Житие преподобного Сергия Радонежского
план-конспект урока по литературе (8 класс)

Михайлова Ольга Андреевна

Урок поможет обучающимся выявить историческую основу фрагментов «Жития Сергия Радонежского», художественные особенности произведения, а также роль подвижнической деятельности Сергия Радонежского в истории России

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zhitie_sergiya_radonezhskogo.docx28.46 КБ

Предварительный просмотр:

        Тема.  «Житие Сергия Радонежского».

        Цели:        

  • выявить  историческую основу фрагментов «Жития Сергия Радонежского», художественные особенности произведения, роль подвижнической деятельности Сергия Радонежского в истории России;
  • формировать навыки работы с учебником, выразительного чтения, исследовательской работы с текстом; умения выделять главное в прослушанном сообщении;
  • воспитывать интерес к русской истории и литературе;
  • закрепить изученный материал.

Оборудование: учебники литературы и рабочие тетради для 8 класса, мультимедийная презентация, раздаточный материал.

ХОД УРОКА

І.        Организационный момент.

Приветствие. Записываем число, «Классная работа» и тему «Житие преподобного Сергия Радонежского».

II.  Актуализация прежних знаний.

        Классу задается вопрос: «На прошлом уроке мы начали знакомиться с «Житием Сергия Радонежского», кто может сказать, что такое житие? В каком веке было написано «Житие Сергия Радонежского? Кто был его автором?»

Приблизительный ответ: Житие святого - повествование о жизни святого, которое обязательно сопровождает официальное признание его святости (канонизацию). Как правило, в житии сообщается об основных событиях жизни святого, его христианских подвигах (благочестивой жизни, и мученической смерти), а также особых свидетельствах благодати, которой был отмечен этот человек (к ним относятся, в частности, прижизненные и посмертные чудеса). «Житие Сергия Радонежского» было написано в 15 веке, его автором является Епифаний Премудрый.

        После того, как дети отвечают на все вопросы и включаются в работу, переходим к проверке домашнего задания (с. 28, вопрос 5).

III.  Проверка домашнего задания.

Ответ: духовный путь – а, в. Ребята отвечают на этот вопрос, формулируют тезис о географическом и духовном пути. Классу задается вопрос: «О каком пути говорится в таком жанре как житие?» - О духовном.

IV. Изучение нового материала.

        Обращаемся к тексту, который ученики прочитали дома (отдельные главы «Жития»: О воскрешении отрока молитвами святого, О победе над Мамаем и о монастыре на Дубенке, О посещении Богоматерью святого, О кончине святого). Для начала повторяем житийный канон. Один из учеников зачитывает его. После классу задается вопрос: «К какой из частей канона можно отнести главу «О воскрешении отрока молитвами святого»? – слайд 15. Класс говорит, что к основной части. «Для того, чтобы подтвердить это, давайте вспомним, о чем же там говорилось». Один из учеников кратко пересказывает содержание главы. Класс размышляет над вопросом: «Почему Сергий попросил отца не говорить никому о случившемся чуде?» Нужно, чтобы ребята поняли, что святой обладает такими качествами, как смирение, скромность, нежелание славы, добросердечность, отзывчивость.

         Далее переходим к следующим главам, показывающим нам новые чудеса, совершенные Сергием при жизни. Ребята, которые сделали дома лексическую работу, говорят значения всех слов, которые были им непонятны при прочтении текста. Двое учеников называют главную мысль приведенных глав.

        Слово учителя: «Искреннюю любовь и уважение питал ко святому Сергию князь Дмитрий Донской. Он часто обращался к преподобному за советами и благословением. Преподобный Сергий был крестным отцом его детей.

Перед битвой на Куликовом поле 1380 г. святой Сергий благословил князя Дмитрия Донского, сказав: «Иди смело, без колебания и победишь!» По просьбе князя преподобный дал ему двух иноков, которые прежде в миру носили        оружие и были славными воинами. Эти иноки-воины стали героями Куликовской битвы».

