Доклад на тему: Цикл "Несвоевременные мысли" М.Горького
методическая разработка по литературе (7 класс)

 Цикл "Несвоевременные мысли" М.Горького

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad_gorkiy.doc85 КБ

Предварительный просмотр:

Доклад на тему: «Цикл «Несвоевременные мысли» Максима Горького

В конце ХХ - начале 21 века в России и во всем мире историки и литературные критики все чаще обращаются к изучению яркой и уникальной личности – Максима Горького. Несмотря на то, что об этом великом человеке написано множество диссертаций и монографий, «подлинное, лишенное «белых пятен» и сиюминутной политической пристрастности жизнеописание Горького впереди». Ведь такую сложную и противоречивую личность познать и оценить невозможно, руководствуясь политической предвзятостью. Сегодня, когда стали известны новые факты биографии писателя, опубликовано множество документальных материалов, переписка и публицистика Горького, открывается возможность узнать нового Горького без хрестоматийного глянца и неоправданного осквернения.  

Публицистика Горького, в частности «Несвоевременные мысли», представляют для литературоведов и историков огромный интерес. До времен перестройки их публикация была запрещена, сейчас же их изучение, минуя политическую за ангажированность, позволяет открыть истинные взгляды Горького на революционные события тех лет.

Цикл «Несвоевременные мысли» - это отражение момента наивысшего обострения противоречий писателя, его напряженных поисков ответа на вопрос о смысле русской революции, о роли в ней интеллигенции, творческий итог размышлений над этими проблемами.

М. Горький начинает публиковать статьи в газете «Новая жизнь» в апреле 1917 года после февральской революции. Период от февральской революции до октябрьской − время надежд, которое позволяет Горькому оправдывать пробуждение в человеке разрушительных сил.  Именно поэтому он говорит о том, что в период, когда политические эмоции зашкаливают, трудно разобраться: где хорошее, а где плохое. Борьба за власть способна пробуждать в людях «темные инстинкты». И в этом нет ни чьей вины, просто время обязывало так жить.

Знакомясь со статьями, а их было 58, в той последовательности, в которой они печатались в газете «Новая жизнь», можно проследить за развитием «мысли о «естественности» звериных инстинктов, трансформировавшейся в противопоставление реального человека и «любвеобильного Христа» в предпоследней публикации», указывает в своем материале О.С.Сухих.

К примеру, после революции, которая произошла в октябре 1917 года Максим Горький в ответ на материал в «Правде», в котором акцентировалось внимание на том, что «всякая революция, в процессе своего поступательного развития, неизбежно включает и ряд отрицательных явлений» заявил: «Я не могу считать «неизбежными» такие факты, как расхищение национального имущества...»[1]. Несмотря на то, что писатель заявляет о своем нежелании указывать на факты многочисленных, характерных для того времени, погромов и грабежей, он это делает в каждой своей публикации.

Сила искусства – это то единственное, что, по мнению Горького, может преодолеть как внутренние противоречия человека, так и вражду между ними. Творчество сродно войне в одном – оно уравнивает всех.

Во второй своей статье цикла Горький говорит о войне: «Поставим себе задачу - сказать правду о немецких зверствах... Я имею право надеяться, что эти факты - вне сомнений и так же неоспоримы, как факты русских зверств в Сморгони, в городах Галиции и т.д.»[2]. Согласно трактованию великого писателя-революционера, существует правда войны и правда мира. При этом Горький правду войны разделяет на правду текущего дня (в условиях войны такой правдой являются зверства обеих воюющих сторон) и «чистую» правду («зверство есть нечто вообще свойственное людям»).

«Для всех статей Горького, опубликованных в газете, контекстом являются другие материалы газетного номера, и в меньшей степени статьи одного цикла, опубликованные в других номерах. Таким образом, газетный номер ориентирует читателя, прежде всего, на действительность»[3], - пишет в своей работе «Окаянная современность и горечь позднего прозрения» Б.Ланин.

Одним из начал, организующих текст «Несвоевременных мыслей» в целое, является «живой голос». Эту роль выполняют отрывки из писем, цитаты из документов, уличные разговоры. Включая «живые голоса» Горький дает повод для развития мысли.

