Урок литературы в 10 классе.И.С.Тургенев. Стихотворения в прозе.
план-конспект урока по литературе (10 класс)

Особое место в творчестве Тургенева занимают "Стихотворения в прозе". В них нашли отражение все темы и мотивы творчества писателя, как бы вновь пережитые и прочувствованные  им на склоне лет. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_stihotvoreniya_v_proze.docx25.19 КБ

Предварительный просмотр:

Урок литературы в 10 классе.

И.С.Тургенев. Стихотворения в прозе.

УЧИТЕЛЬ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ МБОУ СОШ ИМЕНИ ГЕРОЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА АРКАДИЯ СЕЛЮТИНА  с.МИХАЙЛОВСКОЕ ПРИГОРОДНОГО РАЙОНА РСО-АЛАНИЯ  ТОМАЕВА ТАТЬЯНА ТЕМБОЛАТОВНА

2020 год.


Тема. И.С.Тургенев. Стихотворения в прозе.

Цели урока:

  1. Познакомить учащихся  с новым жанром.
  2. Выявить особенности  тургеневского мировосприятия  в последние годы жизни.
  3. Проанализировать несколько стихотворений в прозе, определить их темы, их роль в нравственном воспитании.

Методические приемы: слово учителя, выразительное чтение, анализ текста.

Оборудование: портрет И.С.Тургенева, использование ИКТ.

Ход урока.

Слово учителя.

 Ребята, сегодня на уроке мы продолжим знакомство с творчеством И.С.Тургенева. Давайте вспомним , что нам уже известно о жизни и творчестве этого поистине русского писателя.

(Слайды 2-8).

И.С.Тургенев родился 20 октября 1818 года в Орле.

Отец писателя Сергей Николаевич принадлежал к старинному дворянскому роду, был военным, ко времени рождения Ивана Сергеевича был в чине полковника. После рождения второго сына вышел в отставку.  Имена предков Тургенева встречаются в описании исторических событий еще со времен Ивана Грозного. Сергей Николаевич был человеком беспечным, чтобы не сказать легкомысленным, много времени проводил в кутежах, за картами, любил развлечения и не интересовался сыновьями.

У матери писателя Варвары Петровны (в девичестве Лутовиновой) была трудная и сложная жизнь. Она рано лишилась отца и выспитывалась на положении бедной родственницы у своего дяди. От природы гордая и своенравная, она подвергалась многим унижениям и испытаниям, которые не закалили ее характер, а, наоборот, изломали его, сделали ее нервной, раздражительной , капризной и даже жестокой.

Особенно ярко проявились отрицательные черты Варвары Петровны после смерти дяди, оставившего ей огромное состояние, в том числе родовое имение Спасское-Лутовиново, где провел детские годы будущий писатель. «Мне нечем помянуть детство,- говорил позднее Тургенев,- ни одного светлого воспоминания. Матери я боялся как огня. Меня наказывали за всякий пустяк. Редкий день проходил без розог».

При этом надо помнить, что Иван Сергеевич был любимым сыном Варвары Петровны.

Любовь к литературе тайком внушил Тургеневу один из крепостных камердинеров Пунин.

(Слайды 6, 7, 8)

Все самые лучшие воспоминания И.С.Тургенева будут связаны со Спасским-Лутовиновым. Многие годы проживет писатель вдали от России, сначала в Германии, затем во Франции, но его мысли всегда будут с родиной.

И.С.Тургенев начал свой творческий путь как поэт. И до «Записок охотника» им были написаны стихотворения и поэмы. Стихотворение «Утро туманное» легло в основу создания известного  романса.

(Слайд )

Звучит романс «Утро туманное».

ПРЕЗЕНТАЦИЯ. Однако особое место в творчестве И.С.Тургенева занимают «Стихотворения в прозе». В них нашли отражение все темы и мотивы творчества Тургенева, как бы вновь пережитые и прочувствованные им на склоне лет.

Вот одно из них. Стихотворение «Порог».

