Конкурсное испытание "Методический семинар" 2021
методическая разработка по литературе

Тихон Ольга Вячеславовна

Методический семинар "Развитие критического мышления на уроках русского языка и литературы"

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Образование: высшее (Северный Образование: высшее (Северный (арктический) Федеральный университет ) Педагогический стаж: 11 лет Квалификационная категория: высшая (арктический) Федеральный университет ) Педагогический стаж: 11 лет Квалификационная категория: высшая Знание только тогда знание, когда оно приобретено усилиями своей мысли, а не памятью Л.Н.Толстой «Развитие критического мышления на уроках русского языка и литературы» пос.Теплостанского с-за , 2021г. Конкурсное задание «Методический семинар» Ильина Ольга Вячеславовна, учитель русского языка и литературы МБОУ Теплостанская основная школа 607560 Нижегородская область, Сеченовский район, пос. Теплостанского с-за,ул . Школьная, д. 18»В» Тел .: 8(83193) 3-58-42, e-mail: testanscool@mail.ru Образование: высшее Педагогический стаж: 14 лет Квалификационная категория: высшая 1

Слайд 2

Проблема: - низкий уровень мотивации; - снижение или отсутствие интереса к предмету; - быстрая утомляемость на уроках и, как следствие, перегрузка. Пути решения Мотивировать учащихся на самообразование Повысить активность учащихся в образовательном процессе Развивать навыки общения Повысить интерес учащихся к изучаемому предмету через использование приемов технологии критического мышления

Слайд 3

«Развитие критического мышления на уроках русского языка и литературы» Критическое мышление – это способность ставить новые, полные смысла вопросы, вырабатывать разнообразные аргументы, принимать независимые, продуманные решения. Это мышление открытое, рефлексивное, не принимающее догм, развивающееся путем наложения новой информации на жизненный личный опыт. Таким образом, критическое мышление-это комплекс навыков и умений, которые формируются постепенно, в ходе развития и обучения ребенка. Основная идея технологии - создать такую атмосферу чтения, при которой учащиеся совместно с учителем активно работают, сознательно размышляют над процессом обучения, изменяются и познают самих себя. Отслеживают, подтверждают, опровергают или расширяют знания, новые идеи, чувства или мнения об окружающих.

Слайд 4

Цель технологии состоит в развитии мыслительных навыков, которые необходимы детям в дальнейшей жизни. Актуальностью данной технология является то, что она позволяет проводить уроки в оптимальном режиме, у детей повышается уровень работоспособности, усвоение знаний на уроке происходит в процессе постоянного поиска. В основе технологии лежит следование трём фазам: вызов, осмысление содержания, рефлексия .

Слайд 5

Функции трёх фаз критического мышления Вызов Осмысление содержания Рефлексия На стадии вызова предполагается вызвать «на поверхность» имеющиеся у ребят знания или, если этих знаний слишком мало, помочь сформулировать вопросы и предположения. Таким образом, на стадии вызова осуществляется важнейшая функция технологии: формирование цели изучения нового материала. Когда ребята читают текст, слушают объяснение учителя, просматривают фильм, они стараются найти ответы на свои вопросы. Эта стадия называется осмысление содержания. Учителя, использующие технологию РКМЧП, осознанно уменьшают долю своего участия во время знакомства учеников с новым материалом. На стадии рефлексии учитель и ученики возвращаются к сформулированным на стадии вызова вопросам и предположениям, сопоставляют новый материал с тем, что знали об этом раньше. Для этой стадии характерны вдумчивые рассуждения систематизация и оценивание новой информации.

Слайд 6

Приемы технологии критического мышления, используемые на стадии «Вызов» «Верные и неверные утверждения» «Корзина идей» «Дерево предсказаний» «Кластер» «Ключевые слова» «Лови ошибку» «Сбор ассоциаций»

Слайд 7

Прием «Верные и неверные утверждения» Учитель предлагает ряд утверждений по определенной теме. Учащиеся, выбирая только верные высказывания, описывают заданную тему, ситуацию, систему правил. Верите ли вы, что… Да Нет 1 У существительных 3 склонения на конце слова после шипящих пишется ь . 2 После шипящих и «ц» в окончании под ударением пишется « е ». 3 Имя существительное изменяется по родам. 4 Бывают собственными и нарицательными. 5 Окончание существительного зависит только от падежа. 6 Существительное изменяется по падежам. 7 Не изменяется по числам. 8 Бывают существительные только единственного числа или множественного. 9 В предложении только является подлежащим. 10 Раздел, в котором изучаются части речи, называется морфология.

