Рабочая программа ООП СОО. Литература
рабочая программа по литературе (10, 11 класс)

Юлбердина Эльмира Расуловна

Рабочая программа по литературе

для среднего общего образования на 2020 – 2022 учебные годы

 

Разработана на основе программы курса «Литература». 10–11 классы. Базовый уровень / авт.-сост. С. А. Зинин, В. А. Чалмаев. - М.: ООО «Русское слово - учебник», 2018 -  48 с. -  (ФГОС. Инновационная школа).

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_oop_soo._literatura.docx172.15 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА СЕЛА СЕМИЛЕТКА

МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА ДЮРТЮЛИНСКИЙ РАЙОН

РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

   Рассмотрено                                                                            Согласовано                                                               Утверждаю

Руководитель    ШМО                                                      Заместитель директора по УР                                           Директор школы _____________Юлбердина Э.Р.                                    _____________ Мурзина Е.Ю.                                            _____________ Гареева Л.Т.

Протокол №____от  «___» __________2020г.         «____» _________________2020г.                          Приказ №____от «____»___________2020г.

Рабочая программа по литературе

для среднего общего образования на 2020 – 2022 учебные годы

Разработана на основе программы курса «Литература». 10–11 классы. Базовый уровень / авт.-сост. С. А. Зинин, В. А. Чалмаев. - М.: ООО «Русское слово - учебник», 2018 -  48 с. -  (ФГОС. Инновационная школа).

Составители рабочей программы:

учителя русского языка и литературы

Шмидт В.Г., Юлбердина Э.Р.

2020 год

Планируемые результаты освоения учебного предмета

Личностные универсальные учебные действия:

- российская гражданская идентичность, патриотизм, уважение к своему народу, чувства ответственности перед Родиной;

-  сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;

- сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;

- толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;

- навыки сотрудничества со сверстниками, взрослыми в образовательной, учебно-исследовательской и других видах деятельности;

- нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей;

- готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию;

-  эстетическое отношение к миру;

- принятие и реализация ценностей здорового и безопасного образа жизни;

- осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных жизненных планов.

Метапредметные универсальные учебные действия:

- умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;

- умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты;

- владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;

- готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;

- умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий (далее – ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности;

- умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учѐтом гражданских и нравственных ценностей;

- владение языковыми средствами – умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства;

- владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения.

Предметные универсальные учебные действия:

            В результате изучения учебного предмета «Литература» на уровне среднего общего образования:

            Выпускник на базовом уровне научится:

- демонстрировать знание произведений русской, родной и мировой литературы, приводя примеры двух или более текстов, затрагивающих общие темы или проблемы;

- в устной и письменной форме обобщать и анализировать свой читательский опыт, а именно:

- обосновывать выбор художественного произведения для анализа, приводя в качестве аргумента как тему (темы) произведения, так и его проблематику (содержащиеся в нем смыслы и подтексты);

- использовать для раскрытия тезисов своего высказывания указание на фрагменты произведения, носящие проблемный характер и требующие анализа;

- давать объективное изложение текста: характеризуя произведение, выделять две (или более) основные темы или идеи произведения, показывать их развитие в ходе сюжета, их взаимодействие и взаимовлияние, в итоге раскрывая сложность художественного мира произведения;

- анализировать жанрово-родовой выбор автора, раскрывать особенности развития и связей элементов художественного мира произведения: места и времени действия, способы изображения действия и его развития, способы введения персонажей и средства раскрытия и/или развития их характеров;

- определять контекстуальное значение слов и фраз, используемых в художественном произведении (включая переносные и коннотативные значения), оценивать их художественную выразительность с точки зрения новизны, эмоциональной и смысловой наполненности, эстетической значимости;

-  анализировать авторский выбор определенных композиционных решений в произведении, раскрывая, как взаиморасположение и взаимосвязь определенных частей текста способствует формированию его общей структуры и обусловливает эстетическое воздействие на читателя (например, выбор определенного зачина и концовки произведения, выбор между счастливой или трагической развязкой, открытым или закрытым финалом);

- анализировать случаи, когда для осмысления точки зрения автора и/или героев требуется отличать то, что прямо заявлено в тексте, от того, что в нем подразумевается (например, ирония, сатира, сарказм, аллегория, гипербола и т.п.);

осуществлять следующую продуктивную деятельность:

- давать развернутые ответы на вопросы об изучаемом на уроке произведении или создавать небольшие рецензии на самостоятельно прочитанные произведения, демонстрируя целостное восприятие художественного мира произведения, понимание принадлежности произведения к литературному направлению (течению) и культурно-исторической эпохе (периоду);

- выполнять проектные работы в сфере литературы и искусства, предлагать свои собственные обоснованные интерпретации литературных произведений.

Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться:

- давать историко-культурный комментарий к тексту произведения (в том числе и с использованием ресурсов музея, специализированной библиотеки, исторических документов и т. п.);

- анализировать художественное произведение в сочетании воплощения в нем объективных законов литературного развития и субъективных черт авторской индивидуальности;

- анализировать художественное произведение во взаимосвязи литературы с другими областями гуманитарного знания (философией, историей, психологией и др.);

- анализировать одну из интерпретаций эпического, драматического или лирического произведения (например, кинофильм или театральную постановку; запись художественного чтения; серию иллюстраций к произведению), оценивая, как интерпретируется исходный текст.

Выпускник на базовом уровне получит возможность узнать:

- о месте и значении русской литературы в мировой литературе;

- о произведениях новейшей отечественной и мировой литературы;

- о важнейших литературных ресурсах, в том числе в сети Интернет;

- об историко-культурном подходе в литературоведении;

- об историко-литературном процессе XIX и XX веков;

- о наиболее ярких или характерных чертах литературных направлений или течений;

имена ведущих писателей, значимые факты их творческой биографии, названия ключевых произведений, имена героев, ставших «вечными образами» или именами нарицательными в общемировой и отечественной культуре;

- о соотношении и взаимосвязях литературы с историческим периодом, эпохой.

