Материалы к урокам литературы в 9 классе по произедению "Собачье сердце" М. Булгакова
план-конспект урока по литературе (9 класс)

Шошина Ирина Александровна

Этот материал можно использовать при изучении повести Михаила Афанасьевича Булгакова "Собачье сердце" в 9 классе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ УРОКА

Тема: Булгаков «Собачье сердце». Система образов произведения. Умственная, нравственная, духовная недоразвитость – основа живучести «шариковщины».

Тип урока: урок знакомства с новым учебным материалом.

Цели: проанализировать текст, понять позицию автора, тему, идею произведения, рассмотреть систему образов в произведении, научиться составлять характеристику героев, привить интерес к изучению творчества М.Булгакова, а также к изучению русской литературы 20 века.

Оборудование: компьютер, презентация, мультимедийное оборудование, книга с текстом повести, раздаточный материал.

ХОД УРОКА:

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

  1. Организационный момент. Подготовка учащихся на основном этапе урока.

Здравствуйте, ребята! Как ваше настроение? Давайте поделимся своим хорошим настроением с соседом по парте и улыбнемся ему. Сегодня отличный день, ведь сегодня мы начинаем изучать новую тему. Она будет познавательной и очень интересной, это я вам обещаю.

(Учащиеся приветствуют учителя. Улыбаются соседу по парте и настраиваются на работу на уроке.)

Личностные;

Регулятивные

  1. Усвоение новых знаний и способов действия.

Мы начинаем изучать творчество русского писателя и драматурга, автора множества произведений, которые на сегодняшний день считаются классикой русской литературы. По мотивам его произведений снято множество фильмов, а фразы из его романов разлетаются на афоризмы и цитируются до сих пор. Но его имя, я надеюсь, вы скажете мне сами, прослушав несколько известных и интересных фактов из его биографии:

1.Он начал писать с самого раннего детства. Первое творение с названием «Похождения Светланы» было написано им в семь лет.

2.С отличием окончил медицинский факультет Киевского университета и подавал рапорт о назначении его врачом на флот, но не прошел медкомиссию из-за почечной недостаточности.

3. С 1917 года, когда работал врачом возле линии фронта, он приобрел пагубную привычку к употреблению морфия.

4.В 1926 году силовики во время обыска изъяли у него рукопись одного из самых известных романов и личный дневник. Через несколько лет дневник вернули, и автор немедленно его сжег, но до наших дней дошла копия этого документа, снятая на Лубянке.

5.Советская пресса последовательно и жестко критиковала как его творчество, так и его самого. По подсчетам самого писателя, за 10 лет в различных газетах и журналах вышло 298 разгромных рецензий на его произведения и только 3 положительных. Критиками выступали именитые чиновники и литераторы, например, Владимир Маяковский.

6.Умер от болезни почек в 48-летнем возрасте. На его могиле установлен черный надгробный камень, первоначально лежавший на месте упокоения Николая Гоголя.

Надеюсь, вы уже догадались, о каком писателе идет речь.

Вы правы, ребята. Сегодня мы будем говорить о творчестве Михаила Афанасьевича Булгакова. (На слайде появляется портрет М. А. Булгакова) Какие произведения этого писателя вам известны?

На летние каникулы вам было задано прочитать повесть М. А. Булгакова «Собачье сердце». Надеюсь, вы все прочитали. Это так?

А вы знали, что это произведение было написано в 1925 году, а опубликовано в России лишь в 1987?

А почему так случилось, нам сейчас расскажут. (Учитель вызывает заранее подготовленного ученика с докладом об истории создания и издания произведения. На слайде появляется обложка книги «Собачье сердце»)

Спасибо! Теперь и вы знаете непростую судьбу «Собачьего сердца».

Сегодня на уроке мы будем выявлять замысел, тему, идею произведения, охарактеризуем главных героев повести и проанализируем сам текст «Собачьего сердца». Давайте откроем наши рабочие тетради и запишем тему урока: «М. А. Булгаков «Собачье сердце» - система образов произведения». Но это еще не все, в конце урока мы допишем несколько слов к теме этого урока.  (Тема урока дублируется на слайде)

(Ученики слушают учителя)

-Да, все эти факты о Михаиле Афанасьевиче Булгакове.

-«Мастер и Маргарита», «Белая гвардия», «Морфий», «Собачье сердце» и т. д.

-Да.

-Нет.

Произведение Булгакова было написано в 1925 году. Всего за три месяца на свет родилось гениальное произведение, которое обрело впоследствии легендарное будущее и всенародную славу.

Оно готовилось к изданию в журнале «Недра». Прочитав текст, главный редактор, естественно, отказался печатать такую, откровенно враждебную к существующему политическому строю, книгу. В 1926 году на квартире у автора был совершён обыск и рукопись «Собачьего сердца» была изъята. В первоначальном варианте книга называлась «Собачье счастье». Чудовищная история”, позже она получила современное название.

Булгаковский сюжет становится едва ли не прикрытой пародией на правительственные круги и их политику. Писатель дважды выступал с чтением своей повести, впервые – на литературном собрании “Никитинские субботники”. После очередного выступления зал был в восторге, за исключением нескольких писателей-коммунистов.

При жизни автора его произведение не публиковалось, во многом из-за опального содержания, но была и другая причина. «Собачье сердце» впервые было опубликовано за рубежом, это автоматически «приговаривало» текст к гонениям на родине. В западные издательства попала весьма неточная рукопись. Впервые официально ее напечатали в 1968 году в немецком журнале «Грани». А также в журнале «Студент», который выпускался в Лондоне.

На родине произведение впервые было напечатано в 1987 году. Это случилось на страницах журнала «Звезда». Однако основой послужила все та же неточная копия, с которой повесть печаталась за рубежом. Позже исследователи подсчитают, что она содержала не менее тысячи грубых ошибок и искажений. Однако именно в таком виде до 1989 года печаталось «Собачье сердце». Исправила эту досадную неточность известный исследователь творчества Булгакова, текстолог и литературовед Лидия Янковская. В двухтомном издании избранных произведений Булгакова она первой напечатала оригинальный текст, который нам известен и сегодня.

(Ученики записывают тему урока в рабочих тетрадях.)

Регулятивные;

Познавательные;

Коммуникативные

  1. Первичная проверка понимания изученного.

А теперь перейдем непосредственно к тексту произведения. Сейчас мы проверим, внимательно ли вы читали повесть. Решите небольшой тест по произведению М. А. Булгакова «Собачье сердце».

 Тест:

  1. «...Вьюга в подворотне ревет мне отходную, и я вою с нею. Пропал я пропал!» Что стряслось с Шариком?

         А)  повар обварил его кипятком;

         В)  съел в столовой тухлой солонины;

         С)  попал в лапы спецслужбы.

  1.  «-Мы к вам, профессор, и вот по какому делу…»  Цель прихода домкома во главе со Швондером?

        А)  послушать лекцию о гипофизе;

        В)   «уплотнить» квартиру Преображенского;

        С)   арестовать жильца за контрреволюционные высказывания.

  1. «-Что такое ваша разруха? Старуха с клюкой? Ведьма, которая выбила все стекла, потушила все лампы?» В каком случае, по мнению профессора, в его квартире наступит разруха?