Слайд 8

Прием «Кластер» Информация, касающаяся какого – либо понятия, описанного в тексте, систематизируется в виде кластеров. В центре находится ключевое понятие. Последующие ассоциации обучающиеся логически связывают с ключевым понятием. В результате получается подобие опорного конспекта по изучаемой теме. Повторение темы «Глагол» . Дети вспоминают всё, что знают по теме, и составляют кластер. Глагол Часть речи Изменяется по временам, чис-лам , лицам Обозначает действие предмета Отвечает на вопросы: что делать? Что сделать?? В предложении является сказуемым

Слайд 9

Приемы технологии критического мышления, используемые на стадии «Осмысление содержания» «Толстые и тонкие вопросы» « Инсерт » (чтение с пометками) «Чтение с остановками» «Корзина идей» «Совместный поиск» «Сводная таблица» «Таблица синтез» «Ромашка Блума »

Слайд 10

Прием «Ромашка Блума » «Ромашка Блума » помогает научить детей задавать вопросы. "Ромашка" состоит из шести лепестков, каждый из которых содержит определенный тип вопроса. Вот пример использования ромашки « Блума » на уроке литературы в 6 классе при изучении романа А.С. Пушкина «Дубровский». 1 глава. Из опыта работы. 1)Простой вопрос. С кем из героев мы знакомимся в 1 главе? Что мы узнаем об их жизни? 2)Уточняющий вопрос . Чем занимался Троекуров , как проводил время? Что давало ему власть? 3)Объясняющий вопрос . Почему Троекуров , надменный в отношениях с другими людьми, уважал Дубровского? 4)Творческий вопрос . Проанализируйте сцену, которая послужила причиной ссоры. 5)Оценочный вопрос . Как характеризует Дубровского случай на псарне? 6)Практический вопрос . Мог ли Троекуров попытаться сгладить конфликт? Как для этого ему следовало поступить?

Слайд 11

«Корзина идей» Пример работы с данными приемами на уроке русского языка в 8 классе по теме «Репортаж – жанр публицистики». В центре листа записывается тема «Публицистика», затем в течение 1-2 минут записывается в тетрадь все, что известно по этой теме. Затем предлагается обсудить записанное в группе и обменяться мнениями в паре(2 – 3 минуты). Далее в форме аукциона знаний называются записанные сведения, факты(правильные и неправильные). Так составляется список идей. Далее идеи компонуются по категориям (сфера речи, задача речи, стилевые черты, средства выразительности, жанры)

Слайд 12

Приемы технологии критического мышления, используемые на стадии «Рефлексия» «Шесть шляп критического мышления» « Синквейн » «Прием «Общее - уникальное» «Кластер» «Ключевые слова» «Тонкие и толстые вопросы»

Слайд 13

Прием “ Синквейн ” В первой строчке тема называется одним существительным. Вторая строчка -это описание темы в двумя прилагательными. Третья строка -описание действия в рамках темы тремя глаголами. Четвертая – это фраза из четырех слов, показывающая отношение к теме. Синоним из одного слова, который повторят суть темы. Изучение рассказа В. Распутина «Уроки французского» в 6 классе Учительница, Настоящая, добрая, Учит, воспитывает, любит. Дала лучший в мире урок. Добродетель.

Слайд 14

Технология критического мышления дает учителю: - умение создать в классе атмосферу открытости и ответственного сотрудничества; - возможность использовать модель обучения и систему эффективных методик, которые способствуют развитию критического мышления и самостоятельности в процессе обучения; - стать практиками, которые умеют грамотно анализировать свою деятельность; - стать источником ценной профессиональной информации для других учителей

Слайд 15

Технология критического мышления дает ученику: - повышение эффективности восприятия информации; - повышение интереса как к изучаемому материалу, так и к самому процессу обучения; - умение критически мыслить; - умение ответственно относиться к собственному образованию; - умение работать в сотрудничестве с другими; - повышение качества образования учеников; - желание и умение стать человеком, который учится в течение всей жизни.

