Г.Скребицкий "Весна-красна"
план-конспект урока по литературе (5 класс)

Карпович Надежда Геннадьевна

Цель:Продолжать знакомство с произведениями Г.Скребицкого.  

Задачи:

образовательные:

- формировать умение анализировать художественное произведение;

- отрабатывать навыки правильного, беглого, выборочного чтения, умение работать с текстом.

коррекционно - развивающие:

 -развивать устную речь через расширение словаря учащихся, его уточнения; выразительное , интонированное чтение произведения;

- развивать мыслительные операции (обобщения, анализа) при работе над содержанием прочитанного текста.

воспитательные:

– развивать умения видеть в обычном необычное, замечать красоту природы, любить свою Родину;

- создать условия для воспитания чувства бережного отношения к природе;

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vesna_-krasna.docx35.69 КБ

Предварительный просмотр:

Дата _11.03.2019_          Класс 5 «А»                 Предмет: чтение и развитие речи                                                            Учитель Карпович Н.Г.

Тема: Г.Скребицкий «Весна - красна».

Цель: Продолжать знакомство с произведениями Г.Скребицкого.  

Задачи:

образовательные: 

- формировать умение анализировать художественное произведение;

- отрабатывать навыки правильного, беглого, выборочного чтения, умение работать с текстом. 

коррекционно - развивающие:

 -развивать устную речь через расширение словаря учащихся, его уточнения; выразительное, интонированное чтение произведения;

- развивать мыслительные операции (обобщения, анализа) при работе над содержанием прочитанного текста.

воспитательные: 

 развивать умения видеть в обычном необычное, замечать красоту природы, любить свою Родину;

- создать условия для воспитания чувства бережного отношения к природе;

Тип урока: урок открытия новых знаний.

Методы и приемы: словесные, репродуктивные, практические, наглядные.

Основные знания: весенние признаки.

Понятийные значения на уроке: невозможно представить родину без родной природы.

Оборудование: демонстрационный материал в форме компьютерной презентации, учебник чтения, индивидуальные  карточки, иллюстрации, видео «Весна» А. Вивальди.

.

                                                                                                                                 Ход урока.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

БУД

Коррекционная работа

1.Организация начала урока

Цель : подготовка учащихся к работе на уроке

Проверка готовности к уроку.

-Желаю вам быть на уроке  активными и внимательными.

Организация рабочего места.

Мы сюда пришли учиться.

Не лениться, а трудиться.

Работаем старательно.

Слушаем внимательно.

Л1.,Л2.,К1.,К2.,К3.,К4,П3,.Р1

Соблюдать общепринятые правила и нормы, положительная мотивация к учёбе, вступает в контакт со  сверстниками и педагогом, слушает   собеседника, умение принимать простую инструкцию, принимать цели и задачи.

Создание эмоционально-

положительного настроя.

2.Проверка домашнего задания.

  Цель : установить правильность и осознанность выполнения д/з, определить типичные недостатки, устранить их в ходе проверки, обнаружение пробелов в знаниях.

  1. Артикуляционная гимнастика:

Учитель: -Скажите, какое сейчас  время года? Назовите весенние месяцы.

А) Чтение скороговорки учителем

 Сидел сугроб в лесу на пне  (слайд 1)

 И грустно думал о весне:

— Весна наступит, а весной

Сугроб становится водой.

Б) Поэтическая минутка. А. Толстой

Вот уж снег последний в поле тает,

Теплый пар восходит от земли,

И кувшинчик синий расцветает,

И зовут друг друга журавли.

Юный лес, в зеленый дым одетый,

Теплых гроз нетерпеливо ждет;

Все весны дыханием согрето,

Все кругом и любит и поет!

В) Чтение стихотворения «Вот уж снег последний в поле тает» учащимся.

Итог. Похвалить лучших.
2.
 Проверка усвоения ранее изученного, домашнего задания.

– Какое произведение мы читали?

(слайд 2)

- Кто автор этого произведения?

- От чьего имени ведется рассказ?

- О чем идет речь в рассказе?

Учебник, стр.143.

а) Прочитайте, как описывает автор родную природу. (слайд 3)

картина природы

- Как вы думаете, ребята, почему я записала на доске 3 слова из прочитанного вами отрывка?

Родина, родная, природа.

- Как должен относиться человек к родине и родной природе?

Вывод: Родная природа неотъемлимая часть родины. Невозможно представить родину без родной природы, так же  как и немыслима  и родная природа без родины.

