Материалы к урокам
презентация к уроку по литературе

Презентации и задания к урокам литературы

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Лирика Н.А. Некрасова

Слайд 3

Периоды творчества Н.А. Некрасова

Слайд 4

Особенности поэзии Н.А. Некрасова открыла читателям духовный мир русского крестьянина, его нужды и страдания, стремления; новые герои новая речь - грубая, неблагозвучная, повседневная; полифонизм : голоса автора и героев сливаются; социальна : отражает вопросы общества, устройства человеческих отношений; говорит о повседневных непоэтических явлениях; интонация живой речи влияет на характер стиха, его ритмику трехсложные рифмы.

Слайд 5

Основные темы и мотивы лирики Н.А. Некрасова стихи о тяжелой судьбе крестьян, городской бедноты, женской доле (" Орина , мать солдатская", "В полном разгаре страда деревенская ... " и др.) лирические стихи о любви, о сложных взаимоотношениях любящих людей ("Ты всегда хороша несравненно...", "Мы с тобой - бестолковые люди ... " и др.) стихи о поэзии, о сложном противоречии между поэтическим призванием и общественным долгом (" Блажен незлобивый поэт...", "Поэт и гражданин" и др.) стихи, посвященные товарищам по борьбе, революционным настроениям (" На смерть Шевченко", "Белинский" и др.)

Слайд 6

Основные темы и мотивы лирики Н.А. Некрасова стихи о России, о высоком общественном назначении русского человека ("Что ни год - уменьшаются силы...", "Саша" и др.) недовольство собой, рефлексия ("Рыцарь на час" и т.д.) с атира ("Современная ода" и т.д.) пейзажная лирика ("Несжатая полоса", "Зеленый шум" и т.д.)

Слайд 7

Вершины поэтического творчества Н.А. Некрасова 1867-1877 гг. поэмы о декабристах ("Дедушка", "Русские женщины"), сатирические поэмы ("Недавнее время", "Современники"), поэма "Кому на Руси жить хорошо?"; элегические произведения ("Душно без счастья и воли...", "Три элегии", "Уныние", "Утро", "Элегия"); лирический цикл "Последние песни" (1876-1877 гг.) ("Сеятелям", "Скоро стану добычею тленья...", "Зине", "О муза! я у двери гроба!..")

Слайд 10

Тема народа

Слайд 12

Тема Родины Центральная тема творчества Н.А. Некрасова. Не небесам чужой отчизны – Я песни Родине слагал, Программное стихотворение – «Родина» (долго было под запретом): Выражение ненависти к дворянскому усадебному быту; Грудь стесняют «злоба и хандра» , т.к. в памяти возникают картины «бесплодной и пустой» жизни отцов: И вот они опять, знакомые места, Где жизнь отцов моих, бесплодна и пуста, Текла среди пиров, бессмысленного чванства, Разврата грязного и мелкого тиранства;

Слайд 13

Тема Родины

Слайд 14

«Родина» В основе стихотворения лежит конфликт между лирическим героем и поместно-дворянским миром. Автор не жалеет красок, чтобы показать ненависть лирического героя к дворянскому усадебному быту. Лирический герой Некрасова – человек, размышляющий о прошлой жизни родового имения, о горестной судьбе своей матери, сестры и о своей собственной судьбе. Главная тема стихотворения «Родина» – тема деспотизма и угнетения, выходящая далеко за рамки семейной хроники. Главная сюжетно-тематическая ситуация стиха – «возвращение на родину».

