Мастер-класс. А. И. Куприн "Гранатовый браслет"
методическая разработка по литературе (10 класс)

Шурубова Марина Николаевна

Данный мастер-класс представляет собой конспект итогового урока по изучению рассказа "Гранатовый браслет"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon master-klass.doc48 КБ
Office presentation icon prezentatsiya_master-klass.ppt1.23 МБ

Предварительный просмотр:

Тема мастер-класса: развитие интеллектуальных, коммуникативных и творческих способностей учащихся.

Цель мастер-класса:

передача способов взаимодействия с учащимися в контексте развитие интеллектуальных, коммуникативных, лингвистических и творческих способностей учащихся; осознания значимости чтения для дальнейшего развития; овладения  смысловым и эстетическим анализом текста, что в конечном итоге сказывается на успешном прохождении итоговой аттестации, способности учащихся определиться с выбором профессии, способствует формированию чёткой гражданской позиции.

Актуальность темы мастер-класса. Уже ни для кого не является открытием, что в последние годы весьма снизился уровень читательской культуры школьников, и, как следствие, - крайнее косноязычие, неумение рассуждать, чётко и аргументировано излагать свои мысли. В этой ситуации возникает необходимость активизировать  познавательную и творческую деятельность учащихся.

В моей методической системе находит применение комплексное использование различных педтехнологий.  Это личностно-ориентированное, развивающее обучение, технология сотрудничества, диалогическая технология, проблемно-поисковая, информационная, природосообразная. Также в моей методической копилке находят себе место элементы педмастерской, развития критического мышления через чтение и письмо, УДЕ.

Итак, начнём…

1. За окном весна. Она хоть робко и несмело, но всё же вступает в свои права. И протягивая руки навстречу первым  ласковым лучам весеннего солнца, так и хочется воскликнуть:

        О, я хочу безумно жить,

        Все сущее — увековечить,

        Безличное — вочеловечить,

        Несбывшееся — воплотить!

        Пусть душит жизни сон тяжелый,

        Пусть задыхаюсь в этом сне, -

        Быть может, юноша веселый

        В грядущем скажет обо мне:

        Простим угрюмство — разве это

        Сокрытый двигатель его?

        Он весь — дитя добра и света,

        Он весь — свободы торжество!

2. А какие мысли, чувства, может быть, даже запахи возникают в вашем воображении при слове «весна»?    (пробуждение, солнце, первые цветы, свобода, запах мимозы, любовь)

3. Нарисуйте окружность. Обозначьте её центр. Представьте, что этот центр - Вы, а вокруг находятся очень важные, значимые для Вас понятия и качества. Они отделены от внешнего мира чертой. Впишите в круг ценности, составляющие Ваш собственный мир. Чем важнее для Вас какое-то качество, тем ближе к центру будет оно располагаться. Где в Вашем круге будет находиться Любовь? (ответы участников)

4. Как вы думаете, о чём мы с вами будем сегодня говорить на уроке? (о любви) Совершенно верно. Тема урока - «Любовь в рассказе А. И. Куприна «Гранатовый браслет». И начать наш диалог я хочу высказыванием одного из героев рассказа генерала Аносова. «Люди в наше время разучились любить», - утверждает он. Согласны ли вы с этим утверждением? (ответы участников)

 

5. Перед вами находятся высказывания разных героев рассказа «Гранатовый браслет» о любви. Внимательно прочтите их и обсудите в группах. Чья точка зрения вам ближе?

 

Аносов: «Любовь должна быть трагедией. Величайшей тайной в мире! Никакие жизненные удобства, расчёты и компромиссы не должны её касаться».

Вера Николаевна: « И что это было: любовь или сумасшествие?»

Желтков: « Я бесконечно благодарен Вам только за то, что Вы существуете.…Это не болезнь, не маниакальная идея – это любовь, которою  богу было угодно за что-то меня вознаградить… «Да святится имя Твое»

Шеин: «…разве можно управлять таким чувством, как любовь, - чувством, которое до сих пор ещё не нашло себе истолкователя».

(ответы участников)

6. Две вставные новеллы в рассказе демонстрируют мужскую любовь, безраздумную готовность к самопожертвованию. А женщины в этих эпизодах выступают как коварное исчадие ада. Неужели женщины вообще не способны на любовь? (ответы участников)

7. Перед вами находится текст. Проработайте его с пометками:

+ согласен

- не согласен

! восхищаюсь

? не понимаю, возмущаюсь

Работа выполняется индивидуально.

«…почти каждая женщина способна в любви на самый высокий героизм.

Пойми, она целует, обнимает, отдается — и она уже мать. Для нее, если она любит, любовь заключает весь смысл жизни — всю вселенную!

Но вовсе не она виновата в том, что любовь у людей приняла такие пошлые формы и снизошла просто до какого-то житейского удобства, до маленького развлечения.

Виноваты мужчины, в двадцать лет пресыщенные, с цыплячьими телами и заячьими душами, неспособные к сильным желаниям, к героическим поступкам, к нежности и обожанию перед любовью.

…разве каждая женщина в глубине своего сердца не мечтает о такой любви — единой, всепрощающей, на все готовой, скромной и самоотверженной?

А раз ее нет, женщины мстят. Лет через тридцать женщины займут в мире неслыханную власть. Они будут одеваться, как индийские идолы. Они будут попирать нас, мужчин, как презренных, низкопоклонных рабов. Их сумасбродные прихоти и капризы станут для нас мучительными законами. И все оттого, что мы целыми поколениями не умели преклоняться и благоговеть перед любовью. Это будет месть. Знаешь закон: сила действия равна силе противодействия».

