКЕ»
план-конспект урока по музыке (5 класс)

Задачи: 1. Познакомить детей с оперой Н.А.Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане».

         2. Расширить понятие регистра.

3. Вызвать интерес к классической музыке

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon muzyka_v_skazke.doc41 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

http://novosels.edusite.ru/p74aa1.html

«Музыка в сказке»

Тип урока — изучение нового материала

Вид урока — урок-путешествие

Педагогическая цель — сформировать у учащихся понимание регистра

Задачи: 1. Познакомить детей с оперой Н.А.Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане».

        2. Расширить понятие регистра.

3. Вызвать интерес к классической музыке.

Проектируемый результат: музыкальная живопись, понятие «регистр».

Оборудование: компьютер, экран, звукозаписи музыки, синтезатор.

Музыкальный материал: Н.А.Римский-Корсаков — опера «Сказка о царе Салтане».

Урок-путешествие «МУЗЫКА В СКАЗКЕ»

Учитель: Здравствуйте, ребята!

Улыбнитесь друг другу, посмотрите друг другу в глаза и передайте частицу своего хорошего настроения другому. Потому что наше сегодняшнее занятие необыкновенное, оно будет немножко волшебным! Сегодня мы отправляемся в одно путешествие. Вы любите путешествовать?

Уч-ся: Да!

Учитель: А вот куда мы сегодня отправимся путешествовать, подскажет видеоряд, который вы сейчас посмотрите.

/слайд №1/

Учитель: Ну что, ребята, догадались, куда мы отправляемся путешествовать?

Уч-ся: Да, в сказку.

Учитель: Правильно, ребята! Тема нашего занятия - «Музыка в сказках».

                

                   «Добрая сказка с хорошим концом

                Синие звезды горят над прудом,

                Серый зайчонок встречая весну

                В дальнем лесу сторожит тишину...!»

Ребята, чтобы оказаться в сказке, нам нужно взмахнуть волшебной палочкой. У вас на парте лежит скрипичный ключ — он и будет нашей волшебной палочкой. Возьмите его в руки, взмахните, и вы услышите волшебно-загадочную музыку. И произнесете волшебные слова...

Уч-ся: Раз, два, три, четыре, пять

        В сказку мы хотим опять!

/звучит отрывок из балета «Щелкунчик»

П.И.Чайковского - «Танец феи Драже»/

Учитель: Вот мы и оказались в сказке. Ребята, прочитайте, как она называется?

/слайд №2/

Уч-ся: Сказка называется «Сказка о царе Салтане».

Учитель: Ребята, а кто написал эту сказку?

Уч-ся: А.С.Пушкин.

/слайд№3/

Учитель: Правильно, ребята, А.С.Пушкин. А скажите, чем отличаются сказки от других жанров?

Уч-ся: волшебством.

Учитель: Молодцы! В каждой сказке есть чудо. Сказочное чудо стихов А.С.Пушкина передал в музыке композитор Н.А,Римский-Корсаков.

/слайд №4/

«Что за прелесть, эти сказки? - воскликнул однажды Римский-Корсаков при чтении очередной сказки А.С.Пушкина. Так появилась опера - «Сказка о царе Салтане»

/слайд №5/

Ребята, а давайте вспомним, что такое опера?

Уч-ся: Опера — это музыкальный спектакль, где все поют.

Учитель: Правильно. Я только добавлю, что поют в опере в сопровождении симфонического оркестра. Что такое оркестр? Это коллектив музыкантов, играющих на различных и нструментах под руководством дирижера.

/слайд №6/

Все инструменты звучат в разных регистрах. У нас появилось новое слово —

Р Е Г И С Т Р. Запишите это слово в свой словарик. Регистр — это ряд звуков голоса или инструмента, одинаковых по тембру. Тембр — это окраска звука.

/слайд №7/

/Проводится игра с учащимися - «тембр голосов»/

Учитель: регистры бывают высокие — хлопаем над головой,

средние — хлопаем по парте, низкие — топаем ногами./

Учитель: Вернемся к сказке. И в сказке, и в опере есть три чуда. Первое чудо /слайд №8/

«Ель растет перед дворцом,

А под ней — хрустальный дом.

Белка там живет ручная,

Да затейница какая -

Белка песенки поет,

Да орешки все грызет...»

А теперь послушаем как Римский-Корсаков передал образ белочки в опере (слушают отрывок).