Слайд 15

Любовная лирика

Слайд 16

Любовная лирика Любовная лирика – во многом лирический дневник Н.А. Некрасова, в котором он поведал о самых сокровенных сердечных переживаниях. Нет ничего романтического, но именно « заземлённость » придавала его стихам особый драматизм, в них отчётливо проступала проза жизни. Почти все любовные признания были посвящены его единственной музе – Авдотье Яковлевне Панаевой. « Панаевский цикл»

Слайд 17

« Панаевский цикл» мотивы ссоры («Если, мучимый страстью мятежной...», «Мы с тобой бестолковые люди...»); расставания, разлуки («Так это шутка? Милая моя...», «Прощание») или их предчувствия («Я не люблю иронии твоей...»); воспоминания («Да, наша жизнь текла мятежно...», «Давно — отвергнутый тобою...»); писем («Сожжённые письма») и др. « Панаевским » стихам присуща некоторая парность (ср., например, «Тяжёлый год — сломил меня недуг...» и «Тяжёлый крест достался мне на долю...», «Прости» и «Прощание»).

Слайд 18

Тема поэта и поэзии

Слайд 19

Тема поэта и поэзии Все стихотворения этой тематики объединены идеей служения народу. Стихотворения стали призывом поэта к своим коллегам писать о насущном, свободе, равенстве, справедливости и необходимости политических реформ.

Слайд 20

Тема поэта и поэзии

Слайд 21

Тема поэта и поэзии

Слайд 22

Тема идеала общественного деятеля Идеал – человек, пронизанный беспредельной любовью к родине, способный отдать во имя нее жизнь . В поэтических раздумьях поэта о друзьях народа запечатлены черты положительных героев, лучших людей времени и неповторимые индивидуальные портреты Добролюбова и Белинского.

Слайд 25

Наизусть Н.А. Некрасов Муза (Нет, Музы ласково поющей и прекрасной) - половина В полном разгаре страда деревенская Несжатая полоса Забытая деревня Элегия - половина Размышления у парадного подъезда ( с начала – до «…с непокрытыми шли головами»; от «А владелец роскошных палат» до «…возвеличенный громкой хвалой!»; от «Впрочем, что ж мы такую особу…» и до конца)


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Максим Горький ( Алексей Максимович Пешков) (1868 – 1936) Прозаик, публицист , основоположник социалистического реализма

Слайд 2

Родился 16 (28) марта 1868 года в Нижнем Новгороде в мещанской семье. в 3 года лишился отца, в 11 лет – матери; воспитывался в семье деда Василия Каширина. «Домик Каширина»

Слайд 3

Лето 1884 года - едет в Казань, надеясь поступить в Казанский университет; но не хватило денег. Активное участие в студенческих кружках, увлечение революционными идеями, конфликты с полицией. Казанский университет

Слайд 4

Трудовая жизнь Горького началась с 11 лет, после окончания ремесленного училища. «Ранние лишения, странствия по Руси преподали хорошее знание жизни и внушили мечты о переустройстве мира».

Слайд 5

Начало литературной деятельности Горький начинал как провинциальный газетчик. В 1892 году в тифлисской газете «Кавказ» появился рассказ «Макар Чудра» под псевдонимом - М.Горький. 1895 год опубликовался в популярном журнале «Русское богатство»: «Старуха Изергиль», «Песня о Соколе».

Слайд 6

1897 – 1898 - работает в газете «Нижегородский листок». 1898 – «Очерки и рассказы» (книга вышла в Петербурге и имела огромный успех) 1899 – повесть «Фома Гордеев»

Слайд 7

С 1901года М. Горький – глава издательства «Знание». 1902 году избран в почетные академики Императорской Академии наук по разряду изящной словесности (звание аннулировано правительством).

Слайд 8

Вершина раннего творчества – пьеса «На дне» (постановка Станиславского).

Слайд 9

1905 год: вступает в РСДРП; активно сотрудничает с большевиками. знакомится с Лениным.

Слайд 10

1906 г. – 1913 г. – эмиграция на Капри. после объявления политической амнистии возвращается в Россию, в Петербург.

