Урок-путешествие по авторским сказкам
методическая разработка по литературе (5 класс)

Русских Ирина Сергеевна

Разработка урока с презентацией

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razrabotka_uroka_literatury_na_attestatsiyu.docx23.25 КБ

Предварительный просмотр:

Разработка урока литературы в 5 классе

Учитель: Русских Ирина Сергеевна

Тема:    «Путешествие по литературным сказкам и сказам».

ТИП УРОКА:  повторение и обобщение изученного материала.

ФОРМА УРОКА:   игра – путешествие.

Цели урока:

развивающие:

развивать  творческие способности  ребенка в условиях  личностно-ориентированного  подхода; опыт практического решения самостоятельно поставленных задач;  устную  речь  при ответах на вопросы,  зрительную память; логическое мышление, сообразительность, память, внимательность; умение работать с текстом,  отбирать главное.

воспитательные:

воспитывать потребность оценивать свою деятельность; культуру речи, любовь к чтению сказок, к литературе в целом; доброе отношение друг к другу; терпимость к критике,  трудолюбие, упорство; эстетические чувства.

Методы обучения:

  •   наглядный (мультимедийная презентация);
  •   словесный;
  •    творческий  (практический);
  •    частично-поисковый;
  •    метод устного  контроля и самоконтроля.

Цель: повторить, обобщить и систематизировать знания учащихся по теме «Сказки».

Задачи:

  • развивать познавательные способности;
  • расширять кругозор;
  • развивать интерес к чтению, любознательность.

Формируемые УУД:

Регулятивные: умение осуществлять итоговый контроль по результату выполненного задания; сравнивать свои ответы с ответами одноклассников; учатся совместно давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.

Познавательные: извлекать необходимую информацию из текста, иллюстрации; понимать знаки, символы.

Коммуникативные: умение сотрудничать с одноклассниками, участвуя в групповой деятельности, формулировать ответы на вопросы по содержанию прочитанного текста, аргументировать своё мнение.

Образовательные ресурсы: ребусы, карточки с играми и заданиями, иллюстрации с изображением сказок и сказочных персонажей, аудиозапись песни "В гостях у сказк

ОБОРУДОВАНИЕ И РАЗДАТОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ:

  • мультимедийный проектор;
  • компьютер;
  • экран;
  • презентация, выполненная в программе «power point»;
  • жетоны для команд;
  • таблички с названиями команд;
  • выставка рисунков;
  • выставка книг.

ФОРМЫ РАБОТЫ :

  • индивидуальная;
  • коллективная;
  • беседа;
  • работа в группах.

Ход урока

  1. Организационный момент:

      По жребию заранее дети разделены на команды, в начале урока они занимают свои места. Представление жюри.

  1. ПОДГОТОВКА К ОСМЫСЛЕННОМУ И СОЗНАТЕЛЬНОМУ ПОВТОРЕНИЮ ИЗУЧЕННОГО  МАТЕРИАЛА

- Добрый день, дорогие ребята! Сегодня на уроке мы отправимся в увлекательное путешествие на сказочном паровозике, который будет останавливаться на разнообразных  станциях. А куда мы отправимся – отгадайте сами после того, как прослушайте пролог из поэмы «Руслан и Людмила» А.С. Пушкина.

(Учитель читает наизусть пролог из поэмы).

- Так кто же догадался – в какое путешествие мы отправляемся?

(Дети высказывают свои предположения. Как правило,  кто-то дает верный ответ).

- Совершенно верно! Сегодня мы отправимся в путешествие по прочитанным сказкам и сказам.

- Рассаживаемся по вагонам и в путь! (2-3 слайды)

  1. Повторение и обобщение изученного материала

- Вот мы прибыли на первую станцию «Узнай писателя» (4 слайд)

- Сейчас вы должны по фактам из биографии  назвать фамилию писателя: ( слайды с 5 по 11)

  • Это не только писатель – сказочник, но и переводчик со многих языков мира? (С.Я. Маршак)
  • Кто, забросив карьеру церковнослужителя, стал писателем? (П.П.Бажов)
  • В чьих сказках оживают чайники, кастрюли, спички, старинные обои? (Х.К.Андерсен)
  • Кто писал сказки со слов няни? (А.С.Пушкин)
  • Кого называют уральским писателем? (П.П.Бажов)
  • Кто писал поучительные стихи, сказки, рассказы для детей
    и взрослых? (С.Я.Маршак)
  • Кто создал первый детский театр в г. Воронеж? (С.Я.Маршак)

- Жюри подводит итоги, а мы оправляемся дальше.

