« Нравственные мотивы : добро и зло сказки К.Г. Паустовского «Теплый хлеб».
план-конспект урока по литературе (6 класс)

Капушева Джаннет Сафаровна

Цель урока: на примере сказки «Тёплый хлеб» К.Г. Паустовского показать учащимся, что счастье человека в доброте, добрых поступках, взаимной выручке, осмыслить нравственные ценности произведения.

Задачи: раскрыть мудрый, поучающий смысл сказки;

-воспитывать чуткость, ответственность за сказанное или 

 сделанное, умение признать свою вину и прощать обидчика, 

 стремление совершать добрые поступки;

-учить бережно относиться к хлебу;

-отрабатывать навыки работы с текстом;

-развивать умение рассуждать, выделять главное.

Планируемые результаты изучения темы:

Предметные умения: знать содержание прочитанного произведения; уметь воспринимать и анализировать текст, формулировать идею, проблематику произведения, давать характеристику герою, аргументированно формулировать своё отношение к прочитанному.

Метапредметные УУД:

Личностные: учащийся умеет нравственно – этически оценивать прочитанное.

Регулятивные: планирует необходимые действия, действует по плану.

Коммуникативные: строит небольшие монологические высказывания, осуществляет совместную деятельность в группе с учётом конкретных учебно – познавательных задач.  
Оборудование урока:  учебник-хрестоматия, портрет писателя, выставка книг, карточки с заданиями. текст сказки, ноутбук, проектор, мультимедийная презентация (приложение 1), таблица-кластер (приложение 2), кружочки двух цветов (оранжевые и синие), свежеиспеченный хлеб, мультфильм, музыка, сказочные герои, буклеты.

Репродуктивный метод. Приём: Слово учителя. Сказочные герои. Метод творческого чтения. Приёмы: комментированное чтение; беседа, активизирующая впечатление от прочитанного и услышанного текста. Эвристический метод. Приёмы: подбор материала из художественного текста для ответа на заданные вопросы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл teplyy_hleb_.1.docx87.01 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: « Нравственные мотивы : добро и зло сказки К.Г. Паустовского «Теплый хлеб».

Цель урока: на примере сказки «Тёплый хлеб» К.Г. Паустовского показать учащимся, что счастье человека в доброте, добрых поступках, взаимной выручке, осмыслить нравственные ценности произведения.

Задачи: раскрыть мудрый, поучающий смысл сказки;

-воспитывать чуткость, ответственность за сказанное или  

 сделанное, умение признать свою вину и прощать обидчика,  

 стремление совершать добрые поступки;

-учить бережно относиться к хлебу;

-отрабатывать навыки работы с текстом;

-развивать умение рассуждать, выделять главное.

Планируемые результаты изучения темы:

Предметные умения: знать содержание прочитанного произведения; уметь воспринимать и анализировать текст, формулировать идею, проблематику произведения, давать характеристику герою, аргументированно формулировать своё отношение к прочитанному.

Метапредметные УУД:

Личностные: учащийся умеет нравственно – этически оценивать прочитанное.

Регулятивные: планирует необходимые действия, действует по плану.

Коммуникативные: строит небольшие монологические высказывания, осуществляет совместную деятельность в группе с учётом конкретных учебно – познавательных задач.  
Оборудование урока:  учебник-хрестоматия, портрет писателя, выставка книг, карточки с заданиями. текст сказки, ноутбук, проектор, мультимедийная презентация (приложение 1), таблица-кластер (приложение 2), кружочки двух цветов (оранжевые и синие), свежеиспеченный хлеб, мультфильм, музыка, сказочные герои, буклеты.

Репродуктивный метод. Приём: Слово учителя. Сказочные герои. Метод творческого чтения. Приёмы: комментированное чтение; беседа, активизирующая впечатление от прочитанного и услышанного текста. Эвристический метод. Приёмы: подбор материала из художественного текста для ответа на заданные вопросы.

