Главные вкладки

    Конспект урока литературы в 10 классе Тема праведничества в рассказе Н.С. Лескова «Однодум». Опыт анализа рассказа.
    план-конспект урока по литературе (10 класс) по теме

    Конспект урока литературы в 10 классе

     по рассказу  Н.С. Лескова «Однодум»

    учителя русского языка и литература

    МБОУ СОШ №1 округа Муром

    Мазепы Татьяны Сергеевны

     

    ТЕМА:  Тема праведничества в рассказе Н.С. Лескова «Однодум». Опыт анализа рассказа.

     

    ЦЕЛЬ:-  раскрыть идейное содержание рассказа Н.С. Лескова «Однодум»;

     - развитие умений анализа рассказа в единстве  идейного и языкового содержания произведения

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл konspekt_uroka_literatury_v_10_klasse.docx30.45 КБ

    Предварительный просмотр:

    Конспект урока литературы в 10 классе

     по рассказу  Н.С. Лескова «Однодум»

    учителя русского языка и литература

    МБОУ СОШ №1 округа Муром

    Мазепы Татьяны Сергеевны

    ТЕМА:  Тема праведничества в рассказе Н.С. Лескова «Однодум». Опыт анализа рассказа.

    ЦЕЛЬ:-  раскрыть идейное содержание рассказа Н.С. Лескова «Однодум»;

     - развитие умений анализа рассказа в единстве  идейного и языкового содержания произведения

    Вступление

    Чтение и анализ рассказа «Однодум» Н.С. Лескова завершает знакомство учащихся с   творчеством писателя,  центральной в котором была тема праведничества. Данному уроку предшествовал урок-лекция, в котором излагалась концепция праведничества. Эту тему я строила на высказываниях Н.С. Лескова и с привлечением материала известных учащимся художественных произведений (рассказ «Зверь» - 5 класс, «Человек на часах» и «Тупейный художник» – 7 класс).

    Цель данного конспекта – предложить  коллегам возможный вариант анализа рассказа Н.С. Лескова «Однодум» в единстве идейного и языкового содержания.

    Ход урока.

    1. Слово учителя

    В 1879 году в газете «Еженедельное новое время» был опубликован рассказ «Однодум» под общим заголовком «Русские антики. Из рассказов о трёх праведниках. Тексту рассказа предшествовало предисловие, в котором писатель поведал о своём несогласии «с большим русским писателем» (имелся в виду А.Ф. Писемский), который утверждал, что «ни в чьей русской душе не видишь ничего, кроме дряни». Чтобы опровергнуть это мнение, Н.С. Лесов задался целью найти на Руси таких людей, чья жизнь свидетельствовала бы об ином. Результатом этого поиска и стала знаменитая лесковская галерея праведников.

    В 1880 году Лесков издал сборник-цикл «Три праведника и один Шерамур», в который вошли рассказы «Однодум», «Пигмей», «Кадетский монастырь», «Русский демократ в Польше», «Шерамур». Рассказам был предпослан эпиграф: «Без трёх праведных несть граду стояния». Связующими фактами в цикле являются мотивы поиска и пути. С Рыжовым, героем «Однодума», повествователь встретился в самом начале «розыска трёх праведных», в «Пигмее» он продолжает поиск «сердец… потеплее и душ поучастливее», рассказ «Русский демократ в Польше» завершается убеждёнными словами повествователя «таких людей необходимо знать, им подражать, если есть сила вместить благородный патриотический дух, который согревал их сердца, окрылял слово и руководил поступками».

    Герой рассказа «Однодум» - плод «наблюдения, запоминания и собирания» писателя. Его прототипом был солигаличский квартальный. О нем ходили легенды как о человеке, воплощавшем исключительную честность и бескорыстие. Возможно, что Лескова вдохновила на создание этого образа не только легенда о Рыжове. Сын Н.С.Лескова утверждал, что отца вдохновили строки из «Выбранных мест из переписки с друзьями» Н.В.Гоголя, который призывал (Н.М. Языкова): «Возвеличь в торжественном гимне незаметного труженика, какие, к чести породы русской, находятся посреди отважнейших взяточников, которые не берут и тогда, когда всё берёт вокруг них… Ублажи гимном того исполина, какой выходит только из русской земли который вдруг пробуждается от позорного сна, становится вдруг другим … первым ратником добра». Лесов как бы откликается на страстные слова Гоголя, создавая образы героев-праведников и искренне полагая, что «дело честного писателя – служить тому, чтобы Царство Божие настало на земле как можно скорее и всесовершеннее».

    Сам Лесков дал такое определение праведников: «праведники – это такие святые, которые пребывают в мире не в отшельничестве или монашестве, а в обычных условиях семейной и общественной жизни». Примечательно, что Лесков не только показал праведную жизнь таких людей, но и запечатлел процесс творения легенды о них, вскрывая отношение к ним окружающих.

