Урок «Путешествие по Пушкинским сказкам» (конспект)
план-конспект занятия по литературе (5 класс)

Копылова Дарья Александровна

.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka-puteshestviya.docx34.56 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока «Путешествие по Пушкинским сказкам»

Тема урока: «Путешествие по Пушкинским сказкам»

Дата проведения: 12 ноября 2021 г.        

Тип урока: урок общеметодологической направленности (урок обобщения)

Технология урока. Игровая технология, здоровьесберегающие технологии

Цель урока – систематизировать знания учащихся по сказкам Александра Сергеевича Пушкина; воспитывать познавательную потребность; развивать монологическую речь учащихся, умения сравнивать, анализировать и обобщать.

Задачи:

  • закрепить знания по сказкам великого русского писателя;
  •  развивать образное мышление, речь, память;
  • развивать коммуникативные навыки.

Планируемые образовательные  результаты:

-формирование знаний об особенностях сказок А.С. Пушкина;

Предметные: умение анализировать текст, выделять специфические особенности сказок; отвечать на вопросы, находить части прочитанного, доказывающие высказанное суждение.

Личностные: воспитание нравственных качеств; формирование желания приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся.

Метапредметные:

Регулятивные УУД: умение планировать свои действия в соответствии с условиями их реализации, осуществлять самоанализ, анализ, самоконтроль.

Коммуникативные УУД: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; умение слушать и понимать других, отвечать на вопросы.

Познавательные УУД:  умение осознавать познавательную задачу, строить логическую цепочку рассуждений,  сравнивать, обобщать, делать выводы.

Оборудование: презентация к уроку, ПК (ноутбук), колонки, экран и проектор, выставка рисунков учащихся.

Ход урока

1.Приветствие, эмоциональный настрой

Учитель: Здравствуйте, ребята. Как ваше настроение? Желаю вам прекрасного дня и плодотворной работы.

2.Формулировка темы и цели

Учитель: Какая у нас красивая выставка рисунков, о чем они? Как вы думаете, какова тема нашего сегодняшнего урока? А какая цель, чем мы будем заниматься?

Ученики: формулируют тему, цель и задачи.

Учитель: правильно, мы сегодня будем говорить о великом поэте и его произведениях. А вот о каких, давайте подумаем…

3.Инсценировка (мальчик, девочка) "Арина Родионовна и маленький Саша Пушкин"

С: Няня, оставь свое рукоделие, расскажи мне сказку.

А: Конечно, Сашенька, устраивайся поудобнее. О ком тебе рассказать? О мОлодце-комарике? Или о прекрасной дЕвице, что заснула беспробудным от злости мачехиной?

С: Нет, няня, ты вчера перед сном что-то говорила про кота... Про волшебного...

А: Поняла, Александр, поняла! Голубочек ты мой, слушай. Ходит тот кот важно, вышагивает, да по дубу огромному…

С: Прыгает, няня? Кошки прыгают с ветки на ветку!

А: Нет, Александр, тот кот не простой. Послушай-ка, связан тот дуб цепью, в нем силушка скОвана богатырская, а котОк-то по этой самой цЕпушке и вышагивает...

Нарастает аудиозапись чтения "У Лукоморья", становится громким, затихает.

4.Беседа

Учитель: Спасибо нашим юным актёрам! Присоединяйтесь к одноклассникам.

Ребята, как вы думаете, кого изображали Вероника и Артем?

Ученики: А.С. Пушкина и его няню Арину Родионовну.

Учитель: Верно. Вот откуда у нашего любимого поэта появился творческий интерес к сказкам, сюжеты и яркие образы для них.

Мы говорили с вами о том, какой был Александр Сергеевич. Я думаю, ему бы понравилась идея весело проверить ваши знания, как считаете? Поэтому я предлагаю вам поиграть.

Правила игры: разделитесь на 2 команды.

Вспомним правила командной работы:

1. Уважай своего одноклассника.

2. Умей каждого выслушать.

3. Не согласен – предлагай!

В жюри у нас витязи прекрасные да девицы красные.

Учитель: перед вами несколько категорий, выбирая одну из них, ваша команда получает вопрос, на формулировку ответа даётся 10 секунд. Кто отвечает, решает капитан команды. Если одна команда даёт неверный ответ, право ответить выпадает команде-сопернику. В случает неудач, правильный ответ озвучит жюри, которое ведет также подсчет баллов.

Категории:

1.Сказочный предмет

2.Язык сказок

«Сказка-ложь да в ней намёк...»

4.Объявления из газеты «Волшебные вести

5.Игра  вопросы в Приложении

6.Физминутка на нейропсихическое взаимодействие (координация рук) + зарядка для глаз:

А) Представьте, что вы сватья баба Бабариха, комар вас кусает. Правой рукой отгоняйте комара – движение вверх-вниз,  левой рукой покажите, что насекомое укусило ваш  глаз – чертим окружность. Поменяйте руки и выполните упражнение снова.

Б) Комар сел на ваш нос, посмотрите на него, затем посмотрите на потолок, вниз, вправо, влево, делаем медленно несколько раз.

7.Продолжение игры  вопросы в Приложении

8.Подведение итогов урока.

