Особенности изучения "Анны Снегиной" С. А. Есенина в школе
статья по литературе (9, 10, 11 класс)

Шошина Ирина Александровна

В данной статье рассмотрены методические особенности изучения поэмы С.А. Есенина «Анна Снегина» в старшей школе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ОСОБЕННОСТИ ИЗУЧЕНИЯ ПОЭМЫ С. А. ЕСЕНИНА «АННА СНЕГИНА» В ШКОЛЕ

И.А. Шошина

студент, Арзамасский филиал ННГУ им. Н. И. Лобачевского, г. Арзамас

Научный руководитель: Андреева И.В., к.ф.н., доцент

Аннотация. В данной статье рассмотрены методические особенности изучения поэмы С.А. Есенина «Анна Снегина» в старшей школе. На изучение этого произведения в школе отводится всего один час, поэтому необходимо выбрать интересные методические приёмы работы, позволяющие показать школьникам своеобразие поэмы. В статье представлен фрагмент урока литературы в 11 классе, соответствующего ФГОС, в котором рассматривается жанровая отнесенность поэмы и анализируются характеры главных героев.

Ключевые слова: «Анна» Снегина», С.А. Есенин, литература, урок, методика.

Лироэпическая поэма Сергея Есенина «Анна Снегина» по праву считается вершинным произведением замечательного поэта и одним из значимых достижений русской поэзии XX века, отразившим трагическую эпоху раскола русской нации в результате сильных социальных потрясений, имевших широкий мировой резонанс. Поэма написана на рубеже 1924-1925 годов. В этом произведении Сергей Александрович Есенин обращается к пережитым им за десять лет событиям, начиная с 1914 г. [1, с. 21]

Это глубокое, идейно наполненное произведение С. А. Есенина изучается в школе. В учебно-методическом комплексе под редакцией В. П. Журавлёва на изучение всего творчества С. А. Есенина отводится три урока, а на изучение «Анны Снегиной» вместе  поэмой «Черный человек» отводится один урок. В УМК под редакцией В.В. Агеносова и А.Н. Архангельского на изучение жизни и творчества поэта отводится шесть уроков, а на поэму – один. В учебнике под редакцией С.А. Зинина, В.А. Чалмаева на изучение центральных произведений Сергей Александровича отводится шесть уроков, а на изучение поэмы «Анна Снегина» и поэмы «Пугачёв» - один час. В учебно-методическом комплексе Т. Ф. Курдюмовой «Анну Снегину» предлагается изучать один час, а всё творчество С. А. Есенина – 5 часов. Уроком по этой теме заканчивается изучение творчества С. А. Есенина в 11 классе.

Для выявления особенностей изучения поэмы «Анна Снегина» С.А. Есенина в старшей школе за основу нами был выбран учебно-методический комплекс под редакцией Тамары Фёдоровны Курдюмовой [2]. Предлагаем фрагмент методической разработки урока литературы в 11 классе, посвященного изучению этой поэмы.

Тема урока: «Поэма «Анна Снегина» С.А. Есенина – поэма о судьбе человека и Родины».

Тип урока: урок открытия новых знаний.

I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ. ПОДГОТОВКА УЧАЩИХСЯ К РАБОТЕ НА ОСНОВНОМ ЭТАПЕ УРОКА.

Учитель: - Здравствуйте, ребята. Я рада видеть всех вас на уроке. Думаю, что урок будет познавательным, плодотворным и интересным для каждого из вас. Ребята, вам я желаю проявить активность на нашем занятии, достичь целей этого урока и получить только позитивные эмоции.

II. АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ.

Учитель: - Ребята, эпиграфом к сегодняшнему занятию послужат строки стихотворения Сергея Александровича Есенина:

«Разберемся во всем, что видели,

Что случилось, что стало в стране.

И простим, где нас горько обидели

По чужой и по нашей вине…»

- Определите, пожалуйста, на ваш взгляд, главные слова эпиграфа.

Ученик: - Я думаю, главными здесь являются глаголы «разберемся» и «простим».

Учитель: - Да, верно! Подумайте и ответьте, имеют ли эти глаголы какое-нибудь отношение к поэме «Анна Снегина» Есенина, которую вы прочли к этому уроку?

Ученик: - Да, эти слова имеют прямое отношение к содержанию произведения.

Учитель: - В чем хочет разобраться главный герой и вместе с ним и автор поэмы? Кого он намеревается простить? О какой обиде здесь говорится? Итак, исходя из этих вопросов, определите, пожалуйста, тему сегодняшнего урока. Какую цель мы должны добиться на уроке?

