Представление о сатире и юморе. И.А.Крылов "Свинья под Дубом"
методическая разработка по литературе (6 класс)

Умутбаева Ильмира Равильевна

Конспект урока по литературе для 6 класса по учебнику И.Н.Сухих. Тема: "Представление о сатире и юморе.И.А.Крылов "Свинья под Дубом". Конспект сопровождается презентацией, в которую включены видеоматериал (Ералаш № 217. "Жажда знаний") и аудиозапись басни "Свинья под Дубом". Для полноценного изучения материала прилагается рабочий лист.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Представление о сатире и юморе. И.А.Крылов  «Свинья под Дубом»

Цель:

1)Формировать представление о сатире и юморе на примере басен И.А Крылова;  

2)Понять мораль басни «Свинья под Дубом» и научиться узнавать пороки и недостатки, о которых идет речь

Задачи:

  1. Вспомнить творчество И.А.Крылова.
  2. Познакомиться с басней «Свинья под Дубом» и выразительно прочитать ее.
  3. Проанализировать басню.
  4. Понять разницу между юмором и сатирой, научиться их различать.

Планируемые результаты:

  • познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, свободная ориентация и восприятие текста художественного произведения, смысловое чтение;
  • личностные УУД: самоопределение, нравственно-этическая ориентация, способность к самооценке своих действий, поступков;
  • регулятивные УУД: целеполагание, планирование, саморегуляция, выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить;
  • коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, соблюдение правил речевого поведения, умение высказывать и обосновывать свою точку зрения.

Оборудование: Литература. Учебник для 6 класса под редакцией И.Н.Сухих.

АКТУАЛИЗАЦИЯ знаний:

-Здравствуйте, ребята. Предлагаю вам посмотреть интересный видеоролик.

Ералаш № 217. Жажда знаний.

Слайд 1.

Введение в тему:

- Вам понравилось? Было весело? Что вызвало вашу улыбку и смех? Над чем смеется автор этого сюжета? А вы можете назвать писателей и поэтов, чьи произведения заставляют нас смеяться? (Алиса в стране чудес Л.Кэролла, Малыш и Карслон Астрид Диндгрен и др.)

Слайд 3

-Вы, наверное, догадались, о  чем сегодня мы будем говорить. Об оттенках смеха.

Формулировка темы урока.

Тема урока: «Представление о юморе и сатире».

-Мы знакомы с творчеством И.А.Крылова. И уже говорили о том, что в своих баснях он высмеивает недостатки человека.

Сегодня мы познакомимся еще с одним его знаменитым творением – басней «Свинья под Дубом»

Запишите тему урока.

Слайд 4.

Определение цели и задач урока.

-Обратившись к теме,  давайте определим цели урока.

Что мы будем делать, чтобы добиться целей урока?

Дома вы повторили уже знакомые нам басни «Зеркало и Обезьяна»  и «Волк и Ягненок».

Давайте вспомним их. Кто выразительно прочтет басню «Зеркало и обезьяна»? Над чем смеется Крылов в этой басне? (Над глупостью,  самоуверенностью, самонадеянностью)

А теперь послушаем басню «Волк и Ягненок». Что высмеивается в ней?

Какова мораль басни? (Вседозволенность лиц власти имущих и бесправие простого народа)

Слайд 7. В какой из прослушанных басен  высмеиваются недостатки персонажа, а в какой-пороки общества? Какая из басен юмористическая, а какая - сатирическая?

(см.учебник стр.239)

Открытие новых знаний путем выполнения заданий

Слайд 8-9.

Создание синквейна со словами юмор и сатира

Слайд 10.

Знакомство с басней «Свинья под Дубом».

Анализ басни. Слайд 11. Заполнение рабочих листов (Приложение)

Сопоставление с пословицами

Подведение итогов.

Рефлексия.



Предварительный просмотр:

Приложение

И.А.Крылов. Басня «Свинья под Дубом»

Персонажи басни

                                       _________________________                                _______________________                               _________________________

                                       _________________________                               ________________________                             _________________________

                                       _________________________                                ________________________                             _________________________

                                       _________________________                                ________________________                             _________________________

                                       _________________________                                ________________________                              _________________________

                                      __________________________                               ________________________                             _________________________

                                                                                                   

                                                                                                  КОНФЛИКТ

                                      Невежество                                                                 Просвещение

                                  МОРАЛЬ:_________________________________________________________________________________________________

                                     ________________________________________________________________________________________________________

                                   Вывод:___________________________________________________________________________________________________

НЕВЕЖДА, -ы, м. и ж. Малообразованный человек, а также человек, несведущий в какой-н. области. (Словарь С.Ожегова)

НЕВЕЖА, -и, м. и ж. Грубый, невоспитанный человек. (Словарь С.Ожегова)


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Ералаш №217. «Жажда знаний»

Слайд 2

Иван Андреевич Крылов (1769-1844) « Люблю, где случай есть, пороки пощипать!..»

