Анализ рассказа А.П. Чехова "Толстый и тонкий".
план-конспект урока по литературе (6 класс)

Урок по литературе в 6 классе. Первый при изучении творчества А.П. Чехова. Урок построен в технологии развития критического мышления  с применением приема "чтение с остановками".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok._gorod_3.docx22.31 КБ
Package icon рабочий лист урока для учащихся1.93 МБ

Предварительный просмотр:

Анализ рассказа А.П. Чехова "Толстый и тонкий" 

  • Цель урока: 
  • Выяснить особенности стиля А.П.Чехова – мастера слова, детали, подтекста, способного на маленькой площади ёмко сказать много

Познавательные УУД

 - анализ эпического произведения  (обобщать, доказывать, делать выводы, строить логически обоснованные суждения),

- формирование навыка смыслового чтения  текста (с выделением фактуальной,  смысловой, подтекстовой информации)

- представление  учебной информации в разных формах (таблицы, тезисы, синквейны, творческие письменные высказывания)

Коммуникативные УУД

-изложение своего мнения в  учебном монологе, диалоге, полилоге , аргументация его, подтверждение текстовыми фактами

-осознанное использование речевых средств в соответствии с ситуацией общения и коммуникативной задачей

Личностные УУД

-аргументированное оценивание поступков литературных героев, с опорой на общечеловеческие нравственные ценности

-осознание своих черт характера, интересов, целей, позиции, своего мировоззренческого выбора в соотношении с поступками литературных героев

Орг.момент.

Здравствуйте, ребята, уважаемые гости. Позвольте представиться… Сегодня мы с вами встретились на уроке литературы.

1. Актуализация знаний. 3 минуты.

Ребята, для того чтобы определить, о твочестве какого писателя мы будем говорить на уроке, обратимся к деталям.

Какие факты биографии АП Чехова вы знаете?

слайд

· Дед Чехова был крепостным крестьянином, но он выкупил себя и свою семью, получив, таким образом, свободу. Представьте, что внук крепостного крестьянина закончил московский университет, стал врачом и писателем.

 · Различные произведения Чехова экранизировались около двухсот раз. И до сих пор Чехов один из самых экранизируемых писателей, в театре 21 века ставят пьесы Чехова.

ЛН Толстой отмечал, восхищаясь талантом АП Чехова, что его произведения  дарят смех и радость.

 «Читая Чехова, я смеюсь, радуюсь, восхищаюсь… Вот определение таланта». /Л.Толстой/

Как вы думаете, ребята, что скрыто в рассказах Антона Павловича, что миллионы людей читают их уже более ста лет? (дети ответят). Чтобы убедиться в этом, обратимся к творчеству писателя.

2. Стадия осмысления. 3 минуты.

Сегодня мы будем читать рассказ А.П.Чехова, героям которого в родном городе писателя поставили памятник. Название этого произведения отражает внешность героев. Предположите, как может называться рассказ.

На слайде представлена фотография этого памятника. Давайте внимательно посмотрим на нее. Предположите, кто эти люди. Почему они застыли в таких позах? О чем они говорят? Кем они друг другу приходятся?

Как вы считаете, только ли о внешности героев пойдет речь?

Итак, сегодня мы знакомимся с рассказом “Толстый и тонкий”. Определите тему и цель урока.

Ребята, на ваших столах лежит рабочий лист урока, который вы будете заполнять, работая в парах. За чистым листом спрятан текст рассказа «Толстый и тонкий», с ним мы будем работать в течение урока. На первой странице перед текстом дан толковый словарь.

Давайте проверим ваши предположения, прочитав рассказ.

Чтение с остановками. 15 минут.

1 остановка

Толстый и тонкий

На вокзале Николаевской железной дороги встретились два приятеля: один толстый, другой тонкий. Толстый только что пообедал на вокзале, и губы его, подернутые маслом, лоснились, как спелые вишни. Пахло от него хересом и флер-д'оранжем. Тонкий же только что вышел из вагона и был навьючен чемоданами, узлами и картонками. Пахло от него ветчиной и кофейной гущей. Из-за его спины выглядывала худенькая женщина с длинным подбородком — его жена, и высокий гимназист с прищуренным глазом — его сын.

-Скажите, какова завязка произведения?

- Прочитайте про себя еще раз внимательно описание толстого и тонкого. Выполните задание 1 в рабочем листе. Какой прием использует писатель, знакомя нас с героями? 

