Причины гибели Базарова (роман И.С. Тургенева "Отцы и дети").
учебно-методический материал по литературе (10 класс)

Шульгина Наталья Борисовна

Причины гибели Базарова (роман И.С. Тургенева "Отцы и дети").

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prichiny_gibeli_bazarova.docx17.46 КБ

Предварительный просмотр:

Причины гибели Базарова

Главный герой романа И. С. Тургенева «Отцы и дети» – Евгений Васильевич Базаров – погибает в финале произведения.

Тургенев считает своего героя обреченным, и тому есть две причины: одиночество в обществе и внутренний конфликт.

Смерть Базарова стала следствием маленького пореза, который он получил, вскрывая тело умершего от тифа крестьянина. Евгений ждет встречи с любимой женщиной, чтобы еще раз признаться ей в любви, так же становится мягче с родителями, в глубине души, наверное, все же понимая, что они всегда занимали значительное место в его жизни и достойны гораздо более внимательного и душевного отношения. Перед смертью он силен, спокоен и невозмутим. Смерть героя дала ему время, чтобы оценить сделанное и осознать свою жизнь. Непонятен оказался его нигилизм, – ведь его самого теперь отрицают и жизнь, и смерть. Мы испытываем к Базарову не жалость, а уважение. Базаров – романтик в душе, но считающий, что романтизму сейчас не место в его жизни. Но все же судьба совершила переворот в жизни Евгения, и Базаров начинает понимать то, что когда-то отвергал. Тургенев видит его нереализовавшимся поэтом, способным на сильнейшие чувства, обладающим силой духа.

Смерть Базарова символична: для жизни недостаточными оказались медицина и естественные науки, на которые так уповал Базаров. Но с авторской точки зрения смерть закономерна. Тургенев определяет фигуру Базарова как трагическую и «обреченную на гибель». Автор любил Базарова и многократно говорил, что он – «умница» и «герой». Тургенев хотел, чтобы читатель полюбил Базарова со своей грубостью, бессердечностью, безжалостной сухостью.

Базаров сожалеет о своей нерастраченной силе, о невыполненной задаче. Всю свою жизнь он посвятил стремлению принести пользу стране, науке. Мы представляем его умным, рассудительным, но в глубине души чутким, внимательным и добрым человеком.

Базарову некому передать то немногое, но самое дорогое, что у него есть, –свои убеждения. У него нет последователей, а стало быть, нет и будущего. Он не мыслит себя уездным лекарем, но и переродиться, стать похожим на Аркадия он тоже не может. Ему нет места в России, да и за границей, пожалуй, тоже. Базаров умирает, а вместе с ним умирает и его гений, его замечательный, сильный характер, его идеи и убеждения. Но истинная жизнь бесконечна, цветы на могиле Евгения подтверждают это. Жизнь бесконечна, но только истинная...

Тургенев мог бы показать, как Базаров постепенно откажется от своих взглядов, он не стал этого делать, а просто «умертвил» своего главного героя. Базаров умирает от заражения крови и перед смертью признает себя ненужным для России человеком. Базаров пока одинок, поэтому обречен, но его сила духа, мужество, стойкость, упорство в достижении цели делают его героем.

Базаров ни в ком не нуждается, он одинок в этом мире, но совершенно не чувствует своего одиночества. Писарев писал об этом: «Базаров один, сам по себе, стоит на холодной высоте трезвой мысли, и ему не тяжело от этого одиночества, он весь поглощен собою и работою».

Перед лицом смерти даже самые сильные люди начинают обманывать себя, тешить несбыточными надеждами. Но Базаров смело смотрит в глаза неизбежности и не боится ее. Он лишь сожалеет, что жизнь его была бесполезна, потому что он не принес никакой пользы Родине. И эта мысль доставляет ему много страданий перед смертью: «Я нужен России... Нет, видно, не нужен. Да и кто нужен? Сапожник нужен, портной нужен, мясник...».