Ход урока

Учитель

- Добрый день, сегодня на нашем уроке присутствуют гости. Они будут выполнять роль « теоретиков», а вы, ребята, роль «практиков».   Продолжим работу над сказкой К.Г. Паустовского «Теплый хлеб». Расширим понятие «добро», «доброта». Поговорим о нравственных уроках, которые дала сказка, о том,  чему надо учиться у героев сказки.

2.      Мотивация.

- Начать наш урок хочу с восточной притчи.

Когда-то давно старик открыл своему внуку одну жизненную истину:

— В каждом человеке идет борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло: зависть, ревность, сожаление, эгоизм, амбиции, ложь. Другой волк представляет добро: мир, любовь, надежду, истину, доброту и верность.

Внук, тронутый до глубины души словами деда, задумался, а потом спросил:

— А какой волк в конце побеждает?

Старик улыбнулся и ответил:

— Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь.

 - Как вы поняли, о чем эта притча?

 - Почему я именно с этих слов я начала наше общение?

- Используя ваш опыт и притчу, предположите, что такое зло?

 -Откуда оно берет начало? Кто является основным носителем зла?

-  От кого оно исходит? (От людей).

- Подберите антоним к слову зло. (Добро)

- Что такое добро?

- Нарисуйте его словесный портрет. (Добро – это солнце, свет, улыбки, тепло, хлеб) Позвольте добавить к веренице названных вами слов еще некоторые слова: добро – это радость, спокойствие.

   Мы познакомились со сказкой Паустовского «Теплый хлеб», которая написана через 9 лет после победы в Великой Отечественной войне. События, описанные в ней, происходят во время Гражданской войны. Очень трудное и голодное время.

 -Дома вы отвечали на вопросы, которые и послужат ответами на кроссворд. А теперь мы сформулируем тему урока.

C:\Users\03\Desktop\картинка тепхлеб.jpg

             Вопросы кроссворда:

  1. Нищие. Те, кто побирается, просит «Христа ради» (Христарадники)
  2. Как называет автор спасенного коня? (вороной) 
  3. Как называлась деревня, в которой жил Филька со своей бабушкой (Бережки)
  4. Кто жил в сенях у Панкрата? (сорока)
  5. Сколько лет назад на округу напал такой же лютый мороз? (сто)
  6. Что послужило причиной тому, что в мельнице замерзла вода? (мороз)
  7. Кем являлся Панкрат по профессии? (мельник)
  8. Почему Филька жил с бабушкой? Кем он был? (сирота)
  9. Любимая фраза Фильки до ссоры с конем? («Ну тебя»)
  10.  Кто по мнению бабушки мог поправить совершенное злодейство? (Панкрат)

- Перед нами ключевые слова – добро и злоба. Давайте попробуем сформулировать тему сегодняшнего урока.

-Итак, тема сегодняшнего урока: «Нравственные мотивы :добро и зло сказки К.Г. Паустовского «Теплый хлеб». 

Эпиграфом нашего урока будет русская народная пословица «Умел ошибиться – умей и поправиться. Как вы понимаете эти слова? (ответы детей)

     

C:\Users\03\Desktop\картинка теплый хлеб.jpg

  Звучит музыка.  Стук в дверь. Появляются Василиса Премудрая и Баба-Яга

 Василиса-Здравствуйте, ребята!

-Баба-Яга- В нашем сказочном государстве только и говорят о Вас, какие вы хорошенькие и добренькие, послушные и отзывчивые ребятки!

Василиса- Вы  изучаете сказку «Теплый  хлеб». А я сама сказочная героиня, очень люблю сказки. В сказках добро всегда побеждает зло.

-Баба-Яга Мы с вами рассмотрим противостояние добра и зла, какие человеческие качества в сказке  «Тёплый хлеб».

           Василиса- В каких текстах художественной литературы, уже  известных вам, можно проследить борьбу добра и зла, света и тьмы («Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях», «Спящая царевна», «Иван-крестьянский сын» и т.д.)

 Василиса:  Молодцы! А давайте, ребята, вспомним типы сказок.

