Урок-презентация учебного проекта в 8 а классе: «Ревизор» как социальная комедия «со злостью и солью»
проект по литературе (8 класс)

Аторина Елена Сергеевна

Цель данного проекта - знакомство с идейным замыслом комедии и с ее героями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok.docx41.01 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Ревизор» как социальная комедия «со злостью и солью». (урок-презентация учебного проекта)

Цели урока: повторить известные сведения о Гоголе как о писателе-сатирике; повторить основные признаки драматического произведения; раскрыть идейный замысел комедии.

ХОД УРОКА

СЛАЙД 1. Вступительное слово. Запись темы урока.

- Николай Васильевич Гоголь вошел в русскую литературу как писатель - сатирик.

- Что значит быть писателем-сатириком? Высмеивать и обличать человеческие пороки.

Гоголь считал, что для борьбы со всем дурным в человеке не нужно использовать назидания и нравоучения. Самое острое и разящее оружие – это смех, потому что, по мнению писателя,  “смеха боится даже тот, кто ничего не боится”. Гоголь надеялся, что человек, увидев себя в зеркале юмора, иронии, сатиры, станет воспитывать себя и будет стремиться жить по нравственным законам.

Сегодня мы демонстрируем учебный проект «Ревизор» как социальная комедия «со злостью и солью».

Я надеюсь, что проделанная вами большая работа сблизит вас с великим сатириком, поможет понять его произведения, которые будут вечно помогать нам бороться с нашими недостатками и при этом ещё и весело смеяться над собой.

СЛАЙД 2. Целью нашего проекта является знакомство с идейным замыслом комедии,  с её героями.

Итак, слово 1-й группе.

СЛАЙД 3. Задачи для 1-й группы:

  1. Дать краткие сведения о Гоголе как о писателе-сатирике.
  2. Выяснить историю создания и постановки комедии.
  3. Раскрыть идейный замысел комедии.

СЛАЙД 4. Николай Васильевич Гоголь родился на Украине 20 марта (1апреля) 1809 в селе Большие Сорочинцы Миргородского уезда Полтавской губернии в семье небогатых украинских помещиков.

СЛАЙД 5. Детские годы прошли в имении родителей Васильевке, рядом с селом Диканька, краем легенд, поверий, исторических преданий. В воспитании будущего писателя определенную роль сыграл отец, Василий Афанасьевич, страстный поклонник искусства, любитель театра, автор стихов и остроумных комедий, которые он писал для домашнего театра богатого вельможи Трощинского. Маленький Гоголь вместе с родителями участвовал в этих театральных постановках. Мать Гоголя, Мария Ивановна, была добрая, простодушная женщина, от неё писатель унаследовал богобоязненную религиозность.

СЛАЙД 6. После домашнего образования Гоголь провел два года в Полтавском уездном училище, затем в 1821 г. поступил в Нежинскую гимназию высших наук, созданную по типу Царскосельского лицея для детей провинциального дворянства. Здесь учится играть на скрипке, занимается живописью, участвует в спектаклях, исполняя комические роли. Особенно ему удалась роль госпожи Простаковой в комедии Фонвизина «Недоросль».

СЛАЙД 7. После окончания Нежинской гимназии в июне 1828 г. в декабре отправляется в Петербург с надеждой начать широкую государственную деятельность. Службу получить не удалось, первые литературные пробы оказались неудачными. В поисках заработка пытался поступить в актёры, но получил отказ. В ноябре 1829 получает место мелкого чиновника с нищенским заработком.    

В 1831 г. Гоголь познакомился с Пушкиным, который сыграл большую роль в творческом развитии молодого писателя. Пушкин внимательно следил за работой Гоголя, вникал в его замыслы, был требовательным, но чутким наставником и руководителем своего молодого литературного друга.
СЛАЙД 8.  Литературную известность Гоголю принесли "Вечера на хуторе близ Диканьки" (1831 - 32). «Истинно весёлая книга»,- такой отзыв  дал   А.С.Пушкин. Гоголь стал знаменитым.

- Какое произведение Гоголя мы изучали в прошлом году?

СЛАЙД 9. История создания комедии «Ревизор».