Книга наполнена своеобразными сравнениями, эпитетами, метафорами и образными высказываниями, которые определяют афористиченый стиль произведения. Использование различных цитат из писем, газет и, особенно, из художественных произведений усиливают эффект афористичности стиля «Несвоевременных мыслей». Значительный пласт литературных цитат и аллюзий составляют разного рода ссылки на текст Библии, чаще всего – на текст Нового Завета. Размышления о насилии, критика действий советского правительства и призывы к культурному строительству соотносятся Горьким с христианскими заповедями, которые ценны для него своей человечностью. Книга насыщена также фрагментами текстов художественной литературы, преимущественно взятых из произведений русских писателей ХІХ века: Н.Ю. Лермонтова, Ф.И. Тютчева, К.С. Аксакова, Н.А. Некрасова, И.С. Тургенева и других. В целом же, характер образных средств статей «Новой жизни» находится в прямой зависимости от их проблематики и эмоциональной окраски.

Немаловажную роль в заметках играют и бытовые мелочи, которые также приближают читателя к повседневным мыслям, рассуждениям о проблемах насущных. Ведь действительность «всегда правдивее и талантливее всех, даже и гениальных писателей»[4].

«Несвоевременные мысли» представляют собой образец публицистического жанра в российской документальной прозе эпохи революции. В газетных статьях, составляющих книгу, оказывается много признаков этого жанра: краткость, полемичность, экспрессивность, открытая оценночность. Общий эмоциональный тон статей, призывы и обращения к большевикам и интеллигенции, рабочим и крестьянам, риторические вопросы имеют целью подтолкнуть читателей к размышлению над проблемой, а возможно, и к пересмотру своей позиции.

Как же была выражена авторская позиция в данных статьях? Выражение авторской позиции здесь является очень ярким и эмоциональным, что позволяет отнести «Несвоевременные мысли» к жанру не столько заметок, сколько комментария с элементами эссе.

«Текст «Несвоевременных мыслей» многосубъектен, принадлежит и «я», и «мы». Причём, это «мы» всякий раз количественно и качественно различно и может означать «я» и русские люди, «я» и интеллигенция, «я» и революционеры. В первом случае «мы» мыслится в общероссийских масштабах, как общенародная жертва социального и государственного устройства монархической России: «Живя среди отравляющих душу беззаконий старого режима, среди анархии, рожденной им, видя, как безграничны пределы власти авантюристов, которые правили нами, мы - естественно и неизбежно - заразились всеми пагубными свойствами, всеми навыками и приемами людей, презиравших нас, издевавшихся над нами»; «...старый порядок разрушен физически, но духовно он остается жить вокруг нас, и в нас самих»[5]. Во втором случае «мы» мыслится социально и культурно автономным от других слоев народонаселения России: «Не нужно забывать, что «мы» живем в дебрях многомиллионной массы обывателя». В третьем случае «мы» мыслится как избранная группа людей, призванных решать задачи жизненного устройства всего остального народонаселения страны: «Мы собираемся и мы обязаны строить новую жизнь на началах, о которых издавна мечтали. Мы понимаем эти начала разумом, они знакомы нам в теории, но - этих начал нет в нашем инстинкте, и нам страшно будет ввести их в практику жизни, в древний русский быт»[6]. Эти три субъекта не отделены друг от друга. Через «мы» проявляется в тексте социальная и политическая самоидентификация авторского «я». Местоимение первого лица единственного числа автор употребляет в тексте не часто и только в тех случаях, когда выражает свою концепцию российского зла, которое, его мнению, коренится в русской ментальности. «Я» расценивает те ми иные политические события не с классовой точки зрения, а отталкиваясь от национальной психологии и характерологии: «...главнейшим возбудителем драмы я считаю не «ленинцев», не немцев, не провокаторов и контрреволюционеров, а - более злого, более сильного врага - тяжкую российскую глупость»[7].

         Просветительское слово Горький оформляет в разнообразных фигурах публицистической речи. «В тестах статей множество  призывов и лозунгов: « Граждане! Неужели мы не найдем в себе сил освободиться от заразы, сбросить с себя грязь?»; «Будьте человечнее в эти дни всеобщего озверения!». Часто писатель использует и логические конструкции с обнажением причинно- следственных связей: «Война оценила человека дешевле маленького куска свинца (...) кого же упрекнем теперь - за ежедневное зверское избиение людей», а также риторические высказывания: «Разве демократия чувствует себя неправой в своих деяниях и - боится критики врагов? Разве кадеты настолько идейно сильны, что победить их можно только путем физического насилия?» и иронию»[8].

