Капитанская дочка (3 - 5 главы)
план-конспект урока по литературе (8 класс)

Евдокимова Анна Васильевна

Проблема чести, достоинства, нравственного выбора в повести. Гринев и Швабрин

(разбор 3—5 глав повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка»)

Кончпект урока включает в себя план 3 - 5 глав и вопросы с примерными ответами.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kapitanskaya_dochka_3-5_gl.docx31.96 КБ

Предварительный просмотр:

Проблема чести, достоинства, нравственного выбора в повести. Гринев и Швабрин

(разбор 3—5 глав повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка»)

                                                                           

                                                                                Ход урока

  1. План  III главы «Крепость»
  1. Приезд Гринева и Савельича в Белогорскую крепость.
  2. Дом коменданта.
  3. Знакомство с Василисой Егоровной (женой коменданта Ивана Кузмича)
  4. Новое жилище Петра
  5. Знакомство со Швабриным.
  6. Первая встреча с комендантом.
  7. Маша
  8. Гостеприимство хозяев

-        О какой реке идет речь в 3 главе? (Яика)

-     Как сейчас называется река Яик? Почему ее название было изменено? (Это река Урал. После подавления Пугачевского бунта, в котором принимали участие яицкие казаки, Яик в 1775 указом императрицы Екатерины II был переименован в Урал. После подавления восстания Пугачева были изменены многие географические названия, чтобы ничто не напоминало о бунте.)

-        Что представляла собой Белогорская крепость? (Белогорская крепость находилась в 40 верстах от Оренбурга. Деревушка, окруженная бревенчатым забором. С одной стороны стояли 3 или 4 скирда сена, полузанесенные снегом; с другой скривившаяся мельница, с лубочными крыльями, лениво опущенными. У ворот чугунная пушка; улицы тесны и кривы; избы низки и большею частию покрыты соломою).

-     Дайте портреты тех «старинных людей», которых Гринев узнал в Белогорской крепости? (Первым

был «старый инвалид», который, сидя на столе, нашивал заплату на локоть зеленого мундира. Он сразу же сказал вошедшему: «Войди, батюшка, наши дома». «Старушка в телогрейке», которая вместе с «кривым старичком в офицерском мундире» разматывала нитки, была Василисой Егоровной — супругой коменданта — главным человеком в этом захолустном мирке. Она рассказывает Гриневу о Швабрине и вызывает к себе урядника Максимыча — молодого и статного казака).

-     Как вы думаете, что ответил Гринев «кривому старичку» Ивану Игнатьичу на вопрос: «Вы в каком полку изволили служить?» (Гринев был еще до рождения записан сержантом в Семеновский полк, скорее всего, он так и ответил, умолчав о том, что нигде еще не служил.)

-     Как попал в Б… крепость Швабрин? (Алексей Иваныч переведен за смертоубийство)

-     К кому комендантша приказала поселить Петра? (к Семену Кузову)

-    Описание пейзажа, открывающегося из окна избы Семена Кузова, к которому был определен на постой Гринев? («Передо мною простиралась печальная степь. Наискось стояло несколько избушек; по улице бродило несколько куриц. Старуха, стоя на крыльце с корытом, кликала свиней, которые отвечали ей дружелюбным хрюканьем. И вот в какой стороне осужден я был проводить мою молодость!»)

-        Каким впервые предстает перед Гриневым (и перед читателем) комендант крепости, капитан Миронов? («Старик бодрый и высокого роста, в колпаке и китайчатом халате». Конечно, несоответствие ожиданиям (вместо строгости армейских учений почти домашняя обстановка) выглядит комично.)

-     Описание Маши? (девушка лет осемнадцати, круглолицая, румяная, с светло-русыми волосами, гладко зачесанными за уши, которые у ней так и горели)

-        Почему на обеде у Мироновых Гринев смотрел на Машу «с предубеждением»? (Маша «не очень понравилась» Гриневу потому, что Швабрин уже успел описать ее «совершенною дурочкою».)

-        Приданое Маши? (частый гребень, да веник, да алтын денег)

  1. План  IV главы «Поединок»
  1. Дружба Петра Гринева с семьей коменданта.
  2. Служба в крепости.

А)

Б) Песенка о Маше

В) Критика Швабрина

Г) Клевета на Машу

Д) Ссора Гринева и Швабрина

      3.   Разговор Петра Гринева с Иваном Игнатьичем.

      4.   Вечер у коменданта

      5.   Неудавшаяся дуэль.

      6.   По-видимому примиренные

      7.   Разговор Гринева с Машей. Неудавшееся сватовство Швабрина и Маши.

