Литературное чтение 3 класс И.С Соколов-Микитов "Листопадничек"
методическая разработка по литературе

Магомедова Альбина Магомедовна

Методическая разработка + презентация+кластер+синквейн.  3 класс. Литературное чтение. УМК Школа России

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл poslovitsy.docx11.63 КБ
Файл sinkvey1.docx10.61 КБ
Файл klaster1.docx12.26 КБ
Файл listopadnichek.pptx2.29 МБ
Файл urok_po_lit.cht_._3_klass.docx23.25 КБ

Предварительный просмотр:

Много спать – дела не знать.

В гостях хорошо, а дома лучше!

Всякий кулик своё болото хвалит.

Много спать – дела не знать.

      Вернуться в родные пенаты.

Всякий кулик своё болото хвалит.

Много спать – дела не знать.

Всякий кулик своё болото хвалит.

Нет друга лучше, чем родная матушка.

Много спать – дела не знать.

Всякий кулик своё болото хвалит.

Хорошо тому, кто в своем дому.



Предварительный просмотр:

синквейн

   1. Зайчик

2._________________

3._________________

4._________________

5.________________

синквейн

  1. Зайчик

2._________________

3._________________

4._________________

5._________________



Предварительный просмотр:

Кластер

Кластер


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

И.С. Соколов-Микитов « Листопадничек »

Слайд 2

Хатка бобров

Слайд 4

С инквейн 1. - Зайчик 2. – 2 прилагательных; 3. – 3 глагола; 4. – ключевое предложение из текста ; 5. - своё отношение

Слайд 5

В гостях хорошо, а дома лучше! Пословицы Вернуться в родные пенаты. Хорошо тому, кто в своём дому. Нет друга лучше, чем родная матушка.

Слайд 6

Дом, в котором мы живем, Самый лучший в мире дом! Память добрую о нем Мы всю жизнь в сердцах несем. Пусть тепло и добрый свет Будут в нем на тысячу лет!



Предварительный просмотр:

Предмет: Литературное чтение

Класс: 3

Тема: «И. С. Соколов-Микитов Листопадничек. Закрепление»

Цели деятельности учителя:

- закрепить знания  учащихся о творчестве И.С. Соколова-Микитова;

- развивать навыки выразительного, беглого чтения, развивать внимание, память, воображение.

Планируемые результаты:

предметные: закреплять знания прочитанного рассказа «Листопадничек»; развивать устную речь;  совершенствовать умение давать характеристику герою;

личностные: формировать навыки работы с источниками информации: ориентироваться в тексте;  анализировать и синтезировать прочитанное.

Ход урока.

1. Организационный момент.

-Сегодня на уроке нас ждет интересная работа. В помощь возьмите внимание, сосредоточенность, дружелюбие. Улыбнитесь друг другу!

2.Постановка учебных задач и её решение

- Ребята, чтобы вспомнить, какое произведение мы с вами изучали на прошлом уроке, ответьте на вопрос   «Кто как готовится к зиме?»

1. Белка, бобр;

(животные, которые запасают себе на зиму корм)

2. Медведь, ёж;

(животные ложатся в спячку)

3. Лиса, заяц.

(животные не запасают корм, не ложатся в спячку)

        - У какого из названных животных детёныши появляются осенью? (Учащиеся высказывают мнения).  

- Как называют зайцев, родившихся осенью?

- Итак, с каким произведением мы познакомились? («Листопадничек»). 

- Верно, кто является автором этого произведения? (И.С. Соколов-Микитов).

- Ребята, сегодня мы продолжаем работу с  произведением И.С. Соколова-Микитова «Листопадничек».

- Какие цели мы можем  поставить к сегодняшнему уроку? (закрепить знания по произведению «Листопадничек»)

Решение частных задач:

- К какому литературному жанру мы отнесём это произведение? (Сказка).

- Докажите. А к какому виду она относится? (Сказка – произведение волшебного характера, основанного на вымысле. В сказке «Листопадничек» животные разговаривают, события нереальные.)

- Какая эта сказка и почему?  (литературная)

- Давайте вспомним, кто главный герой произведения? (заяц – листопадничек)

-Это осенних зайчиков так называют. А как же называют зайчиков,  рожденных в другое время? Хотите узнать?  (сообщение ученика)

Зайчиха может приносить приплод три раза в год.  Зайчата первого выводка – «настовики», так как они появляются, когда на снегу есть наст (наст на снегу - заледеневшая корка на снегу после короткой оттепели), летние зайчата – «колосовики» или «травники», а осенние – «листопадники».

3. Проверка домашнего задания.

Выборочное чтение (чтение-поиск):

-Давайте вспомним, какая мечта была у маленького зайчика?

-Почему она появилась?

- Кого встретил зайчонок во время путешествия?  

- Найдите и прочитайте отрывок описания хатки бобров. (с.62 «Прыгнул листопадничек в хатку…»)

-Понравилась ли зайчику хатка бобров?

- Если зайчонку не понравилось у бобров, почему он не убежал? (боялся холодной воды, не умел плавать и нырять).

-Прочитайте эпизод, который заставил вас переживать за Листопадничка.

А, знаете ли вы, что у бобров много врагов, которые часто разрушают их хатку? Назовите тех, которые встретились в произведении.

Физминутка.  Игра «Верю, не верю»  (верю - хлопать, не верю - топать)

Верные и неверные утверждения: Верите ли вы, что:

  • это сказка  о животных!
  • листопаднички  - это  зайцы, рождённые осенью!  
  •  зайцы живут под водой!
  •  гуляя в лесу не надо соблюдать никаких правил!
  • можно  брать домой маленьких зайчат!
  •  зайчонок побежал за журавлями в теплые страны!  
  • бобры строили  плотину!
  •   "Листопадничек" - это сказка!

