Тема: Обобщающий урок-беседа по комедии Н. В. Гоголя «Ревизор» - комедии «со злостью и солью»
план-конспект урока по литературе (8 класс)

Цель урока: обобщение изученного в процессе; выявление в процессе обсуждения основной идеи комедии; развитие у учащихся умения выделить основные качества персонажей; привитие навыка публичного выступления и любви к творчеству Н.В Гоголя; умения анализировать текст.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_literatury_v_8_klasse.docx30.99 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Обобщающий урок-беседа по комедии Н. В. Гоголя «Ревизор» - комедии «со злостью и солью»

Цель урока: обобщение изученного в процессе; выявление в процессе обсуждения основной идеи комедии; развитие у учащихся умения выделить основные качества персонажей; привитие навыка публичного выступления и любви к творчеству Н.В Гоголя; умения анализировать текст.

Тип урока: обобщающий

Вид деятельности: групповая и индивидуальная

Оборудование: тексты, видеоматериал к/ф «Ревизор», иллюстрации к комедии, портрет Н.В. Гоголя, рисунки учащихся к комедии «Ревизор».

Эпиграф: На зеркало неча пенять, коли рожа крива.

Народная пословица

Ход урока

Организационный момент.

Приветствие учителя, сообщение темы и целей урока.

1.Вступительное слово учителя.

Ну что ж… Комедия прочитана. Многое о ней сказано. Время подводить итоги. Сегодня на уроке вы должны показать знания по содержанию комедии, анализировать текст, отвечать четко на вопросы.

2.Беседа по комедии. Опрос.

1Кто подтолкнул Гоголя написать эту комедию?

(Гоголь обратился к Пушкину: «Сделайте милость, дайте какой-нибудь сюжет, хоть какой-нибудь, смешной или несмешной, но русский чисто анекдот. Рука дрожит написать тем временем комедию» В ответ на просьбу Гоголя Пушкин рассказал ему историю о мнимом ревизоре, о забавной ошибке, которая повлекла за собой самые неожиданные последствия. На основе этой истории Гоголь написал свою комедию «Ревизор»)

Какова главная идея комедии «Ревизор?»

( Сам Гоголь о своей теме пишет так: В «Ревизоре» я решил собрать в одну кучу все дурное в России, какое я тогда знал, не несправедливости и за одним разом посмеяться над всем. Сквозь смех, который никогда еще в мне не появляется в такой силе, читатель услышал грусть»)

Как вы думаете, почему Гоголь написал пьесу, а не роман?

(Гоголь хотел все пороки общества выставить на обозрение, он говорил: «На сцену их! Пусть видит их весь народ! Пусть посмеется им! О, смех великое дело! Ничего более не боится человек так, как смеха…Он не отнимает ни жизни, ни имения у виноватого, но он ему силы связывает и, боясь смеха, человек удерживается от того, отчего бы не удержала его никакая сила»).

Скажите, все пороки были выдуманы Гоголем или имело место фактам?

Выступления учащихся.

  • (Во время николаевской России из свидетельства современников говорилось: «Не было в помещениях чистоты и порядка… на столах канцелярии вместо чернильниц и песочниц ( вместо промокашки) стояли помадные банки. Чиновники и канцелярские служители сидели на круглых поленьях вместо стульев. Между делами и за ними помещались полуштофы с закусками. Недаром городничий говорит о заседателе: «От него такой запах, как будто он сейчас вышел из винокурного завода…»
  • В Саратове намощенные улицы в летнее время покрыты на четверть пылью, а весной и осенью жидкой грязью, а второстепенные улицы разрастались травой.
  • В Пензе десятки тысяч рублей были сворованы, выделенные на постройки набережной.
  • Казанский начальник полиции истязал совершенно невинных.
  • Генерал-губернатор Западной Сибири завел открытый грабеж во всем крае. Ни одно письмо не переходило не распечатанное и горе тому, кто осмелится написать что-нибудь о его управлении. Он купцов первой гильдии держал по году в тюрьме, в цепях, он их пытал.
  • Взятки брали деньгами и продуктами, брали через жен, секретарей и других подставных лиц: губернаторы, профессора при экзамене.
  • А в одной из губернии и не был действительно случай, подобно описанный в «Ревизоре». По сходству фамилии приняли одного молодого проезжего за известного государственного чиновника. Все городское начальство засуетилось и приехало к молодому человеку являться.
  • Во время одной из встреч Пушкин рассказал Гоголю анекдот, случай, произошедший в Новгородской губернии: какой-то проезжий, выдав себя за министерского чиновника, обирал жителей. Кроме того, сам Александр Сергеевич, приехав в Оренбург для сбора сведений о пугачевском бунте, вдруг узнал, что местными властями от неких доброжелателей получено предупреждение, будто сбор исторического материала - лишь предлог. Будто истинная цель приезжего - негласная ревизия деятельности оренбургских чиновников.

Как отзывается царь Николай 1 после представления «Ревизора» на сцене и почему?

А) (Известно, что Николай I после первого представления
пьесы сказал: « Ну и пьеска! Всем досталось, а мне более всех!"

Б) Если же говорить о возмущении, которое вызвала пьеса,
то надо говорить о дворянстве и чиновниках, которые
разглядели в этой пьесе самих себя, недаром царь
сказал, что ему досталось больше всех.
Пьеса была направлена против глупости, взяточничества,
казнокрадства и пресмыкательства, а почти все чиновники
в то время воровали, брали взятки и вели себя лицемерно.

II. Обратимся к бессмертной комедии Гоголя. «Я пригласил вас, господа, чтобы сообщить вам пренеприятное известие: к нам едет ревизор».

1)Что произошло в пьесе?

(Чиновники уездного города и городничий напуганы известием приезда ревизора. В страхе они стараются принять необходимые меры и приготовиться к встрече с ревизором)

2) Что является завязкой комедии?

( В комедии 2 завязки: 1- письмо Чмыхова, 2- сообщение Добчинского и Бобчинского о приезде ревизора.)

3) Почему чиновники приняли Хлестакова за ревизора?

(Ввели в заблуждение рассказы Хлестакова о Петербурге, необычный вид, странное поведение «ревизора», глупость городничего, провинциальная узость чиновников)

4) Почему перед тем, как Хлестакова, Гоголь включает в комедию монолог Осипа?

(Второе действие начинается с монолога Осипа, слуги Хлестакова, который делится с читателем историей жизни Хлестакова, будучи коллежским регистратором. Автор сразу же дает понять, что Хлестаков не ревизор (предваряя появление Хлестакова рассказом о нем слуги Осипа).

5)Что является кульминацией комедии?

(Болтовня Хлестакова укрепляет веру чиновников, что присланный ревизор - значимое лицо. Хлестаков из елистратишки превращается в министра, управляющего департаментом).

- СЦЕНКА. Действие 3 явл 6

6) Как ведет себя Хлестаков с купечеством, мещанами?

( Разыгрывает роль государственного лица, важно принимает жалобы купцов на городничего, но не возмущается самодурством городничего, Хлестаков любуется собой, примеряясь в роли генерал-губернатора.)

7) В чем заключается жизненный принцип Хлестакова?

( «Ведь на то и живешь, чтобы срывать цветы удовольствия». Это значит, что, не прилагая никаких усилий, иметь власть, знакомства, известность, деньги. Стремление сыграть роль хоть на ступеньку выше той, которую отвела жизнь - сущность хлестаковщины)

- Инсценировка. Действие 2 , Явл 5

8)Есть ли еще такие моменты в развитии действия, которые можно назвать кульминационными?

( Мечты городничего о Петербурге. Городничий торжествует от открывшейся ему возможности неограниченной власти над людьми.

9) Почему городничий при встрече с купцами сменил гнев на милость?

( Городничий прощает купцов, так как не одному из них помог сплутовать. Если поднимать против купцов дело, надо заодно спровадить в Сибирь и себя).

СЦЕНКА. Действие 4 . явление 15

Внешний конфликт разрешается как будто благополучно. Хлестаков, обручившись с Марьей Антоновной, прихватив денег, коврик и лучшую тройку лошадей, уезжает. Чиновники успокаиваются, поздравляют Марью Антоновну.

СЦЕНКА. Действие5, явление 5( просмотр фрагмента к/ф «Ревизор»)

10) Но тут почтмейстер приносит письмо Хлестакова к кому? ( К Тряпичкину)

11) О чем это письмо?

Какую характеристику дает Хлестаков каждому из чиновников и городничему?

( Городничий глуп, как сивый мерин.

Почмейстер- подлец, пьет горькую.

Надзиратель за богоугодными заведениями Земляника- совершенная свинья в ермолке.

Смотритель училищ - протухнул насквозь луком.

Судья Ляпкин-Тяпкин - в сильнейшей степени люветок (человек дурного тона)

12) Итак, что является развязкой?

( Сообщение жандармского офицера о приезде ревизора- это катастрофа: к приезду ревизора городничий и его подчиненные не готовы)

13) Ситуация из комической перерастает в трагическую, когда городничий произносит фразу и какую?

( «Над кем смеетесь, господа, над собой смеетесь…)

14) Какое это произведение сатирическое или юмористическое? Что такое сатира? Юмор?

( Сатира - это резкое осмеяние отрицательных сторон жизни и характеров, обнаружение их уродства, нелепости. Сатирический образ вызывает отвращение и презрение.

Юмор - раскрывает смешное в жизни, позволяет отнестись к нему весело, легко. В юморе есть доля сочувствия к тому, над чем мы смеемся.

Сатирическое изображение позволило Гоголю ясно выразить свое возмущение административным произволом. Это был смех сквозь слезы.

Комедия была как бы зеркалом, в котором отразились картины лихолетья и злоупотреблений, характерные для всей русской жизни николаевской эпохи.

 Работа с эпиграфом к уроку. 

15) Как вы понимаете эпиграф в пьесе?

На зеркало неча пенять, коли рожа крива.

(Нельзя сердиться на зеркало, если в нем видишь собственное отражение,- плоха и несправедлива сама жизнь, а не ее изображение).

III. Работа учащихся в группах.

Тест по пьесе Н.Г.Гоголя «Ревизор»

1 группа

1. Какой из вариантов происхождения сюжетов комедии « Ревизор» - верный:

а) придуман Н.В. Гоголем

б) подарен автору А.С. Пушкиным

в) взят из других источников

2. Отметить причины, по которым чиновники принимают Хлестакова за ревизора.

а) рассказы Хлестакова

б) страх

в) недоразумение

г) известие о приезде ревизора

3. Отметить черты, характерные для чиновников персонажей комедии.

а) взяточничество

б) халатность

в) страх перед начальством

г) глупость

д) гостеприимство

е) использование служебного положения

4. Отметить, какой из видов комического жанра преимущественно использован в комедии.

а) юмор

б) сарказм

в) сатира

г) ирония

5.Откуда Городничий узнал о приезде ревизора?_________________________________________

2 группа

1. Речь Ляпкина- Тяпкина Гоголь сравнивал:

а) со скрипом открывающейся двери

б) со старинными часами, которые сначала шипят, а потом бьют

в) с ударом молота

2. Хлестаков:

а) всерьез хочет жениться на Марте Антоновне

б) хочет набрать как можно больше денег

в) все делает как бы случайно, ничего не планируя и не думая о последствиях

3. Хлестаков способен:

а) быть логичным б)удивлять окружающих искрящимся юмором

в) произносить нелепости и врать без остановки.

4. Кульминационная сцена в «Ревизоре»:

а) а беседа городничего и Хлестакова в трактире

б) сцена вранья Хлестакова в доме городничего

в) мечты городничего и его жены в Петербурге

5. В цене вранья Гоголь использует:

а) антитезу б) гиперболу в сравнение

IV.Итоги урока

  • Почему и в наши дни комедия пользуется успехом?

(Комедия Н. В. Гоголя "Ревизор" пользуется успехом, потому что проблемы, которые всплывают в комедии актуальны и в наше время. Каждый пытается нажиться на счет другого. Но правильно ли это? Разве так должны жить люди? Хоть власти и пытались навести "порядок" в городе, но нужно было еще навести порядок в головах у людей. В городе спокойно относятся к тому, что берут взятки и не скрывают это. Люди настолько привыкли к этому образу жизни, что не хотят что-то меня в своей жизни.

Таким образом, нужно поменять что-то в жизни людей, чтобы что-то изменить в лучшую сторон).

  • Итак, говоря о Гоголе, мы можем сказать: «Он живет с нами, он среди нас. И мы не разлучаемся с ним никогда.

VДомашнее задание.

Написать сочинение «Что изменится с приездом настоящего ревизора?»

Объем 60-80 слов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Бессмертная комедия Н. В. Гоголя « Ревизор» (Обобщающий урок по комедии Н. В. Гоголя ) ( 2 часа)

Обобщающий урок по комедии Н. В. Гоголя " Ревизор" с ис пользованием таких современных образовательных технологий . как развивающее обучение, метод проектов,проблемно- диалогическое обучение. В игрово...

Обобщающий урок по комедии Н.В. Гоголя "Ревизор"

Обобщение знаний учащихся по комедии Н.В. Гоголя "Ревизор":1. Опрос учащихся 2. Инсцинирование сценок3. Викторина...

Урок литературы по теме: «Городничий и Хлестаков в комедии Н.В. Гоголя «Ревизор». «Миражная интрига» в комедии»

Автор делится опытом, как сделать урок и знания, приобретаемые учениками на нем значимыми, показывает инновационную форму и систему работы обучающихся на девайсах...

Урок-презентация учебного проекта в 8 а классе: «Ревизор» как социальная комедия «со злостью и солью»

Цель данного проекта - знакомство с идейным замыслом комедии и с ее героями....

Конспект урока по теме "История создания и постановки комедии Н. В. Гоголя «Ревизор»"

Конспект урока по теме "История создания и постановки комедии Н. В. Гоголя «Ревизор»"...

Конспект урока на тему "Чиновники города N" (по комедии Н.В. Гоголя "Ревизор")

Конспект урока литературы на тему "Чиновники города N" разработан с целью побудить обучающихся к самостоятельному анализу образов чиновников в комедии Н.В. Гоголя,  внимательному прочте...

Н.В.Гоголь.Н. В. Гоголь. Краткий рассказ о писателе. «Ревизор» - социальная комедия «со злостью и солью». История создания комедии и ее первой постановки

laquo;Я решился собрать в одну кучу все дурное в России, какое я тогда знал... и за одним разом посмеяться над всем... Сквозь смех... читатель услышал грусть...».(Н. В. Гоголь)...