«Что за прелесть эти сказки!»
материал по литературе (5 класс)

Сценарий урока - путешествия по литературе в 5 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok-puteshestvie.docx20.99 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ  «Чистиковская  школа»

УРОК  -  ПУТЕШЕСТВИЕ

на  тему:  «Что  за  прелесть  эти  сказки!»

(литература  5  класс)

Учитель:  Романенкова  Светлана  Александровна.

2019 год.

Тема  урока:  «Что  за  прелесть  эти  сказки!»  А.Пушкин.  Урок  -  путешествие.

Цели  урока: обобщение и систематизация знаний учащихся по теме.

Задачи:

- проверить уровень знаний учащихся по изученной теме, степень сформированности предметных умений и навыков (знание видов народных сказок, их жанровых и композиционных особенностей, знание  авторов  и  названий  их  сказок,  выразительного  чтения  в  лицах.

 - развивать у учащихся коммуникативные умения, творческие способности;

- воспитывать интерес к изучению произведений устного народного творчества, а  также  к  изучению  авторских  сказок, уважение к истории и культуре своего народа.  

 -  способствовать развитию смекалки, логического мышления, внимания, воображения.

Оборудование:

Плакаты-обобщения,  детские  рисунки (выставка),  альбом  к  сказкам  А.Пушкина,  карта  путешествия.

Станция  1 – школа;  станция  2 -  «Теремок»;  станция  3  -  «Пир  на  весь  мир»;  станция  4  -  «Лукоморье»;   станция  5  -  «Царство  Снежной  королевы»;  станция    6  -  «Сочиняйка».

Ход  урока:

1.Оргмомент.  Слово  учителя.

Сегодня,  ребята,  мы  проведем  урок-путешествие  по  сказкам,  к  нему все  готовились.  Мы  пройдем  дорогами  любимых  сказочных  героев,  подружимся  с  «врагами»,  поможем  попавшим  в  беду,  а  в  итоге  покажем  свои  знания  в  жанре  сказки.  Вас  ждут  сюрпризы.  

Давайте  вспомним,  что  такое  сказка.  Что  вы  знаете  о  ней?  (Ответы  детей).

Хорошо.  А  теперь  в  путь!

2.СЦЕНАРИЙ  -  основная  часть.

Вед.1.

Лес  дремучий,  тишина…

В  чаще  вон  изба  одна.

У  сторожки  курьи  ножки,

Глаз-окошко  с  черной  кошкой.

Где  хозяйка?  Отзовись!

Пред  народом  появись!

Баба-Яга.

Ох,  спешу,  болит  нога!

Это  я  - сама  Яга!

В  сказках  многих  я  героем,

Уж  экзамен  вам  устрою!

Кто  тут  смелый?  Выходи!

Нас  по  сказкам  проведи!

А  где  мои  помощники,

Мерзких  дел  разносчики? (Выходят  3  ученика  в  костюмах  лешего,  Кота  и  Кикиморы).

Раз,  два,  три!  Метла  неси!

Вед.2.

Прибываем  на  станцию  «Теремок».  -  «Русские  народные  сказки».

Загадка.

В  русских  сказках  русский  дух.

Здесь  живут  Лиса,  Петух,

Волк,  Медведь,  Косой  зайчишка

Дружно  строят  свой  домишко

То  под  дубом,  то  под  вязом…

Это  что  за  группа  сказок?  (ответы  учеников)

Баба-Яга:  А  кто  расскажет  маленький  отрывок  из  любимой  сказки  о  животных? (Ответ  учащихся).  Рассмотрим,  детишки,  плакат №1.  О  каких  сказках  идет  речь? (Ответы  детей).

Леший:  

И  нет  печальней  сказки  в  том  леске,

Чем  сказка  о  румяном  Колобке.

Ученик:  У  этой  сказки  есть  продолжение.  (Читает  коллективную  сказку).

«Колобок  от  Лисы  ушел  и  благополучно  вернулся  к  старичкам.  А  тем  стало  жаль  есть  румяное  живое  чудо.   Испекли  ему  туловище,  ручки,  ножки,  нарядили    и  получился  сынок  -  Коля  Боков!  Он  вырос,  окончил  школу.  Старики  подарили  ему  ружье.  Теперь  сынок  смело  в  лес  ходит:  никакие  звери  ему  не  страшны.  Да  только  Коля  зверей  любит,  у  него  не  просто  ружье   -  оно  само  фотографии  делает.  Дед  с  бабкой  старенькие,  вот  он  их  и  развлекает.  Живут  они  в  своей  избушке  дружно  и  весело!»

Баба-Яга:  Молодцы!  Удивили!

Кикимора:  Загадка  2.

Дед  и  баба, жадный  поп,

Хитрый  барин,  дутый  клоп.

Три  сынка  -  один  дурак,

Но  умеет  все  простак!

Оказался  самым  умным

У  отца  в  домишке  шумном.