Задумав написать комедию,  Гоголь искал смешной сюжет и обратился за помощью к Пушкину: “Сделайте милость, дайте какой-нибудь сюжет, хоть какой-нибудь, смешной или несмешной, но русский чисто анекдот. Рука дрожит написать тем временем комедию.”

В ответ на просьбу Гоголя Пушкин рассказал, как его приняли за важное лицо, прибывшее из Петербурга, когда он в Оренбурге собирал сведения о Пугачёве. Подобный случай произошёл и в Новгородской губернии, где какой-то проезжий, выдав себя за чиновника из министерства, обирал жителей. Эти два случая и стали основой гоголевской комедии.

 Осенью 1835 г. Гоголь принимается за написание "Ревизора".  18 января 1836 г. он уже читает комедию на вечере у Жуковского, а в феврале-марте уже занят ее постановкой.

СЛАЙД 10. Премьера комедии состоялась 19 апреля 1836 г. на сцене Александринского театра.   Царь Николай I, присутствующий на представлении, выходя из ложи, заметил: «Ну и пьеска! Всем досталось, а мне более всех!»

Гоголя обвинили в злостном искажении действительности, в желании опорочить русскую жизнь. После постановки “Ревизора” на сцене Гоголь полон мрачных мыслей. Его удручает всеобщее непонимание. Он решает уехать за границу, в Италию, отдохнуть и поправить здоровье.

СЛАЙД 11. Над текстом комедии Гоголь работал 17 лет. Окончательной редакцией считается текст 1842 г. Именно в этом издании перед текстом комедии появился эпиграф – пословица «На зеркало неча пенять, коль рожа крива».

-  Подумайте, в чём смысл эпиграфа к комедии?  Комедия Гоголя была как бы зеркалом, в котором отразились пороки и картины  злоупотреблений, характерные для русской жизни николаевской эпохи. Гоголь своим эпиграфом  отвечал тем, кто упрекал его в клевете на русскую действительность: нельзя сердиться на  зеркало, если в нём видишь истинное отражение,- плоха и несправедлива сама жизнь, а не её  изображение.

СЛАЙД 12. Идейный замысел и особенности композиции комедии «Ревизор».

  - Каков замысел и особенности композиции комедии?

В «Ревизоре», - вспоминал впоследствии Гоголь,- я решился собрать в одну кучу всё дурное в России, какое я тогда знал, все несправедливости, какие делаются в тех местах и в тех случаях, где больше всего требуется от человека справедливости, и за одним разом посмеяться над всем».

     В комедии рассматривается не любовная интрига, не события частной жизни, а явления общественного порядка. В основе сюжета – переполох среди чиновников, ожидающих ревизора, и их стремление скрыть от него «свои грешки».

     Таким образом, жанр комедии мыслился Гоголем как жанр социально-политической комедии. Тем самым определилась такая  композиционная особенность, как отсутствие  в ней центрального героя. Таким героем стала чиновничья масса.

СЛАЙД 13. - Вспомните, к какому роду литературы относится комедия? К драме.

- Чем отличается драма от эпоса и лирики? Предназначена для постановки на сцене.

- Какие отличительные признаки имеет комедия как жанр драмы? Состоит из монологов-диалогов, есть ремарки. В пьесе нет описания внешнего вида героя, автор скрыт за действиями и речами персонажей.

    СЛАЙД 14. Пьеса делится на части – действия (акты, в комедии их 5) – явления (сцены, в каждом действии от 6 до 16 явлений)

 Основные этапы развития сюжета:

Экспозиция – предыстория событий, лежащих в основе художественного произведения.

Завязка – событие, с которого начинается активное развитие действия.

Кульминация – момент наивысшего напряжения в пьесе.

Развязка – событие, завершающее действие.

СЛАЙД 15. Задачи для 2-й группы.

  1. Познакомиться с замечаниями Н.В. Гоголя для господ актёров «Характеры и костюмы»
  2. Найти иллюстрации художников  П.М. Боклевского, Д.Н. Кардовского, А.И. Константиновского с портретами героев комедии.
  3. Прокомментировать, как каждый художник представлял гоголевских героев, что особенно удалось им выразить в характере персонажа.    

СЛАЙД 16. Перед вами два портрета городничего Кардовского и Боклевского. На наш взгляд, к характеристике Гоголя из замечаний для господ актёров больше подходит портрет Кардовского.