      8.   Дуэль и ранение.

-        Кто и почему распоряжается в крепости? (Распоряжается всем, действует от имени своего мужа Василиса Егоровна, капитанша. Она «на дела службы смотрела, как на свои хозяйские, и управляла крепостию так точно, как своим домом».)

-        Как и почему изменилось мнение Гринева о капитанской семье? (Добросердечие и простота Мироновых, возможно, напомнили Гриневу о жизни с родителями. В доме капитана он был «принят как родной» и чувствовал себя как в своей семье: «Незаметным образом я привязался к доброму семейству». Гринев перестал доверять клевете Швабрина и составил собственное мнение о Мироновых. Комендант оказался необразованным и простым, но честным и добрым человеком. Теми же словами говорил о Миронове генерал, Андрей Карлович, что делает это впечатление достоверным. Маша оказалась «благоразумной и чувствительной девушкой». Все это сделало жизнь Гринева в крепости «не только сносной, но и приятной».)

-        Чем занимался Гринев в крепости? (Гринев был произведен в офицеры, но служба его «не отягощала». Он стал читать, в нем «пробудилась охота к литературе»: он переводил и даже сочинял стихи.)

-        Хороши ли, по-вашему, «стишки» Гринева? Прав ли Швабрин, издеваясь над ним? (Стихи Гринева, конечно же, были слабыми, но искренними, откровенно выражали его чувства. Швабрин издевался не столько над «стишками», сколько над чувствами Гринева.)

-    Кто из литераторов XVIII века “очень похвалял” стихи Гринёва? (Поэт и драматург А.П. Сумароков.)

-     Как сам Гринёв определил жанр своего стихотворения, посвящённого Маше? (Песенка)

      Выразительное чтение эпизода и его обсуждение

Прочитаем выразительно со слов «Я уже сказывал, что я занимался литературой...» до слов «Самолюбивый стихотворец и скромный любовник! - продолжал Швабрин, час от часу более раздражая меня, - но послушай дружеского совета: коли хочешь успеть, то советую действовать не песенками».

-        Что послужило причиной, а что поводом к ссоре между Гриневым и Швабриным? (Причина была в том, что Гриневу не нравились «всегдашние шутки» Швабрина насчет семьи коменданта, он начал понимать, что Швабрин - нечестный и недобрый человек. Швабрина же Гринев раздражал своей открытостью и простотой, тем, что он любит Машу, к которой Швабрин безуспешно сватался. Поводом же для ссоры и дуэли послужила не просто «грубая и злая насмешка», а «обдуманная клевета» Швабрина, будто Машу можно купить за пару серег. Ссора назревала давно и была неизбежной.)

      Выразительное чтение эпизода и его обсуждение

      Прочитаем выразительно со слов «Я тотчас отправился к Ивану Игнатьичу….» до слов «…и я решился от него отступиться».

-        Где должна была состояться дуэль? (За скирдами, что находилась подле крепости, на другой день в седьмом часу утра)

-     Что произошло утром? (Появился Иван Игнатьич и человек 5 инвалидов. Он потребовал нас к коменданту)

-      При каких обстоятельствах был ранен Гринев? (Швабрин воспользовался тем, что Гринева отвлек призыв Савельича, и нанес ему подлый удар.)

-        Что защищал Гринев на дуэли? Какие его качества проявились в истории с дуэлью? (Он защищал честь и достоинство свои и своей любимой. Он проявил благородство, не упомянув имя Маши. Василисе Егоровне Гринев, не называя истинных причин, объяснил, что они со Швабриным поссорились «за песенку». Гринев действовал храбро и мужественно, ведь Швабрин был старше и опытнее его, в том числе и в умении драться на шпагах.)

IV.        Словарная работа

-        Как вы понимаете слова достоинство, честь, благородство? Уточните по словарям значения этих слов.

Достоинство - сознание своих человеческих прав, своей моральной ценности и уважение их в себе.

Честь - совокупность высших морально-этических принципов личности.

Благородство - 1) высокие нравственные качества; 2) высокое достоинство, красота.