Учащиеся: Волшебная сказка, сказка о животных, социально-бытовая сказка.

Баба-Яга :  К какому типу относится сказка «Теплый хлеб»?Учащиеся: Социально-бытовая сказка

Василиса- Вы прочли текст сказки «Теплый хлеб». Это народная или литературная сказка? Докажите, что «Теплый хлеб» - это литературная сказка.

Баба-Яга -Проверим ваши первичные знания. На выполнение тестового задания я даю вам 2 минуты.(тесты раздает Баба-Яга)

Тест

Выберите один из вариантов ответа в предложенных заданиях.

1) Почему конь остался в деревне?

А) Его ранили.

Б) Так захотел Панкрат.

В) Конь не захотел идти дальше.

2) Какая кличка была у Фильки?

А) «Ничего не знаю».

Б)  «Да ну тебя!».

В)  «Все вы умные».

3) Какую историю рассказала бабушка Фильке?

А) О том, как она обидела когда-то солдата.

Б) О том, как мужик из деревни обидел старого солдата.

В) О том, как закончилась война.

4) Что случилось, когда Филька бросил коню хлеб в снег?

А) Началась метель.

Б) Было наводнение.      

В) Случилось землетрясение.

5) Как Филька искупал свою вину?

А) Он не хотел меняться.

Б) Накормил всех.

В) Рубил лед с ребятами у мельницы.

6) Причиной лютого мороза столетней давности бабка Фильки считала:

А) злобу людскую

Б) ненависть народную

В) грубость человеческую

7) Как Филька помирился с конем?

А) Попросил у него прощения.

Б) Он принес ему свежего хлеба с солью.

В) Он покормил его морковкой.

Ключ:1А, 2Б, 3Б, 4А, 5В, 6А,  7Б.

Учитель: Хорошо. Раз это сказка социально-бытовая, то главные герои такой сказки люди. Вот и у нас главный герой – мальчик Филька. Давайте вспомним, кто такой Филька и что с ним происходит (слайд 16-17)

Учащиеся: Филька-мальчик, который проживает со своей бабушкой, он невежда, эгоист. Филька совершает зло- прогоняет со двора коня, просившего у него хлеба. После этого деяния всю округу сковывает лютый мороз. После чего мальчик раскаивается и решает загладить свою вину.

Учитель: Сейчас я предлагаю вам проследить, каким был Филька до рассказа легенды бабушкой, и каким стал после.

Учитель: Для начала вспомним легенду, которую рассказала Фильке бабушка. (стр.69)

 (слайд 18)Алина пересказывает легенду.

-Перед вами лежат заготовленные кластеры таблицы, которую нам нужно будет сейчас заполнить. Давайте проследим по тексту, каково же было отношение к окружающим до и после разговора, отношение к лошади и посмотрим на речевую характеристику героя, как она изменилась. Какой вывод можно сделать, заполнив таблицу? (слайд 19)

Филька до разговора с бабушкой

Филька после разговора с бабушкой

Отношение к окружающим:

Отношение к лошади:

Речевая характеристика:

Вывод:

Учащиеся: (примерные ответы) 

Филька до разговора с бабушкой: невежа, живет с бабушкой, всё выполняет с неохотой, озлобленный, молчаливый, недоверчивый, любимое выражение «Да ну тебя!», наотмашь ударил коня по губам.

 Филька после разговора с бабушкой: деятельный, трудолюбивый, сам осознал свой поступок, сам принял решение исправить его, отзывчивый, предприимчивый, находчивый, делает первый шаг к примирению с конем, «Я умолю наших ребят помочь мне, они хорошие!», заплакал перед конем.

Вывод: Научиться  по-настоящему быть добрым трудно. Путь к доброте нелегкий, долгий путь, на котором  человека ожидают взлеты и падения, спуски и подъемы. Поэтому человек должен чаще останавливаться и размышлять о своих совершенных поступках.  У каждого человека, большого и маленького,  свой путь к Доброте. Филька прошел свой путь к Доброте. Сам осознал свой поступок, сам его и исправил. Мы видим, как изменился Филька. И пришел он к таким поступкам сам, осознав всё содеянное им.

