Главные вкладки

    План-конспект урока по алгебре (5 класс) по теме:
    Открытый урок по литературе и математике в 5 классе "Урок - путешествие Дюймовочки в страну эльфов по сказке Х.К. Андерсена ".

    Шурчкова Людмила Васильевна

    Конспект  интегрированного урока по литературе и математике  в 5а  классе учителей школы Шурчковой Л.В, Тимошенко Е.А.

    ГБС (К) ОУ  № 487 Выборгского района С-Пб

     

     

    Конспект открытого урока по литературе и математике в 5а классе

    учителей школы Шурчковой Людмилы Васильевны и

    Тимошенко Елены Анатольевны

    ГБС (К) ОУ  № 487 Выборгского района СПб

     

    Дата урока:

    Тема урока: Урок-путешествие Дюймовочки в страну эльфов по сказке                              Х.К. Андерсена

    Место урока в системе уроков: заключительный

    Цель урока: формирование представления о единстве школьных дисциплин в понимании целостности окружающего мира

    Задачи урока:

    Образовательные:

    -формировать умения давать полный связный ответ, четко формулировать свою мысль;

    - систематизировать и обобщить знания по теме;                                                                                                                      - повторить и закрепить формулы на решение задач нестандартного вида.

    Развивающие(коррекционные):                                                                                                                                        - развивать способность внимательно читать текст произведения; пополнять активный словарный запас;

    - развитие умения мыслить логически, анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы; развивать творческие способности, фантазию, воображение, память.

     

    Воспитательные:

    - создать условия для формирования жизненной позиции учащихся, основанной на приоритете добра, любви и взаимовыручке.

    - прививать интерес к чтению; решению задач;                                                                                  - воспитывать доброе отношение к людям.

    Тип урока: комбинированный, повторительно-обобщающий.

    Форма урока: путешествие в сказку

    Методы урока: словесные, наглядные, творческая деятельность, объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый.

    Форма организации учебной деятельности: индивидуальная, групповая, коллективная.

    Возрастная категория: 5а класс

    Вид урока: урок-путешествие в сказку

    УМК:

    - Литература. 5 класс. Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений. В 2 ч.  /Авт.-сост. В.Я. Коровина и др. – М.: Просвещение, 2002

    - Поурочное планирование по литературе. 5 класс: Методическое пособие к учебнику-хрестоматии Коровиной В.Я. и др. «Литература. 5 кл.» /О.А.Еремина. – М.: Издательство «Экзамен», 2003

    -математика 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений под редакцией Виленкина Н.Я. - М.: Издательство «Мнемозина»,2007

    - раздаточный материал;

    - технические средства обучения

     

    Технология:

    - вопросы репродуктивного характера;

    - коллективная;

    - игровая;

    - компьютерные средства обучения.

     

    Оборудование урока: портрет сказочника, выставка книг, рисунков учащихся,  видеофильм, компьютер, презентация

     

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Конспект  интегрированного урока по литературе и математике  в 5а  классе учителей школы Шурчковой Л.В, Тимошенко Е.А.

    ГБС (К) ОУ  № 487 Выборгского района С-Пб

    Конспект открытого урока по литературе и математике в 5а классе

    учителей школы Шурчковой Людмилы Васильевны и

    Тимошенко Елены Анатольевны

    ГБС (К) ОУ  № 487 Выборгского района СПб

    Дата урока:

    Тема урока: Урок-путешествие Дюймовочки в страну эльфов по сказке                              Х.К. Андерсена

    Место урока в системе уроков: заключительный

    Цель урока: формирование представления о единстве школьных дисциплин в понимании целостности окружающего мира

    Задачи урока:

    Образовательные:

    -формировать умения давать полный связный ответ, четко формулировать свою мысль;

    - систематизировать и обобщить знания по теме;                                                                                                                      - повторить и закрепить формулы на решение задач нестандартного вида.

    Развивающие(коррекционные):                                                                                                                                        - развивать способность внимательно читать текст произведения; пополнять активный словарный запас;

    - развитие умения мыслить логически, анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы; развивать творческие способности, фантазию, воображение, память.

    Воспитательные:

    - создать условия для формирования жизненной позиции учащихся, основанной на приоритете добра, любви и взаимовыручке.

    - прививать интерес к чтению; решению задач;                                                                                  - воспитывать доброе отношение к людям.

    Тип урока: комбинированный, повторительно-обобщающий.

    Форма урока: путешествие в сказку

    Методы урока: словесные, наглядные, творческая деятельность, объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый.