Городничий, уже постаревший на службе и очень не глупый по-своему человек. Хотя и взяточник, но ведет себя очень солидно; довольно серьезен, несколько даже резонер; говорит ни громко, ни тихо, ни много, ни мало. Его каждое слово значительно. Черты лица его грубы и жестки, как у всякого начавшего тяжелую службу с низших чинов. Переход от страха к радости, от низости к высокомерию довольно быстр, как у человека с грубо развитыми склонностями души. Он одет, по обыкновению, в своем мундире с петлицами и в ботфортах со шпорами. Волоса на нем стриженые с проседью.

Городничий у Боклевского  торжествует, хохочет. Отогнутым большим пальцем левой руки он показывает назад, через плечо, на тех чиновников, которые отстали от него и влачат жалкое существование где-то в глуши. Не благодушие и приятность, а дерзость и наглость выскочки подчёркивает в этом персонаже автор.

СЛАЙД 17. Анна Андреевна, жена его, провинциальная кокетка, еще не совсем пожилых лет, воспитанная вполовину на романах и альбомах, вполовину на хлопотах в своей кладовой и девичьей. Очень любопытно и при случае выказывает тщеславие. Берет иногда власть над мужем потому только, что он не находится, что отвечать ей; но власть эта распространяется только на мелочи и состоит в выговорах и насмешках. Она 4 раза переодевается в разные платья в продолжение пьесы.

Утрируя дородность городничихи, Боклевский стремится подчеркнуть ее грубость и тупость. Самодовольство и тщеславие Анны Андреевны оттеняет ее дочка. Марья Антоновна робко выглядывает из-за мощного плеча своей маменьки.

Пожалуй, Кардовскому сильнее удалось передать кокетство жены городничего.

СЛАЙД 18. Хлестаков, молодой человек лет 23-х, тоненький, худенький; несколько приглуповат и как говорят, без царя в голове, - один из тех людей, которых в канцеляриях называют пустейшими. Говорит и действует без всякого соображения. Он не состоянии остановить постоянного внимания на какой-нибудь мысли. Речь его отрывиста, и слова вылетают из уст его совершенно неожиданно. Чем более исполняющий эту роль покажет чистосердечия и простоты, тем более он выиграет. Одет по моде.

Какие черты Хлестакова запечатлены в иллюстрациях художников?

Сама поза Хлестакова, нарисованного Д. Н. Кардовским , подчёркивает беспечность этого молодого человека, а выражение лица - его глупость и внутреннюю пустоту. Полуприкрытые глаза Хлестакова затуманились от сознания собственного великолепия. Хлестаков встал в позу, намеренно эффектным жестом он опирается на изящную трость. Другая рука картинно держит головной убор. Хлестаков, с его желанием порисоваться, произвести впечатление, как будто спрашивает зрителя: "Ну, как? Не правда ли, я очень недурно выгляжу?" Неопределённость выражения, пустота (никакой мысли, даже настроение не отразилось в лице Хлестакова), позёрство – вот главное в Хлестакове, с точки зрения Кардовского.

Константиновский А. И. сделал красочный, выразительный портрет Хлестакова. Здесь мы не видим героя во весь рост, но тоже можем понять, что это недалёкий, наиглупейший человек. К провинции он полон презрения, а потому важничает.

А вот у П.М. Боклевского, на наш взгляд,  Хлестаков способен смошенничать и словчить.

СЛАЙД 19. Осип, слуга, таков, как обыкновенно бывают слуги несколько пожилых лет. Говорит серьезно, смотрит несколько вниз, резонер и любит себе самому читать нравоучения для своего барина. Голос его всегда почти ровен, в разговоре с барином принимает суровое, отрывистое и несколько даже грубое выражение. Он умнее своего барина, и потому скорее догадывается, но не любит много говорить, и молча плут. Костюм его – серый или синий поношенный сюртук.

