Открытый урок по русской литературе в 10 классе на тему: "Петербургская повесть Пушкина "Медный всадник".
план-конспект урока по литературе (10 класс)

Хадаева Алина Ахсаровна

Открытый урок по русской литературе в 10 классе на тему: "Петербургская повесть Пушкина "Медный всадник".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл План-конспект24.63 КБ

Предварительный просмотр:

Филиал ГБОУ РФМЛИ в с. Мацута

Русская литература, 10 класс

Тема урока: «Петербургская повесть Пушкина «Медный всадник». Человек и история в поэме. Тема «маленького человека».

Дата проведения: 26.09.20

Учитель русского языка и литературы                 Хадаева Алина Ахсаровна

Цели урока:

1. Определить роль царя-реформатора в поэме А.С.Пушкина «Медный всадник» и в истории, рассмотреть тему «маленького человека» на примере образа Евгения с целью формирования базового понятия «маленький человек» в художественном произведении.

2. Развить у учащихся 10-го класса умение анализировать поэтические тексты, в которых ставится философско-нравственная проблема, с целью формирования собственного взгляда на историю и роль человека в истории.

3. Воспитать у учащихся 10-го класса чувство ответственности и самостоятельности при подготовке к уроку.

Тип урока: урок смешанного типа.

Количество часов, отведенных на изучение данной темы: 1 час

Оборудование: текст поэмы А.С.Пушкина «Медный всадник», доска, проектор для просмотра презентации.

Методические приемы: вступительное слово учителя, анализ художественного текста, комментированное чтение, аналитическая беседа, беседа с учащимися по вопросам, конспектирование.

Оформление доски:

Двадцать шестое сентября

«Петербургская повесть Пушкина «Медный всадник». Человек и история в поэме. Тема «маленького человека».


В этой поэме видим мы горестную участь личности,

страдающей как бы вследствие

избрания места для новой столицы.

В.Г.Белинский

Организационный момент:

Учитель входит в класс, здоровается, отмечает отсутствующих, проверяет подготовку к уроку.

Вступительное слово учителя:

Учитель: Предыдущие наши занятия были посвящены творчеству Александра Сергеевича Пушкина. Мы рассмотрели любовную, свободолюбивую, философскую лирику, лирику, обращенную к теме поэта и поэзии. Сегодня мы переходим к изучению новой темы, которая записана на доске и звучит так: «Петербургская повесть Пушкина «Медный всадник». Человек и история в поэме. Тема «маленького человека».

Записываем число и тему урока. В ходе урока нам необходимо дать определение понятию «петербургская повесть», так как это понятие базовое, достаточно распространенное в русской литературе. Подробно проанализировать вступление к петербургской повести А.С.Пушкина «Медный всадник» с целью выявления основного пафоса произведения, также необходимо найти, так называемые, отправные точки, которые в дальнейшем помогут создать полноценную картину поэтического произведения, во всем многообразии образов и конфликтов.

Обратимся к эпиграфу нашего урока. Что такое эпиграф?

Учащиеся: Эпиграф – это изречение, краткая цитата, предпосланная чему-либо, например, художественному произведению, и характеризующая основную идею.

В ходе урока мы выделим основную идею произведения и вернемся к работе с эпиграфом, а сейчас мы его только лишь прочитаем и запишем, но про него не забываем, так как вам на итоговых уроках необходимо будет ответить на вопрос: почему именно слова В.Г.Белинского были предпосланы нашему уроку. Итак, наш эпиграф:

В этой поэме видим мы горестную участь личности, страдающей как бы вследствие избрания места для новой столицы.

(В.Г.Белинский)

Кто такой В.Г.Белинский? (Виссарион Григорьевич Белинский (1811-1848) – русский философ, критик, публицист).

Учитель: Сейчас мы познакомимся с историей публикации поэмы «Медный всадник».

«Высочайший цензор» Пушкина, Николай I потребовал переделки ряда мест. 14 декабря 1833 года Пушкин записал в дневнике: «Мне возвращен «Медный всадник» с замечаниями государя. Слово кумир не пропущено высочайшей цензурой. Стихи: «И перед младшею столицей // Померкла старая Москва, // Как перед новою царицей // Порфироносная вдова»,- вымараны. Во многих местах поставлен (?)». Поэт предпочел отказаться от опубликования поэмы; позднее начал было вносить исправления, но бросил это. При его жизни была напечатана в 1834 г. лишь часть вступления под названием «Петербург». Отрывок из поэмы в журнале «Библиотека для чтения».

«Медный всадник» был напечатан лишь после смерти Пушкина в «Современнике» 1837 г. с рядом вынужденных, в соответствии с требованиями Николая I, поправок Жуковского. Полный текст поэмы впервые полностью опубликован только в советское время.

Теперь, ребята, перейдем к образу самого Петербурга, поработаем с жанром, с понятием «Петербургская повесть» и поэма. Как вы думаете, почему подзаголовком прописано, что «Медный всадник» - это петербургская повесть, а не поэма? Почему «Петербургская повесть?

Ученики совместно с учителем формируют ответ на данный вопрос.

  1. Действия разворачиваются в городе, возведенном Петром Великим, Петербурге;
  2. Петербург не только место действия, но и действующее лицо, образ Петербурга, как и образ Невы, присутствует постоянно на станицах произведения.

Учитель: Давайте посмотрим, что представляет собой поэма? Что такое повесть?

Учащиеся под руководством учителя дают ответ на данный вопрос.

Поэма – это повествовательное произведение в стихах, обычно на историческую или легендарную тему.