Учитель: Всё верно, вы без труда справились с поставленной задачей и заполнили кластер.

  1. Физкультминутку проводит Баба-Яга.Включить музыку.

-ой-ой ,мои ноженьки и спинка! Дети, давайте вместе сделаем физкультминутку 

Посмотрели вправо, влево,

Руки сжали у груди,

 А теперь их отведи,

Дотянись до потолка,

Сбрось усталость всю с себя!

Анализ описания природы.
- Обратите внимание на то, что понять себя мальчику помогают не только люди, но и природа. В данном художественном произведении она играет очень важную роль. Какую? Давайте разберемся. Включить мультфильм.
- Как менялась погода на протяжении происходящих в сказке событий?
В начале сказки говорится: «Зима в этот год стояла теплая». Когда Филька обидел коня, «засвистел пронзительный ветер», поднялась метель. Когда метель затихла, «колючий мороз пошел по деревне».
Люди начали долбить лед около мельницы, и к полудню задул «ровный и теплый ветер». «С каждым часом становилось все теплее». Так менялась погода на протяжении происходящих в сказке событий.
- Какие тропы использовал автор в описании природы?
- Почему автор, рассказав о бессердечном поступке Фильки, рисует далее сказочный пейзаж?

 Начало метели – это отклик волшебных сил природы на поступок Фильки.
Что произошло в природе после того, как люди разбили лед? Это сказочный или реалистический пейзаж?
Это уже реалистичный пейзаж. Автор объединяет в произведении сказку и реальность, потому что показывает результат деяний рук человека и ответ природы на сплоченность людей.
 

-За людскую злобу природа наказала жителей деревни: наслала лютый мороз, грозя неминуемой смертью от холода и голода. Природа не ищет оправдания совершенному злу, она просто встает на защиту того, кого обидели. И вот стоит деревня, запаянная морозом.

           Учитель: А теперь давайте вернемся к нашему  эпиграфу. Согласны ли вы с этими высказываниями? Как они соотносятся с текстом сказки? Что вы узнали для себя сегодня? Какой урок извлекли из нашей беседы? Чему нас учит эта сказка? (слайд 21)

Учащиеся: Необходимо относиться ко всему с добром. Мы видим, как Филька, благодаря своей внутренней доброте, превращается из грубого невежи в сочувствующего мальчика. И окружающие его люди помогли Фильке, отнеслись к нему с добротой «Все вместе они прекратили стужу, освободили воду, дали возможность Панкрату намолоть муки для жителей деревни и напечь хлеба».Как же произошло примирение? (слайд 23)

Учащиеся: зачитывают сцену примирения (стр.75)Фарида Есенова. 

У каждого человека, большого и маленького, свой путь к Доброте. Филька прошел свой путь к Доброте.

Василиса исполняет песню «Дорогою добра»

Учитель: Дома вам нужно было подобрать пословицы и поговорки о хлебе. Как вы думаете, почему сказка названа «Теплый хлеб»? Что олицетворяет собой хлеб? Что значит эпитет «теплый»? (слайд 24)

Учащиеся:

 Аслан-Хлеб на Руси были превыше всего. Нельзя было отказать никому в хлебе.

Роберт- Хлеб стал причиной ссоры не только Фильки с конем, но и бед всей деревни.

 Мадина Хлеб же стал и символом примирения.

Динана Санжикова Хлеб – путь к прощению и примирению.

Учитель: Когда хлеб становится теплым?