-Как выглядела Малеевка в начале марта, когда в ней поселился автор? Прочитайте выразительно.

-Как назвал автор эту пору весны? Почему? (выборочное чтение)

- Что назвал автор первыми вестниками наступающих теплых дней?  (выборочное чтение) (слайд 4)

Индивидуально - дифференцированная работа.

3 гр. составляет рассказ «Какие изменения происходят в природе весной?» Карточки.

Работа с 1-2 группой. Выборочное чтение.

-Как появились первые проталины?

- Как вели себя птицы, какой цветок  распустился первым? Как назвал эту пору автор? (выборочное чтение)

- Как понимаете?

Проверка задания по карточкам.

Итог. Молодцы, вы хорошо выполнили домашнее задание, были очень внимательны, заметили каждую мелочь.

  • Чтение скороговорки учителем
  • Хоровое прочтение скороговорки
  • Самостоятельное чтение
  • Быстрое повторение скороговорки

стр. 142-143

Выразительное чтение цепочкой.

Чтение  наизусть стихотворения «Вот уж снег последний в поле тает» учащимся.

Рассказ  Георгия Алексеевича Скребицкого « От первых проталин до первой грозы»

Портрет писателя. 

Рассказ ведется от имени самого автора. Он ведет речь о своем детстве.

О первой встрече с родной природой.

Чтение на стр.143,

 2,3,4 абзацев учащимися.

Невозможно представить родину без родной природы.

Любить и охранять природу.

Овраг, лес, поляна- было укрыто глубоким снегом.

Начало весны света не на снегу, а в воздухе, в небе. Все бело, все искрится, на снегу тени  от деревьев синие- синие.

Пушистые кучевые облака.

Карточка.

Вставьте пропущенные слова. Прочитайте рассказ.

Снег____ на полях.

Солнышко _____всё______.

По небу _______кучевые  облака.

Кругом виднеются _______.

На ольхе и орешнике качаются длинные _________.

Птицы _______ звонкие песни.

Вспыхнул ____________мать -и- мачехи.

( Тает, греет, жарче, плывут, проталины, сережки, первый цветок, распевают)

На  пригорках появились глубокие округлые воронки.

Дятлы выбивали барабанную дробь.

Синицы и овсянки распевали песни. Вспыхнул  первый цветок мать -и- мачехи.

Наступила настоящая весна, не только весна света, но и пора весенних талых вод.

Ребята 3 группы читают составленный рассказ.

Л2.Л7.,К1,К2.,К3,К4.,К6.,Р1

Стремление к сотрудничеству с участниками образовательного процесса, вступает в контакт со  сверстниками и  педагогом, уважительно относится к разнообразию народных традиций, умеет отвечать на вопросы,  собеседника слушает, принимает  и использует помощь ,  вступает в диалог и поддерживает   диалог,  

использует разные речевые   высказывания, принимает чужое мнение, приводит простые доказательства, принимает правильную точку зрения, умение работать в группе, сотрудничать

Коррекция планирующей

функции речи,

долговременной памяти,

монологической речи.

3. Физминутка.

Цель: смена деятельности; снятие напряжение мышц спины, плечевого пояса, кистей рук/ отдых для глаз, снятие напряжения.

- По календарю весна уже наступила, но зима ещё не сдаётся. Давайте позовём весну и вместе с ней отдохнём. Какой жанр устного народного творчества поможет её позвать?
Идёт матушка-весна,

Отворяй-ка ворота.

Первый март пришёл,

Белый снег сошёл.

Весна, весна красная!

Приди, весна, с радостью.

С радостью, радостью,

С великою милостью.

- Весна приносит с собой и первый весенний праздник: Масленицу. А это проводы зимы, веселье, песни, смех, игры. Давайте и мы поиграем.

Дети определяют: закличка. Закличка (хоровод).

Игра «Кружева»

Л2.,Л3.,К1.,К6.,Р1.,Р2.,Р4

Стремление к сотрудничеству с участниками образовательного процесса, адекватный этический отклик, вступает в контакт со  сверстниками.

Снятия напряжения.

Игровой приём здоровьесбереже

ния

учащихся

4.   Актуализация знаний, сообщение новой темы.

Цель :  установить уровень усвоения произведения  ; привлечь внимание и вызвать интерес к теме.

