«Маленькая трагедия» из нашего сегодня (урок литературы в 10 классе по рассказу В.Распутина «В ту же землю»)
план-конспект урока по литературе

Дзюба Людмила Яковлевна

Я верю в выздоровление. Такие духовные запасы, такое культурное богатство, такая народная мощь, как у нас, не могут быть погребены ...

 В. Распутин

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 1metodicheskaya_razrabotka_po_rasskazu_v.rasputina_.docx37.14 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка

«Маленькая трагедия» из нашего сегодня

(по рассказу В.Распутина «В ту же землю»)

Задачи:

обучающая:  подвести учащихся к осмыслению нравственной проблематики В.Г.Распутина «В ту же землю»; формировать умение у учащихся умение выделять главное, существенное в изучаемом материале;

развивающая: создать условия для аргументированного высказывания своего мнения;

воспитывающая: способствовать воспитанию чувства справедливости, милосердия, отзывчивости.

Тип урока: комбинированный урок с использованием коммуникативно- деятельностного подхода (урок-размышление).

Методы:

•эвристический (частично поисковый) –  активизирует мыслительную деятельность школьника;

•исследовательский – самостоятельное открытие учеником произведения;

•специфический (метод творческого чтения и творческого задания)- позволяет осуществить сотворчество, направлен на углубление восприятия, активизацию эмоциональной сферы.

Приемы: работа с текстом, постановка проблемных вопросов для обсуждения, анализ эпизодов, аналитическая беседа, сообщения учеников,  работа в группах, комментированное чтение, использование предметных связей с музыкой.

Оборудование: презентация к уроку, песня А.Макаревича «Брошенный мир», песня Ж.Бичевской «Моя свеча», дидактический материал, таблица, слагаемые нравственности, подпорки в жизни, выставка книг

 В. Распутина

Эпиграф к уроку:

Я верю в выздоровление. Такие духовные запасы, такое культурное богатство, такая народная мощь, как у нас, не могут быть погребены ...

 В. Распутин

ХОД УРОКА

1.   Оргмомент, настрой на восприятие материала

- Здравствуйте. Мы живем в сложном, меняющемся мире. Чем он держится? Об этом произведения В.Распутина, в которых признание удивительного человека, творца, философа в любви к истокам, детской колыбели, избе русской, сенокосу, к ладу в деревенском доме, к Богу, это утверждение добра, справедливости, стыда, целомудрия – всего того, чем держится мир.

- Каков он, современный мир? Свое видение дает А.Макаревич в песне «Брошенный мир».

Звучит песня группы «Машина времени»

Черни в золоте, тесно в комнате,

Тесно в городе,

Мир – большая тюрьма.

Кутерьма.

Лето в холоде, танцы в холоде,

Кто на проводе?

На проводе тьма.

Тишина. И не склеить осколки,

И не вытравить мрак,

Видишь, как плодятся волки

Из бездомных собак.

Вставь башку в телевизор,

Протри кушетку до дыр,

Ты уже посмертно вписан в этот

Брошенный, брошенный, брошенный Богом мир.

-Чем созвучны песня А.Макаревича и  рассказ В.Распутина «В ту же землю»?

Этот мир населяют черни - люди, далекие от духовной жизни, высоких идеалов. Мир, в       котором царствует холод, тишина. Мир – большая тюрьма. Не зря рвется Аксинья Егоровна «скорей на волю из ненавистной каменной тюрьмы, скорей взойти на свой порожек». А ведь «строили город будущего, а выстроили медленно действующую газовую камеру под открытым небом».

-Ю.И.Минералов, современный литературовед, утверждает, что рассказ В.Распутина «В ту же землю» как «маленькая трагедия» все из того же нашего сегодня. Как вы думаете, как можно назвать тему урока?

(Тема урока- «Маленькая трагедия» из нашего сегодня).

Как жить, в чем причина нравственной деградации людей и что делать, чтобы устранить ее? Ответы на эти вопросы попробуем найти в рассказе В.Распутина «В ту же землю».

2.  Работа с текстом, анализ произведения

- Как вы думаете, о какой трагедии рассказывает В. Распутин?  Какое событие считать кульминационным и почему? С помощью какого художественного приема автор рассказывает об этом?

Проведите параллель между временем, описанным в повести и ситуацией, которая была в стране в те годы.

При ответах используйте дидактический материал

“трагедия”

в словаре

С.И. Ожегова,

Н.Ю. Шведовой.

“трагедия”

в словаре Ушакова

“трагедия”

в словаре Ефремовой

“трагедия”

в словаре синонимов

1. Драматическое произведение, изображающее неразрешимый конфликт, личную или общественную катастрофу и обычно оканчивающееся гибелью героя.