Слайд 16

Используемые ресурсы: 1. Байбородова Л.В., Белкина В.В. Образовательные технологии: Учебно-методическое пособие. – Ярославль: изд-во ЯГПУ им. К.Д.Ушинского, 2005. 2. Бутенко А.В., Ходос Е.А. Критическое мышление: метод, теория, практика. Учеб.-метод . Пособие. М.: Мирос , 2002. 3. Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В. Развитие критического мышления на уроке: Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 2004. 4. Загашев И.О., Заир – Бек С.И.. Критическое мышление: технология развития: Пособие для учителя – СПб; Альянс ―Дельта‖, 2003. 5. Клустер Д. Что такое критическое мышление.—М. : ЦГЛ, 2005. 6. Козырь Е.А.. Характеристика приемов технологии РКМЧП. //газ. ―Русский язык‖, 2009, №7. 7. Хаяперн Д. Психология критического мышления. – СПб., 2000. – 126с. 8. http://www.velib.com/shcool_ru_1.html 9. http://www.infoliolib.info/philol/bogdanova/1.html



Предварительный просмотр:

«Учитель года– 2021»

КОНКУРСНОЕ ИСПЫТАНИЕ «МЕТОДИЧЕСКИЙ СЕМИНАР»

Ильина Ольга Вячеславовна,

                                                                   МБОУ «Теплостанская основная школа»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

«Развитие критического мышления на уроках русского языка и литературы»

XXI век… Век появления Интернета, компьютерных технологий, интерактивных досок и мобильных телефонов. У современного ученика весь мир умещается в ладони, стоит только достать мобильный телефон или планшет и нажать кнопку поиска в интернете – и он тут же получит любую интересующую его информацию. Казалось бы, всё так просто! Но нет!
      Современная жизнь предъявляет высокие требования к выпускнику школы. Какими качествами он должен обладать по новым образовательным стандартам? Он должен самостоятельно мыслить, уметь увидеть возникающие в реальном мире трудности и искать пути рационального их преодоления, четко осознавать, где и каким образом приобретаемые им знания могут быть применены в окружающей действительности. Поэтому задача современной школы и каждого педагога – создать условия, позволяющие личности ребенка максимально самореализоваться, развить свои интеллектуальные и творческие способности. Именно по этой причине в педагогическом процессе сегодня актуализируется использование современных технологий и активных форм обучения.

      Большинство учителей-словесников сталкиваются сегодня с одинаковыми проблемами: ученики неохотно читают тексты по литературе или не читают вообще, у них не развиты речь, творческое мышление и навыки грамотного письма, у многих низкая мотивация к познавательной деятельности и к учёбе в целом. Эти проблемы актуальны и для меня, поэтому для развития интереса к своим предметам и выработки навыков устной и письменной речи учеников я выбрала технологию критического мышления.

     Как учителя-словесника меня не может не беспокоить то, что в век повального увлечения компьютерными технологиями книга постепенно отходит на второй  план. В своей практике часто приходится сталкиваться с трудностью, когда художественные тексты остаются непрочитанными. Какой уж тут может быть разговор о критически мыслящем читателе? Выходом из такой ситуации, на мой взгляд, является чтение с остановками на уроке (условие- текст не должен быть очень объемным).  Применять целесообразнее всего в 7-8 классах.

     Требования к такому уроку:

Текст не должен быть знаком учащимся.

Учитель должен заранее поделить его на части, части по объему могут быть разными.

Делить текст на части следует логично, но остановок должно быть не более пяти.

Вопросы и задания к тексту формулировать с учетом иерархии учета познавательной деятельности.

    Рекомендуется:

Задавать простые вопросы(назвать факты, воспроизвести информацию).

Уточняющий тип вопросов (я могу ошибиться, но мне кажется…)

Объясняющие вопросы, ответы на которые начинаются со слова ПОТОМУ.

Творческие вопросы (в таких вопросах есть элемент прогноза, предположения)

Оценочные вопросы.