    Форма организации учебной деятельности: индивидуальная, групповая, коллективная.

    Возрастная категория: 5а класс

    Вид урока: урок-путешествие в сказку

    УМК:

    - Литература. 5 класс. Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений. В 2 ч.  /Авт.-сост. В.Я. Коровина и др. – М.: Просвещение, 2002

    - Поурочное планирование по литературе. 5 класс: Методическое пособие к учебнику-хрестоматии Коровиной В.Я. и др. «Литература. 5 кл.» /О.А.Еремина. – М.: Издательство «Экзамен», 2003

    -математика 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений под редакцией Виленкина Н.Я. - М.: Издательство «Мнемозина»,2007

    - раздаточный материал;

    - технические средства обучения

    Технология:

    - вопросы репродуктивного характера;

    - коллективная;

    - игровая;

    - компьютерные средства обучения.

    Оборудование урока: портрет сказочника, выставка книг, рисунков учащихся,  видеофильм, компьютер, презентация

           

    Доброта спасет мир

             Ход урока

    I.Организационный момент.

    Друзья мои! Мы очень рады!

    Войти в приветливый ваш класс.
    И для нас уже награда –
    Вниманье ваших добрых глаз.
    Пускай сегодня наша встреча,
    Оставит след в душе у вас.
    Общенье, радость и познанье,
    Пусть вам подарит наш урок.

    Здравствуйте, ребята! Вы слышали? Сегодня у нас не просто урок – сегодня мы приглашены в гости к сказке. Сказка желает проверить нас, что мы о ней знаем, ведь у нас сегодня заключительный урок по сказке. Но сказка не любит случайных посетителей. Чтобы попасть в неё, нужно всё о сказке рассказать. Ставни сказки закрыты на замок, и открыть их будет непросто. Итак, попробуем!

    П. Повторение пройденного материала.                                                                                                                      

    - Что такое сказка? (Это жанр устного народного творчества, основанный на выдумке, фантазии);

    - Что такое фольклор?

    - Чем отличается сказка народная от литературной?

    Видите, ребята! Ставни не открываются. Видимо, что-то мы ещё не назвали. Как вы думаете, что нужно ещё назвать, чтобы попасть в гости к сказке? (автора и название).

    - Попробуйте отгадать, в гости, к какому автору мы сегодня пришли?

    Итак,  было это давным-давно, в 1805 году. В небольшой  северной стране, окруженной с трех сторон водой, в Дании, на острове Фюн, в городе Оденсе,  родился мальчик. Никто не мог и подумать в те далекие времена, что через несколько лет он прославит свой народ, свою прекрасную страну, полную гор, лесов, морей. Прославит сказками.

    Речь идёт о…….. Г.-Х. Андерсене  (1805-1875)

    - Но ставни наши ещё закрыты. Что ещё нужно знать? (название)

    - А теперь посмотрите на слайд и дайте правильный ответ.  А какой сказке Г.К.Андерсена мы сегодня с вами будем говорить на уроке?

    Маленькая девочка
    Ростом с ноготок.
    Рождена из зернышка,
    Родной дом ее цветок.
    Кто это? (Дюймовочка)

    Правильно, ребята, речь сегодня пойдёт о сказке Х.К.Андерсена «Дюймовочка».

    - Ребята, а какие ещё сказки вы знаете и читали Х.К.Андерсена?

    - Верно. Вот теперь ставни наши открылись, и мы отправляемся в гости к сказке.

    Учитель: Да, ребята, путешествуя Дюймовочка, проходила путь, то есть расстояние, а какая формула существует для нахождения пути, с какими еще величинами она связана? Кто может мне ее назвать? А какие еще величины входят в формулу и как их можно найти?

    Ш. Урок-путешествие в сказку

    Учитель: Ребята, сегодня мы с вами совершим путешествие в сказку                             Г.Х. Андерсена “Дюймовочка»

    В мире много сказок
    Грустных и смешных.
    И прожить на свете
    Нам нельзя без них.                                                                                  

    Пусть герои сказок                                                                                                                               дарят нам тепло.
    Пусть добро навеки
    побеждает зло.

    (Ю. Энтин)

    “Доброта спасет мир”– к этому стремятся авторы сказок, этого ждут те, кто читает сказки.

    Эпиграфом к уроку будут слова “Доброта спасет  мир”:

    Учитель: Что же требуется от вас:
    Отвечать активно,
    Хорошо себя вести,
    Чтобы гости дорогие,
    Захотели вновь прийти.

    Итак, друзья, начинаем наше путешествие в сказку

    Учитель: А чтобы отправиться в приключение вместе с Дюймовочкой, надо решить задачи, а для этого мы  вас разделили на пары.