«Несвоевременные мысли» имеют свою определенную структуру, которая основывается на диалоге, который как бы происходит вне газетного пространства, и репликах, которые в большей части идут в начале материалов и прорываются в текст. При этом для всех публикаций характерна некоторая тематическая и жанровая непредсказуемость. «Несвоевременные мысли», которые публиковались на страницах «Новой жизни» более последовательны в своих высказываниях, нежели их книжный вариант.

В книге прослеживается как оправдание разрушений, которые принесла революция, так и осуждение преступлений против человека:»И не надо забывать, что погромы в Юрьеве, Минске, Самаре, при всем их безобразии, не сопровождались убийствами, тогда как погромы царских времен... были зверски кровавыми... Я никого не утешаю, а всего менее − самого себя, но я все-таки не могу не обратить внимания читателя на то, что хоть в малой степени смягчает подлые и грязные преступления людей». В тоже время в материале, который был опубликован уже после революции, говорится о том, что перерождение личности невозможно: «… революция не несет в себе признаков духовного возрождения человека, не делает людей честнее, прямодушнее, не повышает их самооценки и моральной оценки их труда»[9].

Такое противоречие в отношения  автора к революции, несоответствие хронологической расположенности статей в газетном и книжном варианте, указывают на колебания Горького, его двойственное, неустойчивое отношение к революционным событиям.

Таким образом, газетным статьи более последовательны, ведь они были откликами на происходящие события и несли настроения того времени. Основная тема, которая их объединяет - тема революции. Рассмотрим три основных аспекта ее художественного воплощения: это авторская оценка

сути и последствий революции, понимание роли большевиков в происходящем, а также восприятие народа как участника революции.

Изучив «Несвоевременные мысли» М.Горького, можно сделать выводу по отношению писателя к революции, к большевикам, к народу и к культуре:

1. Отношение М. Горького к революции. Горький «подходил к Октябрю прежде всего с морально-нравственных позиций». Революция представлена им как социальная катастрофа, которая губит Россию, её культуру. Самое страшное, что видит М. Горький в происходящем, – это анархический разгул голытьбы. Горького никогда нельзя было назвать принципиальным противником революции, но реальные события Октября 1917 года его ужасают, поэтому «у Горького революция рассматривается как “своя-чужая”«. Для Горького всё происходящее – это даже не столько революция, сколько страшное извращение истинной сути и целей революции. В этот период писатель уже не считал, что история перекрашивается в новые цвета только кровью. Более того, на протяжении двух лет в статьях газеты «Новая жизнь» он резко упрекал большевиков в кровавых расправах и необоснованных арестах, протестуя против красного террора. Отрицая насилие как средство создания нового мира, Горький протестовал и против лозунга «Грабь награбленное!», и против ленинского тезиса о превращении империалистической войны в гражданскую. В статье «Революция и культура» писатель выразил надежду, что только «развитие интеллектуальных сил страны» может обновить жизнь и создать условия для возрождения России. Он ратовал за «всеобщее и всестороннее интеллектуальное развитие трудящихся» и призывал не к насильственному подавлению инакомыслящих, а к «упорной неторопливой работе строительства жизни на новых справедливых началах»[10]. В его публицистике этих лет вместо марксистских понятий «классовая борьба» и «экспроприация экс-проприаторов» мелькают термины «культурно-политическое развитие», «самосознание», «интеллектуальное обогащение страны». И хотя Горький не был противником революции, он считал октябрьский переворот преждевременным, опасаясь, что у большевиков не хватит сил, чтобы удержать власть, не хватит кадров для организации экономики и культурного преображения страны. Призывая народ не поддерживать «бесстыднейших авантюристов или обезумевших фанатиков», он боялся, что диктатура пролетариата приведет в России к войне с собственным народом, то есть с крестьянством. Понятие «революция» наполнялось для него более широким смыслом, чем для большевистских комиссаров. Веря в поступательное движение истории к более совершенному общественному строю, он понимал социализм как новую религию трудящихся, которая духовно обновит Россию и даст простор всестороннему развитию каждой личности.

