«Непосильный труд и непосильное горе Анны Пряслиной» (по отрывкам из романа Ф.Абрамова «Братья и сестры»)
план-конспект урока по литературе (7 класс)

Черныш Наталья Валентиновна

Урок литературы (внеклассное  чтение) «Непосильный  труд и непосильное  горе  Анны  Пряслиной» (по отрывкам из романа Ф.А.Абрамова «Братья и сестры»)  проведен для обучающихся  7  класса МБОУ «Устьпаденьгская ОШ». Учащиеся класса уже достаточно хорошо знакомы с творчеством Ф.А.Абрамова. В 5-6  классе мы занимались с ними по Программе реализации регионального содержания по русскому  языку и литературе «Абрамовские строки», которая подробно знакомила обучающихся с творчеством Ф.А.Абрамова

В 2019-2020 уч.году  для обучающихся 7  класса (11 обучающихся) я спланировала знакомство с романом Ф.А.Абрамова «Братья и сестры», отражающим жизнь северной деревни Пекашино в годы Великой Отечественной войны. Это цикл уроков литературы (внеклассное  чтение):

1-2. «Письма  с  войны» (представлен  на региональном конкурсе   «Урок  Победы», ноябрь 2019г.).

3-4. «Непосильный труд и непосильное горе Анны Пряслиной» (предлагается на конкурс).

5. «Эхо семьи Пряслиных. О.Фокина «Я  помню  соседей по тем  временам…»

6. «Все  для  фронта! Все  для  Победы!»

7. Урок-обобщение – взгляд в будущее «Встретимся в Пекашино?»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka.docx30.27 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Устьпаденьгская основная школа – школа четырех Героев»

«Непосильный  труд  и  непосильное   горе Анны Пряслиной»

(по отрывкам из романа Ф.Абрамова «Братья и сестры»)

НОМИНАЦИЯ

Лучшая разработка урока, посвященная 75-летию Победы

в Великой Отечественной войне 1941-1945 г.г.

Черныш Наталья Валентиновна,

учитель русского языка и литературы.

д. Усть-Паденьга

2020 г.

ВВЕДЕНИЕ

Урок литературы (внеклассное  чтение) «Непосильный  труд и непосильное  горе  Анны  Пряслиной» (по отрывкам из романа Ф.А.Абрамова «Братья и сестры»)  проведен для обучающихся  7  класса МБОУ «Устьпаденьгская ОШ». Учащиеся класса уже достаточно хорошо знакомы с творчеством Ф.А.Абрамова. В 5-6  классе мы занимались с ними по Программе реализации регионального содержания по русскому  языку и литературе «Абрамовские строки», которая подробно знакомила обучающихся с творчеством Ф.А.Абрамова

В 2019-2020 уч.году  для обучающихся 7  класса (11 обучающихся) я спланировала знакомство с романом Ф.А.Абрамова «Братья и сестры», отражающим жизнь северной деревни Пекашино в годы Великой Отечественной войны. Это цикл уроков литературы (внеклассное  чтение):

1-2. «Письма  с  войны» (представлен  на региональном конкурсе   «Урок  Победы», ноябрь 2019г.).

3-4. «Непосильный труд и непосильное горе Анны Пряслиной» (предлагается на конкурс).

5. «Эхо семьи Пряслиных. О.Фокина «Я  помню  соседей по тем  временам…»

6. «Все  для  фронта! Все  для  Победы!»

7. Урок-обобщение – взгляд в будущее «Встретимся в Пекашино?»

Тема урока

 «Непосильный  труд и непосильное  горе  Анны  Пряслиной»

(по отрывкам из романа Ф.А.Абрамова  «Братья  и  сестры»)

Цель урока

Воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству

Задачи:

обучающие

развивающие

воспитательные

  • Продолжить  знакомство с романом Ф.А.Абрамова «Братья и сестры».

Развивать

  • навыки  смыслового чтения текстов различных стилей;
  • познавательную активность обучающихся;
  • логическое  мышление;
  • совершенствовать навыки анализа прозаического текста: умение определять тему, идею, проблему, авторскую позицию.
  • Совершенствовать  навыки общения, уважения мнения других
  • Учить видеть красоту художественного слова
  • Воспитывать чувство  сопереживания к героям  произведения.
  • содействовать в нравственном становлении подростка как личности, в формировании нравственного идеала и воспитании патриотических качеств

Приемы  формирования  смыслового чтения, используемые  на  уроке:

1. Антиципация

2. Чтение про себя с пометками

3. «Верно-неверно»

4. Чтение с остановками

5. «Толстые  и  тонкие вопросы»

Планируемые результаты:

Личностные результаты:

  • воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свой родной край, за наших земляков через воспитательный потенциал романа Ф.А.Абрамова «Братья и сестры»; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
  • формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе образовательной деятельности;

        Метапредметные результаты:

  •     умение в совместной деятельности определять цель урока, ставить и формулировать для себя новые задачи в познавательной деятельности;
  •     владение основами самоконтроля, самооценки  - ведение листа самооценки работы на уроке;
  •    умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе;
  •    умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации.