         А)   если вместо работы он начнет петь хором;

         В)   если впустить туда пролетариев;

         С)   если там будет хозяйничать пес.

  1.  «Ну, что ж, пахнет известно. По специальности.» Работа Шарикова:

        А)   заведующий подотделом очистки от котов;

        В)   заведующий ветеринарной лечебницы;

        С)   наблюдатель от общества защиты животных.

  1.  «...и произносит контрреволюционные речи, и даже Энгельса приказал своей  социал-прислужнице Зинаиде Прокофьевне Буниной спалить в печке…» Способ устранения профессора Преображенского, выбранный Шариковым:

       А)    убийство;

       В)     компрометация на бытовой почве;

       С)     политический донос.

  1. «Он поднял левую руку и показал Филиппу Филипповичу откусанный с нестерпимым запахом кошачьей мочи шиш.» Судьба Шарикова:

     А)    его вновь превратили в собаку;

     В)    удушили;

     С)    заменили ему гипофиз на «более приличный.».

      Теперь, когда все закончили, я попрошу вас поменяться листочками с соседом по парте и проверить тест соседа по эталону, выведенному на слайде. Ключ:

1

2

3

4

5

6

А

В

А

А

С

А

      Если вы не найдете в работе ни одной ошибки, смело ставьте отметку «пять», если найдете одну или две ошибки то ставьте «четыре», если вы нашли три ошибки, не задумываясь ставьте отметку «три», а если в проверяемом вами тесте есть четыре и более ошибок, то ставьте отметку «два». Теперь меняйтесь листочками обратно, посмотрите, какую отметку за тест вы получили. Поднимите руки у когда четыре и больше ошибок, у кого три ошибки, у кого две или одна ошибка. Ребята, вам стоит внимательнее перечитать текст повести, тогда этот тест вы напишите лучше. А теперь поднимите руки, у кого нет ни одной ошибки. Ребята, а вы молодцы. Вы отлично знаете текст произведения. Вы заслужили отличной оценки.

(Решают тест, меняются розданными листками и проверяют работу соседа по эталону.)

Познавательные;

Коммуникативные

  1. Закрепление новых знаний и способов действий.

Итак, вы прочитали повесть Михаила Афанасьевича Булгакова «Собачье сердце». Каково ваше впечатление от прочитанного?

   

О ком эта повесть?

Какое время изображено в повести?

Что наблюдает бездомный и безродный пес в послереволюционной       Москве? Как живут люди? Зачитайте ответ на вопрос из текста.

Кого можно считать главными героями повести? Кого, помимо главных героев, мы встречаем на станицах произведения?

(Примерные ответы учеников)

-Повесть мне понравилась тем, что в ней разворачиваются события, которые никогда не произойдут в реальной жизни, но на которые интересно было бы посмотреть.

-Меня произведение «Собачье сердце» заинтересовало тем, что оно повествует о нелегком времени в истории нашей страны.

-Эта повесть о гениальном докторе Филиппе Филипповиче Преображенском и его открытии.

-Это произведение о Шарикове, который стал научным экспериментом и о непростых последствиях его превращения и взаимодействия с разными людьми.

-В «Собачьем сердце» изображена Москва 1924 года, декабрь.

-С этой книге изображено время, когда власть захватили коммунисты, но еще осталась «белая» интеллигенция, как раз ее представителем и был доктор Преображенский.

(Читают отрывки из текста, отвечают на вопросы)

Негодяй в грязном колпаке – повар столовой нормального питания служащих Центрального Совета Народного Хозяйства – плеснул в меня кипятком и обварил мне левый бок. Какая гадина, а еще пролетарий! Господи, боже мой, как больно! До костей проело кипяточком. Я теперь вою, вою, вою, да разве воем поможешь?

Чем я ему помешал? Чем? Неужели я обожру Совет Народного Хозяйства, если в помойке пороюсь? Жадная тварь. Вы гляньте когда-нибудь на его рожу: ведь он поперек себя шире. Вор с медной мордой. Ах, люди, люди! 

В полдень угостил меня колпак кипятком, а сейчас стемнело, часа четыре приблизительно пополудни, судя по тому, как луком пахнет из пожарной Пречистенской команды. Пожарные ужинают кашей, как вам известно. Но это последнее дело, вроде грибов. Знакомые псы с Пречистенки, впрочем, рассказывали, будто бы на Неглинной в ресторане «Бар» едят дежурное блюдо – грибы, соус пикан, по три рубля семьдесят пять копеек порция. Это дело на любителя – все равно, что калошу лизать... У-у-у-у-у!..

Дворники из всех пролетариев – наигнуснейшая мразь. Человечьи очистки, низшая категория. Повар и тот попадается разный. Например, покойный Влас с Пречистенки. Скольким он жизнь спас! Потому что самое главное во время болезни перехватить кус. И вот, бывало, говорили псы-старожилы, махнет Влас кость, а на ней с осьмушку мяса. Царство ему небесное за то, что был настоящая личность, барский повар графов Толстых, а не из Совета нормального питания. Что они там вытворяют в нормальном питании, ведь уму собачьему непостижимо! Они же, мерзавцы, из вонючей солонины щи варят, а те, бедняги, ничего и не знают. Берут, жрут, лакают.

-Главными героями повести являются Шарик, профессор Преображенский, Полиграф Полиграфович Шариков, Швондер. Второстепенными героями являются Иван Арнольдович Боменталь, Клим Чугункин, Зинаида Прокофьевна Бунина, Дарья Петровна Иванова и т. д.

Личностные;

Коммуникативные;

Познавательные;

Регулятивные

  1. Применение знаний и способов действия.

А сейчас я разделю вас на группы, которые будут собирать характеристику одного из героев повести. Вам нужно будет подчеркнуть только те цитаты, которые относятся либо к вашему персонажу, либо сказанные им самим. Первый ряд собирает характеристику профессора Преображенского, второй  ряд Шарикова, а третий – Швондера. Затем представитель от каждого ряда прочитает, что у них получилось:

«...Неужели вы думаете, что из-за денег произвожу их? Ведь я же всё-таки учёный...»  

«...У портьеры, прислонившись к притолоке, стоял, заложив ногу за ногу, человек маленького роста и несимпатичной наружности. Волосы у него на голове росли жёсткие, как бы кустами на выкорчеванном поле, а лицо покрывал небритый пух. Лоб поражал своей малой вышиной. Почти непосредственно над чёрными кисточками раскиданных бровей начиналась густая головная щётка.»

«Вы, гражданин Шариков, говорите в высшей степени несознательно. На воинский учет необходимо взяться.»

«В кабинете перед столом стоял председатель домкома в кожаной тужурке.»

«Пиджак, прорванный под левой мышкой, был усеян соломой, полосатые брючки на правой коленке продраны, а на левой выпачканы лиловой краской.»

«...господин, с французской остроконечной бородкой и усами седыми, пушистыми и лихими, как у французских рыцарей, но запах по метели от него летит скверный, больницей. И сигарой...»

«На шее у человека был повязан ядовито – небесного цвета галстук с фальшивой рубиновой булавкой. Цвет этого галстука был настолько бросок <...> с полу, разбрызгивая веера света, бросались в глаза лаковые штиблеты с белыми гетрами.»

