Гуманитарная игра "Юбилей писателя"
методическая разработка по литературе (9 класс)

Игра посвящена 200-летию со дня рождения М.Ю. Лермонтова

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stsenariy_gumanitarnoy_igry.docx29.47 КБ

Предварительный просмотр:

СЦЕНАРИЙ ГУМАНИТАРНОЙ ИГРЫ

«ЮБИЛЕЙ ПИСАТЕЛЯ»,

ПОСВЯЩЕННОЙ 200-ЛЕТИЮ, СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ

МИХАИЛА ЮРЬЕВИЧА ЛЕРМОНТОВА

Очный этап игры проходит в актовом зале школы.

В игре участвуют 4 сборные команды обучающихся 9-11 классов

из 12 школ Ярковского района.

Цели Игры:

  •  популяризация творчества М.Ю.Лермонтова среди обучающихся школ Ярковского района;
  • привлечение устойчивого внимания детей и подростков к отечественной литературе и истории; выявление и поддержка одаренных детей, привлечение к разным формам внеучебной деятельности, как средству интеллектуально-творческого развития.

Задачи Игры:

  • Способствовать развитию коммуникативных отношений, творческому содружеству.
  • Создать эмоциональную атмосферу для реализации творческих и интеллектуальных способностей учащихся.
  • Совершенствовать формы эстетического воспитания, организации досуга детей и подростков.

Оформление сцены и зала:

1. Плакат «200 лет со дня рождения М.Ю. Лермонтова».

2. Слова Белинского «Какой великий и могучий дух!»

3. Выставка картин и рисунков к произведениям М.Ю. Лермонтова «Наш вернисаж».

 4. Выставка проектов ««Рекламный проспект собственного литературного музея, посвящённого жизни Лермонтова».

5. Выставка книг М.Ю. Лермонтова.

Оборудование:

Компьютер, проектор, фрагменты художественного фильма    «Лермонтов», презентация «Юбилей писателя», фрагменты классических музыкальных произведений.

ХОД ИГРЫ:

1. Театрализованное представление «А он встаёт над волнами забвенья…»

 Звучит «Вальс» Хачатуряна

(На сцене учащиеся в роли дам и кавалеров светского общества)

1 –й чтец. Господа, великое горе! Сегодня, холодным январским днём 1837 года скончался раненый на дуэли Пушкин.

2 –й чтец. Вы обратили уже внимание на эти стихи? Говорят, они были написаны сегодня, этой вьюжной зимней ночью.

Дама (слева) читает.

Погиб Поэт! - невольник чести-
Пал, оклеветанный молвой,

С свинцом в груди и жаждой мести,
Поникнув гордой головой!..
Не вынесла душа Поэта
Позора мелочных обид,
Восстал он против мнений света
Один, как прежде... и убит!

Господин (слева). В петербургских гостиных эти строчки боятся даже произносить вслух. Да ведь это же воззвание к революции!

Все (слева). Воззвание к революции! Воззвание к революции! Воззвание к революции!

1 –й чтец (справа). Воззвание к революции! Так они назвали стихи «На смерть Пушкина»

Дама (справа). Более того, с такой надписью положили рукопись на стол самому императору.

Дама (слева). Вы знаете, автора этих стихов, призывающих к бунту?

Господин (слева). А как же! Это поручик лейб – гвардии Лермонтов.

Звучит «Тройка» из сюиты Свиридова

Лермонтов.  Какая трагедия! Пушкин убит. Именно убит!  Есть о чем задуматься, если тебе выпало жить в такое время, когда попирается любое свободное слово.

Дама (слева)

 Да откуда он взялся, этот мятежный поручик.

(ученик в роли М.Ю. Лермонтова)

Лермонтов.   Детство провел с бабушкой Е.А. Арсеньевой в имении Тарханы Пензенской губернии. С отцом разлучён с детства. Мать свою не помню. Я был ребёнком, когда её не стало. Но помню песню, которую она пела мне. Я плачу от неё.

В салоне слева.

По небу полуночи ангел летел,

   И тихую песню он пел,

И месяц, и звезды, и тучи толпой

   Внимали той песне святой.

Он пел о блаженстве безгрешных духов

   Под кущами райских садов,

О Боге великом он пел, и хвала

   Его непритворна была.

В салоне справа.  

Он душу младую в объятиях нес

   Для мира печали и слез;

И звук его песни в душе молодой

   Остался - без слов, но живой.

И долго на свете томилась она,

   Желанием чудным полна,

И звуков небес заменить не могли

   Ей скучные песни земли.

Звучит «Романс» из музыки Хачатуряна к драме «Маскарад»

Лермонтов. Москва! Благословенный город. Здесь прошли годы ученичества, здесь я был влюблён и был несчастлив.