Русская девушка, честная и самоотверженная , готовая уйти в революционную деятельность. Она стоит на пороге новой жизни. Ничто ее не страшит. Она готова на любые страдания.

И она переступает через этот порог. Посмотрите, ребята, здесь не только два различных, противоположных друг другу высказывания.

Здесь два взгляда на мир, на жизнь, на людей: обывателя и романтика.

Героине, решившей отдать свою жизнь во имя общего дела, обыватель говорит: «Дура!», романтик – «Святая!»

За этими короткими словами – две философии. Обыватель рассуждает, казалось бы, трезво:  на свете каждый живет только один раз, а посему – живи себе в свое удовольствие, ешь, пей, веселись, не задумываясь над тем, что блага, которые он берет, нет, не берет- хватает, достались ему ценой жертв, принесенных сильными и отважными людьми, такими, как эта девушка.

Романтик – человек, видящий в жизни не только малые дела и малые цели, но и большие дела, и большие цели, готовый совершать прекрасное и героическое во имя общего блага.

«Порог» заставляет каждого подумать над своей жизнью, осмыслить ее и, если нужно, переосмыслить ее.

Ученик читает стихотворение «Порог» наизусть.

ПОРОГ

Я вижу громадное здание.

В передней стене узкая дверь раскрыта настежь; за дверью – угрюмая мгла.

Перед высоким порогом стоит девушка… Русская девушка.

Морозом дышит та непроглядная мгла; и вместе с леденящей струей выносится из глубины здания медлительный, глухой голос.

- О ты, что желаешь переступить это  порог, - знаешь ли ты, что тебя ожидает?

- Знаю, - отвечает девушка.

- Холод, голод, ненависть, насмешка, презрение, обида, тюрьма, болезнь и самая смерть?

- Знаю.

- Отчуждение, полное одиночество?

- Знаю. Я готова. Я перенесу все страдания, все удары.

- Не только от врагов – но и от родных, от друзей?

- Да… и от  них.

- Хорошо. Ты готова на жертву?

- Да.

- На безымянную жертву? Ты погибнешь – и никто … никто не будет даже знать, чью память почтить!

- Мне не нужно ни благодарности, ни сожаления. Мне не нужно имени.

- Готова ли ты на преступление?

Девушка потупила голову…

- И на преступление готова.

Голос не тотчас возобновил свои вопросы.

- Знаешь ли ты, - заговорил он наконец, - что ты можешь разувериться в том, чему веришь теперь, можешь понять, что обманулась и даром погубила свою молодую жизнь?

- Знаю и это. И все-таки я хочу войти.

- Войди!

Девушка перешагнула порог – и тяжелая завеса упала за нею.

- Дура! – проскрежетал кто-то сзади.

- Святая! – принеслось откуда-то в ответ.

Учитель. Следующее стихотворение, с которым мы познакомимся, это «Последнее свидание».

Имеется в виду последняя встреча Тургенева с Некрасовым в 1877 году, когда Тургенев приехал из Парижа в Петербург.

Ученик читает стихотворение «Последнее свидание».                        

ПОСЛЕДНЕЕ СВИДАНИЕ.

Мы были когда-то короткими, близкими друзьями…

Но настал недобрый миг – и мы расстались, как враги.

        Прошло много лет… И вот, заехав в город, где он жил, я узнал, что он безнадежно болен и желает видеться со мною.

        Я отправился к нему, вошел в его комнату… Взоры наши встретились.

        Я едва узнал его. Боже! Что с ним сделал недуг!

        Желтый, высохший, с лысиной во всю голову, с узкой седой бородой, он сидел в одной, нарочно изрезанной рубахе… Он не мог сносить давление самого легкого платья. Порывисто протянул он мне страшно худую, словно обглоданную руку, усиленно прошептал несколько невнятных слов – привет ли то был, упрек ли – кто знает? Изможденная грудь заколыхалась  - и на съеженные зрачки загоревшихся глаз скатились две скупые, страдальческие слезинки.

        Сердце во мне упало… Я сел на стул возле него – и, опустив невольно взоры перед тем ужасом и безобразием, также протянул руку.