Уч-ся: - образ маленькой, подвижной белочки,

        - она грызет орешки и напевает песенку...

Учитель: правильно, ребята. Исполняет мелодию белочки самый маленький духовой инструмент — флейта-пиккало, которую сопровождают легко звучащие струнные инструменты. Все это придает образу белочки черты легкой подвижности и шутливой сказочности. Ребята, а какой «кит» в данном фрагменте? И в каком регистре звучит эта музыка?

Уч-ся: - это танец, песня.

        - вучит в высоком регистре.

Учитель: Ребята! Белочка наша сказочная, и она приготовила для вас маленький подарок (выносит сундучок с орешками).

Второе чудо! /слайд №9/

«В свете есть такое диво -

Море вздуется бурливо,

Закипит, подымет вой,

Хлынет на берег пустой,

Разольется в шумном беге,

Иочутятся на бреге,

В чешуе,как жар горя,

33 богатыря!...»

Учитель: Слушаем внимательно, как передает композитор их богатырскую поступь в опере.  Какой это кит? А какой регистр?

Уч-ся: — марш. - Низкий регистр.

Учитель: Молодцы, ребята! Музыка второго чуда изображает шествие 33 богатырей. От музыки веет сказочной мощью, силой, удалью.

Ребята! Перед каждым из вас лежит картина-раскраска, на которой изображен богатырь. Вам нужно сейчас раскрасить этот рисунок

/Уч-ся раскрашивают.../

Учитель: «Вот идет молва правдива,

                За морем царевна есть, Что не можно глаз отвесть...

/слайд №10/

Последнее чудо — Царевна-лебедь. Давайте послушаем образ царевны в музыке. Какой регистр использовал композитор в этом музыкальном фрагменте?

Уч-ся: - высокий регистр.

Учитель: Ребята, на нашем рисунке мы видим Царевну-лебедь в тот момент, когда она превратилась в птицу. Скажите, если она — царевна, чего не хватает на рисунке?

Уч-ся: короны.

Учитель: Правильно. Сейчас мы с помощью цветной бумаги сделаем корону для царицы /уч-ся работают/

Учитель: Итак, мы познакомились сегодня с музыкой какого композитора?

Уч-ся: Н.А.Римского-Кормакова

Учитель: Какие новые слова узнали вы сегодня на уроке?

Уч-ся: «регистр», «тембр».

Учитель: Какие три чуда мы узнали?

Уч-ся: 1 чудо — Белочка с орешками, 2 чудо — 33 богатыря, 3 чудо — Царевна-лебедь.

Учитель: Молодцы, ребята! А теперь мы выучим с вами песню, которую вы услышали в начале урока - «Сказки гуляют по свету».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок (музыка, рисование). Сказка в музыке.

Данный урок направлен на развитие музыкальных и творческих способностей....

Открытый урок по литературе и математике в 5 классе "Урок - путешествие Дюймовочки в страну эльфов по сказке Х.К. Андерсена ".

Конспект  интегрированного урока по литературе и математике  в 5а  классе учителей школы Шурчковой Л.В, Тимошенко Е.А.ГБС (К) ОУ  № 487 Выборгского района С-Пб  Конспект ...

Открытый урок по литературе и математике в 6 классе "Урок-путешествие Герды в страну Снежной королевы по сказке Х.К. Андерсена "Снежная королева".

Конспект  интегрированного урока по литературе и математике  в 6а  классе учителей школы Шурчковой Л.В, Тимошенко Е.А.ГБС (К) ОУ  № 487 Выборгского района С-Пб  Конспект ...

Конспект урока по английскому языку "Части тела". 3 класс. Урок-путешествие в сказку

Конспект составлен в соответствии с требованиями ФГОС...

Открытый урок по литературе в 5 классе. Урок – путешествие по сказке Андерсена «Снежная королева»

Обобщающий урок по сказке Х.-К. Андерсена «Снежная королева» (По программе Б.А.Ланина.5 класс)...

Конспект урока по музыке «Разыграй сказку. «Баба Яга» - русская народная сказка»

Тема: «Разыграй сказку. «Баба Яга» - русская народная сказка»Тип: урок открытия нового знанияЦель: создание условий для воспитания интереса и уважения к своим истокам и к ...

Урок – путешествие по русским народным сказкам, 5 класс.

Конспект урока литературы в 5 классе на тему «Спасите наши сказки»...