Трагедия героя в полном одиночестве и среди своих, и среди чужих, хотя ему симпатизирует и Фенечка, и эмансипированный слуга Петр. Он в них не нуждается! Мужики, назвавшие его «шутом гороховым», чувствуют его внутреннее презрение к ним. Трагедия его и в том, что он непоследователен и в отношении к народу, именем которого прикрывается: «Я возненавидел этого последнего мужика, Филиппа или Сидора, для которого я должен из кожи лезть и который мне даже спасибо не скажет... Да и на что мне его спасибо? Ну, будет он жить в белой избе, а из меня лопух расти будет – ну, а дальше?»

Интересно, что Базаров перед смертью вспоминает лес, то есть тот мир природы, который он раньше по существу отрицал. И получается, что герой Тургенева в своей короткой жизни прошел мимо всего, что так прекрасно. А теперь эти проявления подлинной жизни словно торжествуют над Базаровым, вокруг него и поднимаются в нем самом.

У героя романа нет страха перед смертью, нет боязни расстаться с жизнью, он очень мужествен в эти часы и минуты: «Все равно: вилять хвостом не стану», – произносит он. Но его не покидает обида за то, что гибнут напрасно его богатырские силы.

Очень выразительна  прощальная встреча с Одинцовой. Евгений больше не сдерживает себя и произносит слова восторга: «славная», «такая красивая», «великодушная», «молодая, свежая, чистая». Он говорит даже о своей любви к ней. Он предается такому «романтизму», который раньше привел бы его в негодование. И высшим выражением этого становится последняя фраза героя: «Дуньте на умирающую лампаду, и пусть она погаснет».

Природа, поэзия, религия, родительские чувства и сыновняя привязанность, красота женщины и любовь, дружба и романтизм – все это берет верх, одерживает победу.

И тут встает вопрос: почему же Тургенев «убивает» своего героя?

Ответ кроется в самой жизни, в социальной и политической обстановке тех лет. Общественные условия в России не давали возможности для осуществления стремлений разночинцев к демократическим преобразованиям. К тому же сохранялась их оторванность от народа, к которому они тянулись и для которого боролись. Они не могли осуществить той титанической задачи, которую перед собой ставили. Они могли бороться, но не побеждать. Печать обреченности лежала на них. Становится ясно, что Базаров был обречен на неосуществимость своих дел, на поражение и гибель.

«Нигилизм», по мысли Тургенева, бросает вызов непреходящим ценностям духа и естественным основам жизни. В этом усматривается трагическая вина героя, причина его неизбежной гибели.

Тургенев глубоко убежден в том, что Базаровы пришли, но время их еще не пришло.

По словам Писарева, «умереть так, как умер Базаров, – все равно что сделать великий подвиг». И этот последний свой подвиг совершает тургеневский герой. Наконец, отметим, что в сцене смерти возникает мысль о России. Трагично то, что родина теряет своего большого сына, настоящего титана.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Письмо к герою"(по роману И.Тургенева"Отцы и дети").

Сочинение в стихах "Письмо к герою"(по роману И.С.Тургенева "Отцы и дети")....

Причины гибели Катерины

Урок -расследование в 10 классе "Причины гибели Катерины" по драме А.Н.Островского "Гроза"...

причины гибели организмов. презентация к уроку экологии 5 класс

презентация может быть использована на уроках экологии, биологии, природоведения...

урок литературы в 10 классе "ТРАГЕДИЯ ПТИЦЫ-ЧАЙКИ, ИЛИ В ЧЕМ ПРИЧИНА ГИБЕЛИ ЛАРИСЫ ОГУДАЛОВОЙ"

Разработка урока литературы по драме А.Н.Островского "Бесприданница"...

Урок-расследование причин гибели Катерины ( по пьесе А.Н.Островского «Гроза»

Урок-расследование причин гибели Катерины( по пьесе А.Н.Островского «Гроза»...

Отсутствие родителей- основная причина гибели детей!

Водоёмы являются опасными в любое время года. Летом они опасны при купании и пользовании плавательными средствами.Летом на водоёмах следует соблюдать определенные правила безопасного повед...