урок-диалог по отрывку из романа Ф.М.Достоевского "Братья Карамазовы" - "Мальчики"
методическая разработка по литературе (7 класс) по теме

Урок-диалог. Тема: "Путь к состраданию". Урок, завершающий изучение данного отрывка, предполагает обобщение исследовательской работы с текстом, которую проводили учащиеся в течение двух уроков.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok.dostoevskiy_malchiki.doc50.5 КБ
Package icon urok-dialog.dostoevskiy_._malchiki.zip530.69 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока. Путь к состраданию (по отрывку из романа Ф.М.Достоевского «Братья Карамазовы»  - «Мальчики»).

Форма урока. Урок-диалог.

Цели: - сформировать первое представление о художественном мире Ф.М.Достоевского, где человек показан в напряженные, критические моменты жизни;

            -актуализировать для учащихся нравственные проблемы произведения(сострадание другому человеку, милосердие, деятельная любовь к ближнему);

            - сформировать навык характеристики героя;

            - познакомиться с характерными героями творчества Достоевского, определить основные мотивы и темы творчества писателя.

Методические приемы: работа с эпиграфом, аналитическая беседа, сопоставительный анализ образов, работа с иллюстрациями, словарная работа, составление «Листа итогов» о мире души героев писателя.

Словарная работа: образ-символ, характер героя, художественная деталь, проблематика; самолюбие, самолюбование, самодовольство, самоосуждение, великодушие, милосердие.

Оборудование: учебник-хрестоматия, схема характеристики литературного героя, презентация к уроку (мультимедиапроектор): портрет, иллюстрации.

Ход урока

  1. Организационный момент.

- Завершая знакомство с творчеством Ф.М. Достоевского в 7 классе, мы вспомним все исследования отрывка из романа «Братья Карамазовы» - «Мальчики» и определим основные мотивы творчества писателя.

Объявление темы урока

2. Работа с эпиграфом 1.

- Обратимся к эпиграфу к уроку.

Я лишь реалист в высшем смысле, т.е. изображаю все глубины души человеческой…
                                             Ф.М.Достоевский
                       Запись в тетради 1880–1881 гг.

- В чем же заключается особенность произведений Ф.М.Достоевского? Какова их проблематика?

                 (Писателя интересует мир души человека, значит, произведения посвящены решению  нравственных вопросов: проблема добра и зла, любви и уважения, прощения).

Работа с эпиграфом 2.

Слушайте, мы не должны превозноситься над детьми, мы их хуже. И если мы их учим чему-нибудь, чтоб сделать их лучшими, то и они нас учат многому и тоже делают нас лучшими уже одним только нашим соприкосновением с нами. Они очеловечивают нашу душу одним только своим появлением между нами…
                                           
Ф.М.Достоевский

- Прикоснувшись к творчеству Достоевского в этом году, мы открыли одну из важнейших тем его произведений. Какую же?

               (Тема детства, роли детей в жизни человека).

- Уточним, какая сторона детской жизни интересовала писателя. Обратимся к эпиграфу 3.

ребенок что цветок, что листок, завязавшийся весною на дереве; ему надо свету, воздуху, воли, свежей пищи, и вот, вместо этого душный подвал с каким-нибудь квасным или капустным запахом, страшное зловоние по ночам, нездоровая пища…, а на дворе – пыль, кирпич и известка.
                                     
Ф.М. Достоевский
                            «Дневник писателя», 1873г.

- О чем же писал Достоевский?

                   (О детском страдании. Мы слышим боль и отчаяние автора в строчках, посвященных теме детского страдания.)

3. – Да, действительно, дети – герои многих произведений Ф.М.Достоевского.

- А вспомните, кого мы считаем настоящим, истинным, героем художественного произведения?

                     (Того, кто претерпевает изменения в душе, развивается)

- Кто из героев изучаемого отрывка совершает такой путь познания, развития? (Все дети: Илюша, Коля Красоткин, Снегирев)

- Каким вы представляете себе этот путь? Какой яркий образ возникает в вашем воображении, когда мы говорим об этом жизненном пути героев?

                (Путь до Илюшиного камня.)

- Какую роль сыграл этот камень в жизни каждого героя?

                 (Камень – символ преграды, встающей на жизненном пути и заставляющей человека задуматься о своей жизни, это символ страданий, слез, символ той ТВЕРДОЙ, т.е. НЕПРЕЛОЖНОЙ ИСТИНЫ, которая открывается далеко не каждому в жизни)

Обращаемся к доске(изображение камня и дороги)

4. – Один из мальчиков – Илюша Снегирев – оказывается на этом пути познания. К чему этот путь его привел?

– Опираясь на наиболее важные, на ваш взгляд, элементы плана характеристики литературного героя, определим особенности образа Илюши в изучаемом отрывке.

- Во-первых, обратимся к предлагаемым для анализа эпизодам, изображенным на иллюстрациях. Какие эпизоды нам представлены?

                    (Иллюстрация 1 – Илюша и Алеша Карамазов, иллюстрация 2 – У постели Илюши).

