Сообщение "Краеведческий компонент на уроках литературы"
статья по литературе (9 класс)

Богачева Ольга Владимировна

«Понять литературу,

 не зная мест, где она родилась,
не менее трудно, чем понять чужую мысль,

не зная языка, на котором она выражена».
Д.С. Лихачев.

Введение регионального компонента в курс преподавания литературы позволяет изучить  творчество писателей и поэтов своего города, а также творчества тех авторов, которые тесно связаны с местом, где ты живешь.

Здесь уместно изречение Гёте: «Тот, кто хочет понять поэта, должен побывать в стране поэта».

Скачать:


Предварительный просмотр:

Слайд 1

Использование регионального компонента на уроках литературы.

Слайд 2

 «Понять литературу,

 не зная мест, где она родилась,
не менее трудно, чем понять чужую мысль,

не зная языка, на котором она выражена».
Д.С. Лихачев.

Введение регионального компонента в курс преподавания литературы  позволяет изучить  творчество писателей и поэтов своего города, а также творчества тех авторов, которые тесно связаны с местом, где ты живешь.  

Здесь уместно изречение Гёте: «Тот, кто хочет понять поэта, должен побывать в стране поэта».

Слайд 3

Тематическое планирование по  литературе во всех классах предполагает  знакомство  с творчеством земляков,  но в большей степени эта работа активно ведется  в старших, когда изучается не только произведение, но и биография писателя, его творчество.

Однако на уроках   школьники получают лишь элементы литературно-краеведческих знаний в связи с изучаемым по программе материалом. Основная задача такого урока сообщить некоторые сведения о писателях, связанных с родными местами, и на этой основе вызвать у школьников интерес к поисковой деятельности, увлечь их этим сугубо важным делом, пробудить желание больше узнать о литературе родного края.

Слайд 4

          Региональными знаниями являются знания литературной жизни родного для учащихся края, связей с этим краем писателей-уроженцев   и писателей, приезжавших в него или его описавших.

                  К региональным знаниям, прежде всего, относится начитанность в области региональной литературы (художественные произведения о родном крае, работы о литературной жизни края, о местных писателях), знакомство с литературными местами родного края.

        Исходя из того, что в основе литературного краеведения лежит художественное осмысление пространства, учитель главное внимание должен уделить произведению, художественному тексту, процессу создания его художником, сопоставлению творчества писателя с жизненными впечатлениями автора и читателя об определенном крае, построить учебную и внеклассную работу школьников так, чтобы учащиеся видели в краеведении один из путей постижения произведений литературы и искусства.  

Слайд 5

Работа в данном направлении позволила нам включиться в межрегиональное образовательное путешествие «Genius Ioci» (Образовательное путешествие), инициатором которого стал «Институт повышения квалификации работников образования г. Тамбова.

        В основу этого путешествия положено изучение и представление творческого наследия родного края.

 Слайд 6

 В Образовательном путешествии приняли участие 63 команды из 19 субъектов Российской Федерации (Республика Бурятия, Республика Дагестан, Республика Коми, Алтайский край, Пермский край, Астраханская, Владимирская, Воронежская, Калужская, Кемеровская, Московская, Мурманская, Нижегородская, Рязанская, Саратовская, Тамбовская, Ульяновская, Челябинская  области, город Симферополь).

Слайд 7

        Я с детьми своей школы окунулась в этот творческий процесс. Мы прошли долгий и непростой путь ( около 2-х с половиной месяцев), работая над выполнением разных  видов заданий.

Слайд 8

В результате мы стали призерами в своей возрастной группе и заняли 2 место.

Слайд 9

Педагогам высланы благодарственные письма.

Слайд 10

         Процесс очень увлек детей, у них возник искренний интерес к творчеству О.М.Куваева, творчество которого мы представляли.

Слайд 11

Девочки создали ленту времени, где отразили важные жизненные этапы.

        Сейчас работаем еще над одной темой: пребывание А.А.Ахматовой в нашем городе. Планируем принять участие в   I Всероссийском  творческом  конкурсе  «Художественное слово» в рамках Проекта «Ахматовский  март»,  который  проводится при поддержке  Ассоциации педагогов Московской области «Учителя русского языка и литературы».
        Стараюсь быть отзывчивой на предложения, участвуя в   конкурсах, это стимулирует мою  деятельность и  ориентирует на совместное творчество с детьми.

        Однако закончить свое выступление хотелось бы тем, с какими проблемами сталкивается педагог, осуществляя данную работу. Это  и недостаточное  количество материала по изучаемой теме, и  ограниченное  количество экземпляров произведений, дети не могут познакомиться с содержанием в полном объеме, электронный формат не всегда удобен для чтения.  И, конечно, физически не хватает времени на качественную подготовку, данная работа предполагает  большую предварительную работу.

        Увлечь детей сложно, но можно, увы, не всех.  Изучение литературы родного края  - благодатная почва, на которой, уверена, вырастут  любознательные, пытливые и неравнодушные умы нового поколения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

реализация регионального компонента на уроках литературы

Планирование регионального материала на уроках литературы в 7 -11 классах...

Использование краеведческих материалов на уроках литературы и внеклассного чтения

На уроках литературы особое место занимает краеведение. У учителя оно становится незаменимым средством в вос¬питании патриотизма, глубокой любви учащихся к свое¬му родному краю. Оканчивая шко¬лу, уч...

Статья "Городское пространство-как воспитательный и образовательный ресурс краеведческого компонента на уроках ОРКСЭ и ОДНКНР".

В настоящее время перед образованием стоит весьма актуальная задача, связанная с поиском новых оптимальных моделей обучения и воспитания , позволяющих дать ребенку актуальный опыт существования ...

Статья "Сущность и педагогическое значение использования краеведческого компонента на уроках ОРКСЭ и ОДНКНР."

Большими возможностями для раскрытия ценностей окружающей действительности, формирования духовно-нравственной личности   располагает познание родного края. Как говорится в ФГОС НОО: «Выпуск...

Презентация по теме: "Реализация краеведческого компонента на уроках ОРКСЭ и ОДНКНР"

Обобщение опыта по теме: "Реализация краеведческого компонента на уроках ОРКСЭ и ОДНКНР"...

Обобщение опыта работы по теме "Реализация краеведческого компонента на уроках ОРКСЭ и ОДНКНР"

Обобщение опыта по теме: "Реализация краеведческого компонента на уроках ОРКСЭ и ОДНКНР"...

СООБЩЕНИЕ по теме: «СОВРЕМЕННЫЙ УРОК ЛИТЕРАТУРЫ С УЧЁТОМ ТРЕБОВАНИЙ ФГОС»

Материал предназначен для учителей русског языка и литературы в средней школе...