Практическая работа по определению стихотворных жанров
тренажёр по литературе (10 класс)

Шепелева Ольга Геннадьевна

Работа содержит несколько отрывков из литературных произведений и Приложение с определением самых распростаненных стихотворных жанров. Обучающийся должен найти соответствия примеров и определений.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Практическая работа по предмету «Литература»

         __________________________________________________________

Определение стихотворного жанра.

Задание: Прочитать стихотворное произведение и выбрать из предложенных в приложении определений соответствующий жанр.

        1.   Безумных лет угасшее веселье

 Мне тяжело, как смутное похмелье

 Но, как вино - печаль минувших дней

 В моей душе чем старе, тем сильней.

 Мой путь уныл.

 Сулит мне труд и горе

 Грядущего волнуемое море.          /А.С.Пушкин/

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________

        2. О Ты, пространством бесконечный,

 Живый в движеньи вещества,

 Теченьем времени превечный,

 Без лиц, в трёх лицах Божества!

 Дух всюду сущий и единый,

 Кому нет места и причины,

 Кого никто постичь не мог,

 Кто всё Собою наполняет,

 Объемлет, зиждет, сохраняет,

 Кого мы называем: Бог.

…………………………………..

 Неизъяснимый, Непостижный!

 Я знаю, что души моей

 Воображении бессильны

 И тени начертать Твоей…             /Г.Р.Державин/

 ―――――――――――――――――――――――――――――――――――― ――――――――――――――――――――――――――――――――――――

       3.  По-над Доном сад цветет,

Во саду дорожка;

На нее б я всё глядел,

Сидя, из окошка...

Там с кувшином за водой

Маша проходила,

Томный взор потупив свой,

Со мной говорила.

«Маша, Маша!-молвил я.

Будь моей сестрою!

Я люблю... любим ли я,

Милая, тобою?»

Не забыть мне никогда,

Как она глядела!

Как с улыбкою любви

Весело краснела!

Не забыть мне, как она

Сладко отвечала,

Из кувшина, в забытьи,

Воду проливала...

                   /А.В.Кольцов/

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________

         

          4. Кто скачет, кто мчится под хладною мглой?

 Ездок запоздалый, с ним сын молодой.

 К отцу, весь издрогнув, малютка приник;

 Обняв, его держит и греет старик.

 "Дитя, что ко мне ты так робко прильнул?"

 "Родимый, лесной царь в глаза мне сверкнул:

 Он в темной короне, с густой бородой".

 "О нет, то белеет туман над водой". 

........................................................................

 Ездок оробелый не скачет, летит;

 Младенец тоскует, младенец кричит;

 Ездок погоняет, ездок доскакал...

 В руках его мертвый младенец лежал.                   /И.Гёте/

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

         

          5. Боже, Царя храни!

 Сильный, Державный,

 Царствуй на славу нам,

 Царствуй на страх врагам,

 Царь Православный!

 Боже, Царя храни!

_______________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________

         6.  Бездушному дельцу:

Здесь Джон покоится в тиши,

 Конечно, только тело...

 Но говорят, оно души

 И прежде не имело!

……………………………..

Вильяму Грэхему, эсквайру:

 Склонясь у гробового входа,

 -О смерть! - воскликнула природа, -

 Когда удастся мне опять

 Такого олуха создать!..                                    /Роберт Бёрнс/

_______________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________

         7. Полу-милорд, полу-купец,

Полу-мудрец, полу-невежда,

Полу-подлец, но есть надежда,

Что будет полным наконец.

                                                            А. С. Пушкин. На М. С. Воронцова.

*     *      *

Воспитанный под барабаном,,

Наш царь лихим был капитаном:

Под Австерлицем он бежал,

В двенадцатом году дрожал,

Зато был фрунтовой профессор!

Но фрунт герою надоел —

Теперь коллежский он асессор

По части иностранных дел!                            А. С. Пушкин. На царя Александра I.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

ПРИЛОЖЕНИЕ

Варианты ответов:

Эпигра́мма (др.-греч. ἐπίγραμμα «надпись») — небольшое сатирическое стихотворение, высмеивающее какое-либо лицо или общественное явление.

О́да (от греческого ode-песнь)- жанр лирики, торжественная песня, посвящённая какому-либо событию, герою, или отдельное произведение такого жанра.

Эпита́фия (греч. ἐπιτάφιος «надгробный») — изречение (часто стихотворное), сочиняемое на случай чьей-либо смерти и используемое в качестве надгробной надписи.

Песня или песнь — в узком значении — малый стихотворный лирический жанр, существующий у всех народов и характеризующийся простотой музыкально-словесного построения.

Балла́да (от balar танцевать, плясать) — многозначный литературоведческий и музыковедческий термин. Поэтический и музыкальный жанр в XVIII и XIX вв., популярный у романтиков и их позднейших эпигонов. Основное значение: стихотворение с повествовательным сюжетом.

Гимн (др.-греч. ὕμνος) — песня, восхваляющая и прославляющая кого-либо или что-либо (первоначально — божество).

Элегия — лирический жанр, содержащий в стихотворной форме эмоциональный результат философского раздумья над сложными проблемами жизни; грустное стихотворение, зачастую с сетованиями на жизнь.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Научно - практическая работа "Близнецы. Определение зиготности близнецов на примере близнецов МКОУ Верх - Чикская СОШ"

Текст научно - практической работы (без приложений). Работа получила сертификат за участие в районной научно - практической конференции "Первые шаги в науку" - 2012 год...

Население Южной Америки. Практическая работа № 7 «Определение черт сходства и различий географического положения Африки и Южной Америки». География, 7 класс

Цели и задачи урока: Сформировать представление о современной политической карте  Южной Америки, народах материка.Оборудование: Политическая карта Южной Америки, контуры стран Южной Америки, разд...

Практическая работа "Обособление определений и приложений"

Практическая работа "Обособление определений и приложений" 8 класс...

Практическая работа № 1. Определение по карте протяженности Воронежской области и в градусной мере и километрах. Определение координат различных точек местности.

Определите по карте географические координаты крайних точек Воронежской области.Подпишите, с какими соседними областями и государством граничит Воронежская область....

Практическая работа №4: «Определение географических координат объектов, географических объектов по их координатам».

Данная практическая работа №4 отличается от аналогичных разработок наличием:- карточки задания №1 - где учащиеся в качестве "стартового спринта" работают по завершению формирования представлений о пар...