    1. Анализ рассказа «Однодум»

    1. Проверка домашнего задания

    (учащимся было дано задание выяснить значение устаревших слов и выражений, которые в обилии встречаются в рассказе «Однодум»)

    Солигалич – город, основан в 1335 году вместе с монастырём и церковью Вознесения Христа галичским князем Фёдором Семёновичем. Когда были открыты соляные источники, город получил название Солей, к которому, для отличия от подобных месторождений,  было прибавлено название «Галичских».

    Питейный дом – шинок, кабак.

    Соляные варницы – солеварни, к которых из природного рассола вываривается соль.

    Мелкотравчатый – здесь: в значении мелкий служащий или человек незнатного происхождения.

    Скоромные дни – дни, когда верующие едят скоромное, т.е. мясо, молоко, яйца.

    Предводительствовал стеною на кулачных боях-  руководил ватагой, группой участников кулачного боя, любимого  занятия мужского городского простонародного населения.

    Еретический -   в переносном значении отклоняющийся от  чего-либо принятого в обществе за неоспоримое.

    Уряд – порядок, обиход.

    Будочник – нижний полицейский чин, живший в будке, маленьком деревянном или каменном доме. Кроме того, около присутственных мест или на площадях стояли трёхцветные будки, в которых укрывались городовые от непогоды. В начале 1860-х годов будочники были заменены городовыми.

    Коленкор – бумажное полотно, тонкая ткань.

    Притч (причёт) – служители одного храма (прихода).

    Ражая – дородная, крепкая, здоровая, красивая.

    Стихарь – длинная прямая одежда священнослужителя.

    1. Беседа

    Вопрос:  Какова история жизни Рыжова? Богата ли она событиями?

    (ответы учащихся: история Рыжова внешне не богата событиями: родился в семье «приказного рода супругов» в Солигаличе, в 14 лет стал «ходоком с почтою», в 26 лет занял должность квартального и был отмечен за службу орденом св. Владимира. Прожил Рыжов «почти девяносто лет». Жизнь его, по словам автора, такая, что рассказывать нечего)

    Вопрос: Можно ли утверждать, что судьба улыбнулась Рыжову, ведь он сделал карьеру, занял определённое положение в социальное иерархии?

    (ответы учащихся:

    С одной стороны, да, но с другой стороны – нет, так как перед ним не стояла цель добиться более или менее серьёзного общественного положения. Поэтому он не испытывает особенной радости от этого. Для него было важно другое)

    Вопрос: сформулируйте, что было важно для нашего героя?

    (ответы учащихся:

    Для автора-повествователя было важно не показать служебный путь Рыжова, внешние изменения в его жизни, а показать его религиозно-нравственный опыт, глубинное содержание его личности.)

    Вопрос: о чём свидетельствует прозвище героя, вынесенное втором в заглавие? 

    (ответы учащихся:

    Для автора-повествователя особый интерес представляет система ценностей героя, его «миропереживания», жизненная позиция)

    Вопрос:  Почему читатель вправе считать именно так? Докажите вашу точку зрения, опираясь на текст рассказа.

    (ответы учащихся:

    Во-первых, на это указывает название «Однодум»

    Во-вторых, реплики автора-повествователя и описания поведения героя, например¸ в период исполнения обязанностей городничего: «образа жизни своей и отношений к людям Рыжов тоже не менял»)

    Слово учителя. Обратите внимание на такой художественный приём, как совмещение временных пластов: сюжетного времени и времени рассказывания. Временное распределение материала в значительной степени определило структуру рассказа.  Найдите в рассказе структурные элементы.

    (ответы учащихся: повествование о происхождении героя, характеристика и описание его внешности составляют экспозицию; перечисление основных биографических фактов формируют сюжетный ряд; эпизод приезда губернатора выделен как кульминационный момент. Короткий эпилог-развязка – сообщение о награждении и смерти Рыжова).

    Слово учителя. Совмещение временных пластов обусловило постоянное и оценочное сравнение старого и нового: «Всё тогда было величественно, степенно и серьёзно, под стать тому доброму времени часто противопоставляемому нынешнему времени, не доброму и не серьёзному».

    Вопрос: Какую черту героя автор подчёркивает чаще других? Как вы понимаете её?

    (ответы учащихся:

    Главное и наиболее употребительное – склонность к мудрствованию (любомудрие). Это название пошло от названия книги, в которую Рыжов «вписывал» «свои верования и взгляды», а также пророчества.)

    Вопрос:  Дайте общую характеристику «философии жизни» героя.

    (ответы учащихся:

    - в самом начале рассказа об этом сказано так: «здоровая душа», «строго и трезвое настроение», «умеренность во всём»,  «не прибегал ни к чьей помощи»)

    Вопрос:  Какие библейские воззрения «прилагал к делу» квартальный Рыжов? Вспомните эпизоды, где герой говорит эти слова.