  1. План  V главы «Любовь»
  1. Пробуждение после дуэли.
  2. Гринев предлагает Маше стать его женой
  3. Решился написать к батюшке и просить родительского благословения
  4. Помирился со Швабриным
  5. Письмо от батюшки и отказ от благословлления
  6. Негодование на Савельича
  7. Разговор с Машей и ее отказ.
  8. Чтение письма Савельича
  9. Одиночество и бездействие

-        Сколько времени после дуэли Гринев был без сознания? (Пришел в сознание на пятые сутки)

-    Кто ухаживал за раненым Гриневым?  («Проснувшись, подозвал я Савельича и вместо его увидел перед собою Марью Ивановну; ангельский голос ее меня приветствовал». «Все семейство коменданта за мною ухаживало») 

-     Почему Гринев помирился со Швабриным? («Я был слишком счастлив, чтобы хранить в сердце чувство неприязненное». Гринев решил, что Швабрин искренне раскаялся, считал, что тот клеветал из чувства «оскорбленного самолюбия и отвергнутой любви», и «великодушно» простил своего «несчастного соперника».)

-        Почему Андрей Петрович Гринев отказал сыну в благословении на брак с Машей Мироновой? (Андрей Петрович решил, что сын ведет себя недостойно, что вместо службы он дерется на дуэлях «с такими же сорванцами», что следует не женить его, а выбить из него «дурь».)

-        Как Гринев-отец узнал о похождениях сына? (Гринев «негодовал на Савельича», но оказалось, что отцу донес Швабрин. Раскаяние его оказалось неискренним. Он лишь затаился и опять, как и на дуэли, нанес удар исподтишка, написав отцу своего противника.)

-        Почему Маша отказалась выйти замуж за Гринева? (Маша считала, что без благословения родителей счастье невозможно. Она искренне любит Гринева и желает ему счастья, хотя бы с «другой».)

-        Как эпиграф к V главе соотносится с характером Маши Мироновой? (Эпиграфы к этой главе намекает на историю любви Гринева и Марьи Мироновой. Отец Гринева выступает против их неравного брака. Бедная девушка понимает, что она не пара богатому Гриневу, поэтому избегает встреч с ним. Отрывки из народной песни проникнуты настроением грусти, сожаления, разочарования. И это совпадает с тем, что творится в душе главного героя: «Жизнь моя сделалась мне несносна. Я впал в мрачную задумчивость, которую питали одиночество и бездействие. Любовь моя разгоралась в уединении и час от часу становилась мне тягостнее… Дух мой упал.» Эти два эпиграфа для Петруши оказываются вестниками несчастливыми. Маша не выйдет замуж за Гринева в данной ситуации: ей необходимо, чтобы брак был освящен благословением будущих свекра и свекрови. Она заботится не только о себе, но и о Петре, т.к. понимает, что в будущем он не сможет быть счастливым без родительской любви. Второй же эпиграф передает чувства героини: Маша понимает, что необходимо разорвать отношения. Её же сердце наполнено болью и страдание).

-        Как вы понимаете последнюю фразу главы: «Неожиданные происшествия, имевшие важное влияние на всю мою жизнь, дали вдруг моей душе сильное и благое потрясение»? («Благим» потрясение, повлиявшее на судьбу Гринева, является в том смысле, что оно очистило и возвысило его душу. Гриневу пришлось пройти через многие испытания, многое пережить и понять, повзрослеть.)

VI. Итог урока.

Домашнее задание

1.  Перечитать главы VI, VII. Озаглавить главы и составить план к каждой главе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"А.С. Пушкин «Капитанская дочка». Истоки формирования личности Гринева (анализ I – II глав)."

Открытый урок литературы для обучающихся 8 класса по произведению А.С. Пушкина "Капитанская дочка" с различными видами работы: анализ 1-2 главы, исследование с презентациями учащихся, блиц-опрос, твор...

Сжатое изложение. Отрывок из II главы повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка».

Разработка урока содержит материалы для  написания сжатого изложения. В работе представлено несколько видов сжатия текста ....

Внеклассное мероприятие по литературе (инсценировка I, IV, V, XI, XIV глав повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка»).

Данное внеклассное мероприятие помогает расширить представления учащихся о творчестве А.С. Пушкина,  воспитывать уважение к родному языку и слову, к истории страны, развивать артистизм, эсте...

План-конспект урока литературы на тему "Проблема чести, достоинства, нравственного выбора в повести. Гринев и Швабрин" (разбор 3—5 глав повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка»)

Цели и задачи: проследить путь духовного становления Гринева; разви­вать навыки анализа текста, выразительного чтения и пересказа.Методические приемы: сжатый пересказ, аналитическая бесе­да, в...

"Капитанская дочка", тест по содержанию 1-5 глав

Для быстрой проверки знаний учащихся по 1-5 главам романа Пушкина "Капитанская дочка". Задания с выбором ответа и с кратким ответом словом....

Роман А.С. Пушкина "Капитанская дочка" (6-9 главы).

Тест на знание деталей 6-9 глав произведения....