  Предметные результаты:

  • Расширение словарного запаса обучающихся новыми понятиями в  историческом контексте «норма  выработки», «трудовое  соревнование», «трудодни», «похоронка»; диалектной  лексикой «каменка»,  «сиверок», «околенки» и др.
  • понимание ключевых проблем прочитанных  отрывков из романа Ф.А.Абрамова, выявление заложенных в них нравственных ценностей и их современного звучания;
  • умение анализировать художественное литературное произведение: понимать и формулировать тему, идею, посыл автора произведения; характеризовать его героев;
  • умение аргументировано, эмоционально формулировать своё отношение к прочитанному.

КАРТА  УРОКА  __________________________________________

Активность на уроке

  Верно – неверно                                                                               Работа  в  группе

ЗАДАНИЯ

МОЙ  (НАШ) ОТВЕТ

Само

оценка

Д/З (к 10.03)

Как понимаете выделенные слова?

-

Выучить стихотворение

Цель  урока

Доказать:

Верное утверждение - +, неверное - -

А

Б

В

Г

Д

Сообщение «Труд женщин в годы войны»

Работа в группе.

ТОНКИЕ   ВОПРОСЫ

-

Работа в группе.

ТОЛСТЫЕ    ВОПРОСЫ

-

Оцени работу на уроке.

ХОД  УРОКА.

1. Организационный момент.

    Выход на цель  урока.

Слайд 1.

- Все ближе для нас великий праздник – День Победы, день котрый показал всему  миру, что наша страна велика, могуча и непобедима, что она никогда не встанет  на  колени перед любым  врагом.

Слайд 2.

В 1938  году поэт Лебедев-Кумач написал такие слова, вскоре ставшие  пессней:

Если завтра война,  если враг нападет,

Если темная сила нагрянет,

Как один человек,  весь советский народ

За свободную Родину встанет.

Полетит самолет, застрочит пулемет,

Загрохочут могучие танки,

И линкоры пойдут, и пехота пойдет,

И помчатся лихие тачанки.

Припев:

На земле в небесах и на море

Наш напев и могуч и суров:

Если завтра война,

Если завтра в поход,

Будь сегодня к походу готов!

- Как вы понимаете выделенные  слова? Обсудите в парах, сформулированный  ответ запишите в листах самооценки.

- Обобщение ответов (защита Родины с  оружием  в  руках, в  разных   родах  войск)

- Сегодня на уроке мы вновь обратимся к творчеству

 

- А теперь оцените свою работу на уроке. В верхней части карты урока вы видите 3 луча. Отложите на каждом единичные отрезки (1 см) и пронумеруйте от 1 до 5. Отметьте точкой вашу оценку за задание «Верно-неверно», отметьте точкой вашу оценку работы в группе и, конечно, вашу активность в течение всего урока. Теперь соедините эти три точки. Какая фигура получилась? Почему? Чем лучше вы работали, тем объемнее ваш треугольник, а значит и объемнее полученные  вами знания.

- Конечно, в современное время  мы уже не пишем писем, не посылаем телеграмм. Мы отправляем друг другу сообщения и делимся эмоциями в «смайлах». Украсьте ваш треугольник, «смайлами», отражающими ваше настроение на уроке, и послушайте песню, которая еще раз напомнит нам, как дорого каждое «Письмо с войны» (слайд 13).

Спасибо за урок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок-диалог по отрывку из романа Ф.М.Достоевского "Братья Карамазовы" - "Мальчики"

Урок-диалог. Тема: "Путь к состраданию". Урок, завершающий изучение данного отрывка, предполагает обобщение исследовательской работы с текстом, которую проводили учащиеся в течение двух уроков....

Братья и сестры

Материал по психологии о взаимоотношении сестёр и братьев....

Сопоставительный литературоведческий анализ отрывка из романа Л. Н. Толстого «Анна Каренина» и стихотворения Ф. И. Тютчева «Весна»

Материал представляет собой образец полного сопоставительного литературоведческого анализа и может быть использован при анализе данных произведений на уроках литературы или при выполнении подобных зад...

Братья и сестры: урок обществознания в 5 классе

урок по учебнику обществознания серии "Алгоритм успеха" издательства Вентана - Граф в рамках системно - деятельностного подходаЦели для учащихся: Учащиеся должны понимать: важную роль братьев и сестер...

Мотив памяти в тетралогии Федора Абрамова "Братья и сестры"

Многие исследователи относят тетралогию Ф. Абрамова к жанру хроники.  Однако с первой книги «Братья и сёстры» повествование у Абрамова приобретает не свойственную летописи яркую ...

Урок Победы «Письма с войны» (по отрывкам из романа Ф.А.Абрамова «Братья и сестры»)

Планируемые результаты: Личностные результаты: • воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свой родной край, за наших земляков ч...