Было  так  на  белом  свете?  И  о  чем же  сказки  эти? (Обзор  сказок  на  плакате  2.  Ответ  ученика).  Сценка  эпизода  сказки  по  выбору.

Баба-Яга:  А  кто  свою  интересную  сказку  придумал?  (выступление  учеников).

Кот:  Станция  «Пир  на  весь  мир»  -  Загадка  3.

Что  за  чудная  страна

За  горами  вам  видна?

Чудеса  творят  здесь  вещи!

Все  умеют: голос  вещий

Скажет  нам  как  дальше  жить,

Скатерть  может  накормить,

Дудка  всех  плясать  заставит,

Сапоги  нас  всех  доставят

В  царства,  в  дальние  края,

Где  ни  разу  не  был  я.

Сможем  по  небу  летать.

Через  горы  проскакать.

Вот  в  тоске  Волчище  воет,

Злая  Ведьма  козни  строит.

Но  добро  одержит  верх:

Вновь  спасут  несчастных  всех.

Ты  героев  привечай!

Что  за  сказки?  Отвечай!  (Ответы  учеников) Повторение  о  сказке,  композиции, изобразительных  средствах.

Баба-Яга:  А  кто  написал  все  эти  сказки?  Как  они  дошли  до  нас?

Плакат  3.  Обзор  волшебных  вещей  -  рисунки  учеников.  Викторина,  составленная  ребятами.

Баба-Яга:   В  путь,  а  то  опоздаем  на  станцию  «Лукоморье».  Звучит  музыка.

Вед.1.

Вот  откроется  ларец  -  

И  покажется  дворец.

Из  высокого  окна

Даль  морская  всем  видна.

Здесь  Балда  с  Попом  бывают,

Беса  с  моря  вызывают.

На  песке  стоит  избушка,  

В  ней  зловредная  старушка

Не  нарядна,  не  умыта

У  разбитого  корыта.

И  приходят  гости  к  ней:

Королевич  Елисей,

С  ним  ткачиха  с  поварихой,

Сватьей  бабой  Бабарихой.

Царь  Дадон  на  колеснице,

Петушок  сидит  на  спице.

Здесь  герои  заблудились –

Все  у  моря  очутились.

Вы  не  дайте  им  пропасть.  Как  теперь  домой  попасть?

Баба-Яга:  А  помогут  ребята,  которые  читали  эти  сказки.  Их  автор  -  А.С.Пушкин.  О  каких  сказках  идет  речь?  (Ответы  учеников).  Прочтите  наизусть  отрывки  из  любимых  вами  сказок.  Сюрприз  -  орешки  от  пушкинской  белки.

Вед.2.  Но  не  только  Пушкин  писал  замечательные  сказки.  Назовите  русских  писателей-сказочников.  А  кто  автор  этой  смешной  сказки?  (Отрывки  из  произведений  Б.Шергина).

Авторы  старались  передать  в  сказках  жизнь  народа  России,  мечты  о  будущем.

Баба-Яга:  Поехали!  Станция  3  позади. Нас  ждет  станция  «Царство  Снежной  королевы».

Вед.2.

                          Сказка  -  ложь,  да  в  ней  намек,

                          Добрым  молодцам  урок.

Любят  их  в  огромном  мире:

И  в  Китае,  и  в  Алжире,

Сказки  заграницы  

К  нам  летят,  как  птицы.

Братья  Гримм  и  Шарль  Перро

Воспевали  в  них  добро,

Справедливость, верность,  честь  -  

В  их  твореньях  чудных  есть.

Но  превыше  всех  похвал

Сказки  Андерсен  писал.

И  ему  в  стране  далекой

Создан  памятник  высокий.

(Рассказ  ученика  об  Андерсене).

Баба-Яга:  А  какие  фильмы  вы  смотрели  по  сказкам  Андерсена?  Кто  любимый  герой?  Загадки  о  героях  приготовили  учащиеся.

Вед.1.

Зарубежные  сказочники  раскрывают  пред  нами  целый  мир  нашей  огромной  планеты,  знакомят  нас  с  обычаями  разных  народов,  их  стремлениями,  мечтами.

Баба-Яга:  Вот  и  возвращаемся  домой,  чуть-чуть  осталось.

Учитель:  Путешествие  заканчивается.  Перед  нами  последняя  станция  «Сочиняйка».  Интересно  ли  было  вам,  ребята,  сегодня  на  уроке?  Что  новое  узнали?  

Рефлексия.

Станция  «Сочиняйка»  предлагает  домашнее  задание  на  выбор:

сочинить   1)  сказку,  2)  составить  викторину,  3)  кроссворд,  4)  выполнить  иллюстрацию  к  любимой  сказке,  5)  написать  синквейны  о  любимых  сказочных  героях.

Баба-Яга:  А  я  хочу  попросить  учителя  сегодня  всем  ребятам  поставить  отличные  оценки  за  отличную  подготовку,  смекалку,  творчество  и  за  знания.  Спасибо  всем!  Любите  сказки!