- Вот и вторая станция «Вспомни название произведения!»

(слайд 12)

- Сейчас вам нужно внимательно прослушать начало произведения и вспомнить его название. ( слайды с 13 по 19).

  • «У лукоморья дуб зеленый...» (Пролог из поэмы А.С.Пушкина «Руслан и Людмила»);
  • «Ну начнем! Вот дойдем до конца нашей сказки, тогда будем знать больше, чем теперь...» («Снежная королева» Х.К.Андерсен);
  • «Старший умный был детина, средний сын и так и сяк,
    младший – вовсе был дурак...» (Ершов «Конёк – Горбунок»);
  • «Не одни мраморские на славе были, по каменному делу...»( П.П.Бажов «Каменный цветок»);
  • «Дворец. Классная комната.» ( С.Я.Маршак «Двенадцать месяцев»);
  • «Жила одна женщина. У нее была дочка. Однажды бабушка подарила ей красную шапочку...» (Ш.Перро «Красная шапочка»);
  • «Жил в нашем заводе парень Илья. Вовсе бобылем остался- всю родню схоронил...» (П.П.Бажов «Синюшкин колодец»);

- Жюри подводит итоги, а мы оправляемся дальше.

- И вот мы прибыли на третью станцию «Бюро находок» (слайд 20)

- В этом сказочном бюро находок на полках лежат забытые и потерянные предметы из разных сказок. Назовите сказку, в которую нужно вернуть тот или иной предмет. ( слайды с 21 по 29)

  • Гном (Оле-Лукойе из сказки «Снежная королева» Х.К.Андерсена);
  • Яблоко (А.С.Пушкин «Сказка о мертвой царевне»);
  • Каменный цветок (П.П.Бажов «Каменный цветок»);
  • Решето с ягодами (П.П.Бажов сказ «Синюшкин колодец»);
  • Кольцо «С.Я.Маршак «Двенадцать месяцев»);
  • Зеркало (Х.К.Андерсен «Снежная королева»);
  • Веточка крыжовника (П.П.Бажов «Сломанная веточка»);
  • Белая и алая розы (Х.К.Андерсен «Снежная королева»);
  • Корзина подснежников (С.Я.Маршак «Двенадцать месяцев»)

- Жюри подводит итоги, а мы оправляемся дальше и прибываем на четвёртую станцию «Угадай мелодию» ( слайд 30)

-Сейчас прозвучат куплеты из песен сказочных и мультипликационных героев, назовите исполнителя песни.

  • Песенка Красной Шапочки;
  • Песня Бременских музыкантов;
  • Песенка Крокодила Гены;
  • Песня Дуремара;
  • Песенка Герды;
  • Песенка Кнопочки;
  • Песня разбойников из «Бременских музыкантов».

- Жюри подводит итоги, а мы оправляемся дальше и прибываем на пятую станцию «Отгадай героя по его словам» ( слайд 31по 38)

  • Ну- ко, ты, убогая, поберегись! Не зашибить бы ненароком. (Илья «Синюшкин колодец»);
  • Я издам новый закон природы! (Принцесса «Двенадцать месяцев»);
  • Гляди – ко,  камень какой! Ровно нарочно для моей работы. Теперь живо сделаю. (Данила «Каменный цветок»);
  • Пусть только попробует . Я посажу её на горячую печку ,и она растает. (Кай «Снежная королева»);
  • Ай, витязь! Ай, герой!

Куда ты? Тише, тише, стой!

            Эй, витязь, шею сломишь даром,

            Не трусь, наездник и меня

            Порадуй хоть одним ударом. (Голова «Руслан и Людмила»);

  • Жизнь моя!

      В чем скажи виновна я?