 Я не унижусь пред тобою;

Ни твой привет, ни твой укор

Не властны над моей душою.

Знай: мы чужие с этих пор.

Ты позабыла: я свободы

Для заблужденья не отдам;

И так пожертвовал я годы

Твоей улыбке и глазам,

И так я слишком долго видел

В тебе надежду юных дней

И целый мир возненавидел,

Чтобы тебя любить сильней.

Звучит «Вальс» Хачатуряна.

(дамы и кавалеры танцуют)

Между танцующими пробираются два профессора

1 –й профессор. Каков наглец! Пререкаться с экзаменаторами!

2 – й профессор. Не знать лекционного материала! Читать что – то сверх программы!

1 –й профессор. Его справедливо исключили из университета!

Лермонтов.  Так я оказался в Петербурге, где меня ждала школа гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров. Я сразу невзлюбил этот хмурый город.

В салоне справа. В Петербурге всё было ложью.

В салоне слева. Но это был чудо – город, украшенный громадами дворцов.

В салоне справа. Они оставались для него холодными и чужими.

В салоне слева. Но здесь жил Пушкин

В салоне справа. 

 И здесь он был убит!

Убит! К чему теперь рыданья,

Пустых похвал ненужный хор

И жалкий лепет оправданья?

Судьбы свершился приговор!

А что будет с ним, с поручиком Лермонтовым?

В салоне слева. Царь сказал, что поступит с ним по закону.

В салоне слева. Его сослали в Сибирь?

В салоне справа.  Нет, хуже отправили на Кавказ, где идёт война с горцами.

Лермонтов.

  Прощай, немытая Россия,

Страна рабов, страна господ,

И вы, мундиры голубые,

И ты, им преданный народ.

Быть может, за стеной Кавказа

Укроюсь от твоих пашей,

От их всевидящего глаза,

От их всеслышащих ушей.

На Кавказе веду дневник. (читает)

Полк, в котором служу – Нижегородский драгунский полк. Мы всё время в сражениях.

Вчера в станице слышал, как одна молодая казачка баюкала ребёнка и пела. Не заметил, как сам начал напевать какую – то мелодию. Так появилась моя «Казачья колыбельная».

Песня «Казачья колыбельная».

В салоне слева. Господа! Слышали, что Лермонтов снова в Петербурге, его видели в Благородном собрании.

В салоне справа. Да, говорят, за него очень хлопотала бабушка.

В салоне слева. Царь увидел его на балу в Аничковом дворце и повелел немедленно выслать поэта – снова на Кавказ. Он должен покинуть столицу в 48 часов.

В салоне справа.  Но ведь он же поэт. И поэт признанный.

В салоне слева. Тем хуже! Цари не любят поэтов!

В салоне справа.  И он опять уехал на Кавказ.

Там жили его герои.

И там шла война.

Лермонтов.  Сражение при реке Валерк  было страшное, сошлись в рукопашную, и горная речка стала красной от крови.

Я думал: «Жалкий человек!

Чего он хочет? Небо ясно,

Под небом места много всем,

Но беспрестанно и напрасно

Один враждует он – зачем?»

Что ждало его впереди?

Ему было всего 27 лет…

Лермонтов.  Я, как мой герой Печорин, предавался безумным мечтам о счастье, а встретил мир «мундиров голубых». Искал друзей, а были равнодушные люди. И только поэзии я мог доверить самые сокровенные свои чувства.

Звучит романс на стихи М.Ю.Лермонтова «Выхожу один я на дорогу»

2. Вступительное слово ведущих.

 Ведущий 1. Добрый день, уважаемые гости, дорогие друзья! Приветствуем вас на Гуманитарной игре «Юбилей писателя».

Ведущий 2. Наша встреча посвящена 200-летию со дня рождения великого русского поэта и писателя Михаила Юрьевича Лермонтова, и открыл её салон 19 века. Роли его посетителей исполняли юноши и девушки 8 класса Новосёловской средней школы.

Ведущий 1. Нынешний юбилей поэта – это не только благодарная память современников, но прежде всего значительная веха в культурной жизни России.

Ведущий 2. Имя Лермонтова навечно вошло в плеяду гениальных стихотворцев, творящих своим даром российскую звёздную судьбу.

 Ведущий 1. Родившись 15 октября 1814 года, Михаил Лермонтов прожил всего 26 лет, и вот уже 200 ярких и пламенных лет его свободный дух живет в сердце каждого русского человека.

Ведущий 2. Сегодня мы собрались здесь, чтобы больше узнать об этом человеке, который был писателем, поэтом, драматургом, художником, истинным гением, чтобы вновь погрузиться в чарующий мир его творчества. Ведущий 1. Но не будем забывать, что Игра – есть Игра: в ней должны определиться победители. Поэтому представляем вам членов жюри.