Слайд 3

Тема урока: Представление о сатире и юморе. И. А. Крылов. Басня «Свинья под Дубом».

Слайд 4

Цели урока: 1)формировать представление о сатире и юморе на примере басен И.А Крылова; 2)понять мораль басни «Свинья под Дубом » и научиться узнавать пороки и недостатки, о которых идет речь

Слайд 5

Зеркало и Обезьяна

Слайд 6

Волк и Ягнёнок «Как смеешь ты, наглец, нечистым рылом Здесь чистое мутить питье Мое С песком и с илом? За дерзость такову Я голову с тебя сорву».

Слайд 7

В какой из прослушанных басен высмеиваются недостатки персонажа, а в какой-пороки общества? Какая из басен юмористическая , а какая - сатирическая? (см. определения на стр.239 учебника)

Слайд 8

Задание: создать синквейны со словами ЮМОР и САТИРА ( см.учебник стр.239-240) 1 строка- одно существительное, выражающее тему синквейна ; 2 строка- два прилагательных, характеризующих данное понятие; 3 строка- три глагола, обозначающих действия в рамках заданной темы; 4 строка- предложение, раскрывающее суть темы; 5 строка-синоним ключевого слова

Слайд 9

Синквейн на тему «Юмор» Юмор ___________ , ______________ _________ , _________ , ___________ Высмеивает____________________ . _________________

Слайд 10

Свинья под Дубом

Слайд 11

Вопросы и задания: Назовите персонажей басни «Свинья под Дубом ». Какое отношение вызвали у вас они? Какими качествами наделил героев басни И.А.Крылов ? Какие художественные средства использованы в описании Свиньи? Между какими героями происходит конфликт? В чем он заключается? Какова мораль этой басни? Чему она учит?

Слайд 12

Подберите пословицы, отображающие мораль басни

Слайд 13

Домашнее задание: Выучить наизусть басню И.А.Крылова «Свинья под Дубом». Письменно ответить на вопрос: « В какой жизненной ситуации можно использовать мораль басни «Свинья под Дубом»»?

Слайд 14

Н.В.Гоголь сказал о творчестве баснописца: «Басни И.А.Крылова – это книга мудрости самого народа». А какие знания вы приобрели сегодня ? Что бы вы могли записать в свою книгу мудрости?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Учись у них - у дуба, у березы..." Готовимся к ГИА: пишем сочинение

Перед Вами - конспект урока по русскому языку в 8 классе, главной целью которого является подготовка к ГИА - обучение написанию сочинений (творческих элементов). Подробно расписаны этапы работы, шаги ...

Урок литературы в 5 классе «Басня И.А.Крылова «Свинья под Дубом». Аллегория и мораль».

Концепция урока - выяснить идейный смысл, показать специфику и особенности произведения. Урок направлен на приобщение учащихся к богатствам отечественной литературы; в содержание урока включено рассм...

К изучению творчества А.А.Фета.Литературно-музыкальная композиция:"Учись у них:у дуба,у берёзы..."

Данная литературно-музыкальная композиция посвящена одному из замечательных поэтов "чистого искусства" - А.А.Фету. Приводятся не только интересные факты из жизни поэта, но и передаются основные этапы ...

И.А.Крылов. Жанр басни в творчестве Крылова. Басня «Свинья под дубом».

-знакомство с биографией И.Крылова;-знакомство с жанровыми признаками на примере басни «Свинья под дубом»...

Представление о сатире и юморе. И.А.Крылова "Свинья под Дубом"

Конспект урока по литературе для 6 класса по учебнику И.Н.Сухих. Тема: "Представление о сатире и юморе.И.А.Крылов "Свинья под Дубом". Конспект сопровождается презентацией, в которую вкл...

Урок литературы "М.А.Булгаков Жизнь и творчество. «Собачье сердце» как социально-философская сатира на современное общество. История создания и судьба повести. Система образов повести. Сатира на общество шариковых и швондеров"

Цели:1. Познакомить с жизнью и творчеством М. Булгакова.2. Обзор повести М. Булгакова «Собачье сердце».3.Учить анализировать произведение, доказывать своё собственное мнение, создавать ист...