Повесть – это «средний» жанр эпического рода литературы. По объему, как правило, меньше романа, но больше рассказа, новеллы. Если в романе центр тяжести заложен в целостном действии, в фактическом и психологическом движении сюжета, то в повести основная тяжесть переносится на статичные компоненты произведения – положения, душевные состояния, описания.

Таким образом, петербургская повесть – это повествование, в котором очень емко, зачастую, неоднозначно представлен образ города Петербурга как неотъемлемая часть художественного целого.

Переходим к работе с текстом, смотрим, как образ Петербурга реализовался в художественном произведении. Итак, зачитаем предисловие. С какой целью введено предисловие?

Учащиеся: Содержит указание на источник, на реальность описываемых событий.

Учитель: Ребята, вам было дано задание выучить наизусть вступление. Пожалуйста.

(прослушивание вступления к поэме, подготовленное учащимися)


Учитель: Каков пафос вступления в поэме? Что такое пафос? Пафос (от греч. «страдание, воодушевление, страсть» – это эмоциональная направленность произведения.

Учащиеся: Возвышенный. Написано в одической (хвалебной) форме.

Учитель: На какие композиционные части можно разделить вступление?

Учащиеся: 1 – история строительства города; 2 – гимн городу от лица поэта; 3 - пожелания городу красоты, стойкости и спокойствия морской стихии; 4 – финал, в котором пафос величия сменяется повествованием об «ужасной поре».

Учитель: В чем видит Пушкин заслугу Петра в строительстве Петербурга? Как противопоставляется прошлое и настоящее?

(учащиеся отвечаю, подкрепляя мнение цитатами из текста)

Учитель: Какова авторская позиция в гимне городу?

(учащиеся отвечаю, подкрепляя мнение цитатами из текста)

Учитель: Как в третьей части («Красуйся, град Петров..») закладывается основной конфликт поэмы? Обратите внимание на эпиграф. Почему в последних строках происходит контрастный слом настроения?

(учащиеся формулируют ответ под контролем учителя)

Учитель: Уже во вступлении автор ставит проблему между человеком и стихией, ставятся точки основного конфликта поэмы. Посмотрите на эпиграф, в чем этот конфликт заключается?

Учащиеся: Конфликт между человеком и властью.

Учитель: Тема «маленького человека» вводится в связи с каким образом?

Учащиеся: Тема «маленького человека» вводится в связи с образом Евгения.

Учитель: Как Пушкин показывает, что за государством не видно отдельно взятых людей?

Учащиеся формулируют ответ на вопрос под руководством учителя (подкрепляют ответ цитатами из текста):

Евгений в гибели Параши винит Петра Первого: если бы он не основал город, не было бы наводнения и она бы не погибла. С ее гибелью рушится его мир, он теряет смысл жизни. Евгений понимает, что все дела ничто под влиянием силы рока. Петр Первый, Петербург, наводнение – символ неостановимого хода истории, где гибнет простой человек.

Подведение итога урока:

Ответы на вопросы: С какой поэмой Пушкина познакомились на уроке? Ее основная тема, конфликт? С образами кого связан данный конфликт?

Домашнее задание: подготовиться к сочинению по творчеству А. С. Пушкина на одну из тем:

  1. Тема Петербурга в творчестве А. С. Пушкина.


  1. Мое любимое стихотворение А.С. Пушкина.


  1. Тема поэта и поэзии в лирике А. С. Пушкина.


  1. «Союз волшебных звуков, чувств и дум» (по лирике А. С. Пушкина).


  1. «Чувства добрые я лирой пробуждал» (по лирике А. С. Пушкина).


  1. Герои поэмы А.С.Пушкина «Медный всадник».

  1. В чём смысл противопоставления Петра I и «бедного» Евгения в поэме А.С.Пушкина «Медный всадник».

  1. Герои и проблематика поэмы А.С.Пушкина «Медный всадник».

  1. Образ Петра Великого в поэме А.С.Пушкина «Медный всадник».

  1. Петербург глазами А.С.Пушкина по поэме «Медный всадник».

  1. Проблема личности и государства в поэме А.С.Пушкина «Медный всадник».

  1. Трагедия «маленького» человека в поэме А.С.Пушкина «Медный всадник».


Получите в подарок сайт учителя

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по русской литературе . В.Шукшин Рассказы .

Работа над текстами рассказов В. Шукшина на уроке внеклассного чтения. Урок посроен на основе групповой работы по методу Рахимова....

Открытый урок по русской литературе в 7 классе на тему "Лермонтов и Кавказ"

Такие уроки способствуют воспитанию  нравственных ориентиров учащихся, развитию творческого мышления, образного воображения, умению выразительно читать, любви к историческому прошлому своей Родин...

ОТКРЫТЫЙ УРОК по русской литературе в 5 классе по проекту передачи Ю.Вяземского «Умницы и умники» Поэма А.С. Пушкина «Руслан и Людмила»

ОТКРЫТЫЙ УРОК  по русской литературе в 5 классе по проекту передачи Ю.Вяземского «Умницы и умники»  Поэма А.С. Пушкина «Руслан и Людмила»...

Открытый урок по русской литературе "После бала"

Открытый урок по русской литературе по произведению Л. Н. Толстого "После бала" для 9 класса...

Открытый урок по русской литературе в 8 классе "Уроки доброты".

Открытый урок в 8  «Б»  классе  «Уроки доброты» ( по рассказу  В. Распутина « Уроки французского»)Цель урока:- познакомить учащихся с творчество...

Открытый урок по русской литературе на тему: " Мир, в котором нет любви..." ( по драме А.Н. Островского " Гроза")

Данный урок был проведён в 10 классе.  Это заключительный урок по драме. Тип урока- комбинированный, с элементами развивающего обучения. На протяжении всего урока ставились задачи, требующие осмы...