Несчастье, горе, злоключение, драма, злосчастие, напасть, удар судьбы, беда, невзгода.

2. Потрясающее событие, тяжкое переживание, несчастье.

2. Ужасное происшествие, потрясающее событие.

3. Тяжелое переживание, состояние, безысходное положение, могущее привести к гибели.

2. Большое несчастье, порождаемое острым, непримиримым конфликтом.

-уход из жизни Аксиньи Егоровны, умирает не просто старуха,  а целая эпоха русской сибирской жизни («деревня постоянно была у нее на уме, деревней она только и дышала»);

-«зарывание» матери, в  землю («денег у меня нет, ничего нет…А побираться я не хочу»);

- распад человеческой общности («Время настало такое провальное, все сквозь землю провалилось, чем жили... Ничего не стало. Мы оттого и прячем глаза, не узнаем друг друга - стыдно...»);

-крик людей с надломленными душами («Что это за мир такой, если решил он обойтись без добрых людей, если все, что рождает и питает добро, пошло на свалку?!»);

-безысходное положение Пашуты;

-большое несчастье Стаса, порождаемое острым, непримиримым конфликтом («Я тебе скажу, чем они нас взяли. - Подлостью, бесстыдством, каинством»);

-безысходное одиночество («Время настало такое провальное: все кругом, все никому не нужны»);

- разрушение и деградация русского национального характера (образы Пашуты и Стаса),

- трагическое запустение нашей земли и человека на ней («развалить без сожаления все»);

-город превратился в один из самых опасных для здоровья («медленно действующая газовая камера под открытым небом», «забит сырым вонючим туманом»,«чистый воздух и чистая вода-причуда», «рассветает мутным болезненным светом»).

Рассказ написан в 1995 году. В нем писатель с реалистической точностью изобразил некоторые грани социально-нравственной действительности России 90-х годов ХХ века. В этом произведении создана удручающая картина бедственного положения народа в перестроечное время. Именно эти кровавые безбожные эпохи рвут и ломают роды человеческие, семьи, связь поколений.

- Какие, на ваш взгляд, проблемы поставил в нем писатель? (Проблема города и деревни, отцов и детей, социальная, экологическая, нравственная.)

Автор дает нам подсказку, какая проблема волновала его прежде всего. Какая это подсказка? Обратите внимание на название рассказа.

 В самом названии словно заложена цикличность жизненного круговорота, возвращение на круги своя. В рассказе «В ту же землю» представлена одна из ключевых тем В. Г. Распутина: человек перед лицом смерти. Вся жизнь человека – это путь к смерти.

Да, законы природы предопределили человеку жить и умирать и уходить в землю. Нам, людям, прежде чем успокоиться и с миром уйти в землю, нужно сначала устроить по законам добра и справедливости жизнь на этой земле.

-Как вы считаете, почему автор не вынес в название произведения имя героини?

-Какое нравственное испытание проходит героиня?

Решение Пашуты похоронить мать «наособицу» – акт отчаяния, фактически ее противостояние  преступному миру алчности. Произошло нарушение извечных человеческих устоев: нет денег, чтобы заплатить за гроб, за могилу на кладбище, поэтому и решает похоронить мать тайком, ночью, высмотрев подходящее место в лесочке за городом.

Художник показал и социальные, и экономические причины поступка Пашуты, но прежде всего он выделил причины нравственные. «Все тут поперек обычаев, за все отвечать придется».

Словарь: НАОСО́БИЦУ, нареч. (прост.). Отдельно от других, в стороне. Жить н. Домик стоит н. от села.  С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова.  Толковый словарь русского языка

Против чего-то слишком серьезного и святого выступила Пашута; как знать, не держится ли сейчас, в эти минуты, всемогущий и справедливый совет: допустить ли, даже из милосердия, ее готовящееся покушение... На что покушение? - Пашута до сих пор не решалась додумать.

Поступок Пашуты – это преступление? Работа в группах

Да, можно понять, почему героиня решила нарушить        общепринятые обряды погребения.

У матери не было городской прописки, у дочери – денег купить ей прописку, заплатить за справку о смерти, за место на кладбище и похороны.)

Нет, нельзя согласиться с тем, что мать героини должна уйтив мир иной не так, как все.

Это вина Пашуты. Гордость не позволила ей идти с протянутой рукой к людям.

Одним из  центральных вопросов для писателя  в прозе этого периода является вопрос «Почему это поколение не сохранило память предков об извечных нравственных ценностях, с помощью которых осуществляется обновление мира и человек сохраняется как личность? Что произошло с русской душой?»