2. Отношение к большевикам как движущей силе революции. Горький в «Несвоевременных мыслях» упоминает две ключевые, на его взгляд, фигуры: Ленина и Троцкого – именно они определили характер и духовную сущность Октябрьской революции. И к их деятельности автор выражает самое негативное отношение, считая, что они «бесчестят революцию». При всём этом в «Несвоевременных мыслях» существуют и оговорки в пользу большевиков: они могут быть лично честны и искренни. Но, безусловно, превалируют негативные оценки их деятельности: это фанатики и демагоги, ведущие Россию к катастрофе и относящиеся к народу как к материалу для социального эксперимента.

3. Отношение к народу. «Несвоевременные мысли» начинаются со слов надежды. Надежды на то, что русский народ, «обвенчавшийся со Свободой», обретёт новые силы, разум, волю. Однако это лишь упование на будущее. В настоящем же «коллективный характер» масс видится автору совсем иным: «Не нужно забывать, что мы живем в дебрях многомиллионной массы обывателя, политически безграмотного, социально невоспитанного»[11].

В «Несвоевременных мыслях» проявляется то же отношение к народной массе, к обывателю, которое характерно для его художественных произведений.  Это смесь горечи, осуждения ближних и жалости к ним, к людям, которые живут неразумно, находятся либо в состоянии сонной одури, либо во власти разрушительных инстинктов. Народ видится автору «Несвоевременных мыслей» как «слон в посудной лавке», способный лишь на разрушение и даже не понимающий, каковы могут быть последствия этого.

Таким образом, Горький, несмотря на трагическую действительность революционных событий, в «Несвоевременных заметках» пытается  сохранить свой «идеализм» и «идейный максимализм», который, на его взгляд, был очень нужен русской душе.  Идея – это основа веры в революцию: «Революция − судорога, за которою должно следовать медленное и планомерное движение к цели, поставленной актом революции»[12].

Статья, которую в книге Горький поместил под номером 12, можно считать заключительной в газетном цикле «Несвоевременных мыслей», так как она вышла в свет в июне 1918 года. Именно в ней четко прослеживается неопределенность писателя по отношению к революции. Она акцентирует внимание на том, что история полна противоречий, а вместе с ней неоднозначно и отношение народа к ней. Это двойственное и противоречивое отношение Горького к революции  (революция − «великое, честное дело» и революция − «идиотизм») привело его к созданию двух типов революционеров: «вечный революционер» и «революционер на время». Первый − «это − или гений, который, разрушая истины, созданные до него, творит новые, или − скромный человек, спокойно уверенный в своей силе, сгорающей тихим, иногда почти невидимым огнем, освещая пути к будущему». Второй − «весь насыщен, как губка, чувством мести... Стремясь изменить внешние формы социального бытия, революционер сего дня не в состоянии наполнить новые формы новым содержанием и вносит в них те же чувства, против которых боролся»[13]. Таким образом, Горький делает вывод, что воля – это основа всех поступков человека и поэтому главное в жизни, это воспитание личности.

Тематика «Несвоевременных мыслей» достаточно неопределенная и разбросанная. Нет четкой логической структуры в цикле этих статей, но при этом отдельно взятый материал отличается цельностью. Она заключается, прежде всего, в заголовках и подзаголовках. И если подзаголовки в газетном варианте отражали только тематическую направленность материала, то в книжном отражали проблематику «Несвоевременных мыслей».

Революция, согласно рассуждениям Горького − это движение к культуре, к уважению человеческой личности. Мысли о невозможности культурного строительства в «Несвоевременных мыслях» противостоит надежда на преодоление звериного начала в человеке, разбуженного русской революцией и которое «есть нечто вообще свойственное людям, свойство, не чуждое им даже в мирное время...».

В заключительной статье присутствует образ Христа, «который сам, вместе с первоапостолами, был иудеем и страдал, и принял мучительную смерть за человека вообще, за людей всех рас и племен», и образ его дела − всепрощающей любви к человеку, противопоставленной любви православных христиан, которые «совали бы в руку нищего еврея не хлеб, а камень, или змею».