        На примере последней главы, приведенной в учебнике, говорим о стиле плетения словес. Новый литературный стиль XIV—XV вв. получил в научной литературе не совсем точное название «плетение словес». Первоначальный смысл этого выражения — «плетение словесных венков», т. е. создание похвал, но потом это выражение приобрело смысл создания словесных узоров.

«Плетение словес» основано на внимательнейшем отношении к слову: к его звуковой стороне (аллитерации, ассонансы и т. п.), к этимологии слова (сочетания однокоренных слов, этимологически одинаковые окончания), к тонкостям его семантики (сочетания синонимические, тавтологические и пр.), — на любви к словесным новообразованиям, составным словам, калькам с греческого. Поиски слова, нагромождения эпитетов, синонимов исходили из представления о тождестве слова и сущности божественного писания и божественной благодати. Напряженные поиски эмоциональной выразительности, стремление к экспрессии основывались на убеждении, что житие святого должно отразить частицу его сущности, быть написанным «подобными» словами и вызывать такое же благоговение, какое вызывал и он сам. Отсюда — бесконечные сомнения авторов в своих литературных способностях и полные нескрываемой тревоги искания выразительности, экспрессии, адекватной словесной передачи сущности изображаемого. Данный стиль был связан с тем, что создатели текста очень трепетно относились к слову.

Ребята ищут примеры, отражающие плетение словес, в главе «О кончине святого». Подводится итог по жизни Сергия, его божественной кончине и посмертным чудесам (нетленное тело, исцеление больных).

Обращение к другим видам искусства:        Сообщение учителя о картине М. В. Нестерова «Видение отроку Варфоломею», показанной на слайде 4.

«Видение отроку Варфоломею» — картина русского художника Михаила Васильевича Нестерова, первая и самая значительная работа из цикла, посвящённого Сергию Радонежскому (находится в государственной Третьяковской галерее в Москве, размер картины 160/211 см).

В 1890 г. Нестеров решил изобразить святого Сергия - крупнейшего церковного и общественного деятеля Древней Руси, вдохновителя борьбы русского народа против татаро-монгольского ига, благословившего Дмитрия Донского на Куликовскую битву 1380 года, основателя Троице-Сергиевой лавры, великий русский святой Сергий Радонежский. В Сергии он нашёл воплощение идеала чистой и подвижнической жизни, и именно с Сергием пришла к нему мысль о создании целого цикла, посвящённого его жизни и деяниям. Первым произведением Сергиевского цикла стала картина «Видение отроку Варфоломею».

Особенно большое значение Нестеров придавал роли святого в сплочении русского народа. Зарисовки пейзажей художник писал в 1899 году в окрестностях Троице-Сергиевой лавры.

 До конца своих дней художник был убеждён в том, что «Видение отроку Варфоломею» — самое лучшее его произведение. В старости лет художник любил повторять: «Жить буду не я. Жить будет «Отрок Варфоломей». Вот если через тридцать, через пятьдесят лет после моей смерти он ещё будет что-то говорить людям — значит, он живой, значит, жив и я».

Слово учителя: «Вся жизнь преподобного была постоянным прозрением в далекое и близкое будущее. К концу жизни ему явлено было чудесное видение, неразрывно связанное впоследствии со многими его посмертными чудесами. Оно стало как бы завершением всего пройденного им пути и утвердило созданное им дело».

За полгода до своей кончины преподобный получил откровение о своем исходе. Призвав братию, он вручил управление обителью своему ученику  — преподобному Никону, сам же удалился в келью, в полный затвор, пребывая в безмолвии.

Классу задается вопрос: «Вы уже обращали внимание на то, что житие обычно заканчивается описанием чуда. Какие чудеса происходили после смерти святого Сергия?» Подводится итог по жизни Сергия, его божественной кончине и посмертным чудесам (нетленное тело, исцеление больных).

Далее классу показывается мультфильм, обобщающий весь материал, пройденный за 2 урока. Затем ребята выполняют самостоятельную работу (см. Приложение).

V. Подведение итогов урока.

Слово учителя: Сергия похоронили его у правого клироса в церкви Пресвятой Троицы, которая была построена еще в 1356 году. Это было против завещания Сергия похоронить его на общем кладбище, но так хотела братия.

В 1108 году монастырь был сожжен дотла во время набега хана Едигея. После пожара могила Сергия чудом сохранилась. Новую Троицкую церковь Никон не стал строить на прежнем месте, оставив его для будущего каменного храма. Новый деревянный храм был освящен 25 сентября 1412 года,  в день памяти святого Сергия. Есть предположение, что на этом торжестве Епифаний Премудрый впервые произнес сочиненное им «Похвальное слово Преподобному Сергию». В 1422 году над мощами преподобного был построен каменный Троицкий собор — редкий архитектурный памятник конца XIV — начала XV века.

Это была последняя работа великих иконописцев Андрея Рублева и Даниила Черного. Для храма была написана Рублевым знаменитая «Троица».

VI. Домашнее задание.        

1.Прочитать «Слово о погибели Русской земли» (с. 30-31), письменно ответить на вопросы 1-3 (с. 31).

2. Познакомиться с текстом «Жития Александра Невского» (с. 32-39).


Приложение

Самостоятельная работа

1. Заполните таблицу, верно распределив жанры древнерусской литературы по колонкам:

Историческая повесть; Хождение; Историческая песня; Житие; Былина; Летопись; Проповедь

ЦЕРКОВНЫЕ

СВЕТСКИЕ

2. Ответьте на вопросы теста

В каком веке было написано «Житие Сергия Радонежского»?

1. 14

2. 15

3. 16

4. 17

Каким было мирское имя святого?

1. Кирилл

2. Сергий

3. Пётр

4. Варфоломей

С чем помог отроку старец?

1. Овладеть грамотой.

2. Найти дом.

3. Отыскать брата.

4. Добыть еды.

Как звали родителей Сергия?

1. Михаил и Ольга.

2. Кирилл и Марфа.

3. Кирилл и Мария.

4. Владимир и Елена.

Как звали брата, с которым Сергий жил в пустыни?

1. Пётр.

2. Иван.

3. Стефан.

4. Олег.

Кто является автором «Жития Сергия Радонежского»?

1. Нестор.

2. Епифаний Премудрый.

3. Филарет.

4. Никон.

На победу в каком сражении благословил Сергий?

1. Битва на реке Калке.

2. Северная война.

3. Куликовская битва.

4. Ледовое побоище.

Духовником какого русского князя был Сергий?

1. Александр Невский.

2. Иван Грозный.

3. Дмитрий Донской.

4. Юрий Долгорукий.

Почему Сергий носит имя Радонежский?

1. Приносил радость людям.

2. Жил в Радонеже.

3. Получил его при пострижении.

4. Так его назвал автор «Жития»

Как называется освещенный хлеб, который старец дал Сергию?

1. Амфора.

2. Просфора.

3. Панихида.

3. Унция.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок по истории и ОПК Тема урока: «Житие преподобного Сергия Радонежского»

урок  или внеклассное мероприятие для 5-9 классовТема урока: «Житие преподобного Сергия Радонежского»Цели урока:§  познакомить учащихся с житием  преподобного Сергия Радонежского,...

Урок литературы в 8 классе "Житие преподобного Сергия Радонежского".

Житие преподобного Сергия Радонежского. Урок литературы в 8 классе....

По страницам жития Святого Преподобного Сергия Радонежского. Связь с природой.

Познакомить учащихся с некоторыми страницами  жития Святого Преподобного Сергия Радонежского, его  связью с природой...

Электронный образовательный ресурс "Житие преподобного Сергия Радонежского"

Ознакомление детей с жизнью преподобного Сергия Радонежского....

Разработка урока "Житие Преподобного Сергия Радонежского"

Разработка урока  "Житие Преподобного Сергия Радонежского", 7 класс...

Адаптированная рабочая программа внеурочной деятельности "Учимся жить у Преподобного Сергия Радонежского"

Программа внеурочной деятельности «Учимся жить у преподобного Сергия Радонежского» по общекультурному направлению для обучающихся с ТМНР...