«...По снятии шубы он оказался в чёрном костюме английского сукна, и на животе у него радостно и неярко сверкала золотая цепь...»

 «Человек у двери мутноватыми глазами поглядывал на профессора и курил папиросу, посыпая манишку пеплом...»

«Дело несложное. Пишите удостоверение, гражданин профессор. Что так, мол, и так, предъявитель сего действительно гражданин Шариков Полиграф Полиграфович, гм... зародившийся в вашей, мол, квартире.»

«...Небольшие его ноги, крытые чёрным пухом, заплетались по паркету...»

«...Руки в скользких перчатках важный человек погружал в сосуд, доставал мозги, – упорный человек, настойчивый, всё чего-то добивался, резал, рассматривал, щурился и пел...»

«...Голос у него был необыкновенный, глуховатый, и в то же время гулкий, как в маленький бочонок...»

«Довольно странно, профессор, как так, документы вы называете идиотскими! Я не могу допустить пребывания в доме бездокументного жильца, да еще не взятого на воинский учет милицией. А вдруг война с империалистскими хищниками?»

«...Документ – самая важная вещь на свете...»

«...После этого мы имели совещание. Впервые, я должен сознаться, видел я этого уверенного и поразительно умного человека растерянным...»

«...Человек, как первобытный, прыгает по всей квартире, рвёт краны. Кто убил кошку у мадам Поласухер?..»

«...Никого драть нельзя, запомни это раз навсегда. На человека и на животное можно действовать только внушением...»

«Вдруг хищно и быстро налил себе полстакана водки.»

«...Успевает всюду тот, кто никуда не торопится, – назидательно объяснил хозяин. – Конечно, если бы я начал прыгать по заседаниям, и распевать целый день, как соловей, вместо того, чтобы заниматься прямым своим делом, я бы никуда не поспел...»

«Было напечатано: «Предъявитель сего товарищ Полиграф Полиграфович Шариков действительно состоит заведующим подотделом очистки г. Москвы от бродячих животных (котов и прочее) в отделе МКХ.

– Так, – тяжело молвил Филипп Филиппович, – кто же вас устроил? Ах, впрочем, я сам догадываюсь.»

«Кстати, какой негодяй снабдил вас этой книжкой? Я догадываюсь, – злобно краснея, воскликнул Филипп Филиппович.»


«Ну и меня называйте по имени и отчеству ...Я, может, своего разрешения на операцию не давал. А равно (человек завёл глаза к потолку как бы вспоминая некую формулу), а равно и мои родные. Я иск, может, имею право предъявить...»

«...Голубчик, вы меня знаете? Не правда ли? Я – человек фактов, человек наблюдения. Я – враг необоснованных гипотез. И это очень хорошо известно не только в России, но и в Европе. Если я что-нибудь говорю, значит, в основе лежит некий факт, из которого я делаю вывод...»

«Состоит заведующим подотделом очистки города Москвы от бродячих животных (котов и пр.) В отделе МКХ».

«...Ведь я пять лет сидел, выковыривал придатки из мозгов… Вы знаете, какую я работу проделал – уму непостижимо...»


«На четверть аршина копна густейших вьющихся черных волос.»

«...Я один живу и работаю в семи комнатах, и желал бы иметь восьмую. Она мне необходима под библиотеку...»


«Мы, управление дома,  пришли к вам после общего собрания жильцов дома, на котором стоял вопрос об уплотнении квартир дома...»

(Когда дети зачитывают характеристики героев, на слайде появляется их портрет из к/ф «Собачье сердце» режиссера Владимира Бортко.)

Первая группа зачитывает характеристику Преображенского:

«...Неужели вы думаете, что из-за денег произвожу их? Ведь я же всё-таки учёный...», «...господин, с французской остроконечной бородкой и усами седыми, пушистыми и лихими, как у французских рыцарей, но запах по метели от него летит скверный, больницей. И сигарой...», «...По снятии шубы он оказался в чёрном костюме английского сукна, и на животе у него радостно и неярко сверкала золотая цепь...», «...Ведь я пять лет сидел, выковыривал придатки из мозгов… Вы знаете, какую я работу проделал – уму непостижимо...», «...Успевает всюду тот, кто никуда не торопится, – назидательно объяснил хозяин. – Конечно, если бы я начал прыгать по заседаниям, и распевать целый день, как соловей, вместо того, чтобы заниматься прямым своим делом, я бы никуда не поспел...», «...Голубчик, вы меня знаете? Не правда ли? Я – человек фактов, человек наблюдения. Я – враг необоснованных гипотез. И это очень хорошо известно не только в России, но и в Европе. Если я что-нибудь говорю, значит, в основе лежит некий факт, из которого я делаю вывод...», «...Руки в скользких перчатках важный человек погружал в сосуд, доставал мозги, – упорный человек, настойчивый, всё чего-то добивался, резал, рассматривал, щурился и пел...», «...Я один живу и работаю в семи комнатах, и желал бы иметь восьмую. Она мне необходима под библиотеку...», «...Никого драть нельзя, запомни это раз навсегда. На человека и на животное можно действовать только внушением...», «...После этого мы имели совещание. Впервые, я должен сознаться, видел я этого уверенного и поразительно умного человека растерянным...».
      Вторая группа зачитывает характеристику Шарикова:

«...У портьеры, прислонившись к притолоке, стоял, заложив ногу за ногу, человек маленького роста и несимпатичной наружности. Волосы у него на голове росли жёсткие, как бы кустами на выкорчеванном поле, а лицо покрывал небритый пух. Лоб поражал своей малой вышиной. Почти непосредственно над чёрными кисточками раскиданных бровей начиналась густая головная щётка.», «Пиджак, прорванный под левой мышкой, был усеян соломой, полосатые брючки на правой коленке продраны, а на левой выпачканы лиловой краской.», «На шее у человека был повязан ядовито – небесного цвета галстук с фальшивой рубиновой булавкой. Цвет этого галстука был настолько бросок <...> с полу, разбрызгивая веера света, бросались в глаза лаковые штиблеты с белыми гетрами.», «Человек у двери мутноватыми глазами поглядывал на профессора и курил папиросу, посыпая манишку пеплом...», «...Небольшие его ноги, крытые чёрным пухом, заплетались по паркету...», «...Голос у него был необыкновенный, глуховатый, и в то же время гулкий, как в маленький бочонок...», «...Человек, как первобытный, прыгает по всей квартире, рвёт краны. Кто убил кошку у мадам Поласухер?..», «Вдруг хищно и быстро налил себе полстакана водки.», «Ну и меня называйте по имени и отчеству ...Я, может, своего разрешения на операцию не давал. А равно (человек завёл глаза к потолку как бы вспоминая некую формулу), а равно и мои родные. Я иск, может, имею право предъявить...», «Состоит заведующим подотделом очистки города Москвы от бродячих животных (котов и пр.) В отделе МКХ».