    Слайд №1(отрывок из сказки)

    Задача 1.

    Цветок, в котором жила маленькая девочка, в день вырастал на 3 см. Какова была длина цветка после двухнедельного роста?

    Решение:

    1)   7 ∙ 2  =  14 (дней)

    2)   3 ∙ 14  =  42 (см)

    Ответ: длина цветка после двухнедельного роста 42 см.

    Слайд №2(отрывок из сказки)

    Задача 2. 

    Какой рост Дюймовочки в сантиметрах?

    Решение:

    1 дюйм = 2 см 5 мм.

    Ответ: рост Дюймовочки 2 см 5 мм.

            

    Учитель: Ребята, но случилась беда, Дюймовочку похитила старая жаба. А для чего она это сделала? (Чтобы выдать её замуж за своего безобразного сына).

    Учитель: Скажите, ребята, а кто дал возможность Дюймовочке бежать от старой жабы и её сына? (Маленькие рыбки, мотылёк)

    А как мы можем узнать, смогла ли старая жаба догнать Дюймовочку на листке кувшинки?

    Учитель: Что нужно для этого сделать? (решить задачу)

    Слайд №3(отрывок из сказки)

    Задача 3.

    Листок кувшинки с Дюймовочкой двигался по реке. Скорость течения реки 9 км/ч. Скорость, с которой плыла старая жаба, чтобы догнать Дюймовочку, в 3 раза меньше скорости течения реки.

    С какой скоростью плыла старая жаба?

    С какой скоростью должна плыть старая жаба, чтобы догнать Дюймовочку?

    Решение:

    9,3 : 3 = 3,1 км/ч

    Ответ: скорость старой жабы 3 км/ч.

    Чтобы догнать Дюймовочку, старая жаба должна плыть со скоростью больше 9,3 км/ч.

    Учитель: И так, ребята, кто же подхватил Дюймовочку и унес к себе? ( Майский жук). А как вы думаете, знакомству с Дюймовочкой все жуки были довольны?

    Учитель: Так вот, для того чтобы узнать, сколько жуков были недовольны Дюймовочкой, мы решим задачу.

    Слайд №4 (отрывок из сказки)

    Задача 4.

    Появление Дюймовочки среди жуков вызвало интерес. Недовольных ею жуков было на 5 жуков больше, чем равнодушных. Сколько было недовольных жуков, если равнодушных было 12.

    Решение:

    12 + 5 = 17 жуков.

    Ответ: недовольных жуков было 17.

    Учитель: Дюймовочка оказалась одна в лесу (Звучит музыка). Давайте поможем ей, а для этого надо узнать героя по описанию.

    1.  — Ты можешь жить у меня всю зиму, только убирай хорошенько мои комнаты да рассказывай мне сказки — я до них большая охотница. (Полевая мышь)

         2.  Он был тоже мокрый и безобразный – точь-в-точь, как и его мамаша.  (Сын жабы)

         3. У неё только две ножки – говорили одни. У нее даже нет щупалец – сказали другие. Какая она тонкая. Она совсем как человек! Она очень некрасивая – решили жуки. (Дюймовочка)              

         4.  Раз в неделю приходит навестить меня мой сосед. Он очень богат.                         Живёт куда лучше меня. У него большой дом под землёй, и он носит чудесную бархатную шубку. (Крот)

         5.  В чашечке сидел маленький человек, беленький и прозрачный, как будто он был из стекла. За плечами у него дрожали легкие крылышки, а на голове блестела маленькая золотая корона. (Эльф)

    6. Она уж совсем ожила, только была еще очень слаба и еле-еле  открыла глаза, чтобы посмотреть на девочку. (Ласточка)

    Учитель: После долгих скитаний Дюймовочку приютила полевая мышь. Со временем она решила её познакомить и выдать замуж. За кого? (богатого крота).

    Слайд №5(отрывок из сказки)

    Задача 5.

    У крота в норе были три комнаты. Одна комната 24 дм2 , другая на 8 дм2  больше первой. Третья комната в 2 раза меньше первой. Найдите площадь норы.

    Решение:

    1)  24,4 + 8,6 = 32 дм2

    2)  24,4 : 2 = 12,2 дм2

    3)  8,6 + 33 + 12,2 = 53,8 дм2

    Ответ: площадь норы крота 53,8 дм2.

    IV.Здоровьесберегающая пауза:                                                                                                                                                                        - А теперь, ребята, сделаем зарядку для глаз.