Амир: Когда все согреты теплом души, общая радость

Рефлексия

Учитель: Я благодарю вас за теплый, доверительный разговор, за добрые, умные мысли, за творческое отношение к работе. Все хорошее в этом мире – от доброты людской, от щедрости их сердец. Когда мы делаем добро, меняемся не только мы сами, но и мир вокруг нас. Мы отдаем частичку своего тепла, своей доброты. И мир вокруг нас преображается. Я хочу поделиться с вами добром. Символом этой доброты сегодня на уроке станет теплый, свежеиспеченный хлеб. Прикоснитесь каждый к этой теплоте, ощутите ее на себе. Я даю каждому кусочек своей доброты. Помните всегда о том, что нужно с добротой относиться к окружающим, уметь сопереживать, сочувствовать. Нужно не только уметь признавать свои ошибки, очень важно и прощать, принимать извинения, ведь ошибиться может каждый. (слайд 25)

Итак, ребята, мы сегодня с вами много говорили о доброте и о злобе. Перед вами лежат кружочки двух цветов- оранжевого и синего. С чем у вас ассоциируется оранжевый цвет? (С теплотой, с лучиками солнца, цвет свежеиспеченного хлеба). А синий? (Холод, злость, морозы). Сейчас, ребята, вы должны выбрать цвет кружочка, исходя из вашего внутреннего состояния, которое у вас осталось после урока. Прошу подойти к солнышку и закрепить на нем кружочек.

     Учитель:

  Немало встречается злого
  В любой человечьей судьбе.
  А скажут лишь доброе слово –
  И легче на сердце тебе.
  Но доброе слово такое
  Не каждый умеет найти,
  Чтоб справиться другу с тоскою,
  Невзгоды осилить в пути.
  Нет доброго слова дороже,

  Заветного слова того,
  Но редко, друзья мои, все же
  Мы вслух произносим его.

  Марк Шехтер

 Задание на дом: письменный ответ на вопрос «Совершали ли вы в своей жизни плохой поступок и признавали ли свои ошибки?» (слайд 26)

Вручить буклеты и домашнее задание. Оценить учащихся.

Учитель: Всем спасибо за внимание! До свидания!

Ребята, вы устали? Хотите отдохнуть? Тогда сядьте удобнее, расслабьтесь, закройте глаза и представьте себе добро. У всех оно разное. Нарисуйте его мысленно, используйте только яркие краски. Оно как солнышко нам светит.  А теперь поднимите руки вверх и потянитесь к добру. Но что это? На вашем пути вдруг выросли густые заросли, колючие кустарники. Вам необходимо преодолеть все препятствия и прикоснуться к добру. Вот оно. Такое нежное, ласковое, теплое, как руки мамы. Все дотянулись? Возьмите его в руки. Приятно держать добро в руках? А теперь медленно опустите руки, прижмите их к сердцу и откройте глаза. Пусть добро навсегда поселится в вашем сердце и никогда не охладится. Побеждайте зло добром. У каждого человека, большого и маленького, свой путь к Доброте. Филька прошел свой путь к Доброте.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок "Добро и зло в сказке К.Г.Паустовского "Теплый хлеб"

На уроке используется презентация, тест на знание текста....

Добро и зло в сказке К.Г. Паустовского «Теплый хлеб».

Тема урока:  Добро и зло в сказке К.Г.Паустовского «Теплый хлеб». Цель урока: освоить обучающимися в ходе изучения произведения К.Г.Паустовского «Теплый хлеб» систему разграничения понятий...

Добро и зло в сказке К.Г. Паустовского «Теплый хлеб».

Добро и зло в сказке К.Г. Паустовского «Теплый хлеб»....

Урок литературы в 5-м классе по теме "Трудный путь к добру" (по сказке К.Г. Паустовского "Теплый хлеб")

Урок литературы в 5-м классе по теме "Трудный путь к добру" (по сказке К.Г. Паустовского "Теплый хлеб")...

План-конспект урока по литературе" Добро и зло в сказке К.Г. Паустовского " Теплый хлеб" .Нравственные уроки сказки."

Конспект урока по литературе " Добро и зло в сказке К.Г. Паустовского " Теплый хлеб". Нравственные уроки сказки"....

Путь Фильки к добру в сказке К.Г. Паустовского «Теплый хлеб».

Конспект урока литературы по ФГОС в 5 классе по рассказу К.Г.Паустовского "Тёплый хлеб"...