Поколение… «по – коленно»… последовательная смена колен рода. Тогда разрыв связи поколений – это вышибленное колено, покалеченный род? А генеалогическое древо – кольца родовой памяти? И в добрые времена они шире, потому что браков и рождений больше, род увеличивается, память ширится. А в лихолетье – кольца эти сужаются до предела, почти сливаются, а с ними тускнет и истончается память.

Как вы считаете, почему автор не вынес в название произведения имя героини?

Творчество Распутина обнаружило свойство новой прозы – драматический сюжет вырастает из быта людей, приобретает обобщенный смысл выражения.

На примере жизни главной героини попробуем ответить писателю. Какая деталь подчеркивает особенность характера героини на каждом этапе ее жизни?

Мини-исследования учащихся.

Пашенька

Паша

Пашута

- с тонкой талией и блестящими глазами

-была добра, расположена к людям,

-в восемнадцать лет убежала на стройку

- к матери приезжала редко

-замужество

детей не было

( Бог наказал за аборт)

-удочерила четырехлетнюю девочку из приюта (надо строить на будущее подпорки)Значение слова подпора по Ефремовой: Подпора - 1. Подставка, брус, которым подпирают что-л.; подпорка. 2. перен. То, что поддерживает в беде, несчастье; опора.

-тело подобранное и чуткое

-сердце билось возбужденно

-научилась смотреть смело и отвечать дерзко

 "Это сытно звучит. И сама ты баба сытная" (возле нее чувствуешь себя сытно, успокоенно)

-  ей было под шестьдесят

- мужиковатая женщина с тяжелой фигурой, широкие большие руки

-широкое, затекшее лицо

-забитые тоской глаза,невидящий взгляд

- сильная, ко всему привыкшей, но не хватало ей сил, чтобы подступить к страшной тяжести приближающегося дня (она не была к нему подготовлена)

- можно принять за сильно пьющую, опустившаяся, потерявшая себя.

- внешне вялая, но с твердым характером, тянет в разговоре слова, замедленный шаг,безвольно тащилась по дням

-к чему-то готовиться, что-то предупреждать она разучилась

-нежная душа, устроенная грубо

Вывод

метафора котлован-огромная каменная утроба, где все гремело, светилось, кипело и кружилось

крутилась в счастливой карусели работы, дружеских сходок, походов, розыгрышей

одинокая загнанная женщина потеряла себя

В. Распутин не ограничился показом социальной униженности главной героини Пашуты, он поставил ее в ситуацию нравственного испытания, созданного условиями жизненной реальности.

 Что же стало с этой женщиной?

Мы видим её оторванной от корней, оказавшуюся в "котловане", бездомную, безродную. Исчезает женственность, мягкость, обаяние. Её путь жизни очень прост: от заведующей столовой к посудомойкам, от сытости - до подачек с чужого стола. Происходит процесс утраты женщиной свойств, которым её природа наделила.«Ей и самой становилось страшно за свою опустошенность: уж человек ли еще она?» Художник показывает физическое и нравственное разрушение женщины.

Слагаемые нравственности:

Слово учителя

Многое в Пашуте напоминает лучших героинь В. Распутина: отношение к деревне, ее обычаям и традициям, понимание четкой грани между правдой и ложью, между добром и злом, но главное, - это осознание происходящего как нарушения всех нравственных законов. Пашута всю ответственность за нарушение нравственных законов берет на себя. В ситуации, когда память напоминает о невозможности  исполнения извечного долга перед умершим, жизнь становится страданием и пыткой.

Духовное вырождение равносильно физическому вырождению нации (символична трагическая гибель другого персонажа, похороненного в лесочке рядом с Аксиньей Егоровной).

Описание похорон ассоциируется с концом света, внутренние ощущения персонажей перекликаются с состоянием природы (ветер, шум дождя, природа словно помогает героям – иначе удары железа о камень раздавались бы далеко), неоднократно повторяется: «А ведь везет, везет». Голос автора смешивается с голосом героини: «Господи, как хорошо не видеть того. Что делается на этой земле».

Духовное опустошение, потрясение, вызванное смертью близкого человека само по себе нелегкое испытание, но нарушение этических норм поднимает  пафос рассказа до трагического звучания.

Рассказ  В. Распутина говорит одно: спасение России в возрождении традиционных национальных духовных и культурных ценностей. Писателя волнует «невольная вина каждого за попущение злу». Предостерегая общество от «жизни на краю», от «светопреставления», писатель поднимает вопросы недопустимости «архаровской» жизни, безответственности за происходящее как предостережение писателя от потребленческой, хищной позиции в жизни.

