Конспект урока литературы в 8 классе. М.Ю. Лермонтов «Мцыри». Мцыри как романтический герой. Воспитание в монастыре.
план-конспект урока по литературе (8 класс)

Борщева Юлия Сергеевна

…Что за огненная душа,

Что за могучий дух,

Что за исполинская натура у этого Мцыри!

В. Г. Белинский.

 

Конспект урока литературы в 8 классе. М.Ю. Лермонтов «Мцыри». Мцыри как романтический герой. Воспитание в монастыре.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_literatury_v_8_klasse_mtsyri.doc58 КБ

Предварительный просмотр:

Урок литературы в 8 классе.

Тема: М.Ю. Лермонтов «Мцыри». Мцыри как романтический герой. Воспитание в монастыре.

                                                                        Учитель русского языка и литературы

                                                                                    МКОУ Бугаевской СОШ

                                                                                    Кантемировского района

                                                                                    Воронежской области

                                                                                    Борщева Юлия Сергеевна.

Цель: Продолжить обучение анализу художественного текста.

Задачи:

Образовательные :

1. Продолжить изучение поэмы « Мцыри»

2. Дать характеристику Мцыри как романтическому герою.

3. Определить способы раскрытия образа главного героя поэмы М. Ю. Лермонтова «Мцыри»

4. Продолжить обучение работы с текстом художественного произведения.

Развивающие:

1. Развивать мышление, умение решать поставленную проблему, обобщать, делать выводы.

Воспитательные

1 Воспитывать интерес к творчеству поэта.

2 Воспитывать любовь к Родине, помочь осознать понятия, что без родины нет для человека ни свободы, ни счастья.

Оборудование: портрет М.Ю. Лермонтова художника П. Заболотского, иллюстрации к поэме “Мцыри”, карточки с дидактическим материалом, учебник: В.Я. Коровина “Литература” 8 класс, Москва: Просвещение, 2010, презентации «Поэма «Мцыри», «Общая характеристика романтизма как литературного направления»

Тип урока: проблемный урок, аналитическая беседа;

Ход урока

(Эпиграф к уроку)

…Что за огненная душа,

Что за могучий дух,

Что за исполинская натура у этого Мцыри!

В. Г. Белинский

1. Проверка домашнего задания.

2. Вступительное слово учителя:

На прошлом уроке мы начали знакомство с поэмой «Мцыри», написанной в 1839 году.

Ученик: Поэма Лермонтова - это романтическое произведение, в основе сюжета которого лежит традиционная романтическая ситуация-бегство из неволи. 

Учитель: Сегодня на уроке мы проанализируем образ главного героя. Подумаем и над тем, актуальны ли сегодня проблемы, затронутые почти 2 века назад Лермонтовым.

Кто же не доволен жизнью, кто бежит из неволи? – Мцыри.

По-разному оценивают этот образ литературоведы и критики:

  1. Мцыри – это герой с демоническими чертами. ( Н. Котляровский)
  2. Мцыри – христианин, который исповедуется перед смертью. (А. В. Моторин)
  3. Мцыри –это «естественный человек» с цельной и страстной натурой. (Ю. Манн)

А вот какую оценку ему дал великий русский критик 19 в. Виссарион Григорьевич Белинский, запомните это имя, в 9 классе вам предстоит познакомиться с ним.

( читаю эпиграф).

Учитель: Согласны ли вы с этим высказыванием критика о характере Мцыри? Докажите или опровергните высказывание, аргументируя ответ примерами из текста.

- ответы учеников.

3. Беседа по тексту.

Учитель: Какова же главная страсть героя?

Ученик: Стремление жить полно в мире борьбы и свободы на далёкой любимой родине.

Учитель: Скажите, а что такое свобода?

-ответы учеников

Учитель: Каждый понимает свободу по-своему. А что значит для Мцыри быть свободным? Найдите ответы в тексте.

А) Давным-давно задумал я В) Я мало жил, и жил в плену,

Взглянуть на дальние поля, Таких две жизни за одну,

Узнать, прекрасна ли земля, Но только полную тревог,

Узнать, для воли иль тюрьмы Я променял бы, если б мог.

На этот свет мы рождены.

Б) Мою пылающую грудь Г) …Я цель одну

Прижать с тоской к груди другой, Пройти в родимую страну

Хоть не знакомой, но родной. Имел в душе.

Ученик: Представление о свободе связано у Мцыри с мечтой о возвращении на родину. Быть свободным – значит для него вырваться из монастырского плена и вернуться в родной аул, убежать из «семьи чужой». Живя в монастыре, юноша не переставал видеть «живые сны»:

Про милых близких и родных,

Про волю дикую степей,

Про лёгких, бешеных коней,

Про битвы чуждые меж скал…

В душе его постоянно жил образ неизвестного, но желанного «чудного мира тревог и битв».

Учитель: О какой характерной черте романтизма мы можем здесь говорить?

Ученик: Романтический герой – бунтарь, враждующий с миром или обществом, часто непонятый им.

Двоемирие (мир реальный и идеальный).

Учитель: Что же увидел Мцыри на воле, что узнал о жизни во время своих скитаний? Проанализируйте их.

Ответ: (цитаты из гл.6,9,10,11)

Учитель: Кто может сделать вывод?

Ученик: Его поражает богатство и многообразие природы. Серые «мёртвые стены монастыря противопоставлены живому миру. В этих строчках чувствуется его любовь к жизни, ко всему прекрасному в ней. Ребята, мы с вами понимаем, что пейзаж в поэме играет большую роль.

Учитель: Что можно сказать о человеке, который так воспринимает природу?

(Прочтите описание утра. Гл.11 –от слов « Кругом меня…//до слов

Я в нём глазами и душой тонул»)

Ученик: С этого утра начинается для Мцыри познание мира, и романтически настроенный юноша населяет его фантастическими незримыми существами, знающими тайны «неба и земли». Поэтически возвышенная душа позволяет Мцыри сравнить вольную жизнь с раем. Перед смертью это сравнение приобретает ещё более мятежный, бунтарский характер. Мцыри готов «рай вечности» променять на осуществление своей мечты.

Учитель: Подумайте, дает ли Лермонтов портрет Мцыри?

- А почему? (Обобщенный портрет, судьба многих горцев) –

.Учитель: Какое впечатление производит Мцыри – ребенок?

Он был, казалось, лет шести.

Как серна гор, пуглив и дик.

И слаб и гибок, как тростник,

Но в нем мучительный недуг

Развил тогда могучий дух

Его отцов. …

…Даже слабый стон из детских

губ не вылетал …

И тихо, гордо умирал.

Бродил безмолвен, одинок

Вывод. Черты, заложенные природой: могучий дух, гордость, сила воли.

– Сопоставьте цитаты, подберите синонимы:

“Могучий дух его отцов” (сильный, смелый);

“Душой дитя” (чистый, беспомощный, неопытный);

“Судьбой монах” (божий человек, чистый).

Учитель:

А какие же художественные средства выразительности речи использует поэт, рисуя своего героя?

Ответ: Гиперболы (гл.8). Они говорят о широте натуры, о стремлении к свободе, о независимости.

Метафоры (гл.3,15) Показывают стремление к воле, говорят о силе характера.

Сравнения (гл.9,21) Говорят о слиянии с природой.

Эпитеты ( во многих главах) говорят о стремлении к свободе.

Учитель: Оказывается, что портрет Мцыри создать почти невозможно. Эпитеты очень разные, не поддаются образному восприятию, только чувственному.

Вывод. Учитель: Богатство изобразительно - выразительных средств поэмы находится в тесной связи с богатством внутреннего мира героя. Но если у героя богатый внутренний мир, этого ещё недостаточно, чтобы назвать его романтическим героем. Герой должен совершать поступки, должен действовать.

Учитель: Что же успел совершить Мцыри на воле?

Ученик: (занесём в таблицу).

Черты характера

Цитаты (одна – две)

Бегство из монастыря, попытка

Встреча с грузинкой

Бой с барсом

1.Бегство из монастыря, попытка Это дало пьянящее чувство свободы.

найти дорогу домой.

2. Встреча с грузинкой. Вызвала «сладкую тоску», желание

любить и быть любимым.

3. Бой с барсом. Мцыри познал счастье борьбы и

восторг победы.

Учитель: Все эти переживания Мцыри можно объяснить одним словом. Каким?

Ученик: ЖИЗНЬ! . В своей исповеди перед смертью он скажет монаху: «Ты хочешь знать, что делал я на воле? Жил».

Учитель: Какое привычное слово, а что же значит оно для Мцыри?

Ученик: Это значит находиться в постоянном поиске, в тревоге, бороться и побеждать, а главное - испытывать блаженство «вольности святой».

Учитель: В этих переживаниях и раскрывается характер романтического героя. Таков Мцыри!

Почему же погиб Мцыри? Ответить на этот философский вопрос вам поможет игра « Незаконченное предложение»

4. Игра незаконченное предложение.

Истоки трагедии Мцыри –это условия _________________________________________. Обстоятельства, в которых он оказался с детства, лишили его ______________________и

привели к_________________________.

Его последнее предсмертное желание – ___________________________________________.

Это не примирение, а победа: жизнь обрекла его на ________________________, а три дня воли дали_________________________. Поэтому его гибель вызывает _____________________ за Мцыри.

Обстоятельства, в которых оказался Мцыри с детства лишили его связи с людьми, с родным домом – эта неудовлетворённость жизнью и привела его к гибели.

Учитель: Какова последняя просьба главного героя?

Ученик: ( Когда я стану умирать,

И, верь, тебе не долго ждать,

Ты перенесть меня вели

В наш сад, в то место, где цвели

Акаций белых два куста…

Оттуда виден и Кавказ!

Быть может, он с своих высот

Привет прощальный мне пришлёт…)

Учитель: Почему же, несмотря на гибель героя, поэма не кажется нам мрачной, исполненное отчаяния и безнадёжности?

Ученик: Гибель Мцыри нельзя назвать поражением и смирением, он боролся, хотел изменить жизнь, сумел узнать, что такое свобода; испытал счастье борьбы и радость слияния с миром.

Учитель: Эти выводы и позволяют назвать Мцыри романтическим героем.Личность Мцыри многогранна , так как впитала в себя картины родной природы.

Мцыри-отражение свободолюбивых идей самого Лермонтова.

5. Литературная игра.

"Жёлтая шляпа" - похвалите героя, назовите его положительные стороны, черты характера.

"Чёрная шляпа" - отметьте отрицательную сторону героя, поругайте его за поступки, которые он совершил. Укажите, с чем вы не согласны.

"Зелёная шляпа" - судьба героя в ваших руках, доскажите свой, возможно, счастливый конец произведения.

"Красная шляпа" - вам, ребята, нужно охарактеризовать героя, указав, какие чувства и эмоции он переживает.

6. Мозговой штурм (идея создания оригинального памятника Мцыри)

7. Подведение итогов урока.

Мы завершаем разговор о произведении, написанном немногим менее двух веков назад. А сегодня, в нашем прагматичном 21 веке новых технологий, есть ли место проблемам и чувствам, о которых размышлял Лермонтов?

-ответы учеников

  1. Домашнее задание.

Составить цитатный план произведения «Мцыри».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературы 9 класс "М.Ю.Лермонтов "Герой нашего времени"- первый психологический роман в русской литературе. Сложность композиции".

Конспект урока может быть использован при изучении романа "Герой нашего времени" в 9 - 10 классах...

Конспект урока литературы по теме "Фаталист" - философское зерно романа М.Ю. Лермонтова "Герой нашего времени"

Урок по повести "Фаталист" являееся заключительным в изучении романа М.Ю. Лермонтова "Герой нашего времени". Разобраться в сложных философских вопросах, а также повторить материал по предыдущим урокам...

Урок литературы. 9 класс. М.Ю.Лермонтов - певец родины и свободы

Цели урока: прививать интерес к русской классической литературе, продолжить знакомство с личностью и поэзией М.Ю.Лермонтова; нацелить детей на понимание основных тем творчества поэта; показать злободн...

Урок литературы 8 класс М.Ю. Лермонтов Мцыри - романтический герой.

Тип урока: закрепление материала.Цели:1) проанализировать поэму, раскрыть особенности характера главного героя, выяснив способы изображения образа главного героя поэмы, организовать деятельность учащи...