Контрольные и проверочные работы по литературе
методическая разработка по литературе (9 класс)

Солдатова Галина Михайловна

Контрольная работа по комедии А.Грибоедова "Горе от ума"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Контрольная работа по комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»

Вариант 1.

1. Правильно соотнесите литературные направления и характерные для них черты, проявившиеся в комедии «Горе от ума»

классицизм

главный герой: одинок и не понят окружающими; противостоит обществу; речь насыщена трагическим пафосом; мотив изгнанничества;

романтизм

социальная и психологическая типизация; индивидуализация героев; отсутствие однозначности в образах героев комедии; «порок не показан, до-бродетель не тор-жествует»; в произведении присутствует более двадцати действующих лиц;

реализм

единство  места, времени и действия произведения; амплуа; принцип говорящих фамилий.

 2. А.С. Грибоедов писал: «В моей комедии 25 глупцов на одного здравомыслящего человека, и этот человек, разумеется, в противоречии с обществом, его окружающим». Кого имел в виду писатель:

А) Скалозуба;              Б) Молчалина;                    В) Чацкого;                Г) Софью

3. Отметьте основные средства создания сатирических характеров в комедии.

 Индивидуализация языка; афористичность; трагический пафос; авторская ре-марка; гипербола; фарсовые детали; катарсис; фразеологизмы; драматизм; про-сторечия; ирония; сарказм.

4. «…Чацкий в комедии не является ни идеалом, ни даже носителем более или менее четкой позитивной программы» (Е. Рогачёвская).

А) Как вы понимаете определение «идеал» применительно к  герою литератур-ного произведения? Можете вы согласиться с тем, что Чацкий таковым не яв-ляется? Почему?

Б) Верно ли, что у Чацкого нет «более или менее четкой позитивной програм-мы»? Если вы не согласны с мнением исследовательницы, то в каких, на ваш взгляд, монологах героя комедии эта программа изложена наиболее четко и последовательно.

5. В известном монологе Чацкого цензурой были опущены слова

Своя провинция

Посмотришь вечерком

Он чувствует себя здесь маленьким царьком.

А) Как вы считаете, чем могла быть вызвана такая цензурная правка?

Б) Насколько изменился монолог главного героя? Может быть, опущенные слова не несут важного смысла?

Вариант 2.

1. Афоризм – это:

А) Художественное обоснование поступков персонажей;

Б) Краткое изречение, содержащее в себе законченную философскую мысль, житейскую мудрость или нравоучение;

В) Часть лексики, слова и обороты, употребляющиеся в прошлом для обозна-чения каких-либо предметов, для создания исторического колорита.

2. Объедините внесценические персонажи,  относящиеся  к «веку нынешнему» и «веку минувшему».

Князь Федор; Максим Петрович; трое из бульварных лиц; Татьяна Юрьевна; двоюродный брат Скалозуба; барон фон Клоц; французик из Бордо; молодые люди; «кто путешествует, в деревне кто живет»; Кузьма Петрович; тетушка Софьи.

3. Жанровое своеобразие произведения А.С. Грибоедова выражено в определении жанра:

А)  Комедии;   Б) Трагедии;   В) Трагикомедии.

4. А.С.Пушкин прочитал «Горе от ума», находясь в ссылке, и в письме поэту П.А.Вяземскому (28 января 1825 года) отметил: «Читал я Чацкого – много ума и смешного в стихах, но во всей комедии ни плана, ни мысли главной, ни истины».

А) Попытайтесь поспорить с поэтом относительно плана, главной мысли и истины «Горя от ума». Или вы согласны с такой оценкой комедии Грибоедова?

Б) Вам известна другая пушкинская оценка пьесы? Расскажите о том, чем она отличается от приведенной выше.

5. «Оптимизм – основная настроенность «горя от ума». Какова бы ни была развязка, внутреннее бессилие фамусовского общества и сила Чацкого очевидны читателю и зрителю» (Н.К. Пиксаков).

А) Какова развязка комедии Грибоедова? Она оптимистична или пессимистична, по вашему мнению? Обоснуйте свой ответ.

Б) Можете ли вы согласиться с мыслью о «внутреннем бессилии фамусовского общества»? Почему?

В) Вы увидели очевидную силу Чацкого? Если да, то в чем? Согласны ли вы с тем, что комедия оптимистична по своему общему настроению?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Контрольные и проверочные работы по литературе

М. Горький, И. Бунин, А. Куприн,М. Булгаков, М. Шолохов, Л. Толстой.  Вопросы на знание текста и биографии автора. Для 10 и 11 классов....

Контрольные и проверочные работы по литературе для 8 класса

Среди  разных форм и способов проверки учебных достижений  контрольная работа – одна из эффективных форм проверки ранее заявленных учебных умений. Это вопросы по тексту произведения, анализи...

Контрольная (проверочная) работа по литературе в 6 классе "Русская басня"

Контрольная работа "Русская басня" с бланком ответов...

Тесты, контрольные, проверочные работы по литературе 5 класс

Тесты, контрольные, проверочные работы по литературе 5 класс...

Контрольные и проверочные тесты по литературе 5 класс ФГОС (по учебнику В.Я.Коровиной).

Предлагаемые тесты рекомендуется проводить один раз в четверть. Они готовят учащихся к итоговой аттестации за курс  основной школы...

Контрольные и проверочные работы по литературе

В этом разделе собраны разработанные тесты, контрольные работы по литературе...