            Не губи меня девица!

      А как буду я царица ,

      Я пожалую тебя… (Царевна «Сказка о Мёртвой царевне»);

  • Никогда не слыхала, чтобы зимой цветы в лесу росли…

      Да разве разглядишь что в такую темень? (Падчерица «Двенадцать месяцев»).

- Жюри подводит итоги, а мы оправляемся дальше и прибываем на шестую станцию «Кто я?» (слайды с 39 по 48)

- Сейчас вам нужно внимательно прослушать внешнее описание или характеристику героя и назвать его.

  • Белолица, черноброва,

Нраву кроткого такого… (Царевна «Сказка о Мёртвой царевне»);

  • Высока, стройна, бела,

И умом и всем взяла,

Но зато горда, ломлива,

Своенравна и ревнива… (Царица «Сказка о Мёртвой царевне»);

  • А князь красавец был не вялый,

Не то, что витязь наших дней… (Руслан «Руслан и Людмила»);

  • Взявшись за руки, дети пели, целовали розы, смотрели на солнечные блики и разговаривали с ними… (Кай и Герда «Снежная королева»);
  • Она была прекрасна и хороша. Умное и пленительное лицо, но душа – холодна… (Снежная королева «Снежная королева»);
  • Платьишко на ней синее и платок на голове тоже синий… ( Синюшка «Синюшкин колодец»);
  • Сиротка круглый был этот парнишка. Годов, поди, тогда двенадцати, а то и боле. На ногах высоконький, а худой – расхудой, в чём душа держится… (Данила «Каменный цветок»);
  • Девочка, лет четырнадцати. Капризна и эгоистична… (Королева «Двенадцать месяцев»);
  • Работница, золотые руки. Красавица – глаз не отвести… (Падчерица «Двенадцать месяцев»).

- Итак, наше путешествие подошло к концу, и предоставляем слово  жюри.  (слово жюри)

  1. Подведение итогов игры.
  2. Награждение победителей. Выставление отметок.
  3. Рефлексия (5 мин.)
  • Что нового вы узнали сегодня на уроке?
  • Что повторили?
  • Удалось ли достичь поставленной цели?
  • Что тебе больше всего понравилось сегодня на уроке?
  • С каким настроением вы уходите с урока?
  1. Домашнее задание

Читать все новые и новые сказки, сказы по выбору, развивать свой кругозор, рассказать о прочитанном одноклассникам.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторская сказка А.Загорулько "Сказка о Карандаше и волшебных красках"

Сказка направлена на проработку архетипа Помощника, расширение представлений о ресурсных возможностях и своем предназначении. Может использоваться для работы с детьми и подростками (1-11класс) и взрос...

Открытый урок по литературе и математике в 5 классе "Урок - путешествие Дюймовочки в страну эльфов по сказке Х.К. Андерсена ".

Конспект  интегрированного урока по литературе и математике  в 5а  классе учителей школы Шурчковой Л.В, Тимошенко Е.А.ГБС (К) ОУ  № 487 Выборгского района С-Пб  Конспект ...

Открытый урок по литературе и математике в 6 классе "Урок-путешествие Герды в страну Снежной королевы по сказке Х.К. Андерсена "Снежная королева".

Конспект  интегрированного урока по литературе и математике  в 6а  классе учителей школы Шурчковой Л.В, Тимошенко Е.А.ГБС (К) ОУ  № 487 Выборгского района С-Пб  Конспект ...

Конспект урока по английскому языку "Части тела". 3 класс. Урок-путешествие в сказку

Конспект составлен в соответствии с требованиями ФГОС...

Авторская разработка Урока- путешествие.

Урок с использованием инновационных технологий....

Авторская методическая разработка (Урок-путешествие по английскому языку «Прогулка в осеннем саду» для начальной школы) (из опыта работы в ГБОУ школе №110)

Необычный урок-путешествие на английском языке для начальной школы. Проходит в осеннем саду. Дети читают стихи и прозу об осенней природе на английском языке....

Урок – путешествие по русским народным сказкам, 5 класс.

Конспект урока литературы в 5 классе на тему «Спасите наши сказки»...