Третья группа зачитывает характеристику Швондера:

«На четверть аршина копна густейших вьющихся черных волос.», «...Документ – самая важная вещь на свете...», «Мы, управление дома,  пришли к вам после общего собрания жильцов дома, на котором стоял вопрос об уплотнении квартир дома...», «В кабинете перед столом стоял председатель домкома в кожаной тужурке.», «Довольно странно, профессор, как так, документы вы называете идиотскими! Я не могу допустить пребывания в доме бездокументного жильца, да еще не взятого на воинский учет милицией. А вдруг война с империалистскими хищниками?», «Вы, гражданин Шариков, говорите в высшей степени несознательно. На воинский учет необходимо взяться.», «Дело несложное. Пишите удостоверение, гражданин профессор. Что так, мол, и так, предъявитель сего действительно гражданин Шариков Полиграф Полиграфович, гм... зародившийся в вашей, мол, квартире.», «Кстати, какой негодяй снабдил вас этой книжкой? Я догадываюсь, – злобно краснея, воскликнул Филипп Филиппович.», «Было напечатано: «Предъявитель сего товарищ Полиграф Полиграфович Шариков действительно состоит заведующим подотделом очистки г. Москвы от бродячих животных (котов и прочее) в отделе МКХ».

– Так, – тяжело молвил Филипп Филиппович, – кто же вас устроил? Ах, впрочем, я сам догадываюсь.»

Коммуникативные;

Познавательные;

Регулятивные

  1. Обобщение и систематизация знаний.

Что вы можете сказать о характере и об образе жизни вашего героя?

Кто идеологический враг профессора Преображенского?

Как Шариков относится к Швондеру? Близок по духу или нет?

Конфликт все более нарастает. Кто же способствовал порождению шариковых? Как можно назвать это явление?

В чем же суть шариковщины? По каким признакам можно узнать шариковых? Найдите доказательства в тексте повести.

Где же кульминация?

Кто победил в этом поединке?

В книге побеждает интеллигенция в лице профессора Преображенского. А как было на самом деле? Что предполагал автор?

Где помещается развязка? В чем суть эпилога? О чем думает Шарик после операции?

-Филипп Филипович Преображенский предстает перед нами как интеллигентный, умный, образованный человек. Он гениальный ученый, который смог успешно провести сложнейшую операцию. Живет Филипп Филиппович в достатке, не принимает социалистическую власть.

-Полиграф Полиграфович Шариков – это плод эксперимента профессора Преображенского. Он унаследовал от Клима Чугункина плохое воспитание, необразованность, хамское поведение и пристрастие к алкоголю и табаку.

-Швондер является председателем домоуправления, уверен, что самое главное в жизни человека – это документ. Приверженец социалистической власти.

-Идеологический враг профессора Преображенского – Швондер.

-Швондер является идеологическим наставником Шарикова. Швондер вселяет в Шарикова коммунистические идеи: предлагает ему имя и отчество, дает идеологическую книгу, устраивает на работу. Все больше и больше времени Шариков начинает проводить в компании Швондера.

-Порождению шариковых способствуют такие люди, как Швондеры. Ведь Шариков совершенно необразованных, духовнонеразвитый человек, в которого вкладывают идеологию, и он, не задумываясь о сути этой идеологии, ее поддерживает. Такое явления можно назвать Шариковщина.

-Что же вы читаете? – В голове у него вдруг мелькнула картина: необитаемый остров, пальма, человек в звериной шкуре и колпаке. «Надо будет Робинзона...»

– Эту... как ее... переписку Энгельса с этим... как его, дьявола... с Каутским.

Борменталь остановил на полдороге вилку с куском белого мяса, а Филипп Филиппович расплескал вино. Шариков в это время изловчился и проглотил водку.

Филипп Филиппович локти положил на стол, вгляделся в Шарикова и спросил:

– Позвольте узнать, что вы можете сказать по поводу прочитанного?

Шариков пожал плечами.

– Да не согласен я.

– С кем? С Энгельсом или с Каутским?

– С обоими, – ответил Шариков.

– Это замечательно, клянусь богом. «Всех, кто скажет, что другая...» А что бы вы со своей стороны могли предложить?

– Да что тут предлагать... А то пишут, пишут... конгресс, немцы какие-то... Голова пухнет. Взять все да и поделить.

– Так я и думал, – воскликнул Филипп Филиппович, шлепнув ладонью по скатерти, – именно так и полагал.

– Вы и способ знаете? – спросил заинтересованный Борменталь.

– Да какой тут способ, – становясь словоохотливее после водки, объяснил Шариков, – дело нехитрое. А то что ж: один в семи комнатах расселился, штанов у него сорок пар, а другой шляется, в сорных ящиках питание ищет.

– Насчет семи комнат – это вы, конечно, на меня намекаете? – горделиво прищурившись, спросил Филипп Филиппович.

Шариков съежился и промолчал.

– Борменталь!

– Нет, уж вы меня по имени отчеству, пожалуйста, называйте, – отозвался Борменталь, меняясь в лице. Нужно заметить, что в эти шесть дней хирург ухитрился раз восемь поссориться со своим воспитанником, и атмосфера в обуховских комнатах была душная.

– Ну и меня называйте по имени и отчеству, – совершенно основательно ответил Шариков.

– Нет! – загремел в дверях Филипп Филиппович. – По такому имени и отчеству в моей квартире я вас не разрешу называть. Если вам угодно, чтобы вас перестали именовать фамильярно «Шариков», и я, и доктор Борменталь будем называть вас «господин Шариков».

– Я не господин, господа все в Париже! – отлаял Шариков.

– Швондерова работа! – кричал Филипп Филиппович. – Ну ладно, посчитаюсь я с этим негодяем. Не будет никого, кроме господ, в моей квартире, пока я в ней нахожусь! В противном случае или я, или вы уйдем отсюда и, вернее всего, вы. Сегодня я помещу в газетах объявление, и, поверьте, я вам найду комнату.

– Ну да, такой я дурак, чтобы съехал отсюда, – очень четко ответил Шариков.

Было напечатано: «Предъявитель сего товарищ Полиграф Полиграфович Шариков действительно состоит заведующим подотделом очистки г. Москвы от бродячих животных (котов и прочее) в отделе МКХ».

– Так, – тяжело молвил Филипп Филиппович, – кто же вас устроил? Ах, впрочем, я сам догадываюсь.

– Ну да, Швондер, – ответил Шариков.

«... а также угрожая убить председателя домкома товарища Швондера, из чего видно, что хранит огнестрельное оружие. И произносит контрреволюционные речи, и даже Энгельса приказал своей социал-прислужнице Зинаиде Прокофьевне Буниной спалить в печке, как явный меньшевик со своим ассистентом Борменталем Иваном Арнольдовичем, который тайно не прописанный проживает в его квартире. Подпись заведующего подотделом очистки П. П. Шарикова удостоверяю. Председатель домкома Швондер, секретарь Пеструхин».

-Кульминация изображается в сцене, когда Шариков приводит домой барышню, с которой, по его словам, он собирается расписаться и жить в квартире Преображенского. Профессор рассказывает барышне о прошлом Шарикова; она рыдает, говоря, что он шрам от операции выдавал за боевое ранение. На следующий день один из высокопоставленных пациентов профессора приносит ему написанный на него Шариковым донос, в котором упоминается и брошенный в печь Энгельс, и «контрреволюционные речи» профессора. Филипп Филиппович предлагает Шарикову собрать свои вещи и немедленно убираться из квартиры. В ответ на это одной рукой Шариков показывает профессору шиш, а другой вынимает из кармана револьвер.