Слайд 11

Творчество Повесть «Исповедь» (1908) Роман «Мать», повесть «Городок Окуров» (1909) Повесть «Детство» (1913-1914) «Сказки об Италии» (1913)

Слайд 12

В 1913-1921 г.г. вместе с Ладыжниковым и Тихоновым организует издательство «Парус» , издает журнал «Летопись», в 1917 г. – газету «Новая жизнь» Первая мировая война тяжело отразилась на душевном состоянии Горького. Как же мы потом жить будем? Что нам этот ужас принесет? Что теперь от ненависти к людям Душу мою спасет? М.Горький, 1914

Слайд 13

Творчество 1916 - «В людях», 1923 – «Мои университеты» Цикл рассказов «По Руси» (1912-1917)

Слайд 14

Февральскую и Октябрьскую революции 1917 года Горький воспринимает неоднозначно. « Русский народ заплатит за это озерами крови…» 1918

Слайд 15

Вторая эмиграция в Италию (1921 – 1928) «Рассказы 1922 – 1924 годов» Роман «Дело Артамоновых» (1925) «Жизнь Клима Самгина» (1925 – 1936) «Литературные портреты» о Короленко, Чехове и др. Сорренто

Слайд 16

1928, 1933 – возвращение в СССР. «У НИХ – очень большие цели. И это оправдывает для меня все». (М.Горький) ведет широкую общественно-литературную деятельность, создает новые журналы, возглавляет Союз писателей СССР (1934)

Слайд 17

Последние годы жизни Горького С одной стороны, благоволение властей, «дружба» со Сталиным, высокая награда (орден Ленина, 1932); с другой – тщательный контроль за перепиской, контактами, поездками. М. Горький умер 18 июня 1936 года.

Слайд 18

Драматургия был продолжателем лучших традиций классической драматургии; обогатил русскую драматургию; утвердил в драматургии новый тип общественно-политической драмы; его новаторство проявилось и в выборе драматического конфликта и в методе изображения действительности.

Слайд 19

Романтический пафос ранних рассказов Горького Борьба за определенность и действенность идеалов. Мерило ценности человеческой личности - способность действовать во имя человека. Драматическая судьба героев. Идея самопожертвования. Тема подвига в жизни человека.

Слайд 20

«Горький остался всем сердцем связанным с судьбой угнетенных и борющихся за освобождение. Это сохранило ему творческие силы и обеспечило бессмертие его произведениям. Горький расширил область литературного творчества, открыл новые пути и перспективы для мировой литературы. Он дал новые темы и нового читателя. Горький первый ввел в литературу, в качестве героев ее, представителей того класса, который до того в литературе представлен не был». Г. Манн


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Основные темы и мотивы лирики М.Ю. Лермонтова Заболотский П.Е. Портрет поэта М. Ю. Лермонтова. 1837. Из коллекции Третьяковской галереи.

Слайд 2

Блиц-опрос О чем говорят эти даты? 1814г. 1832 г. 1837 г. 1840 г. 1841 г. Какие факты из биографии поэта говорят о том, что он талантливый и трудолюбивый человек? Какие поступки Лермонтова говорят о его гражданской смелости? Почему судьба молодого поэта оказалась столь же трагичной, как и судьба Пушкина?

Слайд 3

Детство Лермонтов родился в Москве в ночь со 2 на 3 октября 1814г . Детские годы будущего поэта с марта 1815 г. прошли в с. Тарханы. Мария Михайловна Лермонтова, мать поэта. Неизвестный художник. 1810-е Юрий Петрович Лермонтов, отец поэта. Неизвестный художник. 1810-е Получил домашнее образование.

Слайд 4

1832 год. Начало службы в 1832 переезжает в Петербург и поступает в Школу гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров; в 1834 выпущен корнетом Лейб-гвардии гусарского полка.

Слайд 5

"Смерть поэта" (1837) 18 февраля был арестован и вскоре переведен прапорщиком в Нижегородский драгунский полк на Кавказ. 1837 год. Первая ссылка

Слайд 6

1840 год. Вторая ссылка В 1840 году выходит первый сборник стихов. Дуэль Лермонтова с сыном французского посла Э. де Барантом (февраль 1840) привела к аресту и переводу в Тенгинский пехотный полк.