Выпускник на углубленном уровне научится:

- демонстрировать знание произведений русской, родной и мировой литературы в соответствии с материалом, обеспечивающим углубленное изучение предмета;

- в устной и письменной форме анализировать:

- конкретные произведения с использованием различных научных методов, методик и практик чтения;

- конкретные произведения во взаимосвязи с другими видами искусства (театром, кино и др.) и отраслями знания (историей, философией, педагогикой, психологией и др.);

- несколько различных интерпретаций эпического, драматического или лирического произведения (например, кинофильм или театральную постановку; запись художественного чтения; серию иллюстраций к произведению), оценивая, как каждая версия интерпретирует исходный текст;

- ориентироваться в историко-литературном процессе XIX–ХХ веков и современном литературном процессе, опираясь на:

- понятие об основных литературных направлениях, течениях, ведущих литературных группах (уметь определять наиболее яркие или характерные черты направления или течения в конкретном тексте, в том числе прежде неизвестном), знание о составе ведущих литературных групп, о литературной борьбе и взаимодействии между ними (например, о полемике символистов и футуристов, сторонников «гражданской» и «чистой» поэзии и др.);

- знание имен и творческих биографий наиболее известных писателей, критиков, литературных героев, а также названий самых значительных произведений;

- представление о значимости и актуальности произведений в контексте эпохи их появления;

- знания об истории создания изучаемых произведений и об особенностях восприятия произведений читателями в исторической динамике;

обобщать и анализировать свой читательский опыт (в том числе и опыт самостоятельного чтения):

- давать развернутые ответы на вопросы с использованием научного аппарата литературоведения и литературной критики, демонстрируя целостное восприятие художественного мира произведения на разных его уровнях в их единстве и взаимосвязи и понимание принадлежности произведения к литературному направлению (течению) и культурно-исторической эпохе (периоду);

осуществлять следующую продуктивную деятельность:

- выполнять проектные и исследовательские литературоведческие работы, самостоятельно определяя их тематику, методы и планируемые результаты;

- давать историко-культурный комментарий к тексту произведения (в том числе и с использованием ресурсов музея, специализированной библиотеки, исторических документов и др.).

Выпускник на углубленном уровне получит возможность научиться:

- использовать в своей исследовательской и проектной деятельности ресурсы современного литературного процесса и научной жизни филологического сообщества, в том числе в сети Интернет;

- опираться в своей деятельности на ведущие направления литературоведения, в том числе современного, на работы крупнейших литературоведов и критиков XIX–XXI вв.;

- пополнять и обогащать свои представления об основных закономерностях литературного процесса, в том числе современного, в его динамике;

- принимать участие в научных и творческих мероприятиях (конференциях, конкурсах, летних школах и пр.) для молодых ученых в различных ролях (докладчик, содокладчик, дискутант и др.), представляя результаты своих исследований в виде научных докладов и статей в специализированных изданиях.

Содержание учебного предмета

Деятельность на уроке литературы

Освоение        стратегий        чтения        художественного        произведения: чтение конкретных произведений на уроке, стратегию чтения которых выбирает учитель (медленное чтение с элементами комментирования; комплексный         анализ         художественного        текста;         сравнительно­ сопоставительное (компаративное) чтение и др.). В процессе данной деятельности        осваиваются     основные     приемы     и        методы        работы        с художественным текстом. Произведения для работы на уроке определяются составителем рабочей программы (рекомендуется, что во время изучения одного        модуля для медленного        чтения на уроке     выбирается     1-2 произведения, для компаративного чтения должны быть выбраны не менее 2 произведений).

Анализ художественного текста

Определение темы (тем) и проблемы (проблем) произведения. Определение жанрово-родовой принадлежности. Субъектная организация. Пространство и время в художественном произведении. Роль сюжета, своеобразие конфликта (конфликтов), его составляющих (вступление, завязка,        развитие,        кульминация,        развязка,        эпилог).        Предметный        мир произведения. Система образов персонажей. Ключевые мотивы и образы произведения. Стих и проза как две основные формы организации текста.

Методы анализа

Мотивный анализ. Поуровневый анализ. Компаративный анализ. Структурный анализ (метод анализа бинарных оппозиций). Стиховедческий анализ.

Работа с интерпретациями и смежными видами искусств и областями знания

Анализ и интерпретация: на базовом уровне обучающиеся понимают разницу между аналитической работой с текстом, его составляющими, - и интерпретационной деятельностью. Интерпретация научная и творческая (рецензия, сочинение и стилизация, пародия, иллюстрация, другой способ визуализации); индивидуальная и коллективная (исполнение чтецом и спектакль,        экранизация).        Интерпретация        литературного        произведения другими видами искусства (знакомство с отдельными театральными постановками, экранизациями; с пластическими интерпретациями образов и сюжетов     литературы).

Связи        литературы     с историей;     психологией; философией; мифологией и религией; естественными науками (основы историко-культурного комментирования, привлечение научных знаний для интерпретации художественного произведения).

Самостоятельное чтение

Произведения        для        самостоятельного        чтения        предлагаются обучающимся в рамках списка литературы к модулю. На материале произведений        из     этого     списка        обучающиеся     выполняют        итоговую письменную работу по теме модуля (демонстрируют уровень владения основными приемами и методами анализа текста).

Создание собственного текста

В устной        и письменной        форме        обобщение        и        анализ        своего читательского опыта. Устные жанры: краткий ответ на вопрос, сообщение (о произведении, об авторе, об интерпретации произведения), мини-экскурсия, устная защита проекта. Письменные жанры: краткий ответ на вопрос, мини­ сочинение, сочинение-размышление, эссе, аннотация, рецензия, обзор (литературы по теме, книжных новинок, критических статей), научное сообщение, проект и презентация проекта. Критерии оценки письменных работ, посвященных анализу самостоятельно прочитанных произведений, приведены в разделе «Результаты».

Использование ресурса

Использование библиотечных, архивных, электронных ресурсов при работе с произведением, изучаемым в классе. Развитие навыков обращения к справочно-информационным ресурсам, в том числе и виртуальным. Самостоятельная деятельность, связанная с поиском информации о писателе, произведении, его интерпретациях. Формирование навыка ориентации в периодических изданиях, других информационных ресурсах, освещающих литературные        новинки,        рецензии        современных        критиков, события литературной жизни (премии, мероприятия, фестивали и т.п.).