-По сюжету в этом поединке побеждает все-таки профессор Преображенский, т. к. он делает повторную операцию и превращает Шариква в собаку.

-Автор предполагал, что выживают и побеждают в идеологических поединках такие как Шариков и Швондер.

-Развязка располагается в эпилоге. Эпилог повествует нам о жизни в квартире профессора после обратного превращения Шарикова в пса.

Пес видел страшные дела. Руки в скользких перчатках важный человек погружал в сосуд, доставал мозги. Упорный человек, настойчивый, все чего-то добивался в них, резал рассматривал, щурился и пел:

– «К берегам священным Нила...»

Эти строки доказывают нам, что профессор не оставил свои научные опыты.

Личностные;

Коммуникативные;

Познавательные;

Регулятивные

  1. Контроль, самоконтроль, коррекция знаний и способов действия.

Сделаем выводы из всего сказанного на уроке:

Какое это произведение по жанру?

Какие темы и мотивы прослеживаются в повести?

Против чего направлена сатира Булгакова?

В чем же основа живучести «шариквщины»?

Давайте и допишем эту фразу к нашей теме урока: «Умственная, нравственная, духовная недоразвитость – основа живучести «шариковщины». (На слайде появляется тема законченная тема урока.)

- По жанру это произведение представляет собой повесть.

- В повести прослеживаются философские, идеологические, социальные, нравственные, фантастические, сатирические темы и мотивы.

- Сатира М. А. Булгакова направлена против невежества современного ему советского общества. Гражданин Шариков так вписался в современное действительность, что даже не смотря на собачьи мозги смог дослужиться до звания начальника.

- Основа живучести «шариквщины» в умственной, нравственной и духовной неразвитости.

(Записывают фразу к теме урока)

Личностные;

Коммуникативные;

Познавательные;

Регулятивные

  1. Подведение итогов урока и рефлексия.

Ребята, как вы думаете, хорошо мы сегодня на уроке поработали? Я с вами согласна, мы отлично потрудились. Всем, кто активно работал, я поставлю отличные и хорошие отметки в журнал.

А сейчас обратите внимание на листочки, которые лежат у вас на столах. Выберите один из них (красный, желтый или зеленый) в зависимости от того, понравился ли вам сегодняшний урок. Если все этапы урока понравились – берите зеленый, если что-то не понравилось – берите желтый, а если ничего не понравилось – берите красный. А теперь напиши то, что вам больше всего запомнилось на уроке. Кто закончил, подходите к доске и прикрепляйте свою записочку с помощью магнита. Я обязательно прочитаю все ваши послания.

-Да.

(Выбирают листочек, пишут на нем запоминающиеся моменты урока)

Личностные;

Коммуникативные;

Регулятивные

  1. Информация о домашнем задании.

Нам осталось решить вопрос: что есть повесть Булгакова-предсказание или предостережение? Каково ваше мнение? Напишите на эту тему мини-сочинение, состоящее из 10-15 предложений. (Информация о домашнем задании появляется на слайде)

(Учащиеся записывают домашнее задание в дневник)

Познавательные;

Регулятивные



Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ УРОКА

Тема: «Жестокий опыт или рождение новой жизни? (По повести М. Булгакова «Собачье сердце»)».

Тип урока: урок усвоения нового материала.

Цели: закрепить понятие о сатире, через «погружение в текст»; развивать навыки монологического высказывания через анализ художественного произведения; воспитывать активную личностную позицию во взгляде на эпоху 20-30 х годов XX столетия; показать мастерство и гражданское мужество М. Булгакова.

Оборудование: текст повести М. Булгакова «Собачье сердце», компьютер, презентация, нарезка фрагментов из х/ф «Собачье сердце», распечатки с фрагментами из повести.

ХОД УРОКА:

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

  1. Организационный момент и проверка домашнего задания.

Здравствуйте, ребята! Я очень рада вас видеть. Надеюсь, это взаимно. Есть ли в вашем классе отсутствующие? (Если они есть, учитель отмечает их в журнале) На прошлом уроке я задавала вам на дом написать мини-сочинение на тему: «что есть повесть Булгакова-предсказание или предостережение?». Все выполнили задание? В конце урока сдайте, пожалуйста, свои работы мне.

(Приветствуют учителя, отвечают на его вопросы)

Личностные;

Регулятивные

  1. Подготовка учащихся к работе.

Сегодня мы посвящаем второй урок замечательной повести «Собачье сердце» М. А. Булгакова. Начать этот урок мне хотелось бы со стихотворения Юрия Левитанского.

«Каждый выбирает для себя…»

Каждый выбирает для себя-

Женщину, религию, дорогу,

Дьяволу служить или пророку

Каждый выбирает для себя.

Каждый выбирает по себе

Слово для любви и для молитвы,

Шпагу для дуэли, меч для битвы

Каждый выбирает по себе.

Каждый выбирает по себе

Щит и латы. Посох и заплаты,

Меру окончательной расплаты

Каждый выбирает по себе.

      Каждый выбирает для себя,

Выбираю тоже, как умею,

Ни кому претензий не имею,

Пусть каждый выбирает для себя.

Человеку часто приходится находиться в ситуации выбора. А вам приходилась выбирать?  

Но выбор может быть и серьёзным, осознанным. Это выбор жизненного пути, жизненных принципов. Сегодня нам тоже предстоит сделать свой выбор.

Обратимся к теме нашего урока: «Жестокий опыт или рождение новой жизни? (По повести М. Булгакова «Собачье сердце»)» (Тема дублируется на слайде) Давайте все запишем ее в тетрадь. Проанализировав художественный текст повести, мы сегодня (цели дублируются на слайде):

  • закрепим понятие о сатире, через «погружение в текст» осознаем  мастерство и гражданское мужество М. Булгакова;
  • продолжим развивать навыки монологического высказывания через анализ художественного произведения;
  •  продолжим воспитывать активную личностную позицию во взгляде на эпоху 20-30 х годов XX столетия.

М. А. Булгакову пришлось жить и творить в эпоху, когда необходимо было делать свой выбор. Писать так, «как нужно» и печатать свои произведения или  с болью в сердце писать в стол, зная, что книга не будет опубликована. Советская эпоха преследовала инакомыслие, и даже с высоких трибун было иронически сказано: «Мы за смех, но нам нужны подобрее Щедрины и такие Гоголи, чтобы нас не трогали».  Булгаковский взгляд на современность был очень острым, сатирические выпады считались крамольными. М.А Булгаков писал: «На широком поле словесности российской в СССР я был один – единственный литературный волк. Мне советовали выкрасить шкуру. Нелепый совет. Крашеный ли волк, стриженный ли волк, он всё равно  не похож на пуделя». Известный критик, исследователь творчества писателя Всеволод Иванович  Сахаров (род. В 1946г., член Союза писателей России, Доктор филологических наук) дал такую оценку повести: «Собачье сердце»- шедевр  булгаковской сатиры. Сатира Булгакова – умная и зрячая». Эти слова станут эпиграфом к сегодняшнему уроку. Записываем эпиграф к себе в тетрадь. Подберите контекстуальный синоним к слову «зрячая».