Слайд 7

Дуэль состоялась 15 июля 1841 года между шестью и семью часами вечера. Памятник на месте дуэли Лермонтова Автор - скульптор Б. М. Микешин. 1841 год. Смерть поэта

Слайд 8

Периоды творчества 1828-1836 гг. – ранняя лирика : гражданские мотивы, свободолюбивые настроения; мотивы тоски, подавленности, уныния; влияние романтических настроений Байрона. 1837-1841 гг. - зрелая лирика: размышления о судьбе своего поколения; тема трагической любви; философское осмысление поэтического призвания и высокого предназначения поэзии.

Слайд 9

Вольнолюбивая лирика «Парус», «Узник», «Пленный рыцарь» и т.д. жажда свободы, вольности, борьбы; противопоставляет тирании свободу; лирический герой, неудовлетворенный жизнью, мечтающий о настоящей деятель­ности.

Слайд 10

Любовная лирика "Нищий", "Нет, не тебя так пылко я люблю ...", "Расстались мы, но твой портрет..." и т.д. поэт безнадежно одинок; любовь приносит не радость и счастье, а грусть и страдания; проникают социально-философские обобщения о месте человека в мире.

Слайд 11

Тема Родины "Прощай, немытая Россия...", "Смерть поэта", "Дума", "Бородино", "Родина" и т.д. критика самодержавия и светского общества; осмысление судьбы своего поколения; положение народа и Родины; «немытая Россия», «страна рабов, страна господ».

Слайд 12

Тема поэта и поэзии "Я жить хочу! хочу печали...", "Не обвиняй меня, Всесильный...", "Поэт", "Пророк" и т.д. трудность поэтического призвания и высокое предназначение поэзии; трагическая судьба человека и поэта в бездуховном мире.

Слайд 13

Философская лирика "В минуту жизни трудную...", "И скучно и грустно", "Горные вершины", "Утес", "Листок", "Когда волнуется желтеющая нива..." и т.д. разочарование, одиночество, поиск гармонии в отношениях с окружающим миром ; неверие в бессмертие и человеческую память; стремление к космическому, вселенскому мироощущению.

Слайд 14

Домашнее задание Мини-сочинение. Тема на выбор: «Мое любимое стихотворение Лермонтова» (кратко об истории написания, тема, идея, особенности, чем нравится). «Причины трагического мироощущения Лермонтова» (на примере его жизни и творчества).


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

История создания 1847 г. – замысел романа 1849 г. – публикация главы «Сон Обломова» 1859 г. – напечатан весь роман

Слайд 3

«Обломов и обломовщина... облетели всю Россию и сделались словами, навсегда укоренившимися в нашей речи» (А.В. Дружинин). «Мне кажется, у меня, очень зоркого и впечатлительного мальчика, уже тогда, при виде всех этих фигур, этого беззаботного житья-бытья, безделья и лежания, и зародилось неясное представление об „обломовщине“ (И.А. Гончаров)

Слайд 4

Точки зрения на Обломова «совершенно инертный» и «апатичный» барин, символ косности крепостнической России. Добролюбов «Что такое обломовщина» (1859) «самостоятельная и чистая», «нежная и любящая натура», далекая от модных веяний и сохранившая верность главным ценностям бытия

Слайд 5

Главная тема романа – судьба поколения, ищущего своё место в обществе, истории, но не сумевшего найти правильный путь. Идея - показать, как условия помещичьего быта и дворянского воспитания порождают в герое апатию, безволие, равнодушие. Писатель показал путь Обломова к осознанию своей никчёмности, к распаду личности. Я старался показать в «Обломове», как и отчего у нас люди превращаются прежде времени в …кисель – климат, среда захолустья, дремотная жизнь и ещё частные, индивидуальные у каждого обстоятельства И.А. Гончаров

Слайд 6

Поднимает вопросы: Подлинная дружба; Любовь; Гуманизм; Равноправие женщины; Настоящее счастье; Дворянский романтизм. В образе Обломова – блестяще совместил социальное обобщение с изображением индивидуализированной личности.