     

1. Подведение к теме.
Сегодня мы продолжаем читать отрывки из сборника «От первых проталин до первой грозы» писателя Георгия Алексеевича Скребицкого.
- Вспомните, как мы назвали весну? Она действительно красна солнышком, пением птиц, задорными ручейками, первыми цветами.

На доску выставляется  «Г. А. Скребицкий «Весна-красна».

Весна-красна

Л1,.Л2.,Л3.,К1.,К2.,К3.,К6

Соблюдать общепринятые правила и нормы, стремление к сотрудничеству с участниками образовательного процесса, умеет задавать вопрос по теме общения, адекватный этический отклик.

Коррекция планирующей функции речи, мышления, коррекция зрительного и слухового восприятия.

.

5. Закрепление нового материала.

Цель: Научить находить в тексте ответы на вопросы, развивать

 умение объяснять трудные слова,

расширять кругозор, словарный запас учащихся.

1.трудные слова

-В произведении есть слова, которые требуют объяснения.

- Среди букв найти слова, которые встретятся в произведении.

-Объясним  значение слов.( Слайд 5,6,7,8)

Скворечник-дом для птиц.

Проталина- место, где ста́ял снег и открылась земля.

Половодье- вода выходит из берегов при этом затапливает землю.

Отрапортую- доклад.

Причалил- подошел к берегу.

2. Работа над текстом.

Чтение учителем и хорошо читающими учениками.

 учебник стр.145-147

- Сейчас вы будете знакомиться с произведением, а ребята вашего класса покажут инсценировку сказки.

Чтение 1 абзаца.

- Как встретили приход весны воробьи?

-Что изменилось в их поведении?

- А дальше слушайте внимательно.

Чтение 2 абзаца

-На что автор обратил внимание, посмотрев вверх?

-Как называются такие облака?

-С чем автор сравнивает кучевые облака?  Слайд 9

Чтение до слов «На днях мама  рассказала ….  .»

- А сейчас эту сказку буду рассказывать вам я, а помогать мне будут ребята.

- Смотрите и слушайте внимательно, вы должны будете ответить на вопрос:

-Кто прилетел на север раньше – птицы или облака?

- Какую особенность заметили люди с той поры?

АПРУскворечникТРПИМпроталинаПОАСРполоводьеХЩотрапортуюВПЕНпричалил

Распускают крылышки, наскакивают друг на друга. Спорят, кому занять скворечник. Они создают гнезда.

На пушистые облака.

Кучевые облака.

Сравнивает со стаей огромных белоснежных птиц.

– Что означает появление кучевых облаков на небе?

Инсценировка сказки.

Раньше прилетели   кучевые облака?

Если появятся на небе кучевые облака, значит пришла весна.  

Л2., Л3., Л5., К1., К3., К4., К6., Р1., Р2.,П3..

Стремление к сотрудничеству с участниками образовательного процесса, адекватный этический отклик, вступает в контакт со  сверстниками, умение адекватно использовать принятые социальные ритуалы, вступает в контакт со  сверстниками, с  педагогами, умеет отвечать на вопросы, собеседника слушает, использует разные речевые   высказывания, принимает чужое мнение, принимает правильную точку зрения, умение работать в группе, сотрудничать, умение удерживать инструкции,   применение полученных знаний в учебном процессе.

Коррекция личностных качеств, установление причинно- следственных  связей.

Коррекция памяти, мышления, произвольного внимания.

6. Физминутка.

Цель: смена деятельности; снятие напряжение мышц спины, плечевого пояса, кистей рук/ отдых для глаз, снятие напряжения.

Физкультминутка

Под весенние напевы

Повернитесь вправо, влево,

Потянитесь, улыбнитесь,

И хоть чуточку встряхнитесь.

Головою покачайте,

а затем и повращайте.

На указку все смотрите,

глазками за ней ведите.

Дружно все глаза закройте,

Сосчитайте до пяти.

А теперь глаза прошу открыть

И про отдых позабыть.

Итог. Вы хорошо справились с заданием. Продолжаем читать  произведение.

Дети выполняют движения.

Л2.,Л3.,К1.,К6.,Р1.,Р2.,Р4

Стремление к сотрудничеству с участниками образовательного процесса, адекватный этический отклик, вступает в контакт со  сверстниками.

Снятия напряжения.

Игровой приём здоровьесбереже

ния

учащихся

7. Закрепление нового материала.

Цель: Научить находить в тексте ответы на вопросы, развивать

 умение объяснять трудные слова,

расширять кругозор, словарный запас учащихся.