В статье «Годовщина революции» (12 мая) Горький говорит: «Наощупь творит новую жизнь только что проснулся народ. Но разбуженное его мнение, развязаны его руки. Все наши силы на общую работу, работу борьбы и строительства». В последней статье из цикла «Несвоевременные мысли» писатель уже скажет об исторической неизбежности Октября и начнет активно сотрудничать с советской властью. Но это еще не означало, что он полностью согласен с ее делами. Полемика его с большевиками продолжалась, Горький постоянно указывал на промахи и просчеты власти, особенно резко протестовал против насилия над человеком, истребление российской интеллигенции. Он критикует демагогов, циников от власти, политиканов. Но несмотря ни на что убежден, что «страна не погибнет теперь, ибо народ - ожил, и в нем зреют новые силы, для которых не страшны ни безумия политических новаторов, слишком фанатазированных, ни жадность иностранных грабителей, слишком уверенных в своей непобедимости»[14].

Ознакомившись с циклом Горького «Несвоевременные мысли» в газетном и в книжном вариантах, можно сделать вывод, что у писателя не было конкретной, логически обоснованной концепции культурного развития России. И это четко прослеживается в книжном варианте, ведь Горький постоянно переставлял местами статьи, стремясь сгладить противоречие своих мыслей и высказываний.  

Л.Спиридонова в своем исследовании публицистики Горького делает вывод: «Горький не был противником революции, он считал октябрьский переворот преждевременным, опасаясь, что у большевиков не хватит сил, чтобы удержать власть, не хватит кадров для организации экономики и культурного преображения страны. Призывая народ не поддерживать «обезумевших фанатиков», он боялся, что диктатура пролетариата приведет в России к войне с собственным народом, то есть с крестьянством. Понятие «революция» наполнялось для него более широким смыслом. Веря в поступательное движение истории к более совершенному общественному строю, он понимал социализм как новую религию трудящихся, которая духовно обновит Россию и даст простор всестороннему развитию каждой личности».

Статьи в «Новой жизни», которые вошли в цикл «Несвоевременные мысли», наиболее полно раскрывают культурную программу Горького. В создании государства с высоким уровнем культуры автор «Несвоевременных мыслей» видит главную цель революции. Для него культура – это духовность и мораль, разум и трудолюбие, как отдельного человека, так и определенной общественной группы: крестьянства, пролетариата и интеллигенции. В данном цикле четко прослеживается критическая направленность оценок старой гвардии российских интеллигентов. Горький обвиняет ее в эгоизме, оторванности от жизни, пренебрежении к народу и нежелании содействовать властям в деле строительства новой культуры. В то же время писатель негативно оценивает и деятельность большевиков в отношении культурного преобразования России и надеется своими публицистическими выступлениями направить ее в нужное русло.

         «Несвоевременные мысли» Горького и сейчас очень «своевременны». Эта книга стала своеобразным памятником своему времени. Она запечатлела суждения Горького, которые он высказал в самом начале революции и которые оказались пророческими. И независимо от того, как менялись впоследствии воззрения их автора, эти мысли оказались чрезвычайно своевременными для всех, кому пришлось пережить надежды и разочарования в череде потрясений, выпавших на долю России в ХХ веке.

«Несвоевременные мысли» - это честная и бескомпромиссная в отстаивании приоритета культуры над революцией и интеллигенции над разбуженными массами книга — пример нравственной стойкости художника и мыслителя.