- Какие ассоциации вызывают у вас слова «лоснились» и «навьючен»?

- Правильно. А какие незнакомые слова вам встретились? (слайды)

- Херес – это вино, а флер-д’оранж – цветок апельсина. Зная это, как вы можете описать толстого?

- Очень хорошо. А что мы можем сказать о тонком?

- Отлично! Вы правильно отметили  художественные детали, которые использовал автор для создания данных образов. Какими синонимами можно заменить слова: “толстый” и “ тонкий”?

-  Предположите, как могут отнестись друг к другу герои.

- Давайте проверим, кто из вас оказался ближе всего к истине. Прочитаем второй отрывок рассказа.

2 остановка

— Порфирий! — воскликнул толстый, увидев тонкого.— Ты ли это? Голубчик мой! Сколько зим, сколько лет!

— Батюшки! — изумился тонкий.— Миша! Друг детства! Откуда ты взялся?

Приятели троекратно облобызались и устремили друг на друга глаза, полные слез. Оба были приятно ошеломлены.

— Милый мой! — начал тонкий после лобызания.— Вот не ожидал! Вот сюрприз! Ну, да погляди же на меня хорошенько! Такой же красавец, как и был! Такой же душонок и щеголь! Ах ты, господи! Ну, что же ты? Богат? Женат? Я уже женат, как видишь... Это вот моя жена, Луиза, урожденная Ванценбах... лютеранка... А это сын мой, Нафанаил, ученик III класса. Это, Нафаня, друг моего детства! В гимназии вместе учились!

Нафанаил немного подумал и снял шапку.

— В гимназии вместе учились! — продолжал тонкий.— Помнишь, как тебя дразнили? Тебя дразнили Геростратом за то, что ты казенную книжку папироской прожег, а меня Эфиальтом за то, что я ябедничать любил. Хо-хо... Детьми были! Не бойся, Нафаня! Подойди к нему поближе... А это моя жена, урожденная Ванценбах... лютеранка.

Нафанаил немного подумал и спрятался за спину отца.

 

- Как приятели приняли друг друга? 

- В данном отрывке почти все слова принадлежат тонкому. Какие чувства передаёт его речь? Докажите примерами в рабочем листе.

 - Почему тонкий так волнуется?

- Как вы считаете, говорят ли прозвища героев об их характере? Чтобы понять это, предлагаю выполнить лексическую работу (слайд)

- Предположите, что же произойдет дальше? Что мы узнаем о втором герое?

3 остановка

— Ну, как живешь, друг? — спросил толстый, восторженно глядя на друга.— Служишь где? Дослужился?

— Служу, милый мой! Коллежским асессором уже второй год и Станислава имею. Жалованье плохое... ну, да бог с ним! Жена уроки музыки дает, я портсигары приватно из дерева делаю. Отличные портсигары! По рублю за штуку продаю. Если кто берет десять штук и более, тому, понимаешь, уступка. Пробавляемся кое-как. Служил, знаешь, в департаменте, а теперь сюда переведен столоначальником по тому же ведомству... Здесь буду служить. Ну, а ты как? Небось, уже статский? А?

— Нет, милый мой, поднимай повыше,— сказал толстый.— Я уже до тайного дослужился... Две звезды имею.

- Какие ваши выводы о героях подтвердились в данном отрывке?

- Давайте снова разберем незнакомые слова (слайды)

- Как вы думаете, скажется ли занимаемая в обществе должность и материальное положение героев на их взаимоотношениях? Объясните свою позицию. Запишите в рабочем листе характеристики героев.

- Проверим ваши предположения.

 

Остановка 4

Тонкий вдруг побледнел, окаменел, но скоро лицо его искривилось во все стороны широчайшей улыбкой; казалось, что от лица и глаз его посыпались искры. Сам он съежился, сгорбился, сузился... Его чемоданы, узлы и картонки съежились, поморщились... Длинный подбородок жены стал еще длиннее; Нафанаил вытянулся во фрунт и застегнул все пуговки своего мундира...

— Я, ваше превосходительство... Очень приятно-с! Друг, можно сказать, детства и вдруг вышли в такие вельможи-с! Хи-хи-с.

— Ну, полно! — поморщился толстый.— Для чего этот тон? Мы с тобой друзья детства — и к чему тут это чинопочитание!