    Заполним таблицу:

    Добродетель

    Подтверждение

    законопослушание

    - выше всего ставил закон  «в поте лица своего ешь свой хлеб»,

    - «даров не приемлю»

    Ответственность за свои поступки, добропорядочность

    «женитьба – вещь добрая, она от Бога показана: если требуется – я женюсь»

    Честность

    «ложь заповедью запрещена – я лгать не стану»

    правдивость

    « я правду всегда говорю и живу по ней…»

    совестливость

    «делай по совести»

    Вопрос:  Поступки героя, совершаемые в «обычных условиях семейной и общественной жизни», его образ жизни являются подтверждением праведности героя»? Как «Однодум» исполнял свой долг?

    (учащиеся приводят эпизоды:

    - описание первого дня службы;

    - сцена устранения будочников;

    - повествование о подготовке к приезду губернатора;

    - встреча губернатора и сцена в церкви;

    - рассказ о принятии ордена;

    - рассказ о женитьбе и семейной жизни)

    Все эти эпизоды свидетельствуют о том, что Рыжов честно служил и «даже в мыслях отчитывался Единому».

    Вопрос: А как воспринимают образ мыслей и поступки героя окружающие люди? Как чаще всего именуют героя жители Солигача?

    Давайте проведём лингвистическое исследование. Найдите в тексте рассказа определения, характеризующие героя.

    (ответы учащихся:

     Автор-повествователь: «загадочный чудак», «библейский чудак», «солигачиский антик»,

    Ланской: «этакие люди что юродивые», «удивительный человек», «отчаянный»,

    Городничий:  «экий дурак»

    Простецы: «батюшка», «отчаянный», «такой-некий-этакий»)

    Вывод: большинство наименований показывают, что в глазах обыкновенных людей Однодум – не такой, как все, странный человек. Его многие просто не понимают. Поэтому он одинок среди людей.

    - Объясняет ли сам Рыжов своё поведение?

    (Основой его философии и образа жизни является вера. Как и все люди Рыжов наделён изначально богобоязнью, определяющей его душевное состояние. Проникновение в священное писание, правдоискательство, приближение к идеалу Христа формируют в Рыжове тип душевного строя, присущего человеку, устремлённому к Богу. Иначе к праведнику.)

    Вывод: Образ Рыжова  - художественное воплощение национального характера, в котором подчёркнута его основная черта – религиозность. «Живой дух веры» помогает квартальному остаться самим собой в любых ситуациях, при любых обстоятельствах. «Всякому то кажется странно, что самому не свойственно, - заявляет герой.

    Однодум – типичный лесковский праведник. Его праведники проживают «изо дня в день праведно долгую жизнь¸ не солгав, не обманув, не слукавив, не огорчив ближнего».

    Лесковские герои «жаждут единодушия… с отечеством, принимая сложившийся порядок как творение Бога, не подвергая сомнению и критике авторитет власти. Именно поэтому лесковские праведники – патриоты, видящие смысл и основное содержание своей жизни  в честном служении родине. Таковы Постников, герой рассказа «Человек на часах», Флягин герой повести «Очарованный странник», Левша- герой одноименного рассказа.

    Вопрос: Скажите, о чем заставил вас задуматься этот рассказ? Что взволновало, какие чувства вызвало?


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Презентация к уроку литературы, 10 класс, тема "М.Ю.Лермонтов"Проснешься ль ты опять, осмеянный пророк?"

    Данная презентация содержит вопросы для анализа стихотворения "Пророк", аудиозапись стихотворения....

    урок литературы 6 класс тема: "Особенности тургеневского повествования" ( по рассказу И. С. Тургенева "Бирюк")

    Разработка урока литературы в 6 классе по творчеству И. С. Тургенева. Материал доступен для школьников и учителей. Урок разработан с учетом современных педагогических технологий....

    Конспект урока литературы 6 класс "Анализ стихотворения А.С.Пушкина "Зимнее Утро""

    В материале содержится конспект урока литературы 6 класс ,включающий анализ стихотворения АюС.Пушкина "Зимнее утро"...

    Урок литературы 6 класс. Тема урока: Сатирические и юмористические рассказы А.П. Чехова. "Толстый и тонкий": социальное неравенство, чинопочитание, угодливость в рассказе. Приемы создания характеров персонажей

    Урок литературы 6 класс. Тема урока: Сатирические и юмористические рассказы А.П. Чехова. "Толстый и тонкий": социальное неравенство, чинопочитание,  угодливость в рассказе. На данном уроке: ...

    Конспект урока литературы 11 класс. Тема: «Тревожная совесть Владимира Тендрякова» (по рассказу «Хлеб для собаки»)

    Цели:-способствовать пониманию историко-философского смысла рассказа;-воспитывать чувство ответственности за свои действия, быть внимательным по отношению к любому живому существу, прислушиватьс...

    Конспект урока литературы 5 класс Тема: «Урок памяти. Они сражались за Родину.»

    Конспект урока литературы 5 класс Тема: «Урок памяти. Они сражались за Родину.»...