Ученик: - На сегодняшнем уроке мы будем анализировать поэму С. А. Есенина «Анна Снегина». Мы попытаемся вместе с автором и главным героем разобраться в потрясениях, всколыхнувших Россию в 1917-1923 годах, попытаемся проследить созревание чувств героя поэмы от обиды к прощению.

Учитель: - Правильно! Наш урок мы назовём так: «Поэма «Анна Снегина» С.А.Есенина – поэма о судьбе человека и Родины». Сам Сергей Александрович говорил об этой поэме, что это лучшее, что он когда-либо написал. Начиная анализ этой поэмы, нельзя не раскрыть её жанровую специфику. «Анна Снегина» - это поэма. Вспомните, пожалуйста, что такое поэма как литературный жанр. Выполните самостоятельно задание «Собери фразу». На доске прикреплены слова, вам нужно собрать из них определение литературоведческого понятия «поэма» (на историческую / поэма/ большое / возвышенную /это / или / произведение / лирическую / стихотворное / тему / героическую)

Ученик: - Поэма – это большое стихотворное произведение на героическую, историческую или лирическую возвышенную тему.

Учитель: - Правильно! Запишите, пожалуйста, определение в тетрадь. Можно ли назвать поэму «Анна Снегина» произведением о судьбе человека и Родины? Выделите две основные темы этого произведения.

Ученик: - Во-первых, в этом произведении повествуется о судьбе малой родины главного героя и Родины в целом. Во-вторых, в поэме рассказывается о жизни и чувствах лирического героя и его связи с жизнью Анны Снегиной, в честь которой и названа поэма.

III. ПЕРВИЧНАЯ ПРОВЕРКА ПОНИМАНИЯ ИЗУЧЕННОГО.

Учитель: - Ребята, самостоятельно разделитесь на три группы. В группе вы будете анализировать одну из предложенных тем, а затем знакомить весь класс с выводами.

1 группа: - определите хронотоп действия поэмы; охарактеризуйте тех героев, которые относятся к представителям крестьянства.

2 группа: - охарактеризуйте образ лирического героя поэмы.

3 группа: - раскройте характер Анны Снегиной.

Вопросы к первой группе: - Какие сведения читатель получает о месте и времени действия поэмы и от какого героя?

Ученик: - Произведение начинается с рассказа возницы, который помогает Сергею – главному герою поэмы – добраться до родного села. Возница – это местный житель. Он рассказывает лирическому герою о тяготах крестьянской жизни: о расслоении крестьян, о раздорах между жителями Радова и соседней Криуши.

Учитель: - Прочитайте слова возницы, в которых он описывает село.

Ученики: подбирают цитату.

Учитель: - Прочитайте, какие сведения нам даёт автор о жизни крестьян?

Ученики: подбирают цитату.

Учитель: (вопрос всем) - В каком произведении русского классика мы встречали подобные описания деревень и сёл?

Ученик: - Похожие описания мы встречали в произведении Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо?»

Учитель: - Молодцы! Герои некрасовской поэмы тоже были родом «из смежных деревень» - Знобишина, Заплатова, Разутова, Неурожайка, Горелова, Дырявина и Неелова.

- В основу произведения положены подлинные события – два приезда С. А. Есенина на родину. В произведении представлена рязанская глубинка 1917 года, повествуется об истории одного из уголков нашей родины от первых дней революции до наступления мирной жизни (действие поэмы кончается 1923 годом)

Учитель: (вопрос ко второй группе) - Что мы узнаём о главном герое поэмы? Кто он, откуда приезжает и зачем?

Ученик: - Сергея не было в родной стороне три года. Главный герой приходит с войны (Первой мировой войны), нарекая себя «дезертиром». Но в его понимании дезертир это противник войны, а не предатель.

Учитель: - Что ещё связывает лирического героя с малой родиной?

Ученик: - Из поэмы мы узнаем, что Сергея связывают с родиной тёплые воспоминания о первом чувстве – любви к Анне Снегиной.

Учитель: (вопрос к третьей группе) - Что удалось узнать третьей группе о главной героине? Нас интересует всё: облик, характер, происхождение и судьба.

Ученик: - Образ главной героини появляется уже в первой главе произведения, но пока для нас она просто «девушка в белой накидке». Далее перед нами вырисовывается образ офицерской жены, молодой помещицы. Себя она называет «важной дамой».

Учитель: - А какова внешность главной героини?

Ученик: - Внешне она привлекательна и хороша собой. У неё «голос веселый», «стройный лик», «тело её тугое», «красивый и чувственный рот».

Учитель: - На какое слово похожа её фамилия? С какими словами она ассоциируется?

Ученик: - Её фамилия – Снегина – ассоциируется со словом снег, свежесть, красота, чистота, непорочность.

Учитель: - Как Анна относится к нашему герою?