— Помилуйте... Что вы-с...— захихикал тонкий, еще более съеживаясь.— Милостивое внимание вашего превосходительства... вроде как бы живительной влаги... Это вот, ваше превосходительство, сын мой Нафанаил... жена Луиза, лютеранка, некоторым образом…

- Как изменились отношения героев? Запишите в рабочий лист глаголы, которые подтверждают вашу точку зрения. 

- Понравилось ли толстому такое почтение? Почему?

- Какое слово передаёт чувства толстого?

- А что чувствовали вы, когда читали слова тонкого?

- Почему изменилось поведение тонкого?

- Как вы полагаете, смогут ли герои остаться друзьями? Почему?

Когда через 10 лет вы встретитесь, у каждого из вас будет своя жизнь и какая-то служба, должность, будет ли важно для вас, какой чин имеет одноклассник? (связь с жизнью на всякий случай)

Остановка 5

Толстый хотел было возразить что-то, но на лице у тонкого было написано столько благоговения, сладости и почтительной кислоты, что тайного советника стошнило. Он отвернулся от тонкого и подал ему на прощанье руку.

Тонкий пожал три пальца, поклонился всем туловищем и захихикал, как китаец: «хи-хи-хи». Жена улыбнулась. Нафанаил шаркнул ногой и уронил фуражку. Все трое были приятно ошеломлены.

- Оправдались ли ваши ожидания? Запишите в рабочий лист, чем закончилась встреча.

- Кто не был «приятно ошеломлён» в финале?

– Почему на протяжении рассказа так меняется поведение тонкого?

– Составьте литературные портреты Порфирия и Михаила. Найдите черты сходства и различия (работа в парах).3 мин (вывод по записям)

– Можно ли назвать поведение Порфирия достойным?

– Над чем смеялся Чехов? (лексическая работа)

-А можно ли сказать, что это смех сквозь слезы? Почему?

 3. Рефлексия

- Может ли с вами произойти такая ситуация? Какими качествами должен обладать человек, чтобы не превратиться в Порфирия? Не съежиться перед вышестоящим?

Какие качества характера должен воспитывать в себе человек, по мнению АП Чехова? Выберите из списка и прикрепите к соответствующей букве на ватман. Какими качествами вы бы дополнили этот список? Воспитывайте эти качества в себе, ребята, и всегда “бБерегите в себе человека”.

Дз: продумать отрывок для инсценирования



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока литературы в 10 классе Тема праведничества в рассказе Н.С. Лескова «Однодум». Опыт анализа рассказа.

Конспект урока литературы в 10 классе по рассказу  Н.С. Лескова «Однодум»учителя русского языка и литератураМБОУ СОШ №1 округа МуромМазепы Татьяны Сергеевны ТЕМА:  Тема праведничес...

Презентация "Анализ рассказа А.П.Чехова "Толстый и Тонкий"."

Данная презентация содержит материал для изучения рассказа Чехова "Толстый и Тонкий"....

Открытый урок по литературе в 6 классе. Тема: Анализ рассказа А.П. Чехова «Толстый и тонкий»

На уроке дано представление о личности А.П. Чехова,продолжена работа по анализу эпического произведения, развитию критического мышления и творческих способностей учащихся....

УРОК ЛИТЕРАТУРЫ В 6 КЛАССЕ В ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ "АНАЛИЗ РАССКАЗА А.П.ЧЕХОВА "ТОЛСТЫЙ И ТОНКИЙ"

УРОК РАЗРАБОТАН  В СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБОВАНИЯМИ ФГОС НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ.НА УРОКЕ ПРЕДСТАВЛЕНЫ 3 СТАДИИ ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ:ВЫЗОВ,ОСМЫСЛЕНИЕ,РЕФЛЕКСИЯ.НА КАЖДОМ ЭТАПЕ ПРИМЕНЯЮТС...

Рассказы А. П. Чехова о тонких и толстых

В этом учебном году на уроке литературы прочитали рассказ А.П.Чехова «Толстый и тонкий ». Меня  очень заинтересовала проблема толстых и тонких. А....

Анализ рассказа А. П. Чехова "Толстый и тонкий"

познакомить с личностью А.П. Чехова по воспоминаниям современников; отработать навыки выразительного чтения литературного произведения по ролям (инсценировка); раскрыть понятие «юмор» в рассказа...

Конспект урока по литературе по ФГОС "Анализ рассказа А.П.Чехова "Толстый и Тонкий" ".

Конспект урока по литературе 6 класса соответствует ФГОС....