- Сопоставим образ Илюши в начале отрывка и в последних сценах. (Заполнение таблицы:

Илюша и Алеша Карамазов

  • один,
  • злоба – отражение неправедности жизни взрослых,
  • познание милосердия

У постели Илюши

  • окружен людьми (неравнодушными, любящими),
  • добро, облегчение мук совести,
  • сочувствие, сострадание

- Какое же открытие совершает для себя Илюша? Как изменился герой в течение жизненного пути?

                    (Открытие товарищества, сочувствия и сопереживания;                  

                      открытие радости, светлых чувств и переживаний,

                     осознание прощения, счастья прощения и любви)

- Какие еще детали портрета Илюши заставили вас задуматься о том  жизненном пути, который совершает герой?

                   ( Такие детали портрета мальчика…

                      … как глаза: темные, большие на светлом вытянутом лице, пропитанные злобой, - отражение несовершенства окружающего мира, символ неправедной, жестокой жизни взрослых людей

                      … как интерьер, с которым словно срастается герой и его отец, да и вся семья Снегиревых – вспомним эпиграф к уроку: ребенок сравнивается Достоевским с цветком, однако вынужден жить в нищете, мы словно слышим горький плач писателя о детях

                   … как поведение героя: его слезы в ответ на защиту Карамазова – символ непонимания, удивления, беззащитности, его жажда мщения и осознанное понимание необходимости прощения, его беззаветная любовь к отцу и уверенность в нерушимости семьи)

- Таким образом, камень для Илюши – это некий значимый образ. Постараемся понять, к чему ведет эта тропинка до Илюшиного камня и какую роль сыграли эти образы в жизни Илюши.

                     

  Камень

- познание истины, которая «пришибла» мальчика,

- познание веры в человека, в добро, милосердие, любовь

5. Характеристика образа Коли Красоткина.

- А другой мальчик – Коля Красоткин – меняется ли? (Да.) И какое значение имеет образ камня, появившегося на жизненном пути героя?

- Постараемся  сопоставить эпизоды, в которых появляется Коля Красоткин: до встречи с Алешей Карамазовым и у Илюшиного камня. Каков герой? (Составление таблицы)

Перед встречей с Алешей

-самолюбие

-самодовольство

-самолюбование

-самовластие

У Илюшиного камня

-доброта

-великодушие

-самоанализ

-способность к самоосуждению

- Итак, к чему приходит герой в конце произведения, какие важные открытия совершает он в своей душе?

             (Это оказался настоящий путь к состраданию, милосердию, добру, умению ценить не только внешнюю красоту – оболочку, но и истинную красоту души людей)

6. – Какую роль в жизни мальчиков сыграл взрослый человек – Алеша Карамазов?

          (Этот герой – своего рода связующее «звено», он «соединяет» всех мальчиков вместе + цитата!

             Алеша – это олицетворение мира, добра, милосердия(защитил Илюшу от летящих камней),

             Алеша – это и человек, сохранивший в себе немного «детскости», он ребенок в душе. По мысли Достоевского, ребенок – ангел, лучик из рая, словно предвещающий будущее. Надо уметь сохранить в своей душе ребенка!)

- Нужно ли участие старших в делах детей?

7. Подведение итогов.

- Каков же путь к состраданию, по мысли Ф.М.Достоевского?

              (Это путь через страдания, испытания, боль, утраты…)

- И к чему еще ведет этот путь?

(К добру, миру, милосердию и праведности, справедливости и счастью)

- Почему так важна для писателя тема детского страдания? Обратимся к эпиграфу к уроку.

…и они нас учат многому и тоже делают нас лучшими уже одним только нашим соприкосновением с нами. Они очеловечивают нашу душу одним только своим появлением между нами…

ребенок что цветок, что листок, завязавшийся весною на дереве; ему надо свету, воздуху, воли, свежей пищи…       

  (Дети переживают «взрослое» горе и открывают тайну радости любви друг к другу.)

8. Домашнее задание.

Составить «литературный этюд» или «литературную зарисовку» по теме «Мир души героев Достоевского».



Подписи к слайдам:

Слайд 2

Урок-диалог Путь к состраданию (по отрывку из романа Ф.М.Достоевского «Братья Карамазовы»)

Слайд 3

Я лишь реалист в высшем смысле, т.е. изображаю все глубины души человеческой… Ф.М.Достоевский Запись в тетради 1880–1881 гг.

Слайд 4

Слушайте, мы не должны превозноситься над детьми, мы их хуже. И если мы их учим чему-нибудь, чтоб сделать их лучшими, то и они нас учат многому и тоже делают нас лучшими уже одним только нашим соприкосновением с нами. Они очеловечивают нашу душу одним только своим появлением между нами… Ф.М.Достоевский

Слайд 5

… ребенок что цветок , что листок , завязавшийся весною на дереве; ему надо свету, воздуху, воли, свежей пищи , и вот, вместо этого душный подвал с каким-нибудь квасным или капустным запахом, страшное зловоние по ночам, нездоровая пища…, а на дворе – пыль, кирпич и известка. Ф.М. Достоевский «Дневник писателя», 1873г .