(ответы участников)

8. А сейчас я предлагаю поработать в группах, составив синквейн. Слово «синквейн» происходит от французского слова «пять» и означает «стихотворение, состоящее из пяти строк». Вспомним правила построения синквейна.

Синквейн (пять строк)

1 строка - слово (существительное). Понятие, о котором идёт речь.

2 строка - два определения к этому слову (прилагательные, причастия)

3 строка - три глагола

4 строка - ключевая фраза

5 строка - одно слово - вывод

Постарайтесь в 4 строке, в ключевой фразе, выразить своё отношение к словам генерала Аносова: «Люди в наше время разучились любить».

9. Пока участники работают над составлением синквейна, подготовленный ученик выразительно читает финал рассказа под аккомпанемент «Лунной сонаты» Бетховена.

"Успокойся, дорогая, успокойся, успокойся. Ты обо мне помнишь? Помнишь? Ты ведь моя единая и последняя любовь. Успокойся, я с тобой. Подумай обо мне, и я буду с тобой, потому что мы с тобой любили друг друга только одно мгновение, но навеки. Ты обо мне помнишь? Помнишь? Помнишь? Вот я чувствую твои слезы. Успокойся. Мне спать так сладко, сладко, сладко".

Женни Рейтер вышла из комнаты, уже кончив играть, и увидала княгиню Веру, сидящую на скамейке всю в слезах.

— Что с тобой? — спросила пианистка.

Вера, с глазами, блестящими от слез, беспокойно, взволнованно стала целовать ей лицо, губы, глаза и говорила:

— Нет, нет, — он меня простил теперь. Все хорошо.

10. Участники читают составленные синквейны.

Образцы.

Любовь.

Любовь.

Безответная. Мучительная.

Окрыляющая. Бездонная.

Ревнует. Жжёт. Убивает.

Спасает. Возрождает. Чувствует.

Без любви жить намного проще.

Была и будет во все времена.

Погибель.

Жизнь.

11. Так что же такое настоящая любовь? Этот вопрос будет вечно сопровождать человечество. Продолжите фразу: Однажды маленького мальчика спросили, знает ли он, что такое любовь. «Конечно, знаю,- ответил он. - Я люблю одну девочку. Вчера ей подарили конфету. Она её ела, а ……….(мне было сладко)»

12. Мне бы очень хотелось, чтобы это ощущение сладости как можно чаще посещало всех вас. Закройте, пожалуйста, глаза. (На стол перед каждым кладётся букетик весенних цветов) А теперь откройте глаза. Пусть эти скромные цветы станут для вас символом весны, обаяния и любви.

13. Домашним задание для учащихся является написание мини-сочинения «Так что же это было: любовь или сумасшествие?»

Спасибо за внимание!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Тема мастер-класса: «Развитие интеллектуальных, коммуникативных и творческих способностей учащихся»

Слайд 2

Цель мастер-класса: передача способов взаимодействия с учащимися в контексте развития интеллектуальных, коммуникативных, лингвистических и творческих способностей учащихся.

Слайд 3

Актуальность проблемы: снижение уровня читательской культуры школьников → косноязычие, неумение рассуждать, чётко и аргументировано излагать свои мысли

Слайд 9

Любовь в рассказе А. И. Куприна «Гранатовый браслет» «Люди в наше время разучились любить»

Слайд 10

Аносов : «Любовь должна быть трагедией. Величайшей тайной в мире! Никакие жизненные неудобства, расчёты и компромиссы не должны её касаться» Вера Николаевна: «И что это было: любовь или сумасшествие?» Желтков: «Я бесконечно благодарен Вам только за то, что Вы существуете… Это не болезнь, не маниакальная идея – это любовь, которою богу было угодно за что-то меня вознаградить… Да святится имя Твоё!» Шеин: «…разве можно управлять таким чувством, как любовь, - чувством, которое до сих пор ещё не нашло себе истолкователя»

Слайд 11

Проработайте текст , используя пометки: + согласен не согласен ! восхищаюсь ? не понимаю, возмущаюсь

Слайд 12

Синквейн (пять строк) 1 строка - слово (существительное) , понятие, о котором идёт речь 2 строка – два определения к этому слову (прилагательные, причастия) 3 строка – три глагола 4 строка – ключевая фраза 5 строка – одно слово - вывод

Слайд 14

Однажды маленького мальчика спросили, знает ли он, что такое любовь. «Конечно, знаю, - ответил он.- Я люблю одну девочку. Вчера ей подарили конфету. Она её ела, а … ?» мне было сладко


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

мастер-класс "Браслет"Фантазия"

Презентация мастер-класса  "Браслет"Фантазия"...

видео мастер-класс - браслет "Шамбала"

Одним из самых модных аксессуаров этого сезона, без сомнения, являются браслеты "Шамбала". В тренд их возвели голливудские звёзды, увлёкшиеся восточной культурой. Считается, что такие браслеты обладаю...

Мастер-класс "Браслет из молнии"

Данный материал может быть использован для работы в кружках и дополнительных занятиях по технологии. В презентации представлен один из многочисленных способов создания аксессуара из молнии-браслет!...

Мастер-класс " Браслет из сутажных дисков". Конспект

Изготовление браслета из сутажных дисковЦель: Изготовить браслет из сутажных дисковЗадачи: Знакомство с техникой рукоделия «Сутажная вышивка»Материалы: Сутаж  шириной 3-4 мм нескольких цветов,Игл...

Мастер - класс "Макраме для начинающих. Плетение браслетов"

В представленном мастер - классе рассказывается какие материалы могут быть использованы для плетения браслета, а также простейший способ плетения для школьников....