Практические вопросы.
       Для своей работы я выбираю наиболее эффективные приёмы данной технологии, исходя из учёта возрастных и индивидуальных особенностей учащихся, уровня подготовленности класса, содержания учебного материала и собственных возможностей. Это позволяет мне превратить учение не только в нужный и полезный, но и в интересный процесс.
       Методика развития критического мышления включает три этапа или стадии. Это «Вызов – Осмысление – Рефлексия». У меня сложилась своя система использования этих приемов на каждом из трёх этапов.
       Первая стадия – вызов - позволяет актуализировать и обобщить имеющиеся у учащихся знания по проблеме, вызвать устойчивый интерес к изучаемой теме, побудить ученика к активной работе на уроке и дома. На данном этапе мои ученики самостоятельно определяют цели и задачи урока, самостоятельно выходят на тему урока и формулируют её.
На данном этапе я использую следующие приёмы:

«Верные и неверные утверждения»

«Корзина идей»

«Дерево предсказаний»

«Кластер»

«Ключевые слова»

«Лови ошибку»

«Сбор ассоциаций»

Приведу несколько примеров.
Для повышения мотивации к изучению нового материала я часто использую приём «Верные – неверные утверждения». Ребята работают в парах, что активизирует их деятельность. Кроме того, этот приём учит их обобщать и логически мыслить, что пока им даётся с трудом. Например, на уроке русского языка при изучении темы «Имя существительное» даю ученикам 8-10 утверждений, заранее написанных на листках. К примеру:

  1. Имя существительное – служебная часть речи. НЕТ
  2. Имя существительное обозначает предмет. ДА
  3. Имя существительное изменяется по видам и временам. НЕТ
  4. Имя существительное – самостоятельная часть речи. ДА
  5. Имя существительное отвечает на вопросы Кто? Что? и т.д. ДА

  Ученики рассматривают утверждения, напротив каждого ставят слово «да», если согласны с ним, «нет» - если не согласны. Затем утверждения обсуждаются и исправляются, а главное – дети вспоминают и обобщают информацию, полученную ранее.
     Этот приём я также использую и на уроках литературы при знакомстве с биографией поэта или писателя. Например, на уроке знакомства с биографией Н. В. Гоголя в 8 классе записываю на доске ряд утверждений. Тема ещё не изучена, и дети выбирают верные утверждения, полагаясь на собственный опыт, знания или просто угадывая.

  • Н. В. Гоголь родился в Москве. НЕТ
  • Учась в Полтавском уездном училище, Гоголь принимал участие в спектаклях, играл комические роли, в том числе и г-жу Простакову в комедии Д.И.Фонвизина «Недоросль». ДА
  • Сюжет комедии «Ревизор» был подсказан В.Жуковским. НЕТ
  • По пьесе Гоголя «Ревизор» снят фильм «Инкогнито из Петербурга». ДА
  • Н.В.Гоголь всю свою жизнь прожил в России. НЕТ
  • Н.В.Гоголь в начале творческого пути писал романтические произведения. ДА

        Далее учащиеся знакомятся со статьей учебника или слушают мою лекцию, или смотрят презентацию. После знакомства с новым материалом спрашиваю: «Что нового вы узнали, прочитав главу учебника? Что вас удивило?» На стадии рефлексии возвращаюсь к этому приему, чтобы выяснить, какие из утверждений были верными. Неверные утверждения стираю с доски.

«Кластер»
У многих моих учеников зрительная память развита лучше, чем слуховая. И вот тут мне на помощь приходит всем полюбившийся приём «кластер». Он очень нравится моим ученикам, и я применяю его на разных стадиях, в зависимости от типа урока.
Этот приём развивает мышление, учит детей систематизировать и обобщать учебный материал, вырабатывать и высказывать свое мнение, сформированное на основании наблюдений, опыта и новых полученных знаний.

   Вторая стадия технологии критического мышления - осмысление содержания

«Толстые и тонкие вопросы»

«Инсерт» (чтение с пометками)

«Чтение с остановками»

«Корзина идей»

«Совместный поиск»

«Сводная таблица»

«Таблица синтез»

«Ромашка Блума»

  Она позволяет получить новую информацию, осмыслить ее, соотнести с уже имеющимися знаниями. На данной стадии идет активная самостоятельная работа. На этом этапе я предлагаю ученикам познакомиться с текстом, параграфом учебника, прослушать лекцию, посмотреть видеофильм. Наиболее популярным на этой стадии является прием «Инсерт», который позволяет моим ученикам видеть зрительно результат своего труда и учит их внимательному чтению.
     Многие приемы, используемые на стадии вызова и осмысления, логически переходят в третью стадию урока – стадию рефлексии. Эта стадия позволяет осмыслить всю полученную информацию, превратить ее в собственное знание, сформировать у каждого ученика собственное отношение к изучаемому материалу. Рефлексия направлена на систематизацию информации, выработку новых идей, решение поставленных ранее целей.
На этом этапе я использую следующие приёмы:

«Синквейн» 

«Прием «Общее - уникальное»

«Кластер»

«Ключевые слова»

«Тонкие и толстые вопросы» 
Хотелось бы более подробно остановиться на самом популярном приеме, применяемом мною на стадии рефлексии, – составлении синквейна.
      Синквейн – это стихотворение, состоящее из пяти строк, написанное по особым правилам. Схема составления синквейна выглядит следующим образом:

  • в первой строке заявляется тема или предмет (одно существительное);
  • во второй дается описание предмета (два прилагательных или причастия);
  • в третьей, состоящей из трех глаголов, характеризуются действия предмета;
  • в четвертой строке приводится фраза обычно из четырех значимых слов, выражающая отношение автора к предмету;
  • в пятой строке – синоним, обобщающий или расширяющий смысл темы или предмета (одно слово).

Изучение рассказа В. Распутина «Уроки французского» в 6 классе

Учительница,

Настоящая, добрая,

Учит, воспитывает, любит.

Дала лучший в мире урок.

Добродетель.

          Если посмотреть на три описанные выше стадии занятий с точки зрения

традиционного урока, то будет понятно, что они не представляют

исключительной новизны для учителя. Они почти всегда присутствуют, только называются иначе. Вместо «вызова» более привычно для учителя звучит: введение в проблему или актуализацию имеющегося опыта и знаний учащихся.

     А «осмысление» не что иное, как часть урока, посвященная изучению нового материала.

    И третья стадия есть в традиционном уроке - это закрепление материала, проверка усвоения.

     В чем же различия? Что принципиально нового несет технология критического мышления?

    Элементы новизны, помимо философских идей, отмеченных выше, содержатся в методических приемах, которые ориентируются на создание условий для свободного развития каждой личности, на каждой из стадий урока используются свои методические приемы. Их достаточно много. Рассмотренные и апробированные мною - одни из самых целесообразных в деятельности учителя- словесника.

Использование технологии развития критического мышления на уроках позволяет сформировать  умения и навыки работы с информацией:

  • находить, осмысливать, использовать нужную информацию;
  • анализировать, систематизировать, представлять информацию в виде схем, таблиц, графиков.
  • сравнивать исторические явления и объекты, при этом самостоятельно выявлять признаки или линии сравнения;
  • выявлять проблемы, содержащиеся в тексте, определять возможные пути решения, вести поиск  необходимых сведений, используя  различные источники информации.

Технология развития критического мышления на уроках русского языка и литературы является важной ступенькой для развития навыков создания проектов во внеурочной деятельности.

Разнообразные приемы, методы, технологии – это не самоцель. В работе важен результат. Используя на уроках приемы технологии критического мышления, убеждаюсь, что данная технология позволяет поддерживать внимание детей на высоком уровне, снижает утомляемость, повышает мотивацию обучения и интерес детей к школе, формирует обстановку творческого сотрудничества и конкуренции, воспитывает в детях чувство собственного достоинства, дает им ощущение творческой свободы и, самое главное, приносит радость.  Сила и оригинальность этой технологии состоит в том, что ее создатели выстроили систему методов и приемов обучения. Я наблюдаю, как эти методы меняют моих учеников, меняют атмосферу занятий, повышают активность на уроке, заинтересованность; намечается путь успеха даже у слабоуспевающих и безразличных к учебе учащихся.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конкурсная программа ко Дню 23 февраля

Конкурсная программа ко Дню защитника Отечества...

Конкурсная программа "Дом моей мечты"

Конкурсная программа "Дом моей мечты" для обучающихся 8-х классов....

Презентация к конкурсной программе "Дом моей мечты"

Презентация к конкурсной программе "Дом моей мчеты" для обучающихся 8-х классов....

конкурсно-развлекательное мероприятие "Куриные именины"

Знакомство детей с традиционным русским праздником «Кузьминки», «Кочеты»...

конкурсная программа "Птичьи приметы"

Может быть использована как мероприятие в неделю биологии и экологии...

Конспект конкурсного урока ОЛИМПИАДЫ для учителей АЯ г.Москвы МОСКВА ЛЮБИМАЯ! "Welcome to Moscow"

Конспект урока  "Welcome to Moscow!" к УМК   К.С. Махмурян  и др. "Moscow"...