Базовый уровень

10 класс

Литература первой половины XIX века

Россия в первой половине XIX в. Классицизм, сентиментализм, романтизм. Зарождение реализма в русской литературе первой половины XIX в. Национальное самоопределение русской литературы.

Теория. Реализм и его становление.

Методика.        Повторяя        общую        характеристику        классицизма, сентиментализма и романтизма в первой половине XIX в., нужно уделить основное внимание тому, как в процессе взаимодействия этих направлений зарождался реализм.

Н. В. Гоголь

«Невский проспект». Литература середины XIX в. как «эпоха Гоголя». «Петербургские повести». Образ города в повести «Невский проспект». Пискарев и Пирогов. Сатира на страницах повести. «Нефантастическая фантастика» Гоголя. Обобщение ранее пройденного материала: «Записки сумасшедшего», «Шинель». Комедия «Ревизор». Поэма «Мертвые души» Особенности жанра. Художественные особенности.

Роль творчества Гоголя в судьбах русской литературы. Критика. Д.С. Мережковский «Гоголь и черт»

Теория. Образ автора на страницах повести.

Литература второй половины XIX века

Русская литература второй половины XIX в. Роль русской классики в культурной жизни страны. Богатство проблематики и широта тематики. Аналитический        характер        русской        прозы,        ее        социальная        острота        и философская     глубина.     Развитие     литературы     критического     реализма.

         Традиции и новаторство. Роль литературной критики в развитии и становлении критического реализма.

Формирование русского национального театра.

А. Н. Островский

«Гроза», «Бесприданница» Жизнь и творчество драматурга.

«Гроза». Семейный и социальный конфликт в драме. Борьба героини за право быть свободной в своих чувствах. Ее столкновение с «темным царством». Внутренний конфликт Катерины. Роль религиозности в духовном мире героини.

Тема греха, возмездия и покаяния. Смысл названия и символика пьесы. «Бесприданница». Лариса и ее трагическая судьба. Быт и нравы русской провинции. Сценическая история пьесы и ее экранизации. Драматургическое мастерство Островского. Пьесы драматурга на русской сцене. Современные постановки пьес Островского. Критика. Н. А. Добролюбов «Луч света в тем­ ном царстве», Ап. А.Григорьев «После “Грозы” Островского», «Письма к Ивану Сергеевичу Тургеневу».

          Методика. Обращение к творчеству создателя репертуара русского национального        театра        предполагает        обращение        к    

         документальным материалам и фрагментам классических постановок его пьес. Цикл философских миниатюр

   «Стихотворения в прозе».Особенности жанра и пафос «Записок охотника».

Н.С. Лесков

Краткая справка о жизни и творчестве писателя. Необычность его жизненной позиции и судьбы его творчества. Лесков как мастер изображения русского быта. Национальный характер в изображении писателя. Напряженность сюжетов и трагизм судеб героев его произведений. «Леди Макбет Мценского уезда».

И. С. Тургенев

«Отцы и дети». Очерк жизни и творчества. История создания романа. Острота и        искренность        отклика писателя        на появление        нового        и значительного типа в русском обществе. Конфликт «отцов» и «детей» или конфликт жизненных позиций. Базаров в системе действующих лиц. Базаров и его мнимые последователи. Причины конфликта героя с окружающими и причины одиночества. «Отцы» в романе. Оппоненты героя, их нравственные и социальные позиции. «Вечные темы» в романе: природа, любовь, искусство. Смысл финала романа. «Тайный психологизм»: художественная функция портрета, пейзажа, интерьера.

Авторская позиция и способы ее выражения. Полемика вокруг романа. Критика. М. А. Антонович «Асмодей нашего времени»,

Д. И. Писарев «Базаров», Н. Н. Страхов “Отцы и дети” И.С. Тургенева».

Социально-историческая обусловленность темы, идеи и образов романа.

Методика. В старших классах существует традиция включать учащихся в споры с Евгением Базаровым. Поскольку в романе прозвучали многие «вечные проблемы», обсуждение, спор или даже диспут возможны при условии, что в классе есть противоборствующие силы и различные позиции.

И. А. Гончаров

«Обломов». Краткая биография писателя. Общая характеристика романов «Обыкновенная история», «Обломов», «Обрыв».

«Обломов». История создания. Особенности композиции романа. Прием антитезы в романе. Сущность характера героя, его мироощущение и судьба. Глава «Сон Обломова» и ее роль в произведении. Обломов и Захар. Обломов и Штольц. Женские образы в романе и их роль в развитии сюжета. «Обломовщина». Пейзаж, портрет, интерьер в художественном мире романа. Способы выражения авторской позиции в романе. Образ Обломова в ряду образов мировой литературы (Дон Кихот, Гамлет, Фауст). «Обломов» — роман, утвердивший писателя как классика.

Критика. Н. А. Добролюбов «Что такое обломовщина?», Д. И. Писарев «Обломов», А. В. Дружинин «Обломов», роман И. А. Гончарова».

Теория. Нарицательные образы — герои художественных произведений. Методика. Роман «Обломов» недавно вновь вернулся в школьную программу.

Ф. И. Тютчев

«Silentium», «Не то, что мните вы, природа ..», «Умом Россию не понять...»,«О, как убийственно мы любим...», «Нам не дано предугадать...», «К. Б.» («Я встретил вас — и все былое...»), «Эти бедные селенья...», «Последняя любовь», «День и ночь». Очерк жизни и творчества. Тютчев — поэт-философ и певец родной природы. Раздумья о жизни, человеке и мироздании. Тема родины. Любовная лирика: любовь как «поединок роковой».

Теория. Художественное своеобразие и ритмическое богатство стиха поэта.

А. А. Фет

«Поэтам», «Это утро, радость эта...», «Шепот, робкое дыханье...», «Сияла ночь. Луной был полон сад...», «Еще майская ночь...», «Еще весны        душистой        нега...»,        «Заря        прощается        с землею...»,        «Облаком волнистым...», «На железной дороге». Сочетание передачи восприятия картин родной природы, оттенков чувств и душевных переживаний человека. «Зоркость по отношению к красоте» (А. А. Фет) окружающего мира, «уменье ловить неуловимое» (А. В. Дружинин). Фет и теория «чистого искусства». Волшебство ритмов, звучаний и мелодий.