Безусловно, продукты на завтрак, во что одеться, какой фильм посмотреть.

Контекстуальный синоним к слову «зрячая» - честная.

Личностные;

Познавательные;

Регулятивные

  1. Формирование первоначальных предметных умений и навыков и УУД.

Действительно, сатира всегда бывает честной, но редко дозволенной. Вспомним, что такое сатира. Против чего направлена сатира? Что является источником сатиры?

Кто из русских писателей, кроме М. А. Булгакова, был сатириком? Да, действительно, у Салтыкова-Щедрина Булгаков взял злободневное звучание, у Гоголя – своего учителя, фантастичность сюжета, образов и даже композиционное построение произведения. А какие еще литературные приемы, которые лежат в основе этого произведения, вы заметили?

Правильно ребята, а давайте вспомним определения этих понятий.

Вы правы, молодцы! Предлагаю решить кроссворд по повести М. А. Булгакова «Собачье сердце». Разгадав его, вы сможете прочитать по вертикали зашифрованное в нем ключевое слово, обозначающее литературный прием, который лежит в основе некоторых частей повести. Записываем слова горизонтально, идем от верхнего, первого слова к последнему (По мере того, как ученики отгадывают кроссворд, правильные варианты ответов появляются на слайде).

  1. Сорт колбасы, которой профессор Преображенский кормил Шарика. (Краковская.)
  2. Донор Шарикова. (Чугункин.)
  3. Профессия женщины, историю которой мы узнаем от Шарика в самом начале повести? (Машинистка)
  4. Город, где, по мнению Шарикова, находятся все господа. (Париж.)
  5. Собеседник Энгельса по переписке, которую читает Шариков? (Каутский)
  6. Число комнат в квартире профессора Преображенского. (Семь.)
  7. Какой орган был взят у донора и пересажен Шарику? (Гипофиз)
  8. Единственный способ, который, по мысли профессора, возможен в обращении с живым существом. (Ласка.)

Какое слово по вертикали у вас получилось?

Что такое антитеза?

Сатира – вид комического. Предметом сатиры служат человеческие пороки. Источник сатиры – противоречие  между общечеловеческими ценностями и действительностью жизни.

Традиции русских сатириков М.Е. Салтыкова-Щедрина и Н.В. Гоголя продолжил М. Булгаков.

Иронию, гротеск, сарказм, фантастика.

Ирония – тонкая насмешка, выраженная в скрытой форме.

Гротеск – изображение действительности в резко преувеличенном, количественном виде, где переплетается реальное и фантастическое, страшное со смешным.

Сарказм – язвительная насмешка, злая ирония, горький, язвенный смех, в нем ощутимы ненависть или презрение.

Фантастика – изображение неправдоподобных явлений, введение вымышленных образов, не совпадающих с действительностью, ясно ощущаемое нарушение художником естественных форм, причинных связей, закономерностей природы.

 к

 р

 а

 к

 о

 в

 с

к 

 а

 я

 ч

 у

 г

 у

 н

 к

 и

 н

м 

 а

 ш

 и

н 

 и

 с

 т

 к

 а

 п

 а

 р

 и

 ж

 к

 а

 у

 т

 с

 к

 и

 й

 с

 е

 м

 ь

 г

 и

 п

 о

ф 

 и

 з

 л

 а

 с

 к

 а

Учащиеся читают ключевое слово – антитеза.

Антитеза – стилистическая фигура контраста в художественной речи, заключающаяся в резком противопоставлении понятий, положений, образов, состояний, связанных между собой общей конструкцией или внутренним смыслом.

Коммуникативные;

Познавательные;

Регулятивные

  1. Первичная проверка предметных умений и навыков и УУД.

В какой части повести используется антитеза? Верно. Повесть открывается  картинами Москвы середины 20-х годов. Чьими глазами мы видим жизнь? Как описывается «новая» Москва? Как «старая»?

Зачем автор использует антитезу?

А какова композиция повести?

Почему Булгаков именно так выстраивает произведение?

Случайно ли, на ваш взгляд, имя, выбранное для собаки,- Шарик?

Какой медицинской деятельностью занимался доктор Преображенский?

В этот раз операция, проведённая Филиппом Филипповичем, имела совершенно неожиданный оборот. Давайте посмотрим, как происходило очеловечивание Шарика.  (просмотр видеофильма) Это отрывок из экранизации повести режиссёром В. Бортко считается самой удачной версией книги.

Великая операция свершилась, а кто стал донором для создания нового человека?

Что вы можете сказать об этом человеке? Зачитайте. (конец гл.5, с.199)

Из дневника доктора Борменталя мы узнаём, что новое существо переняло все худшие качества своих доноров (Шарика и Клима Чугункина). Найдите и прочитайте описание нового существа. Посмотрите, как оно ведёт себя за столом. (просмотр видео)

Ответьте на вопрос: А как это «по-настоящему», по мнению Шарикова?

Прием антитезы лежит в описании «старой» и «новой» Москвы.

Мы видим жизнь Москвы глазами собаки Шарика. Он так видит «новую» Москву: голод, воровство, нищета, болезни, жестокость, унижения. И когда появляется «загадочный господин» и манит собаку куском колбасы, умный пес оценивает и себя и весь «мир голодных», сводя все к обобщению: «Рабская наша душа, подлая доля!» Вирусом  «раба» заряжены все: и Шарик, и машинисточка, и повар, и швейцар, и пациенты профессора, и даже члены  «жилтоварищества».

О «старой» Москве Шариков вспоминает с теплотой, желает Царствия Небесного барскому повару графов Толстых, за его доброту и щедрость. «Тогда голодать не приходилось», - говорит он.

Чтобы показать своё отношение  к изменениям в стране с приходом Советской власти.

Композиция кольцевая: Шарик вновь стал собакой.

Он считает, что обмануть природу невозможно. Всё возвращается на круги своя.

Шарик – пес-дворняга, милый, добродушный, наблюдательный, Собака, живущая в ужасных условиях, способна сострадать людям, оказавшимся в таком же, как она, положении. Она разбирается в людях, даже умеет «читать» задом наперед.

Делал операции по омоложению.

 

Клим Чугункин.

      «Клим Григорьевич Чугункин,25 лет,  холост. Беспартийный, холост, судился три раза и оправдан: в первый раз благодаря недостатку улик, второй раз происхождение спасло, в третий раз - условно каторга на 15 лет. Кражи. Профессия - игра на балалайке по трактирам.

      Малого роста, плохо сложен. Печень расширена (алкоголь) Причина смерти - удар ножом в сердце в пивной.»

«Помимо этого, оно постоянно говорит по матери, курит, соря окурками, ловит блох, ворует, любит спиртное, падок на женщин…»(с.194, 195)

Это грубо, нагло, невоспитанно, беспардонно. Шариков уверен, что он всё знает о жизни: знает, как вести себя за столом, знает, где можно интересно провести время.

Личностные;

Коммуникативные;

Познавательные;

Регулятивные

  1. Закрепление и применение предметных умений, навыков и УУД.