Ощущение ненужности человека, обособленности каждого, внутренней опустошенности красной нитью проходит через весь рассказ как восприятия времени: человек не может быть только нужен самому себе, он – часть общей жизни, «общего организма», особенно это характерно для общинного русского менталитета, никогда не живущего только для себя.

Словосочетание «общая жизнь» восходит, как известно, к Л.Н.Толстому и становится емким образом-понятием, который вбирает в себя нравственные представления о взаимосвязи людей.

Как  Пашута пополняла свои душевные запасы?

 Сообщение о Стасе Николаевиче

Здесь, в этих стенах, она, казалось, и оставалась постоянно той своей частью, которая не потеряла радости, сюда приходила на свидание с нею, здесь пополняла свои душевные запасы.Оба одинокие, потрепанные жизнью, грелись они друг возле друга.  Кроме Стаса, не осталось у Пашуты ни одного человека, кому бы она могла довериться.Жизнь, даваемая  за страдания, где все к ней благоволило, все приносило утешение.

Навсегда он остался для нее человеком другого круга - образованным, многознающим, собранным аккуратно в приятный порядок, так что не топорщилось ничто ни в одежде, ни в речи, ни в поведении. На стройке он начинал с диспетчерской, голос его разносился через громкоговоритель далеко - и всегда без крика. Потом как инженер поднимал алюминиевый завод. У него рано погибла жена, которую он очень любил, погибла у него на глазах во время спуска на резинках по горной реке, куда он ее затащил, оставив ему, кроме трехлетнего сына, незаживающее чувство вины. Сына пришлось отправить к своим родителям в Рязань; тот, выучившись, там и остался. А Стас надолго сник, переходил с работы на работу, чуть было не ушел в пьянку, но удержался и перебрался из города в этот пристанционный поселок, купил здесь небольшой деревянный домик и, уже оформив в прошлом году пенсию, подрабатывал в столярке. Но и в нем еще глубже врезались морщины в продолговатое, мужественно вылепленное лицо с волевым подбородком - врезались густо и не подчеркивали, а скорее перечеркивали мужественность, оттеняли жизнь, потерявшую цель. И загас в глазах знаменитыйвысверк, вспыхивавший неожиданно и ярко, как молния, который умел сразить наповал. Глаза смотрели печально и терпеливо.Странная и страшная  была улыбка на лице, изломанно-скорбная, похожая на шрам, застывшая на лице человека с отпечатавшегося где-то глубоко в небе образа обманутого мира.

Стас Николаевич рассказал Пашуте о судьбе Сереги. Это его одна могила. Он и сам заказал себя похоронить там же.

Почему Стас изменил самому себе? Что заставило его принять такое страшное решение?

( Гибель друга, предательство властей по отношению к нему. Разуверился он в людях, не нужны ему теперь их обычаи и традиции, земля уплывает из-под ног, мир рушится на глазах. К чему теперь прежние законы? )

Сообщение о Танечке

Внучка от приемной, родная и не родная, без кровной близости.Училась в педагогическом училище.С нею как-никак посветлела жизнь. Вот почему в семье нужны дети.Пашута несла ей свою нежную душу, устроенную грубо, свою ласку, не умеющую себя показать. Танька - девчонка ласковая, в лесу сохранилась. Надо не потерять ее, в городе на каждом шагу погибель.Внучка Татьяна понимает, что существование человека возможно только в единении, в противоборстве, равнодушию, злу:«Ты думаешь, что я неродная, а я родная... хочу быть родной. Хочу помогать тебе, хочу, чтобы ты не была одна! Мы вместе, бабушка, вместе!..». Пашута понимала ее.

Слово учителя. Не все так грустно и пессимистично в рассказе Распутина. Есть в нем светлые страницы, по прочтении которых веришь: не все так плохо, есть надежда на возрождение человеческой души. Обращение к эпиграфу.

Как автор относится к героине? Какую роль играет пейзаж?

На лицо падали снежинки. Они взволновали Пашуту больше, чем все, происходившее здесь до сих пор.«До чего кстати этот снег - словно всем им даровалось прощение за беззаконные действия. Словно высшая сила сникала над человеческой слабостью и своевольством».

Именно через пейзаж, на мой взгляд, дано отношение автора к героине. Да, снег-это всегда символ чистоты и надежды. И автор прощает героиню, жалеет ее, надеется на нее и верит в нее.

Фабульно рассказ не завершен. А как жить дальше? Можно ли через лексику, изобразительные средства понять авторское отношение к описываемому?