Ученик: - Из поэмы мы узнали, что в юности Анна любила Сергея, но они были из разных социальных словев, это и помешало им быть вместе. В конце произведения Анна предстает перед читателем как эмигрантка и вдова.

Учитель: - Вы знали, что у главной героини поэмы был реальный прототип? Это Лидия Кашина, знакомая Сергея Есенина, дочь помещика, хозяина имения в Константинове. В 1917 году Лидия оставила свой дом крестьянам. Лидия Кашина никогда не покидала Россию, в отличие от Анны.

- Молодцы! Вы хорошо поработали с текстом поэмы. Идём дальше.

IV. ЗАКРЕПЛЕНИЕ НОВЫХ ЗНАНИЙ  И СПОСОБОВ ДЕЙСТВИЯ. ПРИМЕНЕНИЕ ЗНАНИЙ И СПОСОБОВ ДЕЙСТВИЯ.

- Когда вы читали произведение, вы, конечно же, испытывали какие-либо эмоции и чувства. Обратите внимание на слайд, на нем представлены слова, обозначающие эмоции человека: восхищение, преклонение, изумление, безмолвие, неверие, восторг, грусть, радость, скорбь, боязнь, сострадание, ужас. Это контраст разных человеческих чувств. С помощью каких бы чувств вы описали свое эмоциональное состояние после прочтения этой поэмы? Можете включить в данный перечень и другие слова.

Ученик: - Мы совершенно разные чувства, от восхищения и изумления до сострадания и ужаса.

Учитель: - После прочтения этих строк каковы ваши чувства?

Таких теперь тысячи стало

Творить на свободе гнусь.

Пропала Расея, пропала…

Погибла кормилица Русь…

Ученик: - Возникает чувство тревоги, приближающейся беды. Мы чувствуем опасность, которая грозит России и русскому народу в целом и жизни отдельного человека.

Учитель: - Что вы чувствуете, когда читаете рассказ лирического героя о событиях, настигших страну в ту пору? Согласны ли вы с его мнением о Первой мировой войне? Прочтите эти строки.

Ученики: подбирают цитату.

Ученик: - Возникает чувство абсурдности всего происходящего.

Учитель: - Какое средство выразительности использует автор в первой строке и для чего?

Ученик: - Есенин использует меткую метафору «война всю душу изъела», подчеркивая ей боль главного героя от ужасов войны. Мы чувствуем боль и ужас вместе с лирическим героем поэмы.

Учитель: - Распри мужиков соседних деревень, которые описывает автор, символичны. Это прообраз всероссийской кровавой братоубийственной войны, огромной трагедии нашей страны.  Расскажите о своем отношении к тому, что к власти приходят такие, как Прон Оглоблин?

Ученик: - Естественно, мы против того, чтобы к власти пробивались такие люди, страшно представить, что будет со страной, будь Прон у власти.

Учитель: - Скажите, в чем трагедия жизни Анны Снегиной? Отразились ли перемены в стране на её судьбе?

Ученик: - Жизнь главной героини очень печальна. Она теряет мужа, а потом родной дом. Революция зашла в её дом и полностью изменила её жизнь.

Учитель: - Это произведение Есенина имеет контрастную эмоциональную окраску. Наряду с темными красками, в ней  описываются и светлые стороны жизни. Находите ли вы что-нибудь хорошее в приезде главного героя в родные края?

Ученик: - Сергей побывал на родине, для каждого человека это важно и необходимо.

Учитель: - Как воспринимает реальную действительность лирический герой?

Ученик: - Сергей, хотя и пережил весь кошмар войны, но не утратил в душе умение видеть всю прелесть окружающего мира, он до сих пор любуется красотой  природы.

Учитель: - Какое отношение у лирического героя к своему прошлому?

Ученик: - Сергею приятно еще раз увидеть «состарившийся плетень» и «разросшийся сад». Лирический герой с теплом и трепетом вспоминает прошедшую юность и первую влюбленность.

Учитель: - Какие чувства возникают у героя, когда он вспоминает об Анне?

Ученик: - Сергей признает, что «тот образ …не угас», но он понимает, что его любили мало или совсем не любили. Даже услышав рассказ мельника о героине, герой признается, что «ничто не пробилось в душу, ничто не смутило его».

Учитель: - Как вы считаете, могли бы быть вместе Сергей и Анна? Подумайте, как могла бы закончиться эта история любви.

Ученик: - Мы допускаем, что эта пара могла просуществовать, если бы не было разлук. Ведь мы увидели, что между ними были чувства.

V. ОБОБЩЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ.

Учитель (Вопрос к первой группе): - Определите, где побывали все главные герои поэмы?