Представление жюри.

Комплектование команд.

Ведущий 2. Итак, команды готовы к игре, и мы начинаем. Сегодня наших игроков ожидает нелегкое испытание. Они должны принять участие в трёх конкурсах, которые носят названия «Блиц», «Точка зрения», «Открытый микрофон». Кроме этого, пройдет игра с болельщиками и конкурс чтецов.

3. Конкурсные испытания команд.

Первый конкурс «Блиц».

 Командам необходимо ответить на вопросы по биографии и творчеству М.Ю. Лермонтова (презентация «Юбилей писателя»)

Второй конкурс «Точка зрения»

Ведущий 1. М.Ю. Лермонтов… Он входит в нашу жизнь с детства и с той поры сопровождает каждого из нас до последнего часа. Он один из тех, кого народ признал своим и кому навеки отдал своё сердце.

Ведущий 2. О, этот Лермонтов опальный,

                      Сын нашей собственной земли,

                      Чьи строки, как удар кинжальный,

                      Под сердце самое вошли!

Ведущий 1. Сейчас каждая команда получит возможность высказать свою точку зрения, поделиться впечатлениями от прочитанных произведений великого гения.

Ведущий 2. Наш конкурс так и называется «Точка зрения».

(Вопросы для конкурса. Приложение №4)

Ведущий 1. Пока команды готовятся, пройдёт игра со зрителями. Компьютерная викторина «Произведения М.Ю. Лермонтова»  

Третий конкурс «Открытый микрофон»

Составьте текст радиопередачи, посвящённой юбилею

М.Ю. Лермонтова, используя данные слова и выражения.                                     Объём: 100-150 слов. Определите, о каком произведении Лермонтова идёт речь.

Журнал «Современник», кольцевая композиция, храм Христа Спасителя в Москве, В.Г. Белинский, «Ребята, не Москва ль за нами? Умрёмте ж под Москвой!»; А.С. Пушкин, диалог, важнейшее событие национальной истории, 1837 год, народная точка зрения, Л.Н. Толстой, тема патриотизма, жалобы на современное поколение, зерно романа «Война и мир».

Ведущий 2. Пока участники команд работают над текстом радиопередачи и готовятся к выступлению, мы приглашаем на сцену чтецов.

Конкурс чтецов поэзии М.Ю. Лермонтова.

Выступление команд. Результат выполнения творческого задания.

Ведущий 1. Жизнь Лермонтова похожа на легенду. Всё необыкновенно в этой короткой, стремительной, вдохновенной и блистательной жизни. Неполных 27 лет – это трагически мало даже для гения. Но идут годы, десятилетия, столетия, а мы, каждый раз читая или перечитывая поэта, ощущаем почти физически веяние этого неукротимого и мятежного духа, чувствуем, как обжигает нас палящий жар его сердца.

Ведущий 2. Ираклий Андронников так сказал о Лермонтове: «И через всю жизнь проносим мы в душе образ этого человека – грустного, строгого, нежного, властного, смелого, благородного, мечтательного, насмешливого, застенчивого, наделенного могучими страстями и волей, и проницательным беспощадным умом. Поэта гениального и так рано погибшего. Бессмертного и навсегда молодого».

4. Подведение итогов ИГРЫ, награждение победителей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Влияние английских и немецких писателей на русских писателей и читателей.

Данный интегрированный урок (литература, английский и немецкий языки) разработан для учащихся девятого класса, изучающих два иностранных языка, как завершающий урок по литературе по теме «Русски...

Брошюра "Писатель и время" (уроки внеклассного чтения по произведениям зарубежных писателей)

Брошюра "Писатель и время" (уроки внеклассного чтения по произведениям зарубежных писателей)...

«Памяти русского писателя Леонида Бородина» Умер русский писатель Бородин. Наш современник Его не стало в ноябре 2011 года

Сценарий литературной конференции.Сибирь связана с именами русских писателей 20 века: Виктором Астафьевым,  Василием Беловым и Валентином Распутиным, с которым Бородин дружил. Эти авторы воп...

Конкурс чтецов по творчеству писателей Тюменской области. «Писатели, живущие рядом»

Расширение знания детей старшего дошкольного возраста о писателях Тюменской области....

Викторина "Писатели-предсказатели" (по материалам произведений писателей-фантастов, "изобретения" которых сбылись через годы)

Викторина привлечет внимание к качественной фантастической литературе, повысит интерес к русским писателям-фантастам. Может стать финалом обзорного изучения фантастики в 5 - 9 классах. Задача материал...