Теория. Теория «чистого искусства».

         Н.А.Некрасов

Личность и судьба. Основные мотивы лирики.

«В дороге», «Вчерашний день, часу в шестом...», «Мы с тобой бестолковые люди...», «Я не люблю иронии твоей...», «Поэт и гражданин», «Рыцарь на час», «Элегия»(«Пускай нам говорит изменчивая мода...»), «Пророк», «Блажен незлобивый поэт...», «Внимая ужасам войны...», «Зине», «О Муза! Я у двери гроба...», «Умру я скоро...».

Очерк жизни и творчества. Поэт «мести и печали». Гражданственность лирики, обостренная правдивость и драматизм изображения жизни народа. Город и деревня в лирике Некрасова. Образ Музы. Гражданская поэзия и лирика        чувств.        Художественные открытия        Некрасова,        простота        и доступность стиха, его близость к строю народной речи.

Использование «вечных тем» в поэзии Некрасова. «Кому на Руси жить хорошо». История создания поэмы, сюжет, жанровое своеобразие поэмы, ее фольклорная основа, смысл названия. Путешествие как прием организации повествования.

Сюжет поэмы и авторские отступления. Мастерство изображения жизни России. Многообразие народных типов в галерее героев поэмы. «Люди холопского звания» и «народные заступники». Гриша Добросклонов. Сатирические образы помещиков. Образ Савелия, «богатыря святорусского». Судьба Матрены Тимофеевны, смысл ее «бабьей притчи». Проблемы счастья и смысла жизни в поэме.

Теория. Народность творчества.

М. Е. Салтыков-Щедрин

«История одного города». Краткий очерк жизни и творчества. Жизненная позиция писателя. «История одного города» - сатирическая летопись истории Российского государства. Перекличка событий и героев произведения с фактами российской истории. Собирательные образы градоначальников и «глуповцев». Органчик и Угрюм-Бурчеев. Тема народа и власти.

Терпеливость и бесправие народа. Смысл финала «Истории...». Своеобразие        приемов        сатирического изображения впроизведениях Салтыкова-Щедрина (гротеск, алогизм, сарказм, ирония, гипербола).

Теория. Условность в искусстве (эзопов язык, гротеск).

Методика. Интересно создание словарика слов эзопова языка в произведениях Салтыкова-Щедрина или словарика приемов, которые использует автор для сатирического изображения своих героев.

            Ф. М. Достоевский

Роман «Бедные люди». Очерк жизни и творчества. Нравственная проблематика,        острое        чувство        нравственной ответственности        в произведениях писателя, философская глубина творчества. Поиски человека в человеке в его произведениях.

«Преступление        и        наказание».        Детективный        сюжет        и        глубина постановки нравственных проблем. Система образов романа. Раскольников. Социальные и философские истоки бунта героя романа. Смысл его теории и причина поражения Раскольникова. Раскольников и его двойники Лужин и Свидригайлов. Образы «униженных и оскорбленных». Сонечка Мармеладова и проблема нравственного идеала автора. Тема гордости и смирения. Библейские мотивы в романе. Мрачный облик Петербурга в романе. Роль эпилога.

Психологизм прозы Достоевского. Роль внутренних монологов и снов героев в романах. Споры вокруг наследия Достоевского в современном мире. Достоевский и культура XX в.

Теория. Философская и идейно-нравственная проблематика романа. Полифонизм романов Достоевского.

Методика. В сильных и активных классах возможен диспут по нравственным проблемам, которые Достоевский

ставит в романе «Бесы».

Л. Н. Толстой

Жизненный и творческий путь писателя. Духовные искания в годы юности. Начало творческой деятельности. Военный опыт писателя, участие в обороне Севастополя. Изображение суровой правды войны, героизма и патриотизма солдат в «Севастопольских рассказах». Автобиографическая трилогия «Детство», «Отрочество», «Юность» (повторение).

«Война и мир». «Бородино» М. Ю. Лермонтова как «зерно» замысла романа-эпопеи. История создания. Жанровое своеобразие романа-эпопеи. Художественные        особенности        произведения:        своеобразие        композиции, особенности психологизма, «диалектика души». «Мысль народная» в эпопее. Система образов в романе и нравственная концепция Толстого, его критерии оценки личности. Исторические личности и герои романа-эпопеи: Кутузов и Наполеон. Антитеза образов полководцев. Герои романа-эпопеи в поисках смысла жизни. Идея нравственной ответственности человека не только за судьбы близких, но и за судьбы мира. «Мысль народная» и «мысль семейная» в романе. Различие путей нравственных поисков героев романа Пьера Безухова и Андрея Болконского. Женские образы романа: Наташа Ростова и Марья Болконская. Судьбы любимых героинь Толстого. Картины войны в романе. Осуждение войны. Война 1812 г. как Отечественная война. Бородинское сражение как идейно-композиционный центр романа. «Дубина народной войны»: партизанское движение и его герои в романе. «Роевая» жизнь крестьянства в романе.     Значение        образа Платона Каратаева.

Психологизм прозы Толстого. Приемы изображения духовного мира героев («диалектика души»). Внутренний монолог как прием психологической характеристики героя. Антитеза как центральный композиционный прием в романе. Портрет, пейзаж, диалоги и внутренние монологи в романе. Лев Толстой — классик и самобытный философ. Интерес к писателю в современном мире.

Теория. Роман-эпопея. Исторические личности и вымышленные персонажи в их взаимодействии.

Методика. Знакомство с романом-эпопеей «Война и мир» представляет собой эпоху в духовной жизни учащегося. Огромную роль может сыграть сопоставление позиций Достоевского и Толстого. Богатый материал для беседы на уроке может дать знакомство с журнальным вариантом романа-эпопеи.

Зарубежная литература

О. де Бальзак

«Человеческая комедия» великого реалиста. «Гобсек». Тема власти денег. Реалистическое мастерство писателя.

В. Гюго.

«Собор Парижской Богоматери». Писатель как глава французского романтизма. Главные герои романа: Эсмеральда, Квазимодо, Клод Фролло. Народ в романе. Образ собора и его роль в романе.

Э. А. По.