Смерть матери, запретные похороны, изменили героиню. Внутренний, главный, конфликт не исчерпан: противостояние Пашуты бездушному миру заканчивается обращением к вере предков – внутренней силе многих поколений: «На обратном пути Пашута заехала в храм. Впервые вошла одна под образа, с огромным трудом подняла руку для креста.Неумело попросила, неумело возжгла свечи и поставила – две за помин души Аксиньи и Сергея и одну во спасение души Стаса».

Идея Христа (земля - "подножие ног Божьих") живет и наполняется все новым смыслом в книгах мастера, все более ярко выраженным присутствием христовых заповедей в душе.Исповедь земле издревле считается христианским обрядом. У земли просим прощения за тяжкие грехи. Ее голос воспринимается как голос Бога.

Изменение нравственных параметров, шоковое состояние общества уже пережито, но плата за моральное растление чрезвычайно высока.

«Да, наше общество больно, и его надо лечить», Фазиль Искандер

Звучит песня Ж.Бичевской «Моя свеча». Слайд 4

Когда смолкает шум житейских битв,
И страстных волн кипенье затихает,
Приходит время покаянья и молитв,
И суетное сердце отдыхает.

Неспешной струйкой белой вьется дым кадильный,
Закрыта дверь на ключ и в келье тишина,
А пред иконами так трепетно, так сильно,
Прочь разгоняя сумрак теплится свеча.

3. Рефлексия

Композиция рассказа  В. Распутина, отбор деталей, изобразительных средств помогают увидеть ОБРАЗ АВТОРА - нашего СОВРЕМЕННИКА, ГРАЖДАНИНА, ПУБЛИЦИСТА и ФИЛОСОФА.

- В чем, по-вашему, нравственные уроки писателя В.Г. Распутина? (обращение к задачам урока)

Нельзя, чтоб человек оставался один. Плохо, когда он чересчур нелюдимый, не имеет в душе тепла к тем, с кем его сводит жизнь. Так, оказавшись в одиночестве, Пашута потеряла себя. Нет больше прежней Пашуты, есть некрасивая, уставшая от жизни, огрубевшая, опустившаяся женщина.

"Четыре подпорки у человека в жизни: дом с семьей, люди, с кем вместе править праздники и будни, и земля, на которой стоит твой дом. И все четыре одна важней другой. Захромает какая - весь свет внаклон". (Из повести В. Распутина "Пожар").

Нельзя разрушать деревню,- считает автор. Уничтожение деревни, обычаев (когда всем миром помогали человеку в беде, когда доверяли друг другу, когда на свадьбу и похороны собиралось все село) -это для писателя разрушение души народа, уклада жизни. Это потеря памяти. А без памяти ты уже и не человек.

Никакое общество… не сможет долго продержаться в силе и здравии, если оно откажется от вековых традиций и устоев своего народа. Это все равно что, подрубив корни, уповать на ветви.

4. Домашнее задание.  Написать эссе «Какая разница - где?! В ту же землю...»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературы, посвященный юбилею В.Г.Распутина

Урок внеклассного чтения по рассказу В.Г.Распутина "Век живи - век люби"....

«Ищущая душа» урок литературы по произведению В.Г. Распутина «Живи и помни»

«Ищущая душа» урок литературы по произведению В.Г. Распутина «Живи и помни»«Ищущая душа» урок литературы по произведению В.Г. Распутина «Живи и помни»«Ищущая душа» урок литературы по произведению В.Г....

урок литературы в 6 классе В.Распутин "Уроки французского"

урок литературы в 6 классе В.Распутин "Уроки французского"...

Урок литературы в 6 классе В. Распутин "Уроки фрацузского"

Урок литературы в 6 классе по рассказу В. Распутина "Уроки Французского". Роль учительницы в жизни мальчика...

Конспект урока внеклассного чтения по рассказу В.Распутина "Что передать вороне?"

урок внеклассного чтения по рассказу "Что передать вороне?"...

Уроки доброты. Нравственная проблематика рассказа В.Распутина "Уроки французского". Роль учительницы Лидии Михайловны в жизни мальчика". 7 класс

Уроки доброты. Нравственная проблематика рассказа В.Распутина "Уроки французского". Роль учительницы Лидии Михайловны в жизни мальчика" 7 класс.  Урок построен с учетом элементов р...

Технологическая карта урока"Одинокий ребенок" (по рассказу В.Распутина "Мама куда - то ушла"), ( 5 кл, литература)

Урок по ФГОС. Тема одиночества.Это рассказ о том, как мальчик впервые встретился с одиночеством....