4. Закрепление материала.

1) Характеристика героев. (Работа в группах)

              1 группа составляют кластер - о  Листопадничке

        - Опишите Листопадничка, каким он был, обосновывая свой выбор.

        - непослушный (убежал из дома, ослушался маму);

        - любознательный (задаёт вопросы бобрам);

        - терпеливый (всю зиму жил в хатке у бобров);

        - добрый (помогал нянчить бобрят);

        - заботливый (кормит бобрят);

        - смелый (научился плавать);

        - любящий  (скучает и вспоминает старую мать-зайчиху и маленьких братьев, живя  в хатке у бобров).

              2 группа составляют кластер.  – о бобрах, дайте характеристику бобрам.

            - трудолюбивые (строят плотину, хатку в два этажа; таскают палки; хвостом пришлёпывают, как штукатур лопаткой; ходят на работу);

            - запасливые (готовят корм на зиму);

            - гостеприимные (приютили зайца);

            - заботливые (волнуются за бобрят);

            - смелые (выгнал выдру из хатки; помогает зайчику при наводнении);

           - чистоплотные (прибирают свою хатку, любят чистоту и порядок).

             3 группа составляет синквейн о зайчике  

        (На слайд выносится план работы с синквейном).

        1)  – существительное;

        2) – 2 прилагательных;

        3) – 3 глагола;

            4) – ключевое предложение из текста;

            5)  (своё отношение)        

                    Зайчик

                   Любознательный, трусливый

                   Заботится, боится, ныряет

                   Листопадничек познакомился с бобрами .

                   Листопадничек.

2) Работа с пословицами (работа в парах)

-Сейчас мы поработаем в парах. Каждая пара получит пословицы, из них выберите ту, которая больше всего, по вашему мнению,  подходит к произведению Соколова-Микитова «Листопадничек».

-Объясните свой выбор.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                     

  • Много спать – дела не знать.
  • Всякий кулик своё болото хвалит.
  • В гостях хорошо, а дома лучше!

Это и есть главный смысл сказки.-

- Только дома нас всегда ждут, любят, заботятся о нас. Дом – это там, где живут самые родные и близкие нам люди.

3)  Графический диктант

1.Произведение «Листопадничек написал Александр Куприн.

2.Листопадничек – это имя бобра.

3.Бобры строили хатку.

4.Листопадничек побежал за журавлями в тёплые страны.

5.Бобр выгнал из кладовой разбойницу – лисицу.

6.Старый бобр научил зайчонка плавать и нырять.

7.Бобрята питались ивовой корой.

5.  Итог урока.

- Какую истину вы сегодня поняли, открыли для себя?

- О чём вас заставила задуматься сказка. (Надо дорожить своей Родиной, любовью близких. Они - главная опора в жизни.)

А закончить урок я хочу замечательными строчками:

Дом, в котором мы живем,

Самый лучший в мире дом!

Память добрую о нем

Мы всю жизнь в сердцах несем.

Пусть тепло и добрый свет

Будут в нем на тысячу лет!

6. Рефлексия. (Написание синквейна)

- Попробуем с вами написать синквейн. (Это пятистишье)

- Чем мы сегодня занимались на уроке?

- Подберите два прилагательных, относящихся к теме урока.

- Подберите три глагола.

- Что запомнили, узнали? Попробуйте сказать одним предложением.

- Теперь выскажите свое отношение  (одним словом)

- Вам было сложно, легко? (интересно)

        7.Домашнее задание, выставление оценок.  

        1.  Подготовить пересказ сказки от лица Листопадничка или Бобра (по своему желанию).

         2. Проиллюстрируйте понравившийся эпизод сказки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературного чтения во 2-м классе по технологии "Развитие критического мышления через чтение и письмо" с приемом "Чтение с остановками»

Урок литературного чтения во 2-м классе по технологии "Развитие критического мышления через чтение и письмо" с приемом "Чтение с остановками»Тема: И. Василенко «Мостик».Цель: работать над ра...

Тест к обобщающему уроку по теме "Литературные сказки". Литературное чтение 4 класс УМК "Школа России".

В тесте содержатся задания по произведениям раздела "Литературные сказки", а так же ключ к тестовым заданиям....

Мастер-класс для педагогов и родителей "Педагогические приёмы для развития мотивации, выразительности, техники чтения на уроках литературного чтения"

Данный мастер класс подготовлен и проведён для педагогов и родителей детей с тяжёлыми нарушениями речи....

Календарно – тематическое планирование рабочей общеобразовательной программе для обучающихся, воспитанников с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) по предмету «Чтение (литературное чтение)» 6 класса

Календарно-тематическое планирование учитывает особенности познавательной деятельности умственно отсталых детей, направлена на разностороннее развитие личности учащихся, способствует их умственному ра...

Рабочая программа по чтению (литературному чтению) 5 «В» класс на 2019-2020 учебный год

Рабочая программа по чтению (литературному чтению) 5 «В» класс на 2019-2020 учебный год...

Рабочая программа по чтению (литературное чтение) 6 «в» класс 2019-2020 учебный год

Рабочая программа по чтению (литературное чтение) 6 «в» класс 2019-2020 учебный год...

Контрольная работа по произведениям 20 века 9 класс "Чтение и литературное чтение"

Итоговый контроль знаний по изученным произведениям 20 века в 9 классе...