Слайд 6

… и они нас учат многому и тоже делают нас лучшими уже одним только нашим соприкосновением с нами. Они очеловечивают нашу душу одним только своим появлением между нами… Ф.М.Достоевский … ребенок что цве-ток , что листок , завязавшийся весною на дереве; ему надо свету, воздуху, воли, свежей пищи… Ф.М. Достоевский

Слайд 7

Характеристика литературного героя 1. Выбрать эпизоды, в которых наиболее полно выступают главные качества героя, его характер. 2. Обратить внимание: 1) на описание портрета героя, 2)на окружающую героя обстановку, время и место действия, 3)на то, какие грани характера героя и как раскрываются в этих эпизодах (поведение, внешний вид, жесты, речь, интонация, манера говорить, взаимоотношения с другими персонажами), 4)как оценивает героя автор. 3. Определи свое отношение к герою: к его поступкам, поведению, взглядам, жизненной позиции.

Слайд 10

Образ Илюши Илюша и Алеша Карамазов - - - У постели Илюши - - -

Слайд 12

Образ Илюши Илюша и Алеша Карамазов один, злоба – отражение неправедности жизни взрослых, познание милосердия У постели Илюши окружен людьми (неравнодушными, любящими), добро, облегчение мук совести, сочувствие, сострадание

Слайд 13

Образ Коли Красоткина Перед встречей с Алешей - - - У Илюшиного камня - - -

Слайд 14

Характеристика литературного героя 1. Выбрать эпизоды, в которых наиболее полно выступают главные качества героя, его характер. 2. Обратить внимание: 1) на описание портрета героя, 2)на окружающую героя обстановку, время и место действия, 3)на то, какие грани характера героя и как раскрываются в этих эпизодах (поведение, внешний вид, жесты, речь, интонация, манера говорить, взаимоотношения с другими персонажами), 4)как оценивает героя автор. 3. Определи свое отношение к герою: к его поступкам, поведению, взглядам, жизненной позиции.

Слайд 15

Образ Коли Красоткина Перед встречей с Алешей -самолюбие -самодовольство -самолюбование -самовластие У Илюшиного камня -доброта -великодушие -самоанализ -способность к самоосуждению

Слайд 16

… и они нас учат многому и тоже делают нас лучшими уже одним только нашим соприкосновением с нами. Они очеловечивают нашу душу одним только своим появлением между нами… Ф.М.Достоевский … ребенок что цветок , что листок , завязавшийся весною на дереве; ему надо свету, воздуху, воли, свежей пищи , и вот, вместо этого душный подвал с каким-нибудь квасным или капустным запахом, страшное зловоние по ночам, нездоровая пища…, а на дворе – пыль, кирпич и известка. Ф.М. Достоевский


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тест на знание содержания отрывка из романа Д. Дефо "Робинзон Крузо"

Тест с выбором правильного ответа можно предложить в 5-ом классе при проверке домашнего чтения отрывка из романа Дефо "Робинзон Крузо". Тест расчитан на 5-7 минут и служит для актуализации знаний пере...

Инсценировка по отрывку из романа А. С. Пушкина «Дубровский».

Интерес школьников к произведениям А. С. Пушкина неиссякаем. Для сценического воплощения прозаического произведения мне показался любопытным  опыт создания мини-пьес по мотивам рассказов русского...

Стилистический анализ отрывка из романа Л.Н.Толстого «Война и мир»

Объектом моего исследования стал отрывок из романа Л.Н. Толстого «Война и мир».       Сложная структура содержания романа...

Лингвистический анализ отрывков из романа А.С.Пушкина «Евгений Онегин», объединенных темой «Осень»

Изучение языка художественных текстов – область филологии, отмеченная многими значительными исследованиями. Работы многих русских и советских филологов (как литературоведов, так и лингвистов) посвящен...

Тест по отрывку из романа "Война и мир"

Тест по отрывку из романа "Война и мир" Л.Н. Толстого "Петя Ростов" для 5 класса....

Сопоставительный литературоведческий анализ отрывка из романа Л. Н. Толстого «Анна Каренина» и стихотворения Ф. И. Тютчева «Весна»

Материал представляет собой образец полного сопоставительного литературоведческого анализа и может быть использован при анализе данных произведений на уроках литературы или при выполнении подобных зад...

Урок по отрывку из романа Д.Г.Костанова «Слияние рек»

Задачи урока:1. Познакомить учащихся с жизнью и творчеством Д.Г.Костанова. 2. Развивать творческие способности учащихся. 3.Развивать коммуникативные навыки, связную монологическую речь....


 

Комментарии

Урок, посвященный произведению, где героями являются дети-ровесники учащихся, очень актуален в настоящее время, когда дети часто теряют ориентиры в выборе своей модели поведения. Милосердие, неравнодушие, дружелюбие, великодушие - качества, которые очеловечивают души не только героев рассказа, но и учеников, присутствующих на уроке. Думаю, для оживления урока хорошо также очень хорошо использовать видео-материал - кадры из одноименного фильма.

Спасибо! Насчет видео Вы правы: оживит урок, несомненно