        Но мне почудилось, что не его рука взялась за мою.

        Мне почудилось, что между нами сидит высокая, тихая, белая женщина. Длинный покров облекает ее с ног до головы… Никуда не смотрят ее глубокие, бледные глаза; ничего не говорят ее бледные, строгие губы…

        Эта женщина соединила наши руки… Она навсегда примирила нас.

        Да… Смерть примирила нас…

Учитель. В стихотворении «Памяти Вревской» Тургенев создал образ благородной и красивой русской женщины Юлии Петровны Вревской, которая умерла в 37 лет в Болгарии, куда отправилась в качестве сестры милосердия на русско-турецкую войну». «Чудесное было существо,- писал о ней Тургенев, - и столь же глубоко несчастное».

        Юлия Петровна Вревская была дочерью генерала, шестнадцати лет ее выдали замуж за генерала Вревского, друга М.Ю.Лермонтова. Он погиб через два года после свадьбы на Кавказе.

        Юлия Петровна добровольно стала сестрой милосердия во время русско-турецкой войны в Болгарии. Она умерла от тифа, ухаживая за ранеными солдатами в необычайно трудных условиях. По выражению Тургенева, стихотворение «Памяти Вревской» было цветком, который он возложил на ее могилу.

Ученик читает стихотворение Тургенева «Памяти Ю.П. Вревской».

ПАМЯТИ Ю.П. ВРЕВСКОЙ

        На грязи, на вонючей сырой соломе, под навесом ветхого сарая, на скорую руку превращенного в походный военный гошпиталь, в разоренной болгарской деревушке – с лишком две недели умирала она от тифа.

        Она была в беспамятстве – и ни один врач даже не взглянул на нее; больные солдаты, за которыми она ухаживала, пока еще могла держаться на ногах, поочередно поднимались с своих зараженных логовищ, чтобы поднести к ее запекшимся губам несколько капель воды в черепке разбитого горшка.

        Она была молода, красива; высший свет ее знал; об ней осведомлялись даже сановники. Дамы завидовали ей, мужчины за ней волочились… два-три человека тайно и глубоко любили ее. Жизнь ей улыбалась; но бывают улыбки хуже слез.

        Нежное кроткое сердце… и такая сила, такая жажада жертвы! Помогать нуждающимся в помощи… она не ведала другого счастья… не ведала – и не изведала. Всякое другое счастье прошло мимо. Но она с этим давно помирилась – и вся, пылая огнем неугасимой веры, отдалась на служение ближним.

Какие заветные клады сохранила она там, в глубине души, в самом ее тайнике, никто не знал никогда – а теперь, конечно, не узнает.

        Да и к чему? Жертва принесена… дело сделано.

        Но горестно думать, что никто не сказал спасиба даже ее трупу – хоть она сама и стыдилась и чуждалась всякого спасиба.

        Пусть же не оскорбится ее милая тень поздним цветком, который я осмелился возложить на ее могилу!

Учитель. О Тургеневе стали говорить  в печати, что он некоторые свои повести и рассказы пишет на немецком и французском языке, а затем переводит на русский.

        «Я никогда ни одной строки в жизни не печатал не на русском языке; в противном случае я был бы не художником, а просто – дрянь.

        Как это возможно писать на чужом языке, когда  и на своем-то, на родном, едва можно сладить с образами, мыслями».

        Изменить русскому языку! Об этом ему даже думать было страшно. Часто в разговорах он говорил, что русский язык необычайно богат, что выражает он все оттенки мысли и чувств.

        За год до смерти посвятил он русскому языку одно из самых прекрасных своих стихотворений в прозе, в котором звучит гимн во славу русской речи, как надежда на счастливое будущее самой России.

Ученик читает стихотворение «Русский язык».

РУССКИЙ ЯЗЫК.

        Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины, - ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык! Не будь тебя – как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома? Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!

 Учитель. Итак, подведем итог. В результате нашей работы  мы теперь попробуем ответить на вопрос:

1. Почему в конце жизни писатель обратился именно к такому необычному жанру?