Ученик: - Мы видим героев в деревне, в поместье Анны Снегиной, в лондонском порту. Можно сделать вывод о том, что это действительно эпическая поэма. 

Учитель: - Кто из крестьянства вам более импонирует и почему?

Вопрос ко второй группе: - В строках первой и пятой глав преобразованы слова: «Но мало любили нас…» и «Но, значит, любили нас…» Что это значит? И можем ли мы сделать вывод, что эта поэма не только эпическая?

Ученик: - Лирический герой убедился, что по-настоящему любим. Да, эта поэма не только эпическая, но и лирическая.

Учитель: - Что мы видим в конце поэмы, чем она заканчивается?

Ученик: - После революции, войны и ненависти произведение заканчивается словами о любви.

Учитель: - Вернемся к сегодняшнему эпиграфу. Смогли ли мы вместе разобраться в событиях тех лет, в личной судьбе героя, и простить?

Вопрос третьей группе: - Какой вывод вы можете сделать о жизни Анны Снегиной?

Ученик: - В судьбе главной героини отозвались частные переживания первой любви лирического героя и конкретно-исторические признаки участи всего дворянского сословия.

Учитель: - Главным достоинством поэмы является тот факт, что в очень небольшой форме Сергей Александрович сумел объять многое, рельефно изобразив и деревню, и войну, и частную судьбу отдельного человека, и судьбу России начала двадцатого столетия.

- Любить – значит простить. С. А. Есенин отпустил Родине обиды и остался с ней в нелегкие времена.

Тебе, о родина, сложил я песню ту…

VI. КОНТРОЛЬ И САМОКОНТРОЛЬ ЗНАНИЙ И СПОСОБОВ ДЕЙСТВИЙ. КОРРЕКЦИЯ ЗНАНИЙ И СПОСОБОВ ДЕЙСТВИЙ.

Учитель: - Ребята, а теперь попробуйте составить синквейн. Ключевым словом синквейна у первой группы будет слово «Радово», у второй группы – «Сергей», у третьей группы – «Анна».

Таким образом, для того чтобы проанализировать такое сложное по жанру произведение, не оставить без внимания ни эпическую, ни лирическую составляющую поэмы, был применён прием деления учеников на группы. Одна группа анализировала место действия и характеры изображённых крестьян (эпическая составляющая), а две другие анализировали характеры и мотивацию главных героев поэмы – Сергея и Анны Снегиной (лирическая составляющая). Все учащиеся получили представление о жанровой специфике произведения, идейном содержании и социальной проблематике. В целом урок соответствует требованиям ФГОС. Для того, чтобы активность учеников на протяжении всего урока не снижалась, были применены приемы смены деятельности учеников (индивидуальные и групповые задания, фронтальный опрос), непосредственная работа с текстом поэмы (ученикам предлагалось искать в тексте иллюстрации к тому или иному выводу) и чтение учителем отрывков из поэмы.

Литература

  1. Воронова О.Е. Художественный космос поэмы С. Есенина «Анна Снегина» // Современное есениноведение. – 2011. – № 18. – С. 21-31.
  2. Русский язык и Литература. Литература. 11 класс. Учебник. Базовый уровень. В 2 ч. Ч. 1. / Курдюмова Т.Ф., Колокольцев Е.Н., Марьина О.Б. – М.: Дрофа, 2018. – 352 с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание "Особенности обучения учащихся ранне-эстетического отделения школы искусств"

Материал родительского собрания поможет родителям определиться с выбором дальнейшего обучения в школе искусств....

Особенности управления в условиях закрытой вечерней школы в современных социально-экономических условиях. творческий отчет заместителя директора по учебно-воспитательной работе

В данной работе описан процесс  воспитания и обучения школьников в вечерней школе при исправительной колонии с учётом особенностей контингента обучаемых, поставлены цели и задачи работы образоват...

Психологические особенности преподавания английского языка в средней школе

В данной статье представленна информация по направлению психологические аспекты преподавания английского языка в средней школе. Изложены материалы с психологической и педагогической точки зрения. Пред...

Некоторые особенности адаптации учащихся профильных классов общеобразовательной школы

Цель нашего исследования было выявление особенностей, закономерности, динамики процесса адаптации десятиклассников в условиях профильного и непрофильного обучения....

Особенности обучения иностранному языку в начальной школе

в данной статье описывается особенности обучения иностранному языку в начальной школе...

"Особенности отношения к труду учащихся коррекционной школы"

Выступление на МО учителей трудового обучения в коррекционной школе 8 вида...

Презентация к уроку по особенностям творчества С.А. Есенина

В данной презентации отражены особенности творчества поэта, а также анализ стихотворения "Русь", которое стало жизненным кредо поэта...