Чтение эпизода о Михалыче.  стр.146

 - О чём рассказал Михалыч?

-С чем сравнивает Михалыч весенние облака?

Чтение последнего абзаца. 

-Какой радостный РАПОРТ (доклад) ждал Михалыча?

- Согласно маминой сказке, чего теперь надо ждать? Какие изменения в природе последуют?

Итог: Три долга у весны, три завета: тьму зимнюю одолеть – с этим март справится; землю разбудить и отогреть – апрель с этим и займется; тёплую землю в зелень разодеть – это достанется маю, он лес нарядит, лето в гости пригласит.

Читает подготовленный ученик.

Весенние облака сравнивает с

 кораблями под белыми парусами, воздушный корабль.

Читает подготовленный ученик.

- Первый корабль причалил  сегодня прямо к нашему тополю.

Л2., Л3., Л5., К1., К3., К4., К6., Р1., Р2.,П3..

Стремление к сотрудничеству с участниками образовательного процесса, адекватный этический отклик, вступает в контакт со  сверстниками, умение адекватно использовать принятые социальные ритуалы, вступает в контакт со  сверстниками, с  педагогами, умеет отвечать на вопросы собеседника.

Коррекция личностных качеств, установление причинно- следственных  связей.

Коррекция памяти, мышления, произвольного внимания.

8. Подведение итогов  урока, оценивание обучающихся.

Цель : сделать вывод, подвести итог работы класса и отдельных учеников, отметить работу обучающихся.

     

-Много сегодня мы назвали весенних признаков, прочитали, какая весна у Г. Скребицкого. А сейчас мы послушаем, какая весна у итальянского композитора А. Вивальди, увидим её в цвете. (звон капели, жужжание шмеля)

- Какие звуки весны вы услышали сегодня на уроке?

(«Отчаянное» чириканье воробьёв, звонкий говор весенних ручьёв, тихий шелест леса у Г. Скребицкого, звон капели, жужжание шмеля у А. Вивальди)

-Проанализируйте своё отношение к произведению.

- Какое настроение осталось у вас после сегодняшнего урока?

Итог. Ребята, я очень довольна вашей работой на уроке, вы читали хорошо, высказывали свои мысли, старались говорить правильно, четко И мне хочется всем поставить хорошие и отличные оценки. Спасибо вам за то, что порадовали меня! Оценки за урок.

Просмотр видео «Весна» под музыку А. Вивальди

К6.,Р1., Р2., Р4.,П3

Адекватное восприятие результатов достижений сверстников, принимает правильную точку зрения, умение работать в группе, сотрудничать,

умение удерживать инструкцию, адекватная реакция на замечания, оценку, самостоятельно исправляет недочет.

Коррекция личностных качеств.

9.Домашнее задание.

Цель: озвучить задание, нацелить обучающихся на работу, предупредить возможные ошибки при выполнении задания.

1 гр.-2 гр. Пересказ маминой сказки.

3 гр. – 5 вопрос

Сравнить описание зимнего и весеннего неба.

Л2.,К1.,Р1.,Р2., Р4.,П3

Положительная мотивация к учёбе, стремление к сотрудничеству с участниками образовательного процесса, адекватное восприятие результатов достижений сверстников, умеет задавать вопрос по теме общения, применение полученных знаний в учебном процессе.

Выработка новых знаний и умений, навыка самостоятельного мышления, умение контролировать себя, воспитание ответственности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Общешкольный экологический праздник - « Приходи к нам весна красная»

Наши предки ощущали своё единство с окружающей их природой, были убеждены, что своими добрыми делами, танцами, хороводами, таинствами и обрядами они помогают весеннему пробуждению Солнца. Появлению цв...

"Встреча Весны-красны" (обряд закликания весны)

Урок  знакомит учеников с  народным обрядом закликания весны, весенними приметами, песнями веснянками....

Сценарий праздника во 2-й младшей группе "Приди, весна красная"

Сценарий праздничного утренника во 2-младшей группе детского сада...

"Весна Красна. Образ весны в изображении русских поэтов и художников"

Внеклассное мероприятие в 7 классе с использованием ИКТ...

Презентация к уроку чтения и развития речи в 5 классе по теме: Г.Скребицкий "Весна-красна"

Презентация содержит интерактивные задания для составления заголовков к сказке о весне; восстановления правильного порядка пунктов плана; поможет в пересказе текста....

Сборник частушек «Весна, весна – красна!»

Сборник частушек «Весна, весна – красна!»...