Слайд 7

ОСОБЕННОСТИ КОМПОЗИЦИИ ОБЛОМОВКА ВЫБОРГСКАЯ СТОРОНА ОБЛОМОВ ОБЛОМОВ ШТОЛЬЦ ОЛЬГА ОЛЬГА Агафья Матвеевна

Слайд 8

КОМПОЗИЦИЯ экспозиция – 1 часть и 2-е первые главы 2-ой части (описание Обломова и образа его жизни); завязка – 3-я и 4-ая главы 2-ой части (знакомство с Ольгой Ильинской); развитие действия – 6-ая – 11-ая главы 2-ой части; кульминация – 12-ая глава 3-ей части (объяснение в любви и разрыв); развязка – несостоятельность и банкротство Обломова; постпозиция – 4-ая часть (угасание Обломова); эпилог – 11-ая глава 4-ой части (смерть Обломова, судьба Захара, Штольца и Ольги).

Слайд 9

Действие основной части романа продолжается около восьми лет и относится к 40-м годам. Содержание же всего романа, если считать предысторию Обломова и эпилог, охватывает огромный период времени – около 37 лет. Это не только история целой жизни героя, но и целая эпоха русской истории. Для композиции романа характерно наличие двойной сюжетной линии, контрастность образов: Обломову противопоставлен Штольц, Ольге – Пшеницына, Захару – Анисья.

Слайд 10

Домашнее задание учебник Лебедева Ю.В./электронная версия: «Полнота и сложность характера Обломова» (с.19/18), «Андрей Штольц как антипод Оболмова» (с.22/21); подобрать материал для характеристики Обломова и Штольца; сон Обломова; начать заполнение таблицы.

Слайд 11

Рабочий лист критерии воспитание цель жизни содержание деятельности отношение к женщине семейная жизнь жизненная позиция Обломов. Штольц. Вывод. Ответ на проблемный вопрос. Штольц – антипод или двойник Обломова?



Предварительный просмотр:

Преступление Родиона Раскольникова

Работа в группах:

 1группа: Образ Родиона Раскольникова

1.Используя текст романа (цитаты), составьте характеристику Родиона Раскольникова:

  • внешность,
  • возраст,
  • образование,
  • история жизни,
  • отношение к жизни и людям,
  • черты характера.

2.Попробуйте составить опорную схему по данной теме, а также распределить черты характера главного героя на положительные и отрицательные. Обоснуйте свое мнение.

3.Сделайте вывод по образу героя.  

2 группа: Причины преступления

  1. Прочитайте часть 1, главы 1-6. Определите цели, заставившие Раскольникова совершить преступление.
  2. Распределите по нарастающей события, подталкивающие Раскольникова к принятию решения об убийстве старухи-процентщицы. Прокомментируйте их.
  3. Составьте таблицу или опорную схему «Мотивы преступления Родиона Раскольникова».
  4. Какие мотивы стали определяющими в решении героя пойти на убийство?
  5. Подготовьтесь к представлению результата своей работы. Не забывайте о цитатах.

3 группа: Хронология преступления

Как задумано и как реализовано преступление

  1. Перечитайте первую часть романа главы 1-7. Определите хронологию убийства (как оно было изначально задумано). А как было реализовано? Все ли удалось Раскольникову? Не забывайте о цитатах из текста.
  2. Зачем так подробно описаны подготовка к убийству и само убийство?
  3. Почему так много случайностей в истории преступления?
  4. Составьте таблицу или опорную схему. Подготовьтесь к ее представлению.

4 группа: Теория о делении людей на два разряда

Основываясь на данных ниже вопросах, составьте опорную схему по теме «Теория о делении людей на два разряда» (не забудьте о цитатах). Подготовьтесь к защите своей схемы.