Ответы учащихся:

-я думаю, что в стихотворениях в прозе можно передать столько лирических переживаний. Тургеневу хотелось сказать о многом в доступной форме. Ему это удалось.

-Тургенев смог использовать в миниатюрах разнообразные жанры (Элегия, рассказ, диалог, монолог).

-в стихотворениях в прозе гармонично сочетаются звуки, мелодично сливаются они в слова и фразы.

2. В чем актуальность стихотворений в прозе?

Учащиеся:

-Я считаю, что Тургенев заставляет нас задуматься над важнейшими вопросами бытия. Как мы живем? Какие нравственные ценности управляют нашими поступками? Сам же писатель восхваляет жизнь с радостями и горестями, то есть то, что нужно ценить.

- Тургенев своими стихотворениями обращает наше внимание на то, что мы не так , как надо  живем, на то, как мы могли бы жить. И потому всегда надо помнить, что наша жизнь может и должна быть лучше и интересней. Я думаю, что помнить это надо затем, чтобы с каждым днем становиться хоть немного лучше, исправлять себя.

Учитель. «Стихотворения в прозе» И.С.Тургенева стали своеобразной прощальной лебединой песней. Это своего рода завещание мудрого человека, оставленное потомкам.

Слайд «Добрый мой читатель».

«Добрый мой читатель, не пробегай этих стихотворений сподряд: тебе, вероятно, скучно станет – и книга вывалится у тебя из рук. Но читай их враздробь, сегодня одно, завтра другое, - и которое –нибудь  из них, может быть, заронит тебе что-нибудь в душу»,- писал И.С.Тургенев. Многообразие формы, сочетающееся с красотой и изяществом слога, свидетельствует о высоком мастерстве художника. И.С.Тургенев обогатил русскую литературу новыми изобразительными средствами и проложил дорогу таким писателям, как И.А.Бунин, В.Г.Короленко.

        И в заключение мне хочется прочитать вам, ребята, строки К.Бальмонта, посвященные И.С.Тургеневу.

ПАМЯТИ И.С.ТУРГЕНЕВА.

И там вдали, где роща так туманна,

Где луч едва трепещет над тропой,-

Елена, Маша, Лиза, Марианна,

И Ася, и несчастная Сусанна –

Собралися воздушною толпой.

Знакомые причудливые тени,

Создания любви и красоты,

И девственной и женственной мечты, -

Их вызвал  к жизни чистый, нежный гений,

Он дал им форму, краски и черты.

Не будь его, мы долго бы не знали

Страданий женской любящей души,

Ее заветных дум, немой печали;

Лишь с ним для нас впервые прозвучали

Те песни, что таилися в тиши.

Он возмутил стоячих вод молчанье,

Запросам тайным громкий дал ответ,

Из тьмы он вывел женщину на свет,

В широкий мир стремлений и сознанья,

На путь живых восторгов, битв и бед.

РЕФЛЕКСИЯ. Что нового вы узнали на уроке?

Д/З. Выучить наизусть стихотворение в прозе (по выбору).

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока литературы в 7 классе. И.Тургенев. Стихотворения в прозе

Анализ стихотворения в прозе "Русский язык" И.Тургенева поможет учителю донести до учащихся всю глубину чувств автора. На уроке идет анализ на фонетическом, лексическом и синтаксическом уровнях, ...

Конспект урока по теме""Нищий". Тематика, художественное своеобразие стихотворения в прозе"

конспект урока, который может быть проведен как в рамках программы, так и в качестве урока внеклассного чтения....

Конспект урока по литературе по теме "И.С.Тургенев. "Стихотворения в прозе"

Уроки по “Стихотворениям в прозе” И.С. Тургенева в десятом классе обобщают и углубляют знания ребят об этом жанре, полученные в 7-8 классах.Одной из главных задач этого урока была попытка проникновени...

Презентация к уроку литературы 5 класс И.С. Тургенев "Муму"

Презентация к уроку литературы 5 класс И.С. Тургенев "Муму"...