Награждение команды победительницы и лучших знатоков сказок А.С. Пушкина

9.Рефлексия (на доске прикреплен портрет А.С. Пушкина и дуб)

Ребята, я надеюсь, что вам понравился наш сегодняшний урок. Давайте на доске каждый напишет слова, которые у него ассоциируются с сегодняшним путешествием в мир сказок Пушкина. Выбирайте разные мелки, можете что-то нарисовать

Ученики: пишут или рисуют что-то возле дуба.

10.Домашнее задание

Прочитать повесть-сказку А. Погорельского «Черная курица, или Подземные жители».

Учитель: спасибо за урок.

Приложение

Категория «Сказочный предмет» (выносятся в коробках)

Угадайте, какой предмет из сказки Пушкина находится в коробке. Можно задать 2 вопроса, на которые я отвечу «да» или «нет». После чего будет подсказка.

1.Видело красоту и зло, и говорить оно могло. (Зеркальце из «Сказки о мёртвой царевне и семи богатырях»)

2.Наливное, молодое, золотое. Аппетитное такое. (Яблочко из «Сказки о мёртвой царевне и семи богатырях»)

3.Пряжу делать помогало, а потом колоться стало (Веретено из «Сказки о мёртвой царевне и семи богатырях»)

4.Белка песенки поёт и опять нас всё грызет (Орешки из «Сказки о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди»)

Категория «Язык сказок»

1.Что означает слово «чернавка»? (Служанка)

2.Что означает слово «перста»? (Пальцы руки)

3.Что означает слово «ломлива»? (Упрямая)

4.Какой литературный прием использован в следующем отрывке:

Ветер,  ветер, ты могуч,

Ты гоняешь стаи туч.

5.Как называется литературный прием, использованный А.С. Пушкиным в следующих словах: «белешенька земля», «тяжелешенько вздохнула»?

Категория «Сказка-ложь да в ней намёк...»

1Сколько жили старик со старухой у самого синего моря? (тридцать лет и три года)

2.Какими словами извещал петушок царя Дадона о том, что опасности для царства-государства нет? (Кири-ку-ку, царствуй, лёжа на боку)

3.Какими словами бранила старуха своего старика в «Сказке о рыбаке и рыбке»? (Дурачина ты, простофиля)

4.Какая сказка заканчивается словами: «Сказка – ложь, да в ней – намёк, добрым молодцам урок»? («Сказка о золотом петушке»)

5.Какую песню пела белка в «Сказке о царе Салтане»? («Во саду ли, в огороде»)

6.Как полностью называется «Сказка о царе Салтане»? («Сказка о царе Салтане, о сыне его славном Гвидоне и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди»)

7. Ваша задача – на месте пропусков вписать нужные слова:

Постой, –

Отвечает ветер буйный, –

Там, за речкой тихоструйной.

Есть ________________ гора,                                                                                         

В ней ______________ нора,

В той норе, во тьме печальной,

Гроб качается _________________

На цепях между столбов.

Не видать ничьих следов

Вкруг того пустого места,

В том гробу твоя невеста.

(Есть высокая гора,                                                                                         

В ней глубокая нора,

В той норе, во тьме печальной,

Гроб качается хрустальный)

Категория «Объявления из газеты «Волшебные вести»

1. Тем, кто интересуется жилплощадью! Всего за 5 тысяч сдаю на лето горницу в аренду. В горнице имеются: кругом лавки крытые ковром, под свечами стол дубовый, печь с лежанкой изразцовой («Сказка о мёртвой царевне…»)

2.Кто желает поменять старое, разбитое корыто на новое или квартиру на новый дом? (К золотой рыбке из «Сказки о рыбаке и рыбке»)

3.Один дядька и тридцать три румяных бравых парня предлагают услуги по охране границ.
(
«Сказка о царе Салтане…»)

4.Продаётся рыжий зверёк. Любит петь песни и грызть орехи («Сказка о царе Салтане…»)

5.Квалифицированный мастер ищет работу. Могу быть нянькой, поваром, конюхом, плотником. Зарплата по договорённости («Сказка о попе и …»)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок - путешествие "В мире сказки и реальности"

Методическая разработка в области ИСКУССТВО. Ориентирована на разновозрастную аудиторию. Занятие построено на знакомстве с оперой Н.А. Римского-Корсакова "Садко", творчестве М. Врубеля, В.Васнецо...

урок-путешествие по лингвистическим сказкам

папка  сматериалами к уроку по русскому языку в 5 -ом классе по теме " Спряжение глаголов ". папка содержит резентацию , конспект урока , дидактические материалы к уроку , музкальные произведения...

урок-путешествие по лингвистическим сказкам

Презентация  к уроку по русскому языку в 5 классе по теме "Спряжение глаголов "  с использованием игровых технологий....

Аннотация к уроку«Путешествие в пушкинский Петербург» при повторении темы «Основные виды сложноподчиненных предложений».

Урок базируется на программе школьного учебника для 9 класса (Бархударов С.Г., Крючков С.Е., Максимов Л.Ю., Чешко Л.А. «Русский язык. Учебник для 9 класса средней общеобразовательной школ...

Урок-путешествие “По пушкинским местам ”

Урок - путешествие по основным местам прибывания Пушкина...

урок-путешествие "По пушкинским местам"

Знакомство с основными местами пребывания А.С. Пушкина; развитие монологической речи учащихся, выразительного чтения наизусть лирических произведений...