  1. Как родилась у Раскольникова идея убийства и на чем она основана? (Ч. 1 гл. 6)
  2. Вспомните содержание статьи Раскольникова (ч. 3. гл.5). В чем суть теории "двух разрядов"? Что побудило героя создать такую теорию? Как монолог Разумихина помогать понять идею Раскольникова?
  • К какому выводу пришел герой, размышляя над историей?
  • В чем суть теории героя, в которую он верит?
  • К какому разряду людей принадлежит сам герой?
  1. Что несет обездоленным теория Раскольникова?



Предварительный просмотр:

Проверочная работа по жизни и творчеству Ф.М. Достоевского

Если вы согласны с высказыванием, то поставьте напротив номера высказывания – «+»,  если не согласны – «-».

Ответы располагайте по порядку в три столбца.

1

6

11

2

7

12

3

8

13

4

9

14

5

10

15

1. Ф.М. Достоевский родился в богатой семье.

2. Закончил словесное отделение Московского университета.

3. Учился в Петербургском военно-инженерном училище .

4. Первый роман – «Подросток».

5. Роман «Бедные люди» получил высокую оценку Некрасова и Белинского.

6. Был участником кружка М.В. Петрашевского.

7. Был арестован и приговорен к 15 годам каторги.

8. Самым ярким впечатлением по пути на каторгу была встреча в Тобольске с женами декабристов.

9. Чтобы не сойти с ума на каторге, находит выход в религии.

10. О каторге не упоминал ни в одном из своих произведений.

11. Входил в состав редакции журнала «Современник».

12. Придерживался западнических настроений.

13. Речь Достоевского на открытии памятника Пушкину имела огромный успех.

14. После каторги посвятил свою жизнь военной службе.

15. В 1861-1865 гг. издавал вместе с братом журнал «Время», а после его запрещения – журнала «Эпоха».

Если вы правильно выполнили задание, то при соединении положительных ответов вы получите фигуру.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема урока: дифференциация звуков “ш-ж” на материале темы урока. Работа над мелодико-интонационной стороной речи.

Тема урока: дифференциация   звуков “ш-ж” на материале темы  урока. Работа над мелодико-интонационной стороной речи.Цель урока: дифференцировать  звуки  ш-ж”. Учить учащихся г...

Презентация урока на тему:"Малая металлопластика". Материалы к уроку технологии в 5 классах.

Данная презентация имеет следующее содержание: 1. Введение в "Малую металлопластику." 2. Содержит операционно-технологическую карту. 3. Знакомит с инструментами и материалами. 4.  Даёт технологию...

Материалы к уроку "Категория состояния" Конспект урока

Урок "Категория состояния" разработан для учащихся 10 класса на основе рассказа К. Паустовского "Телеграмма"...

Урок-презентация для уч-ся 10-11 классов для любого УМК Рождество для всех, Материалы к уроку в 8 классе о творчестве Р.Дала "Разыскивается", Мониторинг знаний уч-ся 9 класса ( Листы контроля ) в рейтинговой системе оценки

Уроки разработаны  к УМК Миллениум , пособия помогают учителям разнообразить материал для чтения младших школьников и подготовиться к урокам-тестам...

"Как денди лондонский одет", или "Хвост сзади". История фрака по материалам русской литературы. Материалы к урокам в 9 классе.

Зарисовка по материалам книг об истории моды поможет лучше понять характеры и судьбы героев Пушкина и Грибоедова....

Разработки уроков и материалы к урокам информатики и ИКТ

Здесь размещен материал к урокам информатики и ИКТ...

Конспект урока по теме "Описательная структура "There is/there are" (имеется, находится, есть (стол диван)/имеются, находятся, есть (столы, диваны))" с вариативным дидактическим материалом на уроке английского языка в 5-ом классе.

Конспект урока по теме "Описательная структура "There is/there are" (имеется, находится, есть (стол диван)/имеются, находятся, есть (столы, диваны))" с вариативным дидактическим материалом на уроке ан...