А сейчас давайте и мы побудем в роли актёров! Нужно 3 человека, чтобы выразительно прочитать текст за трех героев: Шарикова, Борменталя, Филиппа Филипповича. (Учитель назначает трех учеников для чтения, остальные учащиеся следят за текстом и слушают читающих)

А действительно, кто снабдил Шарикова этой книгой?

Чем опасна позиция Швондера «Взять всё и поделить»?

Правильно, ребята. И свои переживания по этому поводу Булгаков вкладывает в уста главного героя повести – профессора Преображенского. Прочтите приведённые отрывки. (На слайде появляется портрет профессора Преображенского)

        

Кому из героев принадлежат данные высказывания?

Определите авторскую позицию.

Случайно ли М.Булгаков выбрал для своего главного героя  фамилию Преображенский?

Гоголевская традиция – говорящие имена – продолжена. Речь Профессора Преображенского яркая,  афористичная.  Вот некоторые его реплики. «На человека и на животное можно действовать только внушением». Или еще: «На преступление не идите никогда, против кого бы оно ни было направлено». (Реплики дублируются на слайд) Почему же Булгаков заканчивает свою повесть словами: «В квартире в этот вечер была полнейшая и ужаснейшая тишина». Почему  тишина была «ужаснейшая»?

Выходит, профессор противоречит сам себе? 

Б: Ну-с, что же мы с вами  предпримем  сегодня  вечером?  

Ш: (моргая глазами)   В цирк пойдем, лучше всего.

Ф.Ф.: Каждый  день   в   цирк -это довольно скучно, по-моему. Я  бы  на  вашем месте хоть раз в театр сходил.

Ш: В театр я не  пойду.  Разговаривают,  разговаривают... Контрреволюция одна.

Б: Вы  бы  почитали  что-нибудь…

Ф.Ф.:  Надо будет Робинзона Крузо вам почитать...

Ш: Уж и так читаю, читаю... Эту... Как ее...  Переписку Энгельса с этим... Как его - дьявола - с Каутским. Не согласен я.

Ф.Ф. С кем? С Энгельсом или с Каутским?

Ш.: С обоими. Конгресс, немцы какие-то... Голова пухнет. Взять все, да и поделить...

Б.: Вы   и   способ   знаете?  

Ш.: Да какой  тут  способ,  дело не  хитрое. А то что же: один в семи  комнатах  заселился, штанов у него сорок  пар,  а  другой шляется, в сорных ящиках питание ищет.

Ф.Ф.: Насчет семи комнат - это вы, конечно, на меня намекаете? Вы стоите на самой низшей ступени развития, вы  еще  только  формирующееся, слабое в умственном  отношении   существо,   все   ваши  поступки  чисто звериные,  и  вы  в  присутствии двух людей  с  университетским образованием   позволяете  себе   подавать  какие-то  советы  космического масштаба и космической же глупости о том,  как  все поделить... А в то  же время вы наглотались зубного порошку... Кстати, какой негодяй снабдил вас этой книжкой?

Швондер – председатель домкома. Он учит Шарикова по программе: кто был ничем, тот станет всем.

Революционный процесс осмысляется писателем в сатирической перспективе: ничего не производя «новый человек» у власти хочет пользоваться всеми благами, нажитыми  трудом других.  Булгаков с опаской относится к такой политике.

1. «С 1903 года я живу в этом доме. И вот, в течение этого времени до марта 1917 года не было ни одного случая - подчеркиваю красным карандашом: ни одного - чтобы из нашего парадного внизу при общей незапертой двери пропала бы хоть одна пара калош. Заметьте, здесь 12 квартир, у меня прием. В марте 17-го года в один прекрасный день пропали все калоши, в том числе две пары моих, 3 палки, пальто и самовар у швейцара. И с тех пор калошная стойка прекратила свое существование. Почему, когда началась вся эта история, все стали ходить в грязных калошах и валенках по мраморной лестнице? Почему калоши нужно до сих пор еще запирать под замок? И еще приставлять к ним солдата, чтобы кто-либо их не стащил? Почему убрали ковер с парадной лестницы? Разве Карл Маркс запрещает держать на лестнице ковры? Разве где-нибудь у Карла Маркса сказано, что 2-й подъезд калабуховского дома на Пречистенке следует забить досками и ходить кругом через черный двор? Кому это нужно? Почему пролетарий не может оставить свои калоши внизу, а пачкает мрамор? На какого черта убрали цветы с площадок? Почему электричество, которое, дай бог памяти, тухло в течение 20-ти лет два раза, в теперешнее время аккуратно гаснет раз в месяц?»

2. «- Что такое эта ваша разруха?  Старуха  с  клюкой?  Ведьма,  которая выбила все стекла, потушила все лампы? Да ее вовсе и не существует. Что вы подразумеваете  под  этим  словом?  Это  вот что: если я, вместо того, чтобы оперировать каждый вечер, начну  у себя в квартире петь  хором, у меня  настанет разруха. Если я, входя в уборную, начну, извините за выражение, мочиться  мимо унитаза и то  же самое  будут  делать Зина и  Дарья  Петровна, в  уборной начнется разруха. Следовательно, разруха не  в  клозетах,  а  в головах. Значит, когда эти  баритоны  кричат "бей разруху!" – Я смеюсь! Это означает, что каждый  из них  должен лупить себя по затылку! И  вот, когда он вылупит из себя всякие  галлюцинации и займется чисткой сараев – прямым своим делом, -  разруха исчезнет сама собой. Ничто не изменится  к  лучшему  в нашем доме, да  и  во  всяком другом доме, до  тех  пор, пока  не  усмирят этих певцов!  Лишь только  они  прекратят  свои  концерты,  положение  само  собой изменится к лучшему».

Это слова профессора Преображенского.

Она совпадает с позицией Преображенского. Кажется, что его устами говорит сам автор.

Нет, изменять, преображать = улучшить человеческую породу.

Доктор и профессор решаются на преступление: они хотят убить Шарикова. И они исполняют задуманное. Безусловно, живое существо не убито буквально, в нём убит уже мёртвый Клим Чугункин в результате очередной операции. Профессор Преображенский находит выход, и ужаснейшая тишина преступления превращается в идиллическое тепло комнаты, в которой лежит пес Шарик. Профессор исправил свою ошибку — естество вновь восстановлено. Следовательно, это опять опыт профессора.

Нет. Профессор попытался пойти против природы, когда задумал опыт по омоложению,  но она всё расставила на свои места. И Филипп Филиппович это понимает и делает вывод: «Объясните мне, пожалуйста, зачем нужно искусственно фабриковать  спиноз,  когда  любая  баба может его родить  когда  угодно.  Ведь  родила  же   в  Холмогорах  мадам Ломоносова этого своего знаменитого. Человечество  само заботится об этом и  в  эволюционном порядке каждый год упорно, выделяя из  массы  всякой  мрази,  создает десятками выдающихся гениев, украшающих  земной  шар».

Личностные;

Коммуникативные;

Познавательные;

Регулятивные

  1. Контроль, самоконтроль формирования умений, навыков и УУД, их коррекция.