Список использованной литературы

  1. Белова Т.Д. Эволюция эстетических взглядов М. Горького (1890– 1910-е гг.) в контексте культурологических исканий эпохи. - М., 2004;
  2. Горький М. А. Несвоевременные мысли. - М., Олимп, - 2000.
  3. Ланин Б. Окаянная современность и горечь позднего прозрения : [заметки о «Несвоевременных мыслях» А. М. Горького и «Окаянных мыслях» И. А. Бунина] / Борис Ланин // Народное образование. – 1990. – № 6. – С. 138–144.
  4. Нефагина Г. Л. «Несвоевременные мысли» А. М. Горького // Нефагина Г. Л. Пособие по русской литературе для поступающих в вузы. – 2-е изд., доп. – Мн., 1998. – С. 140–142.
  5. М. Горький: уроки истории. Горьковские чтения 2014 года: Материалы XXXVI Международной научной конференции. – Н. Новгород: ООО «БегемотНН», 2016. – 395 с.
  6. Спиридонова Л.А. М. Горький: диалог с историей. М., 1994; Сухих С.И. Заблуждение и прозрение Максима Горького. - Н. Новгород, 1992.
  7. Спиридонова Л.А. Голос истории в творчестве Горького// М. Горький: уроки истории. Горьковские чтения 2014 года: Материалы XXXVI Международной научной конференции. – Н. Новгород, 2016. – с. 75
  8. Сухих О.С.Эволюция социально-политической мысли М.Горького («Несвоевременные мысли»-»Бесстрашие разума»-»В.И.Ленин»)// М.Горький: уроки истории. Горьковские чтения 2014 года: Материалы XXXVI Международной научной конференции. – Н. Новгород., 2016. – 395 с.
  9. Тарасова И.В. «Несвоевременные мысли» М.Горького: авторская воля и структура произведения. – Медиаскоп., 2009, - № 4. – С.4
  10.  Шляхов М.Ю., Смирницкий А.Е. Личность и революция в произведениях М.Горького// М. Горький: уроки истории. Горьковские чтения 2014 года: Материалы XXXVI Международной научной конференции. – Н. Новгород, 2016. – с. 82-88


[1] Горький М. А. Несвоевременные мысли. - М., Олимп, - 2000. – С. 33

[2] Там же. – С. 34

[3] Ланин Б. Окаянная современность и горечь позднего прозрения : [заметки о «Несвоевременных мыслях» А. М. Горького и «Окаянных мыслях» И. А. Бунина] / Борис Ланин // Народное образование. – 1990. – № 6. – С. 139.

[4] Тарасова И.В. «Несвоевременные мысли» М.Горького: авторская воля и структура произведения. – Медиаскоп., 2009, - № 4. – С.4

[5] Горький М. А. Несвоевременные мысли. - М., Олимп, - 2000.

[6] Тарасова И.В. «Несвоевременные мысли» М.Горького: авторская воля и структура произведения. – Медиаскоп., 2009, - № 4. – С.11

[7] Горький М. А. Несвоевременные мысли. - М., Олимп, - 2000.

[8] Шляхов М.Ю., Смирницкий А.Е. Личность и революция в произведениях М.Горького// М. Горький: уроки истории. Горьковские чтения 2014 года: Материалы XXXVI Международной научной конференции. – Н. Новгород, 2016. – с. 82-88

[9] Горький М. А. Несвоевременные мысли. - М., Олимп, - 2000. – С. 34

[10] Горький М. А. Несвоевременные мысли. - М., Олимп, - 2000. – С. 56

[11] Горький М. А. Несвоевременные мысли. - М., Олимп, - 2000. – С.45

[12] Горький М. А. Несвоевременные мысли. - М., Олимп, - 2000. – С. 48

[13] Горький М. А. Несвоевременные мысли. - М., Олимп, - 2000.

[14] Горький М. А. Несвоевременные мысли. - М., Олимп, - 2000. - С. 54


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на тему "Развитие творческих способностей учащихся как средство достижения необходимого уровня коммуникативной компетентности".

В докладе освещаются различные формы работы на уроках и во внекласссной  деятельности для развития творческих способностей  учащихся на разных ступенях обучения иностранному языку ....

Доклад на тему "Использование эффективных методов по подготовке учащихся к ЕГЭ"

В своем докладе я рассказываю как работаю с учащимися 11 классов при подготовке к ЕГЭ...

Доклад на тему: Базовые задачи по теме «Решение задач в целых числах».

Докладна тему: Базовые задачи по теме «Решение задач в целых числах»....

Фрагменты "Несвоевременных мыслей" Горького для подготовки к уроку

Материал, необходимый для урока по теме "Человек в огне революции и гражданской войны". Для 11м2 (1253) -  д/з...

Доклад на тему "Роль моего предмета в жизни ученика" (с презентацией к докладу)

Доклад на тему "Роль моего предмета в жизни ученика" (с презентацией к докладу)...

Доклад на тему: "Музыкально-слуховые данные детей и способы их выявления перед началом обучения игре на фортепиано", Доклад на тему: «Работа над аккомпанементом в классе фортепиано»

Музыкально-слуховые данные детей и способы их выявления перед началом обучения игре на фортепиано.  Учебный предмет "Концертмейстерский класс" направлен на воспитание разносторонне...