«Золотой жук». Динамичность сюжета.

Острая характерность облика и поведения героев. Эдгар По как основоположник жанра детективной новеллы.

Ги де Мопассан.

«Ожерелье». Грустные раздумья автора о несправедливости мира. Мечты героев и их неосуществимость. Тонкость психологического анализа.

Г. Ибсен.

«Кукольный дом». Образ героини. Вопрос о правах женщины. Своеобразие «драм идей» как социально-психологических драм.

А. Рембо.

«Пьяный корабль». Пафос отрицания устоявшихся норм. Символические образы в стихотворении.

Теория. Социально-психологическая драма. Психологизм.

Методика. Знакомство с зарубежной литературой возможно и в форме обзора, и как последовательное изучение одной-двух монографических тем,

         следующих за общим обзором. При этом целесообразно использовать сведения о популярности данных авторов и     произведений у русских читателей, а при обращении к драматургии — о постановках на русской сцене.

11 КЛАСС

Литература ХХ века. Введение.

История XX в. и судьбы искусства. Русская литература XX в. в контексте мировой культуры. Острота постановки вопросов о роли искусства в начале века. Сложности периодизации русской литературы XX в. Пути развития русской литературы после 1917 г.: советская литература, «возвращенная литература» и литература русского зарубежья. Пути их объединения. Взаимодействие зарубежной, русской литературы и литератур других народов России, отражение в них «вечных проблем» бытия. Поиски путей формирования общего взгляда на сложный литературный процесс в современном литературоведении.

Теория. Литературный процесс, сложности и противоречия.

Литература рубежа XIX—XX веков

Традиции и новаторство в литературе рубежа XIX-ХХ вв. Реализм и модернизм. Трагические события первой половины XX в. и их отражение в русской литературе и литературах других народов России. Конфликт человека и эпохи.

Развитие реалистической литературы, ее основные темы и герои. Советская литература и литература русской эмиграции. “Социалистический реализм”. Художественная объективность и тенденциозность в освещении исторических событий. Проблема “художник и власть”.

А.П. Чехов. Художественный мир писателя. Особенности «маленькой трилогии»

Основные мотивы рассказов «Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви».

«Ионыч» Мотив превращения в творчестве А.П. Чехова.

Театр Чехова и его особенности. Трилогия. «Чайка», «Дядя Ваня», «Три сестры». Пьеса «Вишневый сад» как лирическая комедия.

И. А. Бунин

«Вечер», «Крещенская ночь»,

«Ночь» («Ищу я в этом мире сочетанья...»), «Не устану воспевать вас, звезды!», «Последний шмель», «Одиночество», «Песня». Традиции XIX в. в лирике Бунина. Кровная связь с природой: богатство «красочных и слуховых ощущений» (А. Блок). Чувство всеобщности жизни, ее вечного круговорота.

         Элегическое восприятие действительности. Живописность и лаконизм бунинского поэтического слова.

«Господин из Сан-Франциско». Толстовские и чеховские традиции в прозе Бунина. Осуждение бездуховности существования. Изображение мирового зла в рассказе.

Тесная связь мира человека и того, что его окружает: городского пейзажа и картин природы.

«Темные аллеи» (рассказы из сборника по выбору учителя и учащихся).        Трагизм        сюжетов.        Образы героинь  рассказов. Концентрированность повествования как характерная черта рассказов Бунина.      Эстетическое      совершенство      рассказов      Бунина.       «Чистый понедельник».     Поэтизация        мира     ушедшей     Москвы.        Герои        и        их романтическое и трагическое чувство. Литературные реминисценции и их роль в рассказе. Неожиданный финал.

Тема угасания "дворянских гнезд" в рассказе “Антоновские яблоки”. Исследование национального характера. “Вечные” темы в рассказах Бунина (счастье и трагедия любви, связь человека с миром природы, вера и память о прошлом). Психологизм бунинской прозы. Принципы создания характера.

Роль        художественной        детали.        Символика        бунинской        прозы. Своеобразие художественной манеры Бунина.

Теория. Психологизм.

А. И. Куприн

Жизнь и творчество (обзор). Повесть «Гранатовый браслет». Своеобразие сюжета повести. Споры героев об истинной,

бескорыстной любви. Утверждение любви как высшей ценности. Трагизм решения любовной темы в повести. Символический смысл художественных деталей, поэтическое изображение природы. Мастерство психологического анализа. Роль эпиграфа в повести, смысл финала.

Тема любви и искусства в творчестве А.И. Куприна («Гамбринус», «Олеся», Повесть «Молох». Комплексный анализ повести «Поединок»

Л.Н. Андреев

Личность, творчество. «Рассказ о семи повешенных», «Красный смех». Образ Иуды в Евангелии и повесть Л.Н. Андреева «Иуда Искариот».

Русская литература 90-х годов XIX - начала XX века

Развитие гуманистических традиций русской классической литературы в конце XIX — начале XX в. Богатство и разнообразие литературных направлений.        Дальнейшее        развитие        реализма.        Обогащение        реализма достижениями других литературных направлений. Модернизм как одно из новых направлений. Символизм, акмеизм и футуризм.

Теория. Литературное направление. Литературные направления начала века.

         Развитие критического реализма. Традиции и поиски нового в творчестве писателей-реалистов. Роль писателей-реалистов в    литературном процессе рубежа веков.

Теория. Традиции и новаторство.

М. Горький

«На дне», литературные портреты («Лев Толстой», «А. Чехов»), публицистика.

Жизнь, творчество, личность. Раннее творчество. Суровая правда рассказов и романтический пафос революционных песен («Песня о Соколе», «Песня        о        Буревестнике»).        Соотношение        романтического        идеала        и реалистической картины жизни в философской концепции Горького. Рассказ «Старуха Изергиль»

Романтизм ранних рассказов Горького. Проблема героя в прозе писателя. Тема поиска смысла жизни. Проблемы гордости и свободы. Соотношение романтического идеала и действительности в философской концепции Горького. Прием контраста, особая роль пейзажа и портрета в рассказах писателя. Своеобразие композиции рассказа.