    Учитель: Какая участь ждала Дюймовочку, если бы она вышла замуж за крота? (Она не видела бы солнышко. Ей было бы скучно)

    Учитель: А чтобы так не случилось, узнаем героя по его речи.

    1) -Не капризничай, а то я укушу тебя! Видишь, какой у меня белый зуб! Садись и готовь себе приданое! (Мышь из сказки «Дюймовочка).
    2) - Вот мой сынок! Он будет твоим мужем. Вы славно заживете с ним у нас в тине. (Старая жаба)

    3) - Не хочу учиться, хочу жениться!!! ( Сын жабы)

    4) - Спасибо тебе, милая крошка! — Я так хорошо согрелась! Скоро я совсем поправлюсь и опять полечу на солнышко. (Ласточка)

    Учитель: Ребята, правильно ли поступила Дюймовочка, когда начала заботиться о ласточке? (Правильно)

    Учитель:  Что можно сказать о характере девочки? (Дюймовочка добрая)

     -Как понимаете выражение «Человек с большим сердцем? (Добрый и отзывчивый человек)

    -Есть ли такие качества у Дюймовочки? (Да)

    Слайд №6 (отрывок из сказки)

    Задача 6.

    Ласточка поправилась за три дня. В первый день она съела 5 зернышек. А в каждый из следующих дней на одно зернышко больше. Сколько зернышек съела ласточка за три дня.

    Решение:

    1)  5 + 1,5 = 6,5 (зернышек съедено за 2 день)

    2)  6,5 + 1,5 = 8 (зернышек съедено за 3 день)

    3) 5 + 6,5 + 8 = 19,5 зернышек.

    Ответ: ласточка за три дня съела 19,5 зернышек.

    V. Итоги урока:

    Рефлексивные вопросы, заданные учителем.

    - Понравилась  ли  вам урок-путешествие в сказку?

    - Что  особенно  понравилось на уроке?

    -Что получилось, а что не получилось на уроке?

    - Чему  вы научились  у  этой  маленькой  девочки? (Быть добрыми, отзывчивыми к окружающим)

       Молодцы, ребята! Вы все сегодня работали хорошо!

        А как вы думаете, это конец сказки? Нет, не конец. Мы ещё не знаем, как будет жить Дюймовочка среди эльфов, будет ли она счастлива?

     VI. Домашнее задание:

    1. Напишите продолжение этой сказки и придумайте задачу.

    Спасибо вам за приятное путешествие!


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    конспект урока литературы в 5 классе по сказке Х.К. Андерсена "Соловей" Поучительный смысл сказки.

    В 5 классе на уроках по сказкам Г.Х.Андерсена размышляем об  истинной и ложной красоту, при анализе сказки «Соловей» отвечаем на вопрос: «В чём заключается сила произведения искусства?»...

    «Мальчик и девочка» (по сказке Х.К.Андерсена «Снежная королева»). Литература. 5 класс.

    Разработка урока литературы.  Цели урока:  ·         - выяснить, почему автор начинает свою сказку с рассказа о злом тролле;·...

    Урок-путешествие по сказке Х.К. Андерсена "Снежная королева"

    Конспект интегрированного урока по литературе и математике в 6 классеучителей школы Шурчковой Людмилы Васильевны иТимошенко Елены АнатольевныГБС (К) ОУ  № 487 Выбор...

    Открытый урок по литературе и математике в 6 классе "Урок-путешествие Герды в страну Снежной королевы по сказке Х.К. Андерсена "Снежная королева".

    Конспект  интегрированного урока по литературе и математике  в 6а  классе учителей школы Шурчковой Л.В, Тимошенко Е.А.ГБС (К) ОУ  № 487 Выборгского района С-Пб  Конспект ...

    Разработка интегрированного урока по истории и математике с использованием ИКТ в 5 классе по теме: «Архитектура Древнего Рима и ее геометрические формы»

    Цель урока: обобщить и систематизировать знания по истории по теме «Культура Древнего Рима» и математике по темам «Действия с дробями», «Геометрические фигуры» и по истории по теме «Древний Рим», пока...

    Урок-путешествие Дюймовочки в страну Эльфов.

    ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА Предметматематика, биология, география, литератураКласс5Тема и номер урока в темеУрок-путешествие Дюймовочки в страну Эльфов. 1 урок в темеГлавная дидактическая цель: повышение уро...

    Литературный час: "Путешествие по сказкам Х.К. Андерсена".

    Литературный час: "Путешествие по сказкам Х.К. Андерсена", с игровыми конкурсами, проводился среди детей от 8-12 лет, в реабилитационном центре для несовершеннолетних....