Кроме профессора пытается провести жестокий опыт и Швондер. Он оказывает идеологическое влияние на Шарикова. Профессор это замечает:  «Ну так вот, Швондер и есть самый главный дурак. Он не понимает, что Шариков для него более грозная опасность, чем для меня. Ну, сейчас он  всячески  старается натравить его на меня, не  соображая,  что  если  кто-нибудь в свою  очередь  натравит Шарикова на самого  Швондера, то от него останутся только рожки да ножки. У него самое паршивое сердце из всех, которые существуют в природе!»

Какое воздействие страшнее: физическое или идеологическое?

Итак, Обратимся к теме  нашего урока: Так кто  же такой Шариков: жестокий опыт или рождение новой жизни?

Автор считает, что строительство социализма – это тоже эксперимент. Новое общество создаётся путём идеологического насилия, к чему автор относится отрицательно. По сути это тот же самый опыт, который не может привести ни к чему хорошему.

Повесть Булгакова дает много поводов для размышлений. Оказывается, уметь говорить – это еще не  значит быть человеком. Сохранить в себе человеческие качества в условиях, когда нужно делать выбор – вот к чему призывает автор. Человеческое сердце – это символ того, что  «В человеке должно быть всё прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли». Это  слова А. П. Чехова, и я с ними полностью согласна!

К сожалению, любое насилие оправдать нельзя. Придётся поставить знак равенства… Наследственность и воспитание Швондеров рождают агрессивного, злого Шарикова, который несёт угрозу не только профессору Преображенскому, но и самому Швондеру. 

Нельзя назвать это рождением полноценной новой жизни, скорее это жестокий опыт.

Коммуникативные;

Познавательные;

Регулятивные

  1. Информация о домашнем задании.

Напишите мини-сочинение по одной из выбранных тем:

  1.  «Как вы думаете, кто же все-таки прав: профессор Преображенский, который считал, что у Шарикова «именно человеческое сердце. И самое паршивое из всех, которые существуют в природе», или доктор Борменталь, который уверял, что Шариков — «человек с собачьим сердцем»?»
  2. «Напишите письмо профессору Преображенскому, в котором выразить своё отношение к его эксперименту.»
  3. Смешон или страшен Шариков?

(Домашнее задание дублируется на слайд)

(Записывают домашнее задание в дневник)

Личностные;

Познавательные;

Регулятивные

  1. Подведение итогов занятия и рефлексия.

Ребята, как вы думаете, хорошо мы сегодня на уроке поработали? Я с вами согласна, мы отлично потрудились. Всем, кто активно работал, я поставлю отличные и хорошие отметки в журнал.

А сейчас обратите внимание на листочки, которые лежат у вас на столах. На них изображена «лестница успеха». Нарисуйте смайлик на одной из ступени этой лестницы. Если вам всё удалось на уроке, нарисуйте его на самой верхней ступени, если что-то не получилось, то на второй ступени, а если урок совсем не понравился, то нарисуйте смайлик на нижней ступени и оставьте свои лесенки на парте.

Всем большое спасибо за урок. До свидания!

-Да.

(Проводят рефлексию)

Личностные;

Регулятивные



Предварительный просмотр:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Кроссворд по повести М. А. Булгакова «Собачье сердце»:

  1. Сорт колбасы, которой профессор Преображенский кормил Шарика.
  2. Донор Шарикова.
  3. Профессия женщины, историю которой мы узнаем от Шарика в самом начале повести?
  4. Город, где, по мнению Шарикова, находятся все господа.

  1. Собеседник Энгельса по переписке, которую читает Шариков?
  2. Число комнат в квартире профессора Преображенского.
  3. Какой орган был взят у донора и пересажен Шарику?
  4. Единственный способ, который, по мысли профессора, возможен в обращении с живым существом.



Предварительный просмотр:

Тест:

  1. «...Вьюга в подворотне ревет мне отходную, и я вою с нею. Пропал я пропал!» Что стряслось с Шариком?

         А)  повар обварил его кипятком;

         В)  съел в столовой тухлой солонины;

         С)  попал в лапы спецслужбы.

  1.  «-Мы к вам, профессор, и вот по какому делу…»  Цель прихода домкома во главе со Швондером?

        А)  послушать лекцию о гипофизе;

        В)   «уплотнить» квартиру Преображенского;

        С)   арестовать жильца за контрреволюционные высказывания.

  1. «-Что такое ваша разруха? Старуха с клюкой? Ведьма, которая выбила все стекла, потушила все лампы?» В каком случае, по мнению профессора, в его квартире наступит разруха?

         А)   если вместо работы он начнет петь хором;

         В)   если впустить туда пролетариев;

         С)   если там будет хозяйничать пес.

  1.  «Ну, что ж, пахнет известно. По специальности.» Работа Шарикова:

        А)   заведующий подотделом очистки от котов;

        В)   заведующий ветеринарной лечебницы;

        С)   наблюдатель от общества защиты животных.

  1.  «...и произносит контрреволюционные речи, и даже Энгельса приказал своей  социал-прислужнице Зинаиде Прокофьевне Буниной спалить в печке…» Способ устранения профессора Преображенского, выбранный Шариковым:

       А)    убийство;

       В)     компрометация на бытовой почве;

       С)     политический донос.

  1. «Он поднял левую руку и показал Филиппу Филипповичу откусанный с нестерпимым запахом кошачьей мочи шиш.» Судьба Шарикова:

     А)    его вновь превратили в собаку;

     В)    удушили;

     С)    заменили ему гипофиз на «более приличный.».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материалы к урокам литературы, 10 класс, И.Гончаров "Очерк жизни и творчества писателя.",Роман "Обломов" в русской критике. "Золотое сердце" или "русская лень"?

1 работа: в центре презентации  - очерк жизни и творчества Гончарова.2 работа: в  презентации   сопоставлены  разные точки зрения на роман и образ главного героя. ...

Материалы к урокам литературы в классах с углублённым изучением предмета

 Данные материалы апробированы на уроках в нескольких классах, поэтому есть возможность использовать варианты (с учётом возможностей детей и уровнем их интереса к предмету). Особое СПАСИБО учителям, д...

Презентация к уроку литературы 11 класс по роману М.Булгакова "Мастер и Маргарита"

Презентация "Похождение Воланда и его свиты" поможет ярко представить портрет данных персонажей и раскроет цель их пребывания в Москве. Показана сущность Великого бала у сатаны.Презентация выполнена у...

Урок литературы на тему "Повесть М.А.Булгакова «Собачье сердце» - это повесть-предупреждение."

Данная работа познакомит учеников с новым для них писателем М.Булгаковым, с его повестью «Собачье сердце», поможет им понять, о чём же предупреждает нас повесть Булгакова....

Дидактические материалы к урокам литературы по теме "Роман М.А.Булгакова "Мастер и Маргарита"

Данные материалы помогут при иучении произведения М.А.Булгакова "Мастер и Маргарита"...

Урок литературы,11 класс ЛЮБОВЬ В РОМАНЕ М.А.БУЛГАКОВА «МАСТЕР И МАРГАРИТА»

Конспект урока с презентацией. В ходе подготовки к уроку учащимися был разработан и проведен социологический опрос. Итогом урока стали творческие проекты....