Горький-драматург. Популярность его пьес. Особая судьба пьесы «На дне». «На дне» как социально-философская драма. Спор о назначении человека. Три или две правды в пьесе? Трагическое столкновение правды факта (Бубнов), правды утешительной лжи (Лука) и правды веры в Человека (Сатин). Герои пьесы. Авторская позиция и способы ее выражения. Композиция пьесы. Особая роль        авторских ремарок,        песен,        притч, литературных цитат. Новаторство Горького-драматурга.

Литературный портрет как жанр. Проблема изображения исторической личности. Своеобразие литературных портретов, созданных Горьким. Лев Толстой в восприятии писателя: самобытность и противоречивость великого старца. Образ Чехова в восприятии и изображении писателя. Роль Горького в судьбах русской культуры.

Теория. Социально-философская драма. Литературный портрет.

Обзор русской поэзии конца XIX - начала XX в.

Серебряный век как своеобразный "русский ренессанс". Литературные течения поэзии русского модернизма: символизм, акмеизм, футуризм. Поэты, творившие вне литературных течений.

Символизм

Истоки русского символизма. Влияние западноевропейской философии и поэзии на творчество русских символистов. Связь с романтизмом. Понимание        символа        символистами        (задача        предельного        расширения значения слова, открытие тайн как цель нового искусства). Конструирование мира в процессе творчества, идея “творимой легенды”.Музыкальность стиха.

"Старшие символисты" (В. Я. Брюсов, К. Д. Бальмонт, Ф. К. Сологуб) и "младосимволисты" (А. Белый, А. А. Блок).

В. Я. Брюсов

«Юному поэту», «Конь блед»,«Творчество», «Грядущие гунны» и др. Брюсов как теоретик символизма. Рационализм, нарочитая отточенность стиля. Культ формы в лирике Брюсова. Историко-культурная и общественно­ гражданская проблематика произведений. Брюсов-переводчик.

К. Д. Бальмонт

Основные темы и мотивы лирики Бальмонта. Музыкальность стиха. «Я мечтою ловил уходящие тени», «Безглагольность», «»Я в этот мир пришел, чтоб видеть солнце».

Акмеизм

Истоки акмеизма. Акмеизм как национальная форма неоромантизма. Связь поэтики символизма и акмеизма. Связь поэтики символизма и акмеизма (статья Н. С. Гумилева «Наследие символизма и акмеизм»). Мужественный и твердый взгляд на жизнь. Поэты-акмеисты Н. С. Гумилев, О. Э. Мандельштам, А. А. Ахматова, С. М. Городецкий, Г. И. Иванов, В. Н. Нарбут и др.

Н. С. Гумилев

Героический        и        жизнеутверждающий        пафос        поэзии        Гумилева. Особенности восприятия мира.        Трагическая судьба поэта.     «Жираф», «Волшебная скрипка»,_«Заблудившийся трамвай», «Капитаны»,

«Андрей Рублев» и др. Героический и жизнеутверждающий пафос поэзии Гумилева. Яркость, праздничность восприятия мира. Россия и Африка. Трагическая судьба поэта.

Футуризм

Русский футуризм. Манифесты, их пафос и проблематика. И. Северянин. В. В. Хлебников.

Возникновение футуризма. Русский футуризм. Манифесты футуризма, их пафос и проблематика. Отказ футуризма от старой культуры. Поиски новой формы выразительности: звукоподражание, словотворчество, приемы плаката, графический стих («лесенка» Маяковского). Абсолютная новизна как установка футуризма.И. Северянин(эгофутурист), В. В. Маяковский, Д. Бурлюк, В. В. Хлебников, В. Каменский (кубофутуристы), Б. Л. Пастернак («Центрифуга»). Конец футуризма.

В.В. Хлебников

       Слово в художественном мире поэзии Хлебникова. Поэтические эксперименты. Хлебников как поэт-философ.

И. Северянин

Жизнь и творчество (обзор).Стихотворения: «Интродукция», «Эпилог» («Я, гений Игорь-Северянин...»), «Двусмысленная слава».

Эмоциональная        взволнованность        и        ироничность        поэзии        Северянина, оригинальность его словотворчества.

А.А. Ахматова

Жизнь и творчество (обзор) «Мне голос был. Он звал утешно.», «Сжала руки под темной вуалью.», «Мне ни к чему одические рати», «Родная земля». Отражение в лирике Ахматовой глубины человеческих переживаний, ее психологизм. Патриотизм и гражданственность поэзии. Разговорность интонации и музыкальность стиха. Новаторство формы. «Реквием». Смысл названия поэмы, отражение в ней личной трагедии и народного горя. Библейские мотивы и образы в поэме. Победа исторической памяти над забвением как основной пафос «Реквиема». Особенности жанра и композиции поэмы, роль эпиграфа, посвящения и эпилога. Роль детали в создании поэтического образа.

М.И. Цветаева

Жизнь и творчество(обзор)."Моим стихам, написанным так рано...", "Стихи к Блоку" ( «Имя твое - птица в руке..."), "Кто создан из камня...», «Тоска по родине! Давно...», «Москве», «Мне нравится, что вы больны не мной...» и др. (по выбору учителя и учащихся).

Трагедийная тональность творчества. Испытания и беды годов «великого перелома» в России. Конфликт быта и бытия, времени и вечности. Необычность образа лирического героя. Поэзия как напряженный монолог-исповедь. Сжатость мысли и энергия чувства. Мощь поэтического дарования и независимость позиции. Самобытность поэтического слова. Богатство ритмики, свежесть и неожиданность рифмовки.

А. А. Блок

Жизнь и творчество (обзор)

Стихотворения:        «Незнакомка», «Россия», «Ночь, улица, фонарь, аптека.», «В ресторане», «Река раскинулась. Течет, грустит лениво.» (из цикла «На поле Куликовом»), «На железной дороге», «Вхожу я в темные храмы.», «О, я хочу безумно жить.», «Скифы».

Мотивы и образы ранней поэзии, излюбленные символы Блока.

Образ        Прекрасной        Дамы.        Романтический        мир        раннего        Блока, музыкальность его стихотворений. Тема города в творчестве Блока. Образы “страшного мира”. Соотношение идеала и действительности в лирике Блока. Тема Родины и основной пафос патриотических стихотворений. Тема исторического пути России в цикле “На поле Куликовом” и стихотворении “Скифы”.Лирический герой поэзии Блока, его эволюция.

Поэма «Двенадцать». История создания поэмы, авторский опыт осмысления событий революции. Соотношение конкретно-исторического и условно-символического        планов        в поэме.        Сюжет поэмы,        ее        герои, своеобразие композиции. Строфика, интонации, ритмы поэмы, ее основные символы. Образ Христа и многозначность финала поэмы. Авторская позиция и способы ее выражения в поэме.

B. В. Маяковский

Жизнь и творчество (обзор)

Стихотворения: «А вы могли бы?», «Послушайте!», «Скрипка и немножко        нервно»,        «Лиличка!»,        «Юбилейное», «Прозаседавшиеся». Стихотворения: «Нате!», «Разговор с фининспектором о поэзии», «Письмо Татьяне Яковлевой».

Маяковский и футуризм. Дух бунтарства в ранней лирике. Поэт и революция, пафос революционного переустройства мира. Новаторство Маяковского (ритмика, рифма, неологизмы, гиперболичность, пластика образов, неожиданные метафоры, необычность строфики и графики стиха). Особенности любовной лирики. Тема поэта и поэзии, осмысление проблемы художника и времени. Сатирические образы в творчестве Маяковского. «Облако в штанах».

Черты избранничества лирического героя. Материализация метафоры в строках его стиха. Роль гиперболы и гротеска. Драматургия поэта («Клоп», «Баня»). Сатирические произведения. Любовная лирика и поэмы. Тема поэта и поэзии. Новаторство поэта.

Крестьянская поэзия

Продолжение традиций русской реалистической крестьянской поэзии XIX в. в творчестве Н. А. Клюева, С. А. Есенина.

C. А. Есенин

Жизнь и творчество. Стихотворения: «Гой ты, Русь, моя родная!..», «Не бродить, не мять в кустах багряных...», «Мы теперь уходим понемногу...», «Письмо матери», «Спит ковыль. Равнина дорогая.», «Шаганэ ты моя, Шаганэ.», «Не жалею, не зову, не плачу.», «Русь Советская», «Письмо к женщине», «Собаке Качалова», «Я покинул родимый дом .», «Неуютная жидкая лунность.».

Традиции А. С. Пушкина и А.В. Кольцова в есенинской лирике. Тема родины в поэзии Есенина. Отражение в лирике особой связи природы и человека.        Цветопись,        сквозные образы лирики Есенина.        Светлое и трагическое в поэзии Есенина. Тема быстротечности человеческого бытия в поздней лирике поэта. Народно-песенная основа, музыкальность лирики Есенина.

«Анна Снегина» — поэма о судьбе человека и Родины. Биографические мотивы. Образ лирического героя.

Е. Замятин

         Изображение послереволюционной действительности в рассказах «Дракон», «Пещера», «Мамай». Роман-утопия «Мы».

         А.П. Платонов

Жизнь и творчество (обзор).

"Котлован", "Сокровенный человек", "Шарманка", "Впрок" и др. Трудная судьба писателя. "Непростые" простые герои Платонова.

Необычность стилистики писателя. Пафос и сатира в его произведениях. Связь творчества Платонова с традициями русской сатиры (Салтыков-Щедрин). Особенности композиции произведений Платонова.

И. Бабель.

Человек в революции и гражданской войне. «Конармия».

М.А. Булгаков.

Жизнь и творчество (обзор).

"Белая гвардия", "Мастер и Маргарита" (по выбору учителя и учащихся).

"Белая гвардия". Судьба произведения. Гражданская война и ее события в романе. "Дни Турбиных" - пьеса по роману "Белая гвардия". Проза и драматургия в творчестве писателя. Новаторство Булгакова-драматурга.

"Мастер и Маргарита". Необычность композиции романа: сочетание фантастического сюжета с философско-библейскими мотивами. Москва и Ершалаим. Человеческое и божественное в облике Иешуа Га-Ноцри. Образ Понтия Пилата и его роль в романе. Тема совести. Мастер и его Маргарита. Образы Воланда и его свиты. Булгаковская "дьяволиада" в свете мировой культурной традиции (Гёте, Гофман, Гоголь). Масштаб изображения главных героев романа. Мастерство Булгакова-сатирика. Проблема нравственного выбора в романе. Проблема творчества и судьбы художника. Смысл финальной главы романа.

Б.Л. Пастернак.

Жизнь и творчество (обзор).

«Про эти стихи», «Февраль. Достать чернил и плакать!..», «Определение поэзии», «Во всем мне хочется дойти...», «Любить иных — тяжелый крест...», «Никого не будет в доме...», «Сосны», «Иней», «Снег идет», «Гамлет», «3имняя ночь» (по выбору учителя и учащихся).

Поэтическая эволюция Пастернака:        от сложности языка к простоте поэтического слова. Проникновенный лиризм и одухотворенность поэзии Пастернака. Стремление "поймать живое". Пристальное внимание к живым просторам, восторг перед миром природы. Размышления о жизни, любви, природе искусства. Живописность и музыкальность поэзии, динамичность и порывистость        стиха,        раскованность     синтаксиса.        Яркость        формы        и философская насыщенность лирики. Человек и природа. Поэт и поэзия. Тема интеллигенции в революции. Герой и автор. Соединение патетической интонации и разговорного языка.

"Доктор Живаго" (обзор).

Жанровое своеобразие романа. Соединение эпического и лирического начала. Образ Юрия Живаго. Цикл стихотворений героя. Его связь с проблематикой романа.

Литература второй половины XX  начала XXI века «Лейтенантская проза» В.Некрасова ,В. Быкова,О. Бондарева.

М.А. Шолохов.

Жизнь и творчество писателя (обзор).

"Тихий Дон" - роман-эпопея о всенародной трагедии.

Судьба Григория Мелехова как путь поиска правды жизни. Яркость характеров и жизненных коллизий в романе. «Вечные темы» в романе: человек и история,        война и мир,        личность и масса.        Специфика художественного строя романа. Роль картин природы в изображении жизни героев. Полемика вокруг авторства. Традиции Л. Толстого в изображении масштабных событий в жизни народа.

Русская литература 50- 90-х годов XX века

Обзор с изучением произведений по выбору учителя и учащихся Литература 50-х - начала 60-х гг. Отражение трагических конфликтов истории в судьбах героев.

А.Т. Твардовский.

«Вся суть в одном-единственном завете...», «Памяти матери», «Я знаю, никакой моей вины...», «К обидам горьким собственной персоны...» и др. Чувство сопричастности к судьбам родной страны, желание понять истоки побед и потерь. Утверждение нравственных ценностей. Восприятие мира в его многообразных внутренних связях, сопряжение в лирике частного («быть самим собой») и общего («судьбы любой»). Поэма «Василий Теркин».

A. И. Солженицын.

«Один день Ивана Денисовича», «Архипелаг ГУЛАГ» (главы),"Как нам обустроить Россию"и др. (по выбору учителя и учащихся).

Тема трагической судьбы человека в тоталитарном государстве и ответственности народа, а также его руководителей за настоящее и будущее страны. Особенности художественных решений в произведениях писателя. Роль публицистики в его творчестве.

B. Т. Шаламов

Жизнь и творчество (обзор).

Рассказы: «Последний замер», «Шоковая терапия».

История        создания        книги        “Колымских        рассказов”.        Своеобразие раскрытия “лагерной” темы. Характер повествования.

В.Г. Распутин.

"Последний срок", "Прощание с Матёрой", "Живи и помни" (по выбору учителя и учащихся).

Трагическое решение проблемы отцов и детей ("Последний срок"). Уважение к прошлому, историческая память народа в романе "Прощание с Матёрой".

Тема гражданской ответственности в романе "Живи и помни". Трагедия человека, отторгнувшего себя от общества.

В.М. Шукшин

Рассказы: «Верую!», «Алеша Бесконвойный».

Изображение народного характера и картин народной жизни в рассказах. Диалоги в шукшинской прозе. Особенности повествовательной манеры Шукшина.

В.И.Белов

Деревенская тема. (обзор)«Знойное лето» «Плотницкие рассказы» (1968). Жизни деревни и коллективизации посвящены романы «Кануны» (1976), “Год великого перелома” (1987) и “Час шестый” (1997- 1998).

Постмодернизм

В. Сорокин. (обзор)

«Роман». В. Сорокин как одна из центральных фигур русского постмодернизма. Двойственность заглавия романа, особенности действия в произведении, обращение к классическим текстам разных периодов, вычленение и переосмысление общих свойств русского романа.

В. Пелевин.

«Чапаев        и        Пустота».        Иллюзорный        характер        реальности        в произведениях В. Пелевина. Романы «Чапаев и Пустота» и «Generation “П”». Перенесение героев из реального исторического времени в иные реальности. Изображение      глубоко трагического ощущения        целого        поколения, утратившего прежние, советские, идеологические ориентиры.

Т. Толстая

«Кысь». Разрушение постмодернистского канона в романе. Соединение жанра антиутопии с русской сказочной традицией.

Тематическое планирование

10  класс

урока

Раздел/тема

Количество часов,

отводимых на изучение темы

Примечание

1

Введение.

1

2

Творчество Н.В.Гоголя.

17

3

Русская        литература второй      половины        19в. Характеристика периода.

1

4

Творчество А.Н. Островского.

9

5

Творчество И.С.Тургенева.

12

6

Творчество И.А.Гончарова.

11

7

Творчество Ф.И.Тютчева.

2

8

Творчество А.А.Фета.

2

9

Творчество Н.А.Некрасова.

6

10

Творчество М.Е.Салтыкова-Щедрина.

6

11

Творчество Ф.М.Достоевского.

13

12

Творчество Л.Н.Толстого.

13

13

Обобщение и систематизация изученного.

11

Итого

102

11 класс

урока

Раздел/тема

Количество часов,

отводимых на изучение темы

Примечание

1

Вводное занятие.

1

2

Проза и драматургия рубежа XIX- XX вв.

23

3

Неоромантизм в литературе XX в.

3

4

Серебряный век русской литературы.

11

5

Творческие индивидуальности в

поэзии Серебряного века.

27

6

Антиутопия как жанр XX века.

3

7

Тема гражданской войны в литературе XX в.

6

8

Раздел 8. Литературный        процесс 30-40 гг. XX в

12

9

Раздел 9. Литература        Великой Отечественной войны и послевоенного десятилетия.

3

10

Литературный процесс 50-80 гг. XX в.

8

11

Современный литературный процесс.

1

12

Обобщение изученного в курсе «Литература».

4

Итого

99


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа потока по литературе "Литература как повод для дискуссии", 5 класс

Рабочая программа потока по литературе "Литература как повод для дискуссии" и тематическое планирование для 5-го класса...

Рабочая программа учебного предмета «Литература» 5 - 9 класс базовый уровень, МО учителей русского языка и литературы

Рабочая программа учебного предмета «Литература»  5 - 9 класс базовый уровень,   МО учителей  русского языка и литературы...

Рабочая программа по предмету «Литература. 6 класс» на основе программы по литературе В. Я. Коровиной

Настоящая рабочая программа по  литературе  для VI класса рассчитана на изучение литературы на базовом уровне. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стра...

Рабочая программа по предмету «Литература. 5 класс» на основе программы по литературе Г. С. Меркина

Настоящая рабочая программа по литературе для V класса рассчитана на изучение литературы на базовом уровне. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучени...

Рабочая программа учебного предмета «Литература» 10-11 класс. Разработана МО учителей русского языка и литературы

Рабочая программа учебного предмета «Литература» 10-11 класс. Разработана МО учителей русского языка и литературы...

Рабочая программа по предмету "Литература" по курсу "Русская литература XIX-XX веков" В.В. Агеносова, А.Н. Архангельского

Рабочая программа по предмету «Литература» составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта (приказ Министерства образования Российской Федерации №1089  от 05.03.2004 г.), ...

Рабочая программа учебного предмета «Литература» для 10 класса Составитель: методист МО словесников, учитель русского языка и литературы высшей категории ГБОУ гимназии № 446 Колпинского района Санкт-Петербурга Быкарева Лариса Николаевна

Рабочая программа по литературе для обучающихся 10 класса создана на основе- Федерального государственного стандарта общего образования-  Примерной учебной  программы основного общего образо...