Этот персонаж,  на наш взгляд, очень удался Боклевскому, который изобразил Осипа остроумно – грозным, воюющим с сапогом. В противоположность своему барину, он неряшлив, нечёсан, лицо заросло. Брови насуплены, взгляд угрюмый, даже дикий. На нём старый сюртук, дырявые сапоги. В правой руке Осипа сапожная щётка, а на левую натянут изящный, тонкой кожи сапожок Хлестакова. Осип чистит его с остервенением. В эту минуту злосчастный сапог заменяет Осипу его пустого и дрянного барина. При каждом взмахе щётки Осип приговаривает: "Эх, если б узнал это старый барин! Он не посмотрел бы на то, что ты чиновник, а, поднявши рубашонку, таких бы засыпал тебе, что дня б четыре ты почёсывался..."

СЛАЙД  20. Бобчинский и Добчинский, оба низенькие, коротенькие, очень любопытные; чрезвычайно похожи друг на друга; оба с небольшими брюшками, оба говорят скороговоркою и чрезвычайно много помогают жестами и руками. Добчинский немножко выше и серьезнее Бобчинского, но Бобчинский развязнее и живее Добчинского.

Изображены Боклевским как «маленькие человечки», с головой ушедшие в сплетни. Рот их полуоткрыт, выражение лица глупейшее.

У Кардовского Бобчинский привстал на цыпочки, как бы что-то подсматривая, а Добчинский машет пальцем, как будто стоит под дверью и подслушивает.

СЛАЙД 21. Ляпкин-Тяпкин, судья , человек, прочитавший пять или шесть книг, и потому несколько вольнодумен. Охотник большой на догадки, и потому каждому слову своему дает вес. Представляющий его должен всегда сохранять в лице своем значительную мину. Говорит басом, с продолговатой растяжкой, хрипом и сапом, как старинные часы, которые прежде шипят, а потом уже бьют. На наш взгляд, этот персонаж лучше удался Боклевскому.

СЛАЙД 22. Земляника, попечитель богоугодных заведений, очень толстый, неповоротливый и неуклюжий человек, но при всем том проныра и плут. Очень услужлив и суетлив. Оба художника изобразили Землянику приторно-слащавым.

СЛАЙД 23.  Почтмейстер, Иван Кузьмич Шпекин. Оба художника изобразили Шпекина с письмами, которые он вскрывает и ради развлечения читает.

СЛАЙД 24. Задачи для 3-й группы:

 1. Раскрыть смысл говорящих фамилий героев.

 2. Дать краткую справку об их должности.

СЛАЙД 25. Антон Антонович Сквозник - Дмухановский

Согласно словарю Даля, сквозник – это «хитрый, зоркий умом, проницательный человек, пройдоха, опытный плут и пролаз». Есть еще и вторая часть фамилии. Прочтем, что дмухан – это «напыщенность, гордость, спесь, чванство». Вот и получается: Сквозник-Дмухановский - чванливый, напыщенный, хитрый пройдоха, опытный плут.

- Сквозник-Дмухановский – городничий. Что это за должность в 19 веке?  В каждом уездном городе назначается городничий, который «должен сохранять в городе благочиние, добронравие и порядок» («Учреждение о губерниях» 1775 г.)

СЛАЙД 26. Смотритель училищ Лука Лукич Хлопов олицетворяет холопский тип характера, что подчеркивается фамилией Хлопов - от хлоп-холоп ( в польском языке имеет значение "крестьянин").
Имя же Лука, усиливающееся отчеством Лукич, может восприниматься как "лукавый, обманщик".

 В его обязанности входил надзор за порядком учения в приходских училищах.

СЛАЙД 27. Судья Аммос Фёдорович Ляпкин-Тяпкин.  Аммос - из древнееврейского языка в значении "нагруженный, несущий ношу".
Несмотря на исполнение обязанностей по принципу "тяп-ляп", служба Ляпкину-Тяпкину все равно в тягость…

 Судья являлся вторым лицом по своему служебному положению после городничего.

СЛАЙД 28. Почтмейстер Иван Кузьмич Шпекин. Фамилия Шпекин, образована от западнорусского (украинского, белорусского) и польского слова шпек, шпег-"шпион, соглядатай", шпеговать - "шпионить, тайно разузнавать". Почтмейстер - чиновник, управляющий почтовой конторой.

СЛАЙД  29. Попечитель богоугодных заведений Земляника. Фамилию попечителя больниц, приютов, домов для престарелых Артемия Филипповича Земляники, "человека толстого, но плута тонкого", можно понимать исключительно метаморфически - услужливый, слащавый, сахарный проныра".
 Он должен был следить, как содержатся богоугодные заведения, как кормят и содержат больных и престарелых, куда расходуются государственные средства.

СЛАЙД 30. Чиновник из Петербурга Иван Александрович Хлестаков. Фамилию можно объяснить русскими диалектными словами: хлестать-врать, пустословить", хлыст, хлёст - "наглец, нахал, сплетник". Фамилия Хлестакова говорит о том хлестком впечатлении, которое старается произвести своим поведением и речью этот герой на окружающих. Его принимают за

Ревизора — лицо, осуществляющее проверку (ревизию) деятельности какого-либо учреждения или должностного лица.

Инкогнито – под вымышленным именем, не открывая своего.

СЛАЙД 31. Бобчинский, Добчинский.    Бобчинский – возможно, от псковского «бобыч» - «глупый бестолковый человек». Пошлость и мелочность объединяют двух городских сплетников Петра Ивановича Бобчинского и Петра Ивановича Добчинского, их единство и неразрывность подчеркивается одинаковыми именами и отчествами, а также и почти одинаковыми фамилиями, которые отличаются только первыми буквами Б и Д. И это тоже, очевидно, не случайно. Добчинский как бы дополнял известия Бобчинского, поэтому и фамилия созвучна со словом «добавить». Городские сплетники недаром чрезвычайно похожи друг на друга и внешне и по внутренним качествам – умственному и моральному убожеству. Отсюда и первые слоги фамилий похожи на трезвон «боб-доб, боб-доб».

СЛАЙД 32. Задачи для 4-й группы.

  1. Прочитать комедию и распределить роли между учениками 8 а класса.
  2. Инсценировать 1, 2 явление действия первого.
  3. Нарисовать афишу.
  4. Напечатать программки.

СЛАЙД 33-35. Фотографии

СЛАЙД 36. Д. з.:

  1. Прочитать 1, 2 действие. Рассказать о чиновниках уездного города.
  2. Готовить свою роль по тексту.
  3. С. 356 вопросы 1-6

Задачи для 1-й группы. Борисова, Яукина, Грачев, Монахов, Феофанова.

  1. Дать краткие сведения о Гоголе как о писателе-сатирике (статья учебника + дополнительно сведения из биографии писателя: когда и где родился,какое получил образование, жизнь в Петербурге, знакомство с Пушкиным).
  2. Выяснить историю создания и постановки комедии (статья в учебнике «О замысле, написании и постановке «Ревизора»).
  3. Раскрыть идейный замысел комедии (объяснить смысл эпиграфа к комедии).

__________________________________________________________________________

Задачи для 2-й группы. Лукьянова, Слугина, Грехов, Савенков, Панкина.

  1. Познакомиться с замечаниями Н.В. Гоголя для господ актёров «Характеры и костюмы» (научиться их выразительно читать).
  2. Найти иллюстрации художников  П.М. Боклевского, Д.Н. Кардовского, А.И. Константиновского с портретами героев комедии (библиотека, Интернет).
  3. Прокомментировать, как каждый художник представлял гоголевских героев, что особенно удалось им выразить в характере персонажа (выразить свое мнение).    

________________________________________________________________________

Задачи для 3-й группы. Туманина, Часовникова, Очкина, Балябин, Резник

 1. Раскрыть смысл говорящих фамилий героев (Интернет, словарь Даля).

 2. Дать краткую справку об их должности (Интернет).

____________________________________________________________________________

Задачи для 4-й группы.

Посмотреть на youtube  спектакль Малого театра (1, 2 явление и действия первого) Инсценировать 1, 2 явление действия первого.

 

Антон Антонович Сквозник-Дмухановский, городничий- Пукин А.

Лука Лукич Хлопов, смотритель училищ – Детков А.

Аммос Федорович Ляпкин-Тяпкин, судья ---------- Семенов К.

Артемий Филиппович Земляника, попечитель богоугодных заведений –Кочергин Е.

Иван Кузьмич Шпекин, почтмейстер --------Светкин О.

Христиан Иванович Гибнер, уездный лекарь----Скворцов А. (Гуген, гуген, нихт гезеен, цап